Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист"
календарно-тематическое планирование на тему

Смирнова Наталья Сергеевна

Программа модифицированная. Обработана  для проведения кружка в моем классе.

Пояснительная записка.

      Дополнительная образовательная программа «Юный натуралист» биолого-экологической направленности является модифицированной. Включена в план внеурочной деятельности в учебном плане школы. 2 часа в неделю, 34 учебных недели, 68 часов за год. Разработана на основе программы «Юный натуралист» авторы: Александрова М.В., Оскирко С.А., Загуменная О.В..

   Возраст учащихся 7-11 лет.

      Люди всегда стремятся к прекрасному. Без красоты человечество не проживет. Красота спасет мир (А. Достоевский). Но в свою очередь в современных условиях мир должен спасти красоту. Каждый житель земли должен глубоко сознавать, что растения и природа – это не органическое тело человека, и надо поддерживать это “тело” в чистоте, красоте и здравии. В наше стремительное время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к родному краю, формирование эстетического вкуса. В этом видим главную педагогическую целесообразность внеурочной деятельности учащихся. Изучение основ научных знаний о живой природе в современной школе приобретает особенно важное  значение. Школа обязана готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе. Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность природы.

Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.  Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. А также Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.

Педагогическая целесообразность:

  • Овладение учащимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями
  • Формирование на базе этих знаний  и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_naturalist.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя общеобразовательная школа № 59

имени Героя Советского Союза М.Е. Родионова»

Рассмотрено:                                                                Утверждаю:

Решение педсовета                                                     директор МБОУ СОШ №59

Протокол№___                                                                 ______Н.П.Серебрякова

 «__»___________2014г.                                                 «__» _________2014г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юный натуралист»

Срок реализации 1 год

Возраст обучающихся 7-11 лет

2014-2015 уч.год

Программу составил:

Смирнова Наталья Сергеевна,

педагог дополнительного образования

г.АРХАНГЕЛЬСК

2014

Пояснительная записка.

      Дополнительная образовательная программа «Юный натуралист» биолого-экологической направленности является модифицированной. Включена в план внеурочной деятельности в учебном плане школы. 2 часа в неделю, 34 учебных недели, 68 часов за год. Разработана на основе программы «Юный натуралист» авторы: Александрова М.В., Оскирко С.А., Загуменная О.В..

   Возраст учащихся 7-11 лет.

      Люди всегда стремятся к прекрасному. Без красоты человечество не проживет. Красота спасет мир (А. Достоевский). Но в свою очередь в современных условиях мир должен спасти красоту. Каждый житель земли должен глубоко сознавать, что растения и природа – это не органическое тело человека, и надо поддерживать это “тело” в чистоте, красоте и здравии. В наше стремительное время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к родному краю, формирование эстетического вкуса. В этом видим главную педагогическую целесообразность внеурочной деятельности учащихся. Изучение основ научных знаний о живой природе в современной школе приобретает особенно важное  значение. Школа обязана готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе. Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность природы.

Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.  Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. А также Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.

Педагогическая целесообразность:

  • Овладение учащимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями
  • Формирование на базе этих знаний  и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры

Виды деятельности учащихся.

  • Работа с научно-популярной литературой;
  • Выращивание и уход за растениями;
  • Содержание животных;
  • Наблюдение и постановка опытов;
  • Охрана зеленых насаждений, птиц;
  • Участие в работе «зеленый патруль»;
  • Помощь животным, попавшим в беду;
  • Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.

Формы итогового отчета.

  • Сообщения о результатах своих наблюдений;
  • Выставка рисунков;
  • Викторины;
  • Конкурсы;
  • Вечера;
  • Оформление наглядных пособий;
  • Проведение массовых мероприятий.

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу, количество часов в неделю 2 часа, 68 часов в год.

Прогнозируемые результаты.

Реализация программы может способствовать развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира;

об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Раскроет перед юннатами деятельность нашего народа по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств.

Критерии эффективности курса.

Теоретическая часть.

  • Знание основных понятий материала курса;
  • Умение пользоваться и содержать в порядке оборудование, инвентарь, инструменты;
  • Знание правил техники безопасности при работе с острым инструментом и сельскохозяйственным инвентарем.

Практическая часть.

  • Умение ухаживать за комнатными растениями, животными;
  • Умение изготовить наглядные пособия;
  • Умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения в природе.

Перечень разделов и тем.

Темы

Общее кол-во часов

Теоретические

Практические

1.Введение

1

1

2.Среда обитания

11

8

3

3.Жизнь животных.

12

10

2

4.Реки и озера

12

9

3

5.Человек и животные

16

11

5

6.Сельскохозяйственный труд.

16

8

8

ИТОГО

68

47

21

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Планируемые результаты

теория

практика

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

        Введение  (1 час)

1

Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).

Личностные: стремиться к получению новых знаний,  проявлять активность в совместной учебной деятельности

Познавательные:(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

(логические) анализ объектов  с целью выделения признаков.

Личностные: принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.

Ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.

Личностные: стремиться к получению новых знаний,  проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Адекватная мотивация внеучебной деятельности,

учебные и познаватель-

ные мотивы,

анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

установление причинно-следственных связей.

1

Вводное занятие. Жизнь на Земле

1

   1.  Среда обитания  (11 часов)

8

3

2

Времена года на Земле

1

3

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

1

4

Изменения окружающей среды

1

5

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

1

6

Условия жизни растений

1

7

Растения саванн и степей

1

8

Растения пустынь и полупустынь

1

9

Растения тайги

1

10

Растения тропических лесов

1

11

Природные зоны

1

12

Экологический проект «Растения наши друзья»

1

    2.   Жизнь животных (12часов)

10

2

13

Динозавры – вымерший вид животных

1

14

Животные, какие они?

1

15-16

Хищники.

2

17-18

Травоядные.

2

19

Падальщики.

1

20- 21

Взаимоотношения в животном мире.

2

22

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

1

23

 Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

1

24

 Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1

   3.    Реки и озера  (12 часов)

9

3

25

Реки и озера

1

26

Получение кислорода под водой

1

27

Пресноводные животные и растения

1

28

Пресноводные животные и растения

1

29

Морские обитатели

1

30

Обитатели глубин

1

31

Жизнь у рек и озер

1

32

Вода это источник жизни.

1

33

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

1

34

Околоводные птицы

1

35

Подготовка акции «Сохраним воду!»

1

36

Акция « Сохраним воду!»

1

4.   Человек и животные

( 16 часов)

11

5

37

Одомашнивание животных.

1

38

Жизнь среди людей

1

39

Ролевая игра «Это все кошки»

1

40

Домашние животные

1

41

Викторина «Собаки – наши друзья»

1

42

Уход за домашними животными

1

43-44

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

2

45-46

Экзотические домашние животные.

2

47

Люди и паразиты

1

48

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.

1

49

Вакцина. Прививка.

1

50

Значение животных в жизни человека

1

51

Животноводство.

1

52

Породы животных.

1

5.    Сельскохозяйственный труд  (16часов)

8

8

53

Почва

1

54

Семена овощных и декоративных культур

1

55

Уборочная страда.

1

56

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений.

1

57

Подготовка почвы для рассады.

1

58

Составление проекта клумбы.

1

59

Выбор растений для клумбы.

1

60

Пикировка.

1

61

Наблюдение за ростом рассады для школьной клумбы.

1

62

Декоративные растения.

1

63

Рыхление.

1

64

Высадка культурных растений.

1

65

Вредители сельскохозяйственных культур.

1

66

Биологические методы борьбы с вредителями.

1

67

Насекомые опылители.

1

68

Птицы помощники на огороде.

1

                                              Итого:

47

21

Дидактические игры.

Игра “Почему мы здесь живем”

Дидактическая задача: дать детям знания о том, что распространение живых организмов на тех или иных территориях не случайно, а обусловлено наличием необходимых и отсутствием неприемлемых для них факторов. Эти знания нужны для формирования одного из сложнейших экологических понятий – “окружающая среда”, для понимания учащимися роли природных условий в жизни организмов, причин формирования флоры и фауны, существования ареалов, возможных причин исчезновения организмов из мест их прежнего обитания.

Подготовка к игре. Для игры потребуется игровое поле и игровые карточки. На игровом поле должны быть представлены разные территории (сказочные страны) с характерными для каждой условиями. В простейшем случае полем становится поверхность стола, а для обозначения территорий можно использовать листы бумаги, на которых написано название страны и условия, которые там имеются. Разложите эти листы на столе – и игровое поле готово.

Второй необходимый атрибут – карточки с соответствующим названием вида живого организма и его требований к среде. Для каждого персонажа необходимо сделать несколько одинаковых карточек.

Игровая задача: расселить виды организмов на подходящие для них территории.

Ход игры. Каждому ребенку дают несколько карточек его персонажа, и он должен, учитывая требования своего героя к среде и наличные условия, расселить его по подходящим для него странам, (т.е. разложить карточки по игровому полю), дети объясняют, почему они приняли именно такое решение.

Игровое условие: за каждое правильное выполнение задачи ребенок получает 10 очков, за неправильное – 10 очков отнимается. Победитель определяется по сумме очков.

В качестве требований к среде учитываются только пищевые предпочтения героя. В каких-то странах может быть представлен только один вид пищи, в других – несколько, в третьих – такой, который никто из игровых персонажей не ест. Игру можно усложнить, введя дополнительные условия, например персонаж любит яблоки, но терпеть не может груши, и там где растут груши, не живет даже при наличии яблок.

Игру можно проводить в разных вариантах, отличающихся количеством факторов, которые необходимо учитывать игроку, а значит – степенью сложности для играющего. (Костенко Е.Г.)

Игра  “Ну-ка прочитай”

Цель игры: расширить представления детей о птицах, закрепить у учащихся названия птиц, их строение.

Ход игры. Участники должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.

д

и

б

к

е

б

р

и

ш

г

а

ш

л

к

л

ч

о

з

у

д

я

н

б

а

о

л

д

а

и

н

к

у

к

а

г

р

л

к

н

у

р

о

п

о

а

н

ы

ш

с

и

м

о

р

л

у

м

с

р

я

п

у

к

и

а

п

о

в

т

и

о

к

щ

ь

т

к

ь

у

в

х

а

к

щ

б

е

ф

а

г

ш

б

о

ф

а

ш

л

б

к

д

е

з

я

п

и

с

з

я

к

у

с

ш

е

п

а

ю

ч

б

е

н

а

б

г

т

ю

н

л

о

т

к

а

к

л

э

в

а

г

о

а

р

э

ш

в

г

у

л

н

б

и

в

х

е

р

а

в

с

х

а

к

с

у

т

и

Список литературы для родителей и учащихся:

1.         Танасийчук В. Экология в картинках. Москва «Детская литература» 1989.год.

2.        Алексин. Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика - Пресс, 1992.год.

3.        Елкина Н. В., Тараборина Т. Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей  

             и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

4.        Смирнов А. Мир растений.- М.:Молодая гвардия, 1988.

5.        Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Культура. – Издательство

              ACT -ЛТД, 1997.

Список учебной литературы:

1.        Журнал «Начальная школа» № 10, №12 1995г.

2.        Молодова Д.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, 1996г.

3.        Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах. Москва,               Просвещение, 1998.

 Список методической литературы:

4.  Кудрявцев Д.В., Петренко Н.А. Как вырастить цветы. Москва,  

     Просвещение, 1993г.

5.   Петров В.П. Растительный мир нашей Родины. Москва, Просвещение, 1996г.

6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2011/11/01/didakticheskie-igry-na-urokakh-okruzhayushchego


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Рабочая программа дополнительного образования "Юный натуралист"

Рабочая программа с планированием по курсу" Юный натуралист"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....