проект"Первоцветы-ключики весны"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Материал по предмету окружающий мир. Проект направлен на изучение весенних цветов-первоцветов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc.doc | 262.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность темы
Спешат в апрельский лес люди. Каждому хочется полюбоваться посланцами весны – первоцветами. И многие возвращаются не с пустыми руками, а с большими букетами весенних цветов. Но не все знают, что существуют определенные правила поведения в апрельском лесу, которые записаны в «Красной книге». Лет 30 назад в наших лесах было много белоснежных подснежников. А теперь их найти очень трудно, обычно они встречаются случайно, потому, что стали жертвой своей красоты. Сейчас они находятся под охраной закона. В апрельском лесу полно лиловых хохлаток. Растут прямо целыми живыми букетами. Кажется, что их-то можно нарвать. Но и хохлатки тоже под охраной закона. Попали в «красную книгу» медуница, ветреница дубравная, ветреница лесная, первоцвет лекарственный, сон-трава, печеночница благородная, пролеска двулистная.
Академик В.Н. Сукачев, изучая флору нашего края, описал 40 видов первоцветов. Сейчас половины из них мы уже не досчитываемся. Не рвите первоцветы! Сохранить красоту лесов - наша общая задача. С этим лозунгом мы и решили заняться исследовательской работой по сохранению первоцветов.
Пришла весна, растаял снег,
Цветы лучами бьются.
Вдруг расцветает первоцвет -
Нам в лето б окунуться!
Но нет прекраснее цветов,
Чем первоцветы эти.
Они нам дарят смех, любовь,
И солнца луч, и ветер.
Цветы красивы, как всегда,
Как спектры ярких красок.
Природу нужно охранять,
Чтоб с ними не расстаться!
Подснежник, крокус и нарцисс,
Тюльпан, мимоза, ландыш -
Все это первые цветы,
А с ними - все таланты.
Они нам дарят вдохновенье,
Прекрасный блеск их лепестков,
Необычайное виденье
И тонкий аромат цветов.
А мы должны любить природу,
Оберегать и защищать,
Тогда все эти первоцветы
Нас будут радовать опять.
Следить за чистотой Планеты,
За красотой родной Земли,
И все цветы на этом Свете
Нам смогут счастье подарить
Цель нашего проекта
Всесторонне изучить растения, зацветающие ранней весной, внести свой вклад в спасение редких растений;
Объект исследования
Растения, зацветающие ранней весной на территории нашего района.
Задачи:
1.Ознакомление с разнообразием видов первоцветов;
2. Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.
3. Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
4. Воспитание гуманного отношения к природе.
Гипотеза:
Если я изучу особенности первоцветов и выявлю уникальность этих растений, то найду пути их сохранения.
Методы исследования
– анализ научной литературы;
– наблюдение;
– работа в мини группах по изучению многообразия первоцветов;
– сравнение полученных результатов.
Ожидаемый результат: узнаю полезные сведения о первоцветах нашей местности; объединение одной идеей – как защитить редкие виды растений родного края.
Практическая значимость проекта:
- смогу внести свой вклад в спасение редких растений и пропаганды защиты;
Этапы работы над проектом
- Выбор темы
- Сбор, систематизация и хранение информации
- Выбор проектов
- Реализация проектов
- Презентация (защита проектов)
Сбор, систематизация и хранение информации
Мы разделились на сектора
а) Паутинка темы
Литература География
Технология
Матрица проекта
Название этапов проекта | Конечный продукт | Действия | Источники информации |
Подготовительный этап | создать виртуальный гербарий; выпустить листовку «Охраняйте первоцветы!»;создать буклет «Первоцветы окрестностей с.Бакшеево» | Поиск информации о первоцветах | Книги, энциклопедии, интернет |
Практический этап | осуществить практическую работу по охране первоцветов (расклеить листовки, провести беседы по охране первоцветов, произвести фотосъемку первоцветов | Создание листовок по охране первоцветов, сочинение загадок, стихов о первых весенних цветах | Интернет |
Подведение итогов | Коллаж «Сохраним первоцветы!» Презентация | Подготовка материалов презентации | Интернет |
Географы
1.Определили и дали подробное описание каждому весеннему цветку;
2.Рассказали, где искать первые весенние цветы?
Весной распускаются первые весенние цветы. Подснежники, нет, их точнее назвать «надснежники». Ведь появляются они на веточках деревьев и кустарников, высоко над землёй.
Задолго до распускания листьев, когда в лесу в тени порой ещё держится снег, зацветает ольха. Цветочки её такие маленькие, что и не разглядишь. Но они собраны в серёжки. А серёжек бывает много. Налетит ветерок, и ольха запылит. Целое жёлтое облако поднимется над деревом. Это стряхнулась цветочная пыльца. Но налетит новый порыв ветра, и опять запылило дерево. Облачка пыльцы поднимаются при каждом лёгком дуновении ветерка. Орешник тоже цветёт до распускания листьев.
3. Объяснили, почему первоцветам не холодно?
Конечно, холодно! И они, как могут, от холода защищаются. Например, у медуницы листья покрыты особыми волосками, оттого кажутся шероховатыми. Волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних холодов.
У прострела длинные шелковистые волоски покрывают стебелёк, листики и наружную сторону цветка. Поэтому прострел напоминает мохнатого зверька. А цветок прострела, пережидая холода, долго не раскрывается и опущен вниз. На ночь закрываются и опускают свои белые головки, спасаясь от холода, ветреницы.
4. Познакомили с первоцветами.
Медуница неясная
Соцветия медуницы формируются еще под снегом. Сразу же после хода снега появляются ее короткие стебельки с яркими заметными цветками.
B том же стебельке одни цветки темно-розовые, другие - васильково-синие. Если присмотреться внимательно, то можно заметить, что розовую окраску имеют бутоны более молодые цветки, а синюю - более старые, отцветающие. Каждый цветок на протяжении своей жизни меняет окраску.
Название свое медуница получила за высокое содержание нектара в своих цветках. Это один из наших самых ранних медоносов. Лекарства из нее помогают при воспалениях и снижают раздражение дыхательных путей при кашле.
Чистяк весенний
За лето вся надземная часть его отмирает, а в почве остается шишковидно-утолщенные клубневидные корни. В средние века, во времена войн, голода и неурожая их даже употребляли в пищу. Молодые весенние растения (до начала цветения) содержат довольно много витамина "С" и поэтому их можно использовать как приправу к весеннему салату. Тем не менее, чистяк, как и другие представители семейства Лютиковых, является ядовитым растением. Если молодой чистяк еще пригоден в пищу, то позднее, с началом цветения, он приобретает горьковатый вкус и становится ядовитым. Однако бобры, например, охотно поедают чистяк без вреда для себя.
Подснежники
Ранней весной в наших лесах и полях появляются подснежники. Эти изящные белые цветы. Они зацветают, когда тает снег и ласково светит весеннее солнце. У цветка есть и другое название – латинское – «галантус», в переводе значит «молочный цветок». Вероятно, такое название появилось из-за того, что цветы подснежника напоминают капли молока.
Всем знакомо скромное невысокое растение, которое первым оживает после зимы в наших садах и лесах. Сначала выпускает пару линейных листьев и вскоре зацветает поникающими белыми колокольчиками. Ему не страшны ни снег, ни зимние морозы, ни весенние заморозки. И вот уже множество белых колокольчиков украшают первые проталины. И это верный знак - весна совсем близко!
Подснежники любят полутень и малотребовательны к почвам. Они зимостойки и даже предпочитают зоны с минусовыми температурами зимой, хотя бы на непродолжительное время. Два важных условия для успешного цветения подснежников - обилие влаги и хотя бы несколько часов света в весенний период. Чем холоднее погода, тем дольше продолжается цветение подснежников. Подснежник – это лекарственное растение, занесённое в красную книгу.
Подведение итогов проекта
Оказываются первые цветы, радующие нас, исчезают. Их становится всё меньше и меньше. И происходит это во многом по вине человека. Проблема охраны окружающей среды, бережного отношения к растениям и животным, населяющим нашу планету – одна из важнейших. Первоцветы очень красивы. Они и привлекательны, потому что это первые цветущие растения. Мимо нельзя пройти и не заметить, уж очень яркие, необыкновенно насыщенные цвета у первоцветов. Поэтому люди рвут букетики, а иногда и целые охапки и приносят их домой, не задумываясь порой, что жизнь букетика всего 2-3 дня, и что в природе эти цветы радовали бы нас 2-3 недели. Люди рвут, много вытаптывают, уничтожают луковицы первоцветов, и их становится все меньше на Земле. Для сохранения первоцветов мы учащиеся Долматовской ООШ №16 ведем пропагандистскую работу, изготавливаем и развешиваем листовки, призывающие беречь и сохранять первоцветы, проводим природоохранные мероприятия в школе, рассказываем учащимся о первоцветах, призываем не рвать букеты, а любоваться первоцветами в природе, ведем наблюдения за первоцветами, учитываем места их произрастания, проводим исследования.
Самооценка успешности ученика в коллективной работе
Действия | Савин Алексей | Пустовалова Ульяна | Можаев Геннадий | Шишкова Виктория | Календарёва Полина | |
1. | Искать информацию в сети Интернет | + | + | + | + | + |
2. | Искать информацию в книгах и энциклопедиях | + | + | + | + | + |
3. | Вести наблюдения | + | + | + | + | + |
4. | Пользоваться цифровым фотоаппаратом | + | + | + | + | + |
5. | Создавать презентацию | + | + | + | + | + |
6. | Обсуждать результаты работы с одноклассниками | + | + | + | + | + |
7. | Задавать вопросы, когда возникают трудности | + | + | + | + | + |
8. | Просить помощи, когда возникают трудности | + | + | + | + | + |
9. | Помогать товарищу, когда он просит об этом | + | + | + | + | + |
10. | Радоваться успеху товарища | + | + | + | + | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект совместной деятельности детей и взрослых по решению пноблемы и задач интегративного игрового проекта "мы ждём весну"
Злой Кощей украл Весну и спрятал её в темнице. Чтобы спасти Весну ,нужно выполнить задания Кощея. В первой части занятия выполняются задания по математике, во второй части- по ручному труду. Занятие я...
Творческий проект. Тема: Топиарий "Весна".
Топиарий с цветами в технике "квиллинг"....
Проект: "Весна идет-весне дорогу!
Конструирование из бросового материла - это отличный способ показать детям, как можно из уже отработанных вещей, создать что-то новое и интересное....
Семейный экологический проект "Ласточка с весною в сени к нам летит"
В ходе выполнения работы мы узнали много нового о жизни ласточек. Работа способствует воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней, расширению кругозора учащихся. Работа будет интересна и пед...
Урок-творческий проект по литературному чтению "Весна идёт-весне дорогу"
В ходе данного урока учащиеся создают мини-ппроект о весенних месяцах...
Учебный проект "Пришла победная весна..."
Учебный проект "Пришла победная весна..." - краткосрочный, творческий, метапредметный – ИЗО, технология, литературное чтение, окружающий мир. Планируемые результаты: • понима...
Технологичекая карта урока литературы по теме Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!». Весна, весна красная...
Технологическая карта урока по теме Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!». Весна, весна красная...Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цели урока: познакомить учащих...