Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист"
календарно-тематическое планирование на тему
Программа модифицированная. Обработана для проведения кружка в моем классе.
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Юный натуралист» биолого-экологической направленности является модифицированной. Включена в план внеурочной деятельности в учебном плане школы. 2 часа в неделю, 34 учебных недели, 68 часов за год. Разработана на основе программы «Юный натуралист» авторы: Александрова М.В., Оскирко С.А., Загуменная О.В..
Возраст учащихся 7-11 лет.
Люди всегда стремятся к прекрасному. Без красоты человечество не проживет. Красота спасет мир (А. Достоевский). Но в свою очередь в современных условиях мир должен спасти красоту. Каждый житель земли должен глубоко сознавать, что растения и природа – это не органическое тело человека, и надо поддерживать это “тело” в чистоте, красоте и здравии. В наше стремительное время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к родному краю, формирование эстетического вкуса. В этом видим главную педагогическую целесообразность внеурочной деятельности учащихся. Изучение основ научных знаний о живой природе в современной школе приобретает особенно важное значение. Школа обязана готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе. Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность природы.
Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. А также Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.
Педагогическая целесообразность:
- Овладение учащимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями
- Формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_naturalist.docx | 36.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя общеобразовательная школа № 59
имени Героя Советского Союза М.Е. Родионова»
Рассмотрено: Утверждаю:
Решение педсовета директор МБОУ СОШ №59
Протокол№___ ______Н.П.Серебрякова
«__»___________2014г. «__» _________2014г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юный натуралист»
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 7-11 лет
2014-2015 уч.год
Программу составил:
Смирнова Наталья Сергеевна,
педагог дополнительного образования
г.АРХАНГЕЛЬСК
2014
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Юный натуралист» биолого-экологической направленности является модифицированной. Включена в план внеурочной деятельности в учебном плане школы. 2 часа в неделю, 34 учебных недели, 68 часов за год. Разработана на основе программы «Юный натуралист» авторы: Александрова М.В., Оскирко С.А., Загуменная О.В..
Возраст учащихся 7-11 лет.
Люди всегда стремятся к прекрасному. Без красоты человечество не проживет. Красота спасет мир (А. Достоевский). Но в свою очередь в современных условиях мир должен спасти красоту. Каждый житель земли должен глубоко сознавать, что растения и природа – это не органическое тело человека, и надо поддерживать это “тело” в чистоте, красоте и здравии. В наше стремительное время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к родному краю, формирование эстетического вкуса. В этом видим главную педагогическую целесообразность внеурочной деятельности учащихся. Изучение основ научных знаний о живой природе в современной школе приобретает особенно важное значение. Школа обязана готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе. Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность природы.
Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. А также Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.
Педагогическая целесообразность:
- Овладение учащимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями
- Формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры
Виды деятельности учащихся.
- Работа с научно-популярной литературой;
- Выращивание и уход за растениями;
- Содержание животных;
- Наблюдение и постановка опытов;
- Охрана зеленых насаждений, птиц;
- Участие в работе «зеленый патруль»;
- Помощь животным, попавшим в беду;
- Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.
Формы итогового отчета.
- Сообщения о результатах своих наблюдений;
- Выставка рисунков;
- Викторины;
- Конкурсы;
- Вечера;
- Оформление наглядных пособий;
- Проведение массовых мероприятий.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу, количество часов в неделю 2 часа, 68 часов в год.
Прогнозируемые результаты.
Реализация программы может способствовать развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира;
об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Раскроет перед юннатами деятельность нашего народа по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств.
Критерии эффективности курса.
Теоретическая часть.
- Знание основных понятий материала курса;
- Умение пользоваться и содержать в порядке оборудование, инвентарь, инструменты;
- Знание правил техники безопасности при работе с острым инструментом и сельскохозяйственным инвентарем.
Практическая часть.
- Умение ухаживать за комнатными растениями, животными;
- Умение изготовить наглядные пособия;
- Умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения в природе.
Перечень разделов и тем.
Темы | Общее кол-во часов | Теоретические | Практические | |
1.Введение | 1 | 1 | ||
2.Среда обитания | 11 | 8 | 3 | |
3.Жизнь животных. | 12 | 10 | 2 | |
4.Реки и озера | 12 | 9 | 3 | |
5.Человек и животные | 16 | 11 | 5 | |
6.Сельскохозяйственный труд. | 16 | 8 | 8 | |
ИТОГО | 68 | 47 | 21 |
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Планируемые результаты | |||
теория | практика | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | ||
Введение (1 час) | 1 | Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель). Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности Познавательные:(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме; (логические) анализ объектов с целью выделения признаков. Личностные: принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности. Ориентация на моральные нормы и их выполнение. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Поиск и выделение необходимой информации. | Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя. Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя. Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. | Адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные и познаватель- ные мотивы, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) установление причинно-следственных связей. | ||
1 | Вводное занятие. Жизнь на Земле | 1 | ||||
1. Среда обитания (11 часов) | 8 | 3 | ||||
2 | Времена года на Земле | 1 | ||||
3 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | 1 | ||||
4 | Изменения окружающей среды | 1 | ||||
5 | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | 1 | ||||
6 | Условия жизни растений | 1 | ||||
7 | Растения саванн и степей | 1 | ||||
8 | Растения пустынь и полупустынь | 1 | ||||
9 | Растения тайги | 1 | ||||
10 | Растения тропических лесов | 1 | ||||
11 | Природные зоны | 1 | ||||
12 | Экологический проект «Растения наши друзья» | 1 | ||||
2. Жизнь животных (12часов) | 10 | 2 | ||||
13 | Динозавры – вымерший вид животных | 1 | ||||
14 | Животные, какие они? | 1 | ||||
15-16 | Хищники. | 2 | ||||
17-18 | Травоядные. | 2 | ||||
19 | Падальщики. | 1 | ||||
20- 21 | Взаимоотношения в животном мире. | 2 | ||||
22 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | 1 | ||||
23 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 | ||||
24 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | 1 | ||||
3. Реки и озера (12 часов) | 9 | 3 | ||||
25 | Реки и озера | 1 | ||||
26 | Получение кислорода под водой | 1 | ||||
27 | Пресноводные животные и растения | 1 | ||||
28 | Пресноводные животные и растения | 1 | ||||
29 | Морские обитатели | 1 | ||||
30 | Обитатели глубин | 1 | ||||
31 | Жизнь у рек и озер | 1 | ||||
32 | Вода это источник жизни. | 1 | ||||
33 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | 1 | ||||
34 | Околоводные птицы | 1 | ||||
35 | Подготовка акции «Сохраним воду!» | 1 | ||||
36 | Акция « Сохраним воду!» | 1 | ||||
4. Человек и животные ( 16 часов) | 11 | 5 | ||||
37 | Одомашнивание животных. | 1 | ||||
38 | Жизнь среди людей | 1 | ||||
39 | Ролевая игра «Это все кошки» | 1 | ||||
40 | Домашние животные | 1 | ||||
41 | Викторина «Собаки – наши друзья» | 1 | ||||
42 | Уход за домашними животными | 1 | ||||
43-44 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | 2 | ||||
45-46 | Экзотические домашние животные. | 2 | ||||
47 | Люди и паразиты | 1 | ||||
48 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. | 1 | ||||
49 | Вакцина. Прививка. | 1 | ||||
50 | Значение животных в жизни человека | 1 | ||||
51 | Животноводство. | 1 | ||||
52 | Породы животных. | 1 | ||||
5. Сельскохозяйственный труд (16часов) | 8 | 8 | ||||
53 | Почва | 1 | ||||
54 | Семена овощных и декоративных культур | 1 | ||||
55 | Уборочная страда. | 1 | ||||
56 | Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений. | 1 | ||||
57 | Подготовка почвы для рассады. | 1 | ||||
58 | Составление проекта клумбы. | 1 | ||||
59 | Выбор растений для клумбы. | 1 | ||||
60 | Пикировка. | 1 | ||||
61 | Наблюдение за ростом рассады для школьной клумбы. | 1 | ||||
62 | Декоративные растения. | 1 | ||||
63 | Рыхление. | 1 | ||||
64 | Высадка культурных растений. | 1 | ||||
65 | Вредители сельскохозяйственных культур. | 1 | ||||
66 | Биологические методы борьбы с вредителями. | 1 | ||||
67 | Насекомые опылители. | 1 | ||||
68 | Птицы помощники на огороде. | 1 | ||||
Итого: | 47 | 21 |
Дидактические игры.
Игра “Почему мы здесь живем”
Дидактическая задача: дать детям знания о том, что распространение живых организмов на тех или иных территориях не случайно, а обусловлено наличием необходимых и отсутствием неприемлемых для них факторов. Эти знания нужны для формирования одного из сложнейших экологических понятий – “окружающая среда”, для понимания учащимися роли природных условий в жизни организмов, причин формирования флоры и фауны, существования ареалов, возможных причин исчезновения организмов из мест их прежнего обитания.
Подготовка к игре. Для игры потребуется игровое поле и игровые карточки. На игровом поле должны быть представлены разные территории (сказочные страны) с характерными для каждой условиями. В простейшем случае полем становится поверхность стола, а для обозначения территорий можно использовать листы бумаги, на которых написано название страны и условия, которые там имеются. Разложите эти листы на столе – и игровое поле готово.
Второй необходимый атрибут – карточки с соответствующим названием вида живого организма и его требований к среде. Для каждого персонажа необходимо сделать несколько одинаковых карточек.
Игровая задача: расселить виды организмов на подходящие для них территории.
Ход игры. Каждому ребенку дают несколько карточек его персонажа, и он должен, учитывая требования своего героя к среде и наличные условия, расселить его по подходящим для него странам, (т.е. разложить карточки по игровому полю), дети объясняют, почему они приняли именно такое решение.
Игровое условие: за каждое правильное выполнение задачи ребенок получает 10 очков, за неправильное – 10 очков отнимается. Победитель определяется по сумме очков.
В качестве требований к среде учитываются только пищевые предпочтения героя. В каких-то странах может быть представлен только один вид пищи, в других – несколько, в третьих – такой, который никто из игровых персонажей не ест. Игру можно усложнить, введя дополнительные условия, например персонаж любит яблоки, но терпеть не может груши, и там где растут груши, не живет даже при наличии яблок.
Игру можно проводить в разных вариантах, отличающихся количеством факторов, которые необходимо учитывать игроку, а значит – степенью сложности для играющего. (Костенко Е.Г.)
Игра “Ну-ка прочитай”
Цель игры: расширить представления детей о птицах, закрепить у учащихся названия птиц, их строение.
Ход игры. Участники должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.
д | и | б | к | е | б | р | и | ш | г | а | ш | л | к | л | ч |
о | з | у | д | я | н | б | а | о | л | д | а | и | н | к | у |
к | а | г | р | л | к | н | у | р | о | п | о | а | н | ы | ш |
с | и | м | о | р | л | у | м | с | р | я | п | у | к | и | а |
п | о | в | т | и | о | к | щ | ь | т | к | ь | у | в | х | а |
к | щ | б | е | ф | а | г | ш | б | о | ф | а | ш | л | б | к |
д | е | з | я | п | и | с | з | я | к | у | с | ш | е | п | а |
ю | ч | б | е | н | а | б | г | т | ю | н | л | о | т | к | а |
к | л | э | в | а | г | о | а | р | э | ш | в | г | у | л | н |
б | и | в | х | е | р | а | в | с | х | а | к | с | у | т | и |
Список литературы для родителей и учащихся:
1. Танасийчук В. Экология в картинках. Москва «Детская литература» 1989.год.
2. Алексин. Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика - Пресс, 1992.год.
3. Елкина Н. В., Тараборина Т. Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей
и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
4. Смирнов А. Мир растений.- М.:Молодая гвардия, 1988.
5. Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Культура. – Издательство
ACT -ЛТД, 1997.
Список учебной литературы:
1. Журнал «Начальная школа» № 10, №12 1995г.
2. Молодова Д.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, 1996г.
3. Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах. Москва, Просвещение, 1998.
Список методической литературы:
4. Кудрявцев Д.В., Петренко Н.А. Как вырастить цветы. Москва,
Просвещение, 1993г.
5. Петров В.П. Растительный мир нашей Родины. Москва, Просвещение, 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
Рабочая программа дополнительного образования "Юный натуралист"
Рабочая программа с планированием по курсу" Юный натуралист"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....