Дополнительная образовательная программа «Юный актёр»
рабочая программа (1 класс)

Фокина Наталья Николаевна

 В основе программы лежит идея  использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_yunyy_aktyor.doc305.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Новобурейская средняя общеобразовательная школа № 1

 «Рассмотрено и рекомендовано к утверждению»

на ШМС

Руководитель ШМС

______Коростова Т.В.

Протокол №___от

«___»__________2018 г

«Рассмотрено»

на педагогическом

совете

Протокол №___от

«___»__________2018 г

«Согласовано»

Зам.директора школы

по УВР

______Т.Г.Матюшонок

«___»__________2018 г

«Утверждаю»

Директор МОБУ Новобурейской СОШ№1

_______М.В.Стаднюк

«___»__________2018 г

Дополнительная образовательная программа

«Юный актёр»

(общекультурное направление)

для учащихся начальной школы (6,5 – 10 лет)

Срок реализации 4 года (2018 – 2022 гг.)

Составитель:

Н.Н.Фокина

учитель начальных классов

высшей квалификационной

 категории

пгт. Новобурейский, 2018 г.

Пояснительная записка

       При разработке программы   были использованы учебно-методические пособия: Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, Н.Ф. Б.А. Левин, Г.М. Карташова, А. В. Роготнева,  в которых рассматриваются вопросы организации театра.

      Данная образовательная программа, определяет акценты содержательной линии школы, а именно духовно-нравственное развитие  личности учащегося начальной школы. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его  личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

     Направленность дополнительной образовательной программы.

 В основе программы лежит идея  использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

     Актуальность.

         Наиболее острая проблема современной педагогики – проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации учащихся.

        Для того чтобы процесс формирования учебной мотивации у детей имел конструктивный характер, необходимо переживание успеха. Использование в учебной деятельности методов театральной педагогики будет способствовать развитию психических процессов и формированию учебной мотивации.

Основная идея предлагаемой педагогической инновации – не фрагментарное использование элементов театральной деятельности и не показ готовых представлений, а создание с детьми спектаклей на уроках художественного ручного труда. Ведь поведение человека, прежде всего, связано с действием его рук. Изготовление театральной атрибутики, взаимодействие со сверстниками, работа с куклами, активная речевая среда будут способствовать развитию у ребёнка всех психических функций. Виды спектаклей могут быть разнообразными: кукольный, перчаточный, теневой и др., в зависимости от желания и возможностей, конкретных условий, выдвигаемых педагогических задач.

         Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

         Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

         Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием  определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения.              Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

         

         Целью  данного курса является – формирование интереса учащихся к театру как средству познания жизни, духовному обогащению, эстетическое воспитание участников; воспитание гармонически развитой и творчески активной личности средствами театра.

         Задачи, решаемые в рамках данной программы:

Обучающие:

  • Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
  • Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
  • Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.

Развивающие:

  • Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
  • Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
  • Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей
  • Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  • Развивать чувство ритма и координацию движения;
  • Развивать речевое дыхание и артикуляцию;  Развивать дикцию на материале скороговороки стихов;

Воспитательные:

  • Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
  • Знакомить детей с театральной терминологией;  с видами театрального искусства;  с устройством зрительного зала и сцены;  
  • Воспитывать культуру поведения в театре

Возраст детей участвующих в реализации программы

Программа курса рассчитана на учащихся 1-4 классов. Программа адаптирована к условиям школы. Занятия проводятся с детьми 6.5 – 10 лет в рамках дополнительного образования.

Срок реализации программы – 4 года.

Формы и режим занятий

На внеурочную деятельность по курсу «Юный актёр» в 1-4 классах отводится 33-34 часа в год (33-34 учебные недели по 1 часу в неделю), предусмотренной учебным планом.

Формы  проведения занятий:

         Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции,  мезансцены.

 Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • беседы,
  • экскурсии в театр и музеи,
  • спектакли
  • праздники.

         Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

 Ожидаемые результаты:

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной  реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Предполагаемые результаты реализации программы

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов (1 год) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в  различных местах (театре).

У ученика будут сформированы:

  • внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
  • умение строить речевое высказывание в устной форме.

Второй уровень результатов (2-3 год)— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

У ученика будут сформированы:

  • познавательные интересы, учебные мотивы, уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.

Ученик получит возможность для формирования:

  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
  • умения вносить необходимые коррективы;
  • умения планировать работу и определять последовательность действий.

Третий уровень результатов (4 год)— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

У ученика будут сформированы:

  • умения оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.

Ученик получит возможность для формирования:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – праздники, соревнования, конкурсы;
  • итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Структура  программы

Основные разделы                                                  

Количество часов

1

Теоретическо-познавательный

Беседа, лекция            

10 часов

2

 Актерское мастерство этюд

действенный анализ                                                          

8 часов

3

Тренингово-развивающий

тренинговые игры

сценическая речь

сценические движения                                                      

8 часов

4

Творческая мастерская

техническое моделирование

конструирование                                                                   

33 часа

5

Просмотрово-информационный

просмотр;

обсуждение                                                                                   

16 часов

6

Постановочная работа

сценарная разработка

режиссура                                                                                   

60 часов

Всего  

135 часов

Основные разделы        

Количество  часов по классам.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Теоретически-познавательный

6

2

1

1

2

Актерское мастерство                

3

2

2

1

3

Тренингово-развивающий        

4

2

1

1

4

Творческая мастерская        

5

10

9

9

5

Просмотрово-информацион.

7

4

3

2

6

Постановочная работа        

8

14

18

20

Итого:

33ч

34ч

34ч

34ч

Календарно – тематическое планирование

1 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Экскурсия в лес. Наблюдение за осенними изменениями в природе

1

3.09

Рисование на тему «Осень в лесу» 

1

10.09

Сочинение сказки «Волшебница осень»

1

17.09

Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам «Теремок» и «Репка»

1

24.09

Чтение сказки «Теремок» по ролям, распределение ролей

1

1.10

Работа над ролью

1

8.10

Репетиция «в декорациях»

1

15.10

8-11

Работа над  спектаклем по сказке «Теремок»

4

22.10-

19.11

12

Театрализованный праздник «Сказочный калейдоскоп» показ спектаклей «Теремок», «Репка»)

1

26.11

13

Беседа о писателе АН. Толстом

1

3.12

14

Чтение русских народных сказок в обработке А Н. Толстого «Петушок Золотой Гребешок», «Терешечка», «Медведь и Собака»

1

10.12

15

Конкурс рисунков по мотивам прочитанных сказок

1

17.12

16

Слушание и пересказ русских народных сказок «Петушок золотой гребешок», «Терешечка», «Медведь и собака»

1

24.12

17-18

Конструирование настольных спектаклей из бумаги (на основе конуса) по мотивам прочитанных сказок (работа по группам)

2

14-21.01

19

Слушание сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом» и просмотр мультфильма

1

28.01

20

Чтение по ролям сказки «Кошкин дом»

1

4.02

21

Аппликация по сказке «Кошкин дом» (коллективная работа)

1

11.02

22

Беседа о детском писателе К.И. Чуковском

1

25.02

23

Рассматривание иллюстраций к произведениям К.И. Чуковского

1

4.03

24

Чтение стихотворений К.И. Чуковского  «Мойдодыр», «Федорино горе»

1

11.03

25

Беседа по содержанию сказки «Федорино горе", распределение ролей

1

18.03

26-30

Подготовка спектакля, работа над ролью

5

8.04-

6.05

31

Изготовление реквизита для спектакля по сказке «Федорино горе"

1

13.05

32

Работа над четкостью произношения (по тексту сценария)

1

20.05

33

Премьера спектакля «Федорино горе»

1

23.05

Итого:

33

Календарно – тематическое планирование  2 класс

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата

1

Экскурсия в лес. Наблюдение за изменениями в природе.

1

2

Рисование на тему «Краски волшебницы осени».

1

3

Сочинение «Сказки о том, как осень искала краски».

1

4

Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам «Петушок Бобовое Зёрнышко», «У страха глаза велики».

1

5

Чтение сказок «Петушок Бобовое Зёрнышко», «У страха глаза велики» и знакомство со сценарием. Распределение ролей в группах.

1

6

Работа над ролью.

1

7

Изготовление настольных декораций из пластилина для спектаклей по сказкам «Петушок Бобовое Зёрнышко», «У страха глаза велики» (лепка ).

1

8

Работа над спектаклем.

1

9

Театрализованный праздник «Сказка за сказкой». Выставка творческих работ учащихся.

1

10

Беседа «Сказки А. С. Пушкина».

1

11

Просмотр видеофильмов: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о золотом петушке».

1

12

Чтение и анализ сказок А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о золотом петушке».

1

13-14

Рисование иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о золотом петушке».

2

15

Конкурс рисунков и поделок по сказкам А. С. Пушкина.

1

16

Рисование эскизов костюмов и декораций к спектаклю по сказкам А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о золотом петушке».

1

17

Словарная работа по текстам сказок А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о золотом петушке».

1

18-20

Работа над ролью (групповая и индивидуальная).

3

21

Театрализованный праздник «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина».

1

22

Беседа – диалог «Авторская сказка».

1

23

Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит».

1

24

Прослушивание грамзаписи сказки «Айболит».

1

25-29

Чтение сценария, распределение ролей. Выразительное чтение по ролям. (Каждая группа выбирает вид спектакля и отрывок из сказки для постановки, по желанию).

5

30-33

Работа над спектаклем по сказке К. И. Чуковского «Айболит» (репетиция мизансцен, создание образа, выразительность речи, пластика движений).

4

34

Театрализованный праздник «В гостях у дедушки Корнея» (премьера спектаклей «Айболит»).

1

Итого:

34

Календарно – тематическое планирование  3 класс

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата

1

Беседа-диалог «Сказки весёлые, добрые, грустные»

1

2

Просмотр видеофильма русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1

3

Чтение и анализ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1

4

Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Алёнушка»

1

5

Работа с текстом сценария, распределение ролей

1

6-9

Работа над ролью

4

10

Премьера спектакля «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1

11

Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

1

12

Работа по содержанию сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Работа над сценарием и распределение ролей

1

13-18

Работа на ролью

6

19

Постановка спектакля

1

20

Чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» и русской народной сказки в обработке А.Н. Толстого «Морозко»

1

21

Анализ содержания сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

1

22

Рассматривание иллюстраций к сказкам «Мороз Иванович» и «Морозко»

1

23

Рисование по мотивам сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

1

24

Работа над сценариями по сказкам, распределение ролей

1

25-30

Работа над постановкой спектаклей «Мороз Иванович» и «Морозко»

6

31-32

Репетиция «в декорациях» спектаклей  «Мороз Иванович» и «Морозко»

2

33

Премьера спектаклей на новогоднем празднике

1

34

Подведение итогов. Рецензирование спектаклей

1

Итого:

34

Календарно – тематическое планирование  4 класс

Содержание занятия

Кол-во час

Дата

1

Беседа-диалог «Русские народные сказки»

1

2

Экскурсия в кукольный театр, просмотр спектакля (по репертуару) г.Благовещенск

1

3-4

Чтение русских народных сказок: «Царевна-лягушка», «Царевна-Несмеяна», «Сивка-Бурка»

2

5

Просмотр видеофильмов русских народных сказок (по желанию детей)

1

6-7

Работа над сценариями по сказкам: «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна», «Сивка-Бурка» (работа по группам)

2

8

Беседа о великом русском художнике В. Васнецове

1

9-10

Изготовление панно в технике оригами по мотивам русских народных сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кащей Бессмертный», «Гуси-лебеди» (работа по группам)

2

11-12

Изготовление персонажей и декораций по сказкам «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна», «Сивка-Бурка»

2

13-14

Работа над постановкой спектаклей по мотивам русских народных сказок .

2

15-17

Работа с текстами сказок «Конек-Горбунок», «Сказка о царе Салтане»

3

18-23

Работа над сценарием к спектаклю «Конек-Горбунок»

6

24

Премьера спектакля «Конек-Горбунок»

1

25

Беседа об уральском сказочнике П.П.Бажове

1

26-27

Чтение сказок П.П. Бажова «Каменный цветок», «Хрупкая веточка», «Серебряное копытце»

2

28

Просмотр видеофильма по сказке П.П.Бажова «Серебряное копытце»

1

29

Рисование по мотивам сказок П.П.Бажова (конкурс на лучший рисунок)

1

30-32

Работа над постановкой голоса, чтение по ролям

3

33

Работа над ролью (индивидуально)

1

34

Беседа-диалог «За кулисами театра»

1

Итого:

34

Содержание программы

1год обучения.

Теоретическо-познавательный

Особенности работы театрального кружка. Техника безопасности на занятиях. Особенности театральной терминологии. Особенности организации работы театра. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.) Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Виды театрального искусства. Правила поведения в театре. Посещение театра кукол.

Тренингово - развивающий

        Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.

Актёрское мастерство

Выбор пьесы/сказки. Распределение ролей/персонажей. Работа с текстом. Репетиции.

Творческая мастерская

Изготовление поделок из природного материала,  оформление альбома по предмету, собирание пазлов с сюжетами сказок, изготовление кукол.

Просмотрово – информационный

Просмотр кукольного спектакля, мультфильмов, обсуждение увиденного.

Постановочная работа.

Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

2-3 год обучения.

Теоритическо-познавательный

Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).Правила поведения в театре. Поход в театр с целью просмотра детского спектакля и закрепления теоретических знаний.

Актёрское мастерство

Развитие смелости, сообразительности. Закрепление понятий «Если бы» и «предлагаемые обстоятельства»; умение верить в любую воображаемую ситуацию. Оценка действия других и сравнение их с собственными действиями. Этюдный тренаж. Этюды с придуманными обстоятельствами.

Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Взаимодействие актеров на сцене. Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Вживание в текст.

Тренингово-развивающий

Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.

Создание  образов с помощью жестов, мимики. Развитие чувства ритма, быстроты реакции, координации движений. Воображение детей, способности к пластической импровизации. Выразительность действия. Закрепление умения детей создавать образы героев номера через возможности своего тела.

Творческая мастерская.

Изготовление костюмов с помощью родителей, работа над реквизитом, изготовление афиши и пригласительных билетов.

Просмотрово-информационное.

Выбор пьесы. Чтение пьесы, её анализ.  Распределение ролей. Работа над характерами героев. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Подготовка костюмов, бутафории, зала к спектаклю. Изготовление декораций и афиш.

Постановочная работа

Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Выявление наиболее удачных моментов спектакля. Анализ и выработка рекомендаций для исправления ошибок. Выстраивание перспектив.

4 год обучения.

Теоритическо-познавательный

Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Правила поведения в театре. Поход в театр с целью просмотра детского спектакля и закрепления теоретических знаний.

Актерское мастерство.

Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Взаимодействие актеров на сцене. Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Вживание в текст.

Тренингово-развивающий

Роль. Озвучивание пьесы. Словодействие, намерение, подтекст. Манипуляции голоса. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций.  Сценическая речь в миниатюрах.

Разработка сценария спектакля миниатюр. Репетиции. Подготовка зала к спектаклю. Изготовление декораций и афиш.

Творческая мастерская.

Подготовка ширмы, изготовление декораций и бутафории, принципы оформления афиш.

Постановочная работа.

Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.

Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Выявление наиболее удачных моментов спектакля. Анализ и выработка рекомендаций для исправления ошибок.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

     Занятия кружка проводятся в актовом зале или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра необходимо следующее оснащение:

  • куклы-картинки;
  • рисунки для мини – декораций.
  • театральная ширма;
  • декорации к спектаклям.

Рекомендуемая литература для педагогов

1.Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.

2.Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.

3.Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

4.Безымянная. О.Н., Школьный театр. -  М., 2001

5.Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.

6.Каришев-Лубоцкий., Театрализованные представления для детей школьного возраста/ Журнал «Педсовет», № 3. - М., 2005

7.Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. № 14 – М.: Школьная пресса, 2000

8.Понсов А.Д.,  Конструкция и технология изготовления театральных декораций. – М., 1999.

10.Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.

12. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.

13. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.

14.Чурилова Э.Т., Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.,  2001.

Примерный репертуарный перечень для детей.

  1.  Маршак С. «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев» и др. стихи.
  2. Михалков С. «А что у вас?»
  3. Остер Г. «Вредные советы» и др. стихи.
  4. Хармс Д. «Врун», «Очень-очень вкусный пирог»
  5. Чуковский К. «Муха-цокотуха»,  «Телефон»; др. стихи и загадки.
  6.  «Волк и семеро козлят» – по мотивам народной сказки и сказки Ю. Энтина.
  7. «Красная Шапочка» – по мотивам сказки Ш. Перро.
  8. Русские народные сказки « Колобок», «Репка», «Теремок», «Каша из топора» и др.

Приложение

Алгоритм работы  с пьесой.

  • Выбор пьесы,   обсуждение ее с детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
  • Репетиция всей пьесы целиком.  
  • Премьера.

         

Основные направления работы с детьми

         Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

         Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

         Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

         Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи учителя.  Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

         Работа над спектаклем  базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Методы проведения занятий:

         Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста,  которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

         Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, оформление афиш и пригласительных билетов, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

         Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, просмотр спектакля.

         Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

     Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.        

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип успеха  Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе  воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Принцип наглядности. В  учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Методические рекомендации

         Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания  условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  • моральное поощрение инициативы и творчества;
  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).
  • На занятиях широко применяются:
  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
  • метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
  • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
  • Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

        Значительное место при проведении занятий занимают  театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания  детей, помогающие устранить телесные и  психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.

Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

1.«Забавные  животные». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемого животного: зайца, медведя, лисичку, ослика, курочку и т.д. садятся на пол. По команде ведущего играющие «превращаются» в животных. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего зверя, доползти, пройти так, как это делают  они. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.

  1. «Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.
  2. Изобразить конфетку по её названию: «Мишка на Севере», «Гулливер», «Гусиные лапки», «Незнайка» и т.д. Этюд.

        Этюдный тренаж включает в себя:

  • этюды (упражнения) на развитие внимания;
  • этюды на развитие памяти;
  • этюды на развитие воображения;
  • этюды на развитие мышления;
  • этюды на выражении эмоций;
  • этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
  • этюды на выразительность жеста;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юным умникам и умницам"

Программа кружка для 2 класса с пояснительной запиской и тематическим планированием...

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" по ФГОС с 1 по 4 класс.

Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процес...

РАБОЧАЯ дополнительная образовательная программа ЮНЫЙ ЭКОЛОГ (КРУЖОК)

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.        Программа  ставит перед собой следующие задачи:1. Формирова...

Дополнительная образовательная программа "Юный художник".

Дополнительная образовательная программа "Юный художник"....

Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист"

Программа модифицированная. Обработана  для проведения кружка в моем классе.Пояснительная записка.      Дополнительная образовательная программа «Юный натуралист» биолого...

Дополнительная образовательная программа «Юный Инспектор Движения»

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов....

Дополнительная образовательная программа «Юный Инспектор Движения»

Пояснительная записка.       Дополнительная образовательная  программа «Юные инспектора движения» составлена в соответствии с требованиями  ФГОС ООО...