Дополнительная образовательная программа «Юный актёр»
рабочая программа (1 класс)
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_yunyy_aktyor.doc | 305.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Новобурейская средняя общеобразовательная школа № 1
«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на ШМС Руководитель ШМС ______Коростова Т.В. Протокол №___от «___»__________2018 г | «Рассмотрено» на педагогическом совете Протокол №___от «___»__________2018 г | «Согласовано» Зам.директора школы по УВР ______Т.Г.Матюшонок «___»__________2018 г | «Утверждаю» Директор МОБУ Новобурейской СОШ№1 _______М.В.Стаднюк «___»__________2018 г |
Дополнительная образовательная программа
«Юный актёр»
(общекультурное направление)
для учащихся начальной школы (6,5 – 10 лет)
Срок реализации 4 года (2018 – 2022 гг.)
Составитель:
Н.Н.Фокина
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
пгт. Новобурейский, 2018 г.
Пояснительная записка
При разработке программы были использованы учебно-методические пособия: Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, Н.Ф. Б.А. Левин, Г.М. Карташова, А. В. Роготнева, в которых рассматриваются вопросы организации театра.
Данная образовательная программа, определяет акценты содержательной линии школы, а именно духовно-нравственное развитие личности учащегося начальной школы. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Направленность дополнительной образовательной программы.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Актуальность.
Наиболее острая проблема современной педагогики – проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации учащихся.
Для того чтобы процесс формирования учебной мотивации у детей имел конструктивный характер, необходимо переживание успеха. Использование в учебной деятельности методов театральной педагогики будет способствовать развитию психических процессов и формированию учебной мотивации.
Основная идея предлагаемой педагогической инновации – не фрагментарное использование элементов театральной деятельности и не показ готовых представлений, а создание с детьми спектаклей на уроках художественного ручного труда. Ведь поведение человека, прежде всего, связано с действием его рук. Изготовление театральной атрибутики, взаимодействие со сверстниками, работа с куклами, активная речевая среда будут способствовать развитию у ребёнка всех психических функций. Виды спектаклей могут быть разнообразными: кукольный, перчаточный, теневой и др., в зависимости от желания и возможностей, конкретных условий, выдвигаемых педагогических задач.
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Целью данного курса является – формирование интереса учащихся к театру как средству познания жизни, духовному обогащению, эстетическое воспитание участников; воспитание гармонически развитой и творчески активной личности средствами театра.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
Обучающие:
- Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
- Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
- Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
Развивающие:
- Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
- Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
- Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей
- Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- Развивать чувство ритма и координацию движения;
- Развивать речевое дыхание и артикуляцию; Развивать дикцию на материале скороговороки стихов;
Воспитательные:
- Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
- Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены;
- Воспитывать культуру поведения в театре
Возраст детей участвующих в реализации программы
Программа курса рассчитана на учащихся 1-4 классов. Программа адаптирована к условиям школы. Занятия проводятся с детьми 6.5 – 10 лет в рамках дополнительного образования.
Срок реализации программы – 4 года.
Формы и режим занятий
На внеурочную деятельность по курсу «Юный актёр» в 1-4 классах отводится 33-34 часа в год (33-34 учебные недели по 1 часу в неделю), предусмотренной учебным планом.
Формы проведения занятий:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
- театральные игры,
- конкурсы,
- викторины,
- беседы,
- экскурсии в театр и музеи,
- спектакли
- праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Ожидаемые результаты:
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Предполагаемые результаты реализации программы
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов (1 год) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах (театре).
У ученика будут сформированы:
- внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
- умение строить речевое высказывание в устной форме.
Второй уровень результатов (2-3 год)— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
У ученика будут сформированы:
- познавательные интересы, учебные мотивы, уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.
Ученик получит возможность для формирования:
- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
- умения вносить необходимые коррективы;
- умения планировать работу и определять последовательность действий.
Третий уровень результатов (4 год)— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
У ученика будут сформированы:
- умения оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.
Ученик получит возможность для формирования:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – праздники, соревнования, конкурсы;
- итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Структура программы
№ | Основные разделы | Количество часов по классам. | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1 | Теоретически-познавательный | 6 | 2 | 1 | 1 |
2 | Актерское мастерство | 3 | 2 | 2 | 1 |
3 | Тренингово-развивающий | 4 | 2 | 1 | 1 |
4 | Творческая мастерская | 5 | 10 | 9 | 9 |
5 | Просмотрово-информацион. | 7 | 4 | 3 | 2 |
6 | Постановочная работа | 8 | 14 | 18 | 20 |
Итого: | 33ч | 34ч | 34ч | 34ч |
Календарно – тематическое планирование
1 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Экскурсия в лес. Наблюдение за осенними изменениями в природе | 1 | 3.09 | |
Рисование на тему «Осень в лесу» | 1 | 10.09 | |
Сочинение сказки «Волшебница осень» | 1 | 17.09 | |
Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам «Теремок» и «Репка» | 1 | 24.09 | |
Чтение сказки «Теремок» по ролям, распределение ролей | 1 | 1.10 | |
Работа над ролью | 1 | 8.10 | |
Репетиция «в декорациях» | 1 | 15.10 | |
8-11 | Работа над спектаклем по сказке «Теремок» | 4 | 22.10- 19.11 |
12 | Театрализованный праздник «Сказочный калейдоскоп» показ спектаклей «Теремок», «Репка») | 1 | 26.11 |
13 | Беседа о писателе АН. Толстом | 1 | 3.12 |
14 | Чтение русских народных сказок в обработке А Н. Толстого «Петушок Золотой Гребешок», «Терешечка», «Медведь и Собака» | 1 | 10.12 |
15 | Конкурс рисунков по мотивам прочитанных сказок | 1 | 17.12 |
16 | Слушание и пересказ русских народных сказок «Петушок золотой гребешок», «Терешечка», «Медведь и собака» | 1 | 24.12 |
17-18 | Конструирование настольных спектаклей из бумаги (на основе конуса) по мотивам прочитанных сказок (работа по группам) | 2 | 14-21.01 |
19 | Слушание сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом» и просмотр мультфильма | 1 | 28.01 |
20 | Чтение по ролям сказки «Кошкин дом» | 1 | 4.02 |
21 | Аппликация по сказке «Кошкин дом» (коллективная работа) | 1 | 11.02 |
22 | Беседа о детском писателе К.И. Чуковском | 1 | 25.02 |
23 | Рассматривание иллюстраций к произведениям К.И. Чуковского | 1 | 4.03 |
24 | Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе» | 1 | 11.03 |
25 | Беседа по содержанию сказки «Федорино горе", распределение ролей | 1 | 18.03 |
26-30 | Подготовка спектакля, работа над ролью | 5 | 8.04- 6.05 |
31 | Изготовление реквизита для спектакля по сказке «Федорино горе" | 1 | 13.05 |
32 | Работа над четкостью произношения (по тексту сценария) | 1 | 20.05 |
33 | Премьера спектакля «Федорино горе» | 1 | 23.05 |
Итого: | 33 |
Календарно – тематическое планирование 2 класс
№ | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата | |
1 | Экскурсия в лес. Наблюдение за изменениями в природе. | 1 | ||
2 | Рисование на тему «Краски волшебницы осени». | 1 | ||
3 | Сочинение «Сказки о том, как осень искала краски». | 1 | ||
4 | Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам «Петушок Бобовое Зёрнышко», «У страха глаза велики». | 1 | ||
5 | Чтение сказок «Петушок Бобовое Зёрнышко», «У страха глаза велики» и знакомство со сценарием. Распределение ролей в группах. | 1 | ||
6 | Работа над ролью. | 1 | ||
7 | Изготовление настольных декораций из пластилина для спектаклей по сказкам «Петушок Бобовое Зёрнышко», «У страха глаза велики» (лепка ). | 1 | ||
8 | Работа над спектаклем. | 1 | ||
9 | Театрализованный праздник «Сказка за сказкой». Выставка творческих работ учащихся. | 1 | ||
10 | Беседа «Сказки А. С. Пушкина». | 1 | ||
11 | Просмотр видеофильмов: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о золотом петушке». | 1 | ||
12 | Чтение и анализ сказок А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о золотом петушке». | 1 | ||
13-14 | Рисование иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о золотом петушке». | 2 | ||
15 | Конкурс рисунков и поделок по сказкам А. С. Пушкина. | 1 | ||
16 | Рисование эскизов костюмов и декораций к спектаклю по сказкам А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о золотом петушке». | 1 | ||
17 | Словарная работа по текстам сказок А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о золотом петушке». | 1 | ||
18-20 | Работа над ролью (групповая и индивидуальная). | 3 | ||
21 | Театрализованный праздник «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина». | 1 | ||
22 | Беседа – диалог «Авторская сказка». | 1 | ||
23 | Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит». | 1 | ||
24 | Прослушивание грамзаписи сказки «Айболит». | 1 | ||
25-29 | Чтение сценария, распределение ролей. Выразительное чтение по ролям. (Каждая группа выбирает вид спектакля и отрывок из сказки для постановки, по желанию). | 5 | ||
30-33 | Работа над спектаклем по сказке К. И. Чуковского «Айболит» (репетиция мизансцен, создание образа, выразительность речи, пластика движений). | 4 | ||
34 | Театрализованный праздник «В гостях у дедушки Корнея» (премьера спектаклей «Айболит»). | 1 | ||
Итого: | 34 |
Календарно – тематическое планирование 3 класс
№ | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата | |
1 | Беседа-диалог «Сказки весёлые, добрые, грустные» | 1 | ||
2 | Просмотр видеофильма русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | ||
3 | Чтение и анализ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | ||
4 | Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Алёнушка» | 1 | ||
5 | Работа с текстом сценария, распределение ролей | 1 | ||
6-9 | Работа над ролью | 4 | ||
10 | Премьера спектакля «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | ||
11 | Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» | 1 | ||
12 | Работа по содержанию сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Работа над сценарием и распределение ролей | 1 | ||
13-18 | Работа на ролью | 6 | ||
19 | Постановка спектакля | 1 | ||
20 | Чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» и русской народной сказки в обработке А.Н. Толстого «Морозко» | 1 | ||
21 | Анализ содержания сказок «Мороз Иванович» и «Морозко» | 1 | ||
22 | Рассматривание иллюстраций к сказкам «Мороз Иванович» и «Морозко» | 1 | ||
23 | Рисование по мотивам сказок «Мороз Иванович» и «Морозко» | 1 | ||
24 | Работа над сценариями по сказкам, распределение ролей | 1 | ||
25-30 | Работа над постановкой спектаклей «Мороз Иванович» и «Морозко» | 6 | ||
31-32 | Репетиция «в декорациях» спектаклей «Мороз Иванович» и «Морозко» | 2 | ||
33 | Премьера спектаклей на новогоднем празднике | 1 | ||
34 | Подведение итогов. Рецензирование спектаклей | 1 | ||
Итого: | 34 |
Календарно – тематическое планирование 4 класс
№ | Содержание занятия | Кол-во час | Дата |
1 | Беседа-диалог «Русские народные сказки» | 1 | |
2 | Экскурсия в кукольный театр, просмотр спектакля (по репертуару) г.Благовещенск | 1 | |
3-4 | Чтение русских народных сказок: «Царевна-лягушка», «Царевна-Несмеяна», «Сивка-Бурка» | 2 | |
5 | Просмотр видеофильмов русских народных сказок (по желанию детей) | 1 | |
6-7 | Работа над сценариями по сказкам: «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна», «Сивка-Бурка» (работа по группам) | 2 | |
8 | Беседа о великом русском художнике В. Васнецове | 1 | |
9-10 | Изготовление панно в технике оригами по мотивам русских народных сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кащей Бессмертный», «Гуси-лебеди» (работа по группам) | 2 | |
11-12 | Изготовление персонажей и декораций по сказкам «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна», «Сивка-Бурка» | 2 | |
13-14 | Работа над постановкой спектаклей по мотивам русских народных сказок . | 2 | |
15-17 | Работа с текстами сказок «Конек-Горбунок», «Сказка о царе Салтане» | 3 | |
18-23 | Работа над сценарием к спектаклю «Конек-Горбунок» | 6 | |
24 | Премьера спектакля «Конек-Горбунок» | 1 | |
25 | Беседа об уральском сказочнике П.П.Бажове | 1 | |
26-27 | Чтение сказок П.П. Бажова «Каменный цветок», «Хрупкая веточка», «Серебряное копытце» | 2 | |
28 | Просмотр видеофильма по сказке П.П.Бажова «Серебряное копытце» | 1 | |
29 | Рисование по мотивам сказок П.П.Бажова (конкурс на лучший рисунок) | 1 | |
30-32 | Работа над постановкой голоса, чтение по ролям | 3 | |
33 | Работа над ролью (индивидуально) | 1 | |
34 | Беседа-диалог «За кулисами театра» | 1 | |
Итого: | 34 |
Содержание программы
1год обучения.
Теоретическо-познавательный
Особенности работы театрального кружка. Техника безопасности на занятиях. Особенности театральной терминологии. Особенности организации работы театра. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.) Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Виды театрального искусства. Правила поведения в театре. Посещение театра кукол.
Тренингово - развивающий
Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.
Актёрское мастерство
Выбор пьесы/сказки. Распределение ролей/персонажей. Работа с текстом. Репетиции.
Творческая мастерская
Изготовление поделок из природного материала, оформление альбома по предмету, собирание пазлов с сюжетами сказок, изготовление кукол.
Просмотрово – информационный
Просмотр кукольного спектакля, мультфильмов, обсуждение увиденного.
Постановочная работа.
Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
2-3 год обучения.
Теоритическо-познавательный
Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).Правила поведения в театре. Поход в театр с целью просмотра детского спектакля и закрепления теоретических знаний.
Актёрское мастерство
Развитие смелости, сообразительности. Закрепление понятий «Если бы» и «предлагаемые обстоятельства»; умение верить в любую воображаемую ситуацию. Оценка действия других и сравнение их с собственными действиями. Этюдный тренаж. Этюды с придуманными обстоятельствами.
Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Взаимодействие актеров на сцене. Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Вживание в текст.
Тренингово-развивающий
Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.
Создание образов с помощью жестов, мимики. Развитие чувства ритма, быстроты реакции, координации движений. Воображение детей, способности к пластической импровизации. Выразительность действия. Закрепление умения детей создавать образы героев номера через возможности своего тела.
Творческая мастерская.
Изготовление костюмов с помощью родителей, работа над реквизитом, изготовление афиши и пригласительных билетов.
Просмотрово-информационное.
Выбор пьесы. Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Подготовка костюмов, бутафории, зала к спектаклю. Изготовление декораций и афиш.
Постановочная работа
Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Выявление наиболее удачных моментов спектакля. Анализ и выработка рекомендаций для исправления ошибок. Выстраивание перспектив.
4 год обучения.
Теоритическо-познавательный
Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Правила поведения в театре. Поход в театр с целью просмотра детского спектакля и закрепления теоретических знаний.
Актерское мастерство.
Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Взаимодействие актеров на сцене. Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Вживание в текст.
Тренингово-развивающий
Роль. Озвучивание пьесы. Словодействие, намерение, подтекст. Манипуляции голоса. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Сценическая речь в миниатюрах.
Разработка сценария спектакля миниатюр. Репетиции. Подготовка зала к спектаклю. Изготовление декораций и афиш.
Творческая мастерская.
Подготовка ширмы, изготовление декораций и бутафории, принципы оформления афиш.
Постановочная работа.
Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.
Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Выявление наиболее удачных моментов спектакля. Анализ и выработка рекомендаций для исправления ошибок.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Занятия кружка проводятся в актовом зале или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра необходимо следующее оснащение:
- куклы-картинки;
- рисунки для мини – декораций.
- театральная ширма;
- декорации к спектаклям.
Рекомендуемая литература для педагогов
1.Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
2.Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.
3.Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
4.Безымянная. О.Н., Школьный театр. - М., 2001
5.Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
6.Каришев-Лубоцкий., Театрализованные представления для детей школьного возраста/ Журнал «Педсовет», № 3. - М., 2005
7.Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. № 14 – М.: Школьная пресса, 2000
8.Понсов А.Д., Конструкция и технология изготовления театральных декораций. – М., 1999.
10.Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
12. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.
13. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
14.Чурилова Э.Т., Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.
Примерный репертуарный перечень для детей.
- Маршак С. «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев» и др. стихи.
- Михалков С. «А что у вас?»
- Остер Г. «Вредные советы» и др. стихи.
- Хармс Д. «Врун», «Очень-очень вкусный пирог»
- Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Телефон»; др. стихи и загадки.
- «Волк и семеро козлят» – по мотивам народной сказки и сказки Ю. Энтина.
- «Красная Шапочка» – по мотивам сказки Ш. Перро.
- Русские народные сказки « Колобок», «Репка», «Теремок», «Каша из топора» и др.
Приложение
Алгоритм работы с пьесой.
- Выбор пьесы, обсуждение ее с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком.
- Премьера.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Методы проведения занятий:
Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, оформление афиш и пригласительных билетов, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, просмотр спектакля.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Методические рекомендации
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
- регулирование активности и отдыха (расслабления).
- На занятиях широко применяются:
- словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
- метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
- наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
- работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
- Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.
Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.
Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.
1.«Забавные животные». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемого животного: зайца, медведя, лисичку, ослика, курочку и т.д. садятся на пол. По команде ведущего играющие «превращаются» в животных. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего зверя, доползти, пройти так, как это делают они. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.
- «Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.
- Изобразить конфетку по её названию: «Мишка на Севере», «Гулливер», «Гусиные лапки», «Незнайка» и т.д. Этюд.
Этюдный тренаж включает в себя:
- этюды (упражнения) на развитие внимания;
- этюды на развитие памяти;
- этюды на развитие воображения;
- этюды на развитие мышления;
- этюды на выражении эмоций;
- этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
- этюды на выразительность жеста;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Юным умникам и умницам"
Программа кружка для 2 класса с пояснительной запиской и тематическим планированием...
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" по ФГОС с 1 по 4 класс.
Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процес...
РАБОЧАЯ дополнительная образовательная программа ЮНЫЙ ЭКОЛОГ (КРУЖОК)
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников. Программа ставит перед собой следующие задачи:1. Формирова...
Дополнительная образовательная программа "Юный художник".
Дополнительная образовательная программа "Юный художник"....
Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист"
Программа модифицированная. Обработана для проведения кружка в моем классе.Пояснительная записка. Дополнительная образовательная программа «Юный натуралист» биолого...
Дополнительная образовательная программа «Юный Инспектор Движения»
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов....
Дополнительная образовательная программа «Юный Инспектор Движения»
Пояснительная записка. Дополнительная образовательная программа «Юные инспектора движения» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО...