КТП по окружающему миру. Система Л.Занкова. 1 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по ФГОС. Система Л.В.Занкова. Окружающий мир. 1 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 236.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование курса окружающего мира в 1 классе
№ уроков. Тема(раздел), кол-во часов. | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Примерные календарные сроки | ||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | План | факт | ||
1-7 уроки Окружающий мир: природа, общество. труд 1 Школа Экскурсия по школе. | Ознакомиться с нормами поведения в школе в общественных местах. Осознание окружающей действительности, нового школьного окружения. Знать правила поведения в школе, общения с одноклассниками, учителями, | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: – интерес к учебному материалу или к отдельным заданиям учебника «Окружающий мир»; – представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни. Обучающийся получит возможность для формирования: – представления о своей гражданской идентичности и этнической, семейной принадлежности; – развития этических чувств (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – проявлять первоначальное умение выполнять учебные действия в устной речи. Обучающийся получит возможность научиться: – сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем; – сообщать учителю о затруднениях в понимании учебного материала | Знакомство и обсуждение правил поведения в школе. Различение норм поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах, во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми. Моделирование возможных ситуаций в школе. Ориентирование в здании(знакомство с расположением кабинетов, классов, столовой, спортивного, актового залов и др.) | ||
2. Где мы живём | Осознание детьми того окружающего мира, в котором они живут: город, село, округа; осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна Осознание окружающей действительности, нового школьного окружения. | Различение объектов города и деревни. Соотнесение рисунков с действительностью (Какай рисунок подходит к вашей местности?). Знакомство с правилами дорожного движения. Ответы на вопросы. Подведение анализируемых объектов под понятия («окружающий мир», «природа») Моделирование ситуации и представление своих ощущений в ней (игра-инсценировка «Я в городе», «Я в деревне») | |||
3. Труд людей | Понимать значение труда в жизни человека. Знать профессии родителей. Осознавать взаимозависимость людей разных профессий. Презентация. | Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – знакомиться на примере учебника «Окружающий мир» со структурой книги (ее содержанием, приложениями, условными знаками и символами); – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Обучающийся получит возможность научиться: – представлять многообразие способов решения задач; – анализу, сравнению объектов окружающего мира, представленных в реальности и на рисунках, по заданным критериям; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – подводить группы объектов окружающее го мира под понятия «окружающий мир», «природа», «сделанное человеком». | Знакомство с разными профессиями людей. Участие в игре «Угадай профессию», где один ребёнок описывает профессию, другие отгадывают. Выяснение значения профессий для общества. Знание телефонов экстренной помощи. | ||
4.Безопасный маршрут от дома к школе. | Проводить несложные наблюдения под руководством учителя. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы на улице и в других общественных местах. Понимать необходимые для школьника знаки, символы дорожного движения. | Проведение наблюдения за объектами природы. Соблюдение правил поведения на дороге и улице. Обсуждение вопроса о значимости правил поведения на дороге и улице. Моделирование и оценка ситуации поведения на улице и в общественных местах. Работа со схемой «Безопасное движение по дороге в школу | |||
5.Что такое окружающий мир (экскурсия в парк) | Знать компоненты окружающего мира. Уметь приводить примеры представителей живой природы, различать природные объекты и изделия, характеризовать их отличительные свойства, группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам | Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – представлять разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной и групповой). Обучающийся получит возможность научиться: – использованию в общении правил вежливости, подходящих учебной ситуации; – представлять возможности получения помощи от учителя или одноклассников в случаях затруднений. | Знакомство с правилами поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер безопасности. Называние окружающих предметов и их признаков. Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственных предметов), созданных человеком. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать. Проведение наблюдения за явлениями и объектами природы (например, появлением ветра, движением облаков, покачиванием веток деревьев, разнообразным окрасом листьев, поведением животных). Сравнение и различение дня, ночи, времен года. Участие в игре «Какое дерево потеряло листок?» | ||
6.Природа и её изменчивость | Называть и описывать объекты природы. Сравнивать объекты природы на основе внешних признаков. Наблюдать за осенними изменениями в природе. С помощью иллюстраций устанавливать различия в погоде, времени суток и временах года по внешним признакам. Обобщать объекты окружающего мира | Различение объектов и явлений природы. Описание иллюстрации в учебнике(описание местности), называя внешние признаки времен года и давая им характеристику. Сравнение рисунков (изменения, которые могут одновременно происходить в природе: смена суток, времени года, изменения погоды). Обсуждение результатов своих наблюдений, совместная выработка правил участия в диалоге. Выполнение задания из учебника. Участие в групповой работе с природным материалом – гербарием (листьями деревьев). Примеры заданий: разделите листья на группы по самостоятельно выделенным признакам (деление может быть по форме, цвету, размеру) | |||
7. Природа- первый «учебник» человека. | Расширять представления учащихся об окружающем мире через осознание того, что человек всегда учится у природы | Выделение признаков объектов. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать (выполнять задания в учебнике на определение признаков предметов с помощью чувств). Обсуждение пословиц. Ориентирование в пространстве. Рассказ о явлениях природы, опираясь на жизненный опыт. Отгадывание загадок. Объяснение этимологии мотивированных фамилий | |||
Природа 18 часов 8.Вселенная, или космос | Иметь представление о значении Солнца для жизни на Земле. Знать понятия «звезды», «планеты», «спутники», характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли Воспринимать относительность величины предмета в зависимости расстояния. Презентация. | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: – интерес к учебному материалу, отдельным заданиям учебника «Окружающий мир»; – представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни. Обучающийся получит возможность для формирования: – представления о причинах успеха в учебе; – этических чувств на основании анализа простых ситуаций; – понимания заданных критериев успешности учебной деятельности. | Работа с рисунками в учебнике. Формулирование выводов из наблюдений и с опорой на имеющийся опыт (что можно увидеть на небе днём, а что ночью?). Сопоставление научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы. Группировка объектов природы. Приведение сведений из дополнительных источников информации (о Луне, Солнце). Объяснение причин явлений (относительность восприятия величины предметов в зависимости от расстояния) с использованием рисунков в учебнике на с. 8.Составление макета Вселенной с расположением на нём космических тел.Моделирование ситуации «Что произойдёт на Земле, если исчезнет Солнце» | ||
9.Земля как планета Солнечной системы | Иметь представление о месте Земли в Солнечной системе. Знать причины смены дня и ночи, сравнивать и различать день и ночь, времена года | действия в сотрудничестве с учителем; – сообщать учителю о затруднениях Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – оценивать совместно с учителем результаты своих действий; – первоначальным умениям выполнять учебные действия в устной речи. Обучающийся получит возможность на учиться: – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – осуществлять действия с учетом выде ленных учителем ориентиров; – на основе предложенного образца действий осуществлять простейшее планирование своей деятельности с помощью предложенных учителем иллюстративных элементов (картинок); – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями; – вносить необходимые коррективы в в понимании учебного материала. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – находить нужную информацию на странице (или развороте) учебника, «считывать» информацию с рисунков; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты, представленные в рисунках; – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии. Обучающийся получит возможность на учиться: – на основе анализа и сравнения группировать объекты окружающего мира по заданному основанию; – устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений; –представлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – уметь подводить группы объектов окружающего мира под понятия «окружающий мир», «природа», «сделанное человеком», «живая природа», «неживая природа» и т.д. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной и групповой); – иметь представления о правилах общения в школе, в классе; – адекватно реагировать на обращение учителей. Обучающийся получит возможность на учиться: – разным формам работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в паре и группе); – использовать в общении правила вежливости, подходящие учебной ситуации; – понимать ситуации, когда требуется обращение за помощью к учителю или одноклассникам. | Проведение несложных наблюдений (опыты с лампой и зеркалом). Использование модели (глобус) для описания явлений (неравномерного освещения Земли, смены дня и ночи). Анализ картины А. Куинджи «Ночь на Днепре» (время суток, признаки, которые привели к такому выводу, своё впечатление от картины). Формулирование предварительного вывода об условиях, необходимых для жизни на Земле (свет, тепло, вода, воздух). Установление связей между объектами природы и явлениями в природе | ||
10 Значение воды на Земле | Иметь представление о воде, ее свойствах и значении для человека, наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды, характеризовать свойства воды | Характеристика свойств воды. Проведение опытов. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать (опыт на определение свойств воды). Анализ диаграммы соотношения на Земле суши и воды. Формулирование выводов на основе наблюдений. Совместная разработка правил безопасности жизнедеятельности. Группировка объектов окружающего мира по заданным и самостоятельно выделенным признакам | |||
11.Значение воздуха на Земле 12.Значение Солнца на Земле. | Иметь представление о воздухе, его свойствах и значении для человека, наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха, измерять температуру воздуха с помощью термометра, характеризовать свойства воздуха. Уметь делать выводы на основе результатов опыта. | Проведение несложных опытов, которые доказывают, что воздух есть везде. Формулирование выводов на основе наблюдений. Высказывание своей точки зрения. Участие в обсуждении художественной картины И. Айвазовского «Девятый вал». Знакомство с правилами здорового образа жизни. Определение значения объектов окружающего мира (какое значение имеет воздух для человека, всех живых организмов, какое значение имеет ветер) с опорой на рисунки | |||
13. Разнообразие природы России. | Формировать представление о разнообразии и красоте природы России, о зависимости природного мира от местоположения на территории России. Уметь описывать животных и растения местности, опираясь на свой опыт, рисунок, иллюстра- ции. Презентация. | Работа с глобусом, картой. Соотнесение рисунка с картой. Знакомство с картинами разных художников. Работа с дидактическим материалом (карточками). Предположения о причинах разнообразия природных условий нашей страны, о возможности обитания каких-либо животных в различных средах (лес, водоем, территории, покрытые снегом, побережье и т.д.). Нахождение иллюстраций по заданию учителя | |||
14. Знакомство с природой родного края (экскурсия на природу, | Проводить наблюдения на экскурсии под руководством учителя. Иметь представление о взаимосвязи между жизнедеятельностью растений и животных и временами года. Ознакомиться с особенностями природы родного края | Установление связи между особенностями жизнедеятельности растений и животных и временами года. Проведение групповых и самостоятельных наблюдений на экскурсии. Соотнесение природы родного края с природой России Установление причиннооследственных связей. Участие в беседе. Формулирование вопросов. Подготовка небольшого рассказа о том, что особенно понравилось, запомнилось на экскурсии | |||
15. Неживая и живая природа. | Различать объекты живой и неживой природы, выделять признаки, присущие объектам живой природы. Формировать умение приводить доказательства различий живой и неживой природы, используя результаты опытов, наблюдений. Презентация. | Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственные предметы). Описание изученных объектов и явлений живой и неживой природы. Выделение их существенных признаков, доказательство наличия того или иного признака у объекта (дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание). Сравнение объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств. Осуществление классификации изученных объектов природы по самостоятельно выделенным признакам (или с помощью учителя). Разделение объектов природы на живую и неживую природу, объекты, сделанные человеком. Проведение наблюдений и простейших опытов. Приведение доказательств с опорой на результаты опытов (в ходе наблюдения за домашними растениями, их движением к свету сделать вывод о движении растений | |||
16 . Живая природа (экскурсия на природу) | Различать объекты живой природы: растения и животных. Сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы | Наблюдение за птицами, насекомыми, млекопитающими (кошкой и собакой), их передвижением, питанием, поведением. Группировка объектов живой и неживой природы по самостоятельно выделенным признакам. Определение растений и животных на основе иллюстраций, моделей (чучело). Установка связей особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. Объяснение необходимости бережного отношения к природе. Создание собственных устных высказываний. Подведение понятий под определение (природа, живая, неживая, деревья, дуб) | |||
17. Царства живой природы | Сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы (деление на растения, животные, грибы, бактерии). Приводить примеры различных царств живой природы по заданию учителя с опорой на схему, рисунок | Работа в группе с дидактическим материалом (карточками) с целью самостоятельно разделить объекты природы на группы: животные, растения, грибы. Самостоятельное (или с помощью учителя) выделение признаков объектов живой природы (обоснование отнесения объекта природы в какую-либо группу). Оценка работы одноклассников. Составление и работа со схемой (деление природы на 4 царства). Извлечение (по заданию учителя) из учебника и дополнительных источников знаний необходимой информации о растениях и животных своей местности | |||
18.Растения. Строение растений. (практическая работа) | Формировать понятия «растение», «существенный признак». Определять части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Описывать и сравнивать растения. Приводить 2–3 примера различных видов растений. Презентация. | Работа с гербарием: описание растения, его частей; сравнение и выявление общего между различными растениями; определение слов, повторяющихся при описании). Различение существенных признаков от несущественных при определении растения. Самостоятельное извлечение информации из рисунка (определение частей растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Нахождение частей целого. Обсуждение значения корня, стебля, листьев, плода, цветка для растения. Предположение последствий отсутствия отдельных частей у растения | |||
19. Разнообразие растений по внешней форме (экскурсия на школьный участок) | Различать растения – деревья, кустарники, травы. Приводить примеры. Выделять существенные признаки растения. | Описание и сравнение внешнего вида растений. Наблюдение за сезонными изменениями, происходящими в природе (погода, время года, окраска листьев у деревьев, листопад, наличие плодов под деревьями, грибы, растения). Выделение существенных признаков растений. Сравнение и различение деревьев, кустарников и трав, осенних и летних явлений природы (продолжительность дня, небо, насекомые; птицы; труд человека) | |||
20 . Зависимость растений от природных условий. Растение и человек. | Устанавливать причинно-следственные связи. Приводить примеры взаимосвязи внешнего вида растений с природными условиями. Устанавливать связи между человеком и растением, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе | Соотнесение объектов природы с условиями природы (определение зависимости внешнего строения растений от тепла и влаги).Установление причинно-следственных связей. Приведение примеров растений. Работа по формированию научного понятия. Работа с дополнительными источниками информации. Характеристика условий, необходимых для жизни растений(свет, влага, тепло). Сравнение и различение разнообразных групп растений, характеристика их роли в жизни человека | |||
21.Поздняя осень (экскурсия) | Развивать способность к проведению простейших наблюдений за объектами природы (под руководством учителя). Устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой (без введения понятий). Знать времена года и их очевидные (внешние) признаки. | Закрепление правил поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер безопасности. Называние признаков поздней осени. | |||
22.Животные. | Ознакомиться с группами животных: насекомые, паукообразные, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся. Формировать понятие «животное». Описывать и сравнивать животных. Приводить примеры различных видов животных. Выделять существенные признаки животного какой-либо группы животных | Самостоятельная (или по заданным учителем критериям) классификация животных на группы. Различение существенных и несущественных признаков животных. Определение смысла понятий «млекопитающие», «земноводные», «пресмыкающиеся». Диалог, обмен мнениями. Работа в группе. Использование дополнительных источников информации | |||
23 . Разнообразие растений и животных. | Ознакомиться с разнообразными средами жизни. Различать объекты по названным признакам. Приводить примеры представителей животного мира | Сравнение растений и животных между собой по рисунку в учебнике. Описание животных своей местности. Рассказ о любимом животном. Приведение примеров растений и животных. Участие в игре «Кто где живет» (дети разгадывают загаданное животное и показывают на карте его примерное местообитание). Использование краеведческого материала: какие животные обитают в своей местности, какие растут растения, где они еще могут быть. Подготовка сообщения о домашнем питомце (его повадках, внешнем виде и т.д.) | |||
24. Природа и человек. | Формировать умения анализировать рисунок и составлять связное высказывание по его содержанию. Различать объекты природы и предметы, сделанные человеком. Представлять зависимость жизни людей от состояния природы. Накапливать знания о правилах экологического поведения в природной среде. Иметь представление о назначении Красной книги. Описывать наблюдаемые объекты | Составление рассказа по рисунку. Знакомство с Красной книгой. Оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защиты. Различение и называние предметов, сделанных человеком. Знакомство с понятием «вещество», определяя, из каких веществ сделаны предметы. Изготовление с родителями или одноклассниками кормушки для Птиц | |||
25. Труд человека | Различать компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное и придуманное человеком). Осознавать ценность труда человека. Иметь представление о том, как изменял человек орудия труда. Знать названия профессий своих родителей, понимать то, чем они занимаются | Составление рассказа по рисунку. Сравнение предметов старины с современными. Объяснение происходящих изменений с орудиями труда, оборудованием. Обсуждение пословиц и поговорок. Установление причинно следственных связей. Рассказ о профессии своих родителей | |||
26 . Красота природы (проверочная работа) | Оценивать результат приобретенных умений и знаний | Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров. Участие в диалоге, обсуждении проблем. Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Корректирование своих действий | |||
Планета Земля 11ч 27.Модели и изображения Земли. Глобус и карта (практическая работа) 28.Азбука географии (практическая работа) Тепловые пояса Земли | Иметь представление о географической карте, читать карту и правильно показывать объекты на ней. Сравнивать глобус и карту мира. Узнавать материки, называть океаны, моря. Показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы. Находить заданный объект на карте полушарий, на карте России, на карте области или края.Сравнивать географические объекты. Показывать на рисунке Северный полюс, Южный полюс, экватор, Северное полушарие, Южное полушарие. Оценивать результат приобретенных умений и знаний Уметь работать с картой: читать условные знаки (обозначение населённых пунктов, очертаний материков, использование синего и жёлтого цвета для обозначения воды и суши). Находить Северный и Южный полюса, экватор, полушария, материки и океаны Различать и определять месторасположение на глобусе. Понимать неравномерное нагревание Солнцем земной поверхности. Анализировать и сравнивать рисунки. Ознакомиться с противоположностью сезонов на Земле в данный момент времени | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: -положительное отношение к школе; -интерес к учебному материалу; -представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни. Обучающийся получит возможность для формирования: -представления о гражданской идентичности-«Я» как гражданин России; -представления о причинах успеха в учёбе; -этических чувств на основании анализа простых ситуаций; – понимания заданных критериев успешности учебной деятельности. -представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – оценивать совместно с учителем результаты своих действий; – первоначальным умениям выполнять учебные действия в устной речи. Обучающийся получит возможность на учиться: – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров; – на основе предложенного образца действий осуществлять простейшее планирование своей деятельности с помощью предложенных учителем иллюстративных элементов (картинок); – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – находить нужную информацию на странице (или развороте) учебника, «считывать» информацию с рисунков; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты, представленные в рисунках; – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии. -осуществлять синтез как составление целого из частей; -проводить сравнение, сериациюи классификацию изученных объектов по заданным критериям Обучающийся получит возможность – представлять многообразие способов решения задач; – анализу, сравнению объектов окружающего мира, представленных в реальности и на рисунках, по заданным критериям; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – подводить группы объектов окружающего мира под понятия «окружающий мир», «природа», «сделанное человеком». | Работа с глобусом, физической картой. Сравнение модели с натуральным предметом по размеру и форме. Ознакомление с названиями и местом расположения океанов и материков. Показывание на глобусе и карте материков и океанов. Чтение знакомых условных обозначений. Нахождение и определение знакомых географических объектов на физической карте. Работа с новыми понятиями (земная ось,Северный полюс, Южный полюс, экватор) Работа с глобусом, физической картой. Показывание на глобусе и карте материков и океанов. Нахождение и определение знакомых географический объектов на физической карте с помощью условных знаков. Знакомство с новыми географическими понятиями (Северное и Южное полушария). Восприятие задания в тексте, ответы на вопросы Участие в игре «Путешествие по тепловым поясам Северного и Южного полушарий». Работа с моделью Земли 9глобусом0. Нахождение и показ знакомых географических объектов. Прослеживание за изменениями времён года в разных полушариях. Доказывание своей точки зрения с помощью полученных в ходе проведённых рисунков в учебнике и знаний, ранее опытов. Соотнесение тепловых поясов с территорией родного края | ||
29.Облик Земли постоянно меняется | Понимать, что на Земле постоянно происходят изменения. Приводить примеры происходящих изменений в природе. | Развитие наблюдательности. Получение представлений об этапах развития истории на Земле по информации из текста и иллюстраций учебника. Определение по контурам географических объектов. Различение прошлого, настоящего и будущего.Сравнение природы далёкого прошлого с природой современного периода. Участие в обсуждении проблем. Выполнение моделей окаменелостей из гипса | |||
30.Разнообразие природы Земли.Предс тавление о тепловых поясах Земли .Оценка знаний. | Оценивать результат приобретённых умений и знаний | Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной и групповой); – иметь представления о правилах общения в школе, в классе; – адекватно реагировать на обращение учителей. Обучающийся получит возможность на учиться: – разным формам работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в паре и группе); – использовать в общении правила вежливости, подходящие учебной ситуации; – понимать ситуации, когда требуется обращение за помощью к учителю или одноклассникам. | Распределение объектов окружающего мира по тепловым поясам. Классификация объектов природы по самостоятельно выделенным признакам. Оценка результатов своей работы. Формулирование вопросов к иллюстрации. Нахождение несоответствий в рисунке, корректирование своих действий | ||
31. Проверь себя | Оценивать результат приобретенных умений и знаний. | Классификация объектов природы по самостоятельно выделенным признакам. Оценка результатов своей работы. Нахождение несоответствий в рисунке, корректирование своих действий | |||
32. Ориентирова ние в пространстве и времени | Запоминать слова, обозначающие направление (вверх, вниз и т. Д.).Ориентироваться в пространстве относительно себя и предметов. Определять время на часах (целый час) | Обсуждение ответов на поставленные вопросы в учебнике. Восприятие текста «Как учили наших предков» на слух, выделяя главную мысль. Моделирование и оценка различных ситуаций использования слов, показывающих направление. Ориентироваться в пространстве и времени | |||
33.Как открывали новые земли | Использовать текст для поиска необходимой информации. Слушать и формулировать ответ на заданный вопрос. Строить собственные высказывания. Различать достоверные факты и вымысел различных информационных источниках ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Анализ текста в учебнике, формулирование ответов на вопросы к тексту. Различение достоверных фактов и вымысла. Соотнесение текста учебника «Плавание Ганнона», «Сказка и быль» с иллюстрациями. Работа с картой. Нахождение и показ на карте географических объектов, указанных в тексте. | |||
34.Появление и развитие жизни на Земле | Ориентироваться во времени: прошлое, настоящее, будущее.Ознакомиться с изменениями происходившими в природе Земли. Демонстрировать знание условий, необходимых для жизни на Земле (свет, тепло, вода, воздух). Представлять и описывать древних животных по рисункам ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Извлечение информации из разных источников (учебник, фильмы, книги) и обмен ею с одноклассниками. Различение прошлого, настоящего и будущего. Определение условий, необходимых для жизни. Знакомство с этапами развития жизни на Земле. Описание внешности животного по иллюстрациям. Подготовка сообщения о динозаврах | |||
35.Древние и современные растения и животные | Выявлять сходства и различия древних и современных животных по рисунку. Развивать способность замечать изменения, происходящие с животными и растениями. Устанавливать связи между изменениями, происходящими с животными, и изменениями природных условий. Приводить 2-3 примера древних животных ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Самостоятельная группировка животных и растений на современные и древние. Сравнение современного животного и древнего, современного растения и древнего. Знакомство с изменениями, происходившими в природе Земли. Анализ внешнего строения объектов. Формулирование вопросов по рисунку в учебнике | |||
36.Древняя и современная природа Земли | Развивать наблюдательность и умение сравнивать объекты природы. Подводить объекты природы под понятия (обобщение) | Сравнение объектов живой и неживой природы. Нахождение отличий между рисунками с древней и современной природой Земли. Восстановление целого объекта из частей (в ходе игры). Классификация изученных объектов природы по самостоятельно выделенным признакам. Подведение анализируемых объектов под понятия разного уровня обобщения | |||
Становление человека 10 ч. 37.Растительноядные и хищные животные на Земле | Формулировать выводы на основе иллюстраций учебника. Различать животных по типу питания. Приводить примеры хищных и растительноядных животных. | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: -положительное отношение к школе; -интерес к учебному материалу; -представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни. Обучающийся получит возможность для формирования: -представления о гражданской идентичности-«Я» как гражданин России; -представления о причинах успеха в учёбе; -этических чувств на основании анализа простых ситуаций; – понимания заданных критериев успешности учебной деятельности. -представления о ценности и уникальности природного мира Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – оценивать совместно с учителем результаты своих действий; – первоначальным умениям выполнять учебные действия в устной речи. Обучающийся получит возможность на учиться: – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров; – на основе предложенного планирование своей деятельности с помощью предложенных учителем иллюстративных элементов (картинок); – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. | Объединение животных в группы по заданному признаку. Установление связи между образом жизни и типом питания животных. Работа в группе: выделение признаков хищных и растительноядных животных. Самостоятельное приведение примеров. Обсуждение правил поведения с незнакомыми животными | ||
38.Природа зимой (экскурсия) | Развивать способность к проведению простейших наблюдений за объектами природы (под руководством учителя). Устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой (без введения понятий). Знать времена года и их очевидные (внешние) признаки. | Закрепление правил поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер безопасности. Называние признаков зимы в неживой и живой природе. | |||
39.Растительноядный предок человека | Иметь представление о жизни растительноядного предка человека. Сравнивать древнего предка человека с человекоподобными обезьянами | Сравнение современных человекоподобных обезьян и древнего предка человека. Анализ рисунка (детали во внешнем строении животных и предка человека). Сравнение конечности животного с рукой человека и формулирование выводов | |||
40. Человек охотник и кочевник. | Анализировать совершенствование орудий труда. Различать понятия «орудие» и «оружие. Слушать и формулировать ответы на поставленные вопросы. Участвовать в обсуждениях. Понимать зависимость образа жизни человека от природных условий, постоянного стремления человека улучшить условия своей жизни | На основе анализа рисунков установление причин изменений в образе жизни человека (переход к занятию охотой). Обсуждение вопросов (например, «Как человек, не имея когтей, клыков хищника, может добывать мясо?) Извлечение необходимой информации из рисунка. Называние объектов, сделанных человеком. Выстраивание устного высказывания | |||
41.Человек прямоходя щий. | Анализировать образ жизни предков человека на разных этапах его развития (изменение питания, поведения, внешности, видов деятельности). | Сравнение внешнего строения предков человека на разных этапах его развития. Сравнение условий обитания и видов занятий тех и других. | |||
42.Орудия труда | Соотносить древние орудия труда с современными. | Исследование изменения орудий труда с древних времён до сегодняшнего дня (работа в парах) Приведение примеров инструментов, используемых дома | |||
43. Жизнь родом и племенем. | Получить общее представление о родовом строе. Развивать наблюдательность. Извлекать информацию из различных источников знаний. Иметь представление о зарождении разных видов искусства. Ознакомиться на практическом уровне с понятиями «дикое животное», «домашнее животное» | Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – находить нужную информацию на странице (или развороте) учебника, «считывать» информацию с рисунков; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты, представленные в рисунках; – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии. -осуществлять синтез как составление целого из частей; -проводить сравнение, сериациюи классификацию изученных объектов по заданным критериям Обучающийся получит возможность – представлять многообразие способов решения задач; – анализу, сравнению объектов окружающего мира, представленных в реальности и на рисунках, по заданным критериям; – осуществлять синтез как составление целого из частей; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной и групповой); – адекватно реагировать на обращение учителей. Обучающийся получит возможность на учиться: – разным формам работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в паре и группе); – использовать в общении правила вежливости, подходящие учебной ситуации; – понимать ситуации, когда требуется обращение за помощью к учителю или одноклассникам. | Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Выстраивание устного высказывания. На основе анализа иллюстраций формулирование вывода о зарождении живописи, музыки, танца. Извлечение из дополнительных источников знаний необходимой информации и обсуждение полученных сведений (видеофильм о жизни человека племенем). | ||
44.Начало оседлой жизни. Одомашнивание животных и растений. | Установить соотношения «домашние животные и их дикие предки» с опорой на рисунок. Ориентирование в учебнике. Распределять животных на группы. Ознакомиться с профессиями, связанными с сельским хозяйством | Сравнение домашних животных и их диких предков. Определение причин, побудивших человека заняться одомашниванием разных животных.Различение профессий, связанных с сельским хозяйством. | |||
45.Земля рассказывает о себе. Обобщение представлений об этапах развития жизни на Земле. | Самостоятельно работать с заданиями в учебнике. Устанавливать последовательность в развитии живой природы, в том числе и человека. Соотносить предметы с историческими этапами | Работа с текстом. Анализ картины К. Брюлова «Гибель Помпеи». Знакомство с музеями, имеющими отношение к изучаемому содержанию Установление соответствия между археологическими предметами и временем их применения | |||
46.Мы – часть окружающего мира (проверочная работа) | Оценивать и воспринимать результат своей работы. Знать основные правила обращения с домашними животными. Доказывать свою точку зрения; приводить доводы. Формировать понимание, что человек – часть окружающего мира, зависит от природы, и от окружающих людей, что он – член семьи, гражданин России и человеческого общества в целом. Делать вывод о правах и обязанностях ребёнка в семье | Установление связи современной жизни человека с предшествующими этапами его развития. Ответы на вопросы. Определение зависимости человека от окружающего мира. Осознание того, что каждый из нас – член семьи, гражданин России, всего человеческого общества. Участие в обсуждении о правах и обязанностях ребёнка в семье | |||
Современное человечество 20ч 47. Различие людей по возрасту и внешнему виду. | Получить представление о родословной. Соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке в школе. Использовать правила поведения в общественных местах и на улице | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: -положительное отношение к школе; -интерес к учебному материалу; -представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни. Обучающийся получит возможность для формирования: -представления о гражданской идентичности-«Я» как гражданин России; -представления о причинах успеха в учёбе; -этических чувств на основании анализа простых ситуаций; Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – оценивать совместно с учителем результаты своих действий; – первоначальным умениям выполнять учебные действия в устной речи. Обучающийся получит возможность на учиться: – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров; – на основе предложенного образца действий осуществлять простейшее планирование своей деятельности с помощью предложенных учителем иллюстративных элементов (картинок); – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – находить нужную информацию на странице (или развороте) учебника, «считывать» информацию с рисунков; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты, представленные в рисунках; – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии. -осуществлять синтез как составление целого из частей; -проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям Обучающийся получит возможность – представлять многообразие способов решения задач; – анализу, сравнению объектов окружающего мира, представленных в реальности и на рисунках, по заданным критериям; – осуществлять синтез как составление целого из частей; -проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной и групповой); – адекватно реагировать на обращение учителей. Обучающийся получит возможность на учиться: – разным формам работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в паре и группе); – использовать в общении правила вежливости, подходящие учебной ситуации; – понимать ситуации, когда требуется обращение за помощью к учителю или одноклассникам. | Работа с иллюстративным материалом, различение на рисунке людей, принадлежащих разным расам. Знакомство с основными моральными нормами поведения. Моделирование ситуаций общения с людьми разного возраста, национальности, вероисповедания. Приведение примеров заботы школьников о младших членах семьи, престарелых, больных. Подготовка рассказа о семье, домашнем хозяйстве. Составление (с помощью взрослых) родословного древа. Организация (сообща) выставки плакатов «Моя семья» |
| |
48. Семья. Родословная. | Ознакомиться с семьями одноклассников, с их традициями | Обмен материалом, подготовленным с помощью взрослых, о своей семье |
| ||
49.Особенности жизни людей в разных природных условиях. | Соотносить информацию на рисунке с картой. Понимать существований как различий, так и общего в образе жизни современных людей. | Сравнение рисунков: как условия жизни влияют на занятия , привычки, одежду, жилище, еду человека. Установление взаимосвязи между природными условиями и образом жизни человека, его занятиями. Использование краеведческого материала |
| ||
50. Люди живут в разных странах. (практическая работа) | Составлять небольшой рассказ о своей стране (о своём регионе). Находить на политической карте 3-5 государств мира. Иметь представление о границе России | Нахождение на карте стран, которые указаны в учебнике и названы учителем. Различие их по заданным признакам (размер, местоположение), по рисунку. Подготовка сообщения о своей стране |
| ||
51.Обычаи разных народов. | Знакомство с одеждой, национальной кухней, народными промыслами, народным творчеством | Анализ обычаев своей местности с помощью взрослых. Извлечение информации из дополнительных источников. Подготовка небольших сообщений о любимых праздниках. |
| ||
52. На Земле люди живут в разное время суток. | Определять время по часам (целый час). Получить представление о причине существования разного времени суток в один и тот же момент времени на Земле. | Демонстрация движения Земли вокруг своей оси и его связи со сменой дня, ночи. Наблюдение за движением стрелок часов, определение часов суток. Работа с иллюстрациями учебника. |
| ||
53.Люди разных профессий. | Ознакомиться с разными профессиями. Оценивать черты характера человека, необходимые для разных профессий. Устанавливать связь деятельности человека и природы. | Наблюдение, соотнесение соответствующей профессии с рисунком. Объяснение значения профессии. Обсуждение качеств личности, необходимых для той или иной профессии. Установление связей профессий с природой. Приведение пословиц о труде и обсуждение их смысла. Подготовка сообщения о профессии своих родителей. Различие древних профессий и тех, которые появились недавно |
| ||
54. Воздействие человека на окружающую среду (экологи ческие проблемы) | Понимать взаимосвязь деятельности человека и состояния природы, необходимость бережного отношения к природе и вещам, сделанным человеком. | Установление связей между деятельностью человека и природой. Формулирование выводов о взаимодействии человека на природу на основе анализа рисунка в учебнике. Формулирование ответов на вопросы с использованием текста. Выявление потенциально опасных для жизни и здоровья человека ситуаций. Выстраивание предположений о применении отходов, ненужных вещей. Совместное составление памятки о правилах поведения в лесу, на водоёме, на дороге |
| ||
55.Весна в природе (экскурсия) | Развивать способность к проведению простейших наблюдений за объектами природы (под руководством учителя). Устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой (без введения понятий). Знать времена года и их очевидные (внешние) признаки. | Закрепление правил поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер безопасности. Называние признаков весны в неживой и живой природе. |
| ||
56.Российская Федерация – страна, в которой мы живём. | Определять на карте, глобусе местоположение Российской Федерации. Знать символы государства. Знать название региона, в котором живут учащиеся, и его главный город. Знать правила поведения при прослушивании гимна | Работа с глобусом и картой. Показ на них территории России. Использование дополнительных материалов о достопримечательностях России. |
| ||
57. Народы родного края. | Использовать различные материалы для описания (составление рассказа) народов родного края | Творческая работа на основе дополнительного материала о народах родного края | |||
58. Транспорт и связь | Ознакомиться с различными транспортными средствами. Знать телефоны экстренного вызова | Приведение примеров разного вида транспорта. Приведение примеров разных современных источников информации. Обсуждение, в каких случаях необходим тот или иной источник информации | |||
59.Правила дорожного движения | Соблюдать правила дорожного движения. Распознавать знаки дорожного движения | Знакомство с правилами дорожного движения. Участие в игровых ситуациях по правилам дорожного движения | |||
60.Богатства Российской Федерации. | Высказывать свои впечатления о России на основе анализа рисунков и собственных знаниях. Испытывать чувство гордости за свою великую Родину | Анализ иллюстраций учебника. Обсуждение причин разнообразия природы России. Знакомство с великими людьми России, с результатами труда россиян. Выступление с подготовленным сообщением .Использование краеведческого материала. | |||
61.Как жили наши предки. | Извлекать информацию из рисунка. Составлять связанное высказывание. Ознакомиться с образом жизни древних славян, сравнивать его с современностью | Извлекать информацию из рисунка. Развитие наблюдательности. Анализ и обсуждение картины В.М. Васнецова «Богатыри». Выражение своих эмоций, общего впечатления о картине. Участие в беседе об истории Древней Руси | |||
62. История родного края (экскурсия в краевед- ческий музей) | Получить новые сведения об истории родного края. Следовать правилам поведения в общественных местах | Наблюдение, сравнение, сопоставление прошлого с настоящим. Слушание и выделение главного. По окончании экскурсии подготовка сообщения о своих впечатлениях об увиденном | |||
63. Жизнь современного человека | Получить новые сведения о жизни современного человека | Извлекать информацию из рисунка. Развитие наблюдательности. Выполнение правил безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде и правил этикета. | |||
64.Законы современной жизни | Знакомство с разными законами, которые регулируют жизнь людей в обществе | Выполнение правил безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде и правил этикета. | |||
65,66 Что мы узнали на уроках окружающего мира Проверь себя | Оценивать результат приобретенных умений и знаний | Обобщение знаний по предмету «Окружающий мир» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая проверочная работа по окружающему миру. Система Л. В. Занкова. 2 класс
Проверочная работа включает весь пройденный материал за год....
Рабочая программа по окружающему миру система Л.В. Занкова Разработчик программы: Смородинова Елена Эдуардовна, учитель начальных классов МОУ гимназии №1 города Комсомольска - на - Амуре Хабаровского края
Рабочая программа разработана в соответствии с новыми стандартам и предусматривает формирование УУд в условиях реализации ФГОС...
Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме «Горючие полезные ископаемые» (Развивающая система обучения Л. В. Занкова)
Урок – исследование по теме «Горючие полезные ископаемые» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Он познакомит учащихся с группой горючих полезных ископаем...
Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"
Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"...
Учебно-тематическое планирование по Окружающему миру. Система "2100! 3 класс
Даанное календарно-тематическое планирование можно использовать на уроках окружающего мира в 3 классе!...
Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС по окружающему миру для обучающихся 4 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова в условиях мобильного класса
Урок построен по технологии АМО, содержит презентацию в свободном доступе. В ходе урока использованы АМО, которые способствуют определить цель, наметить пути решения, организовать рефлексию. Под...