Сценарий урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Что такое вода»
опыты и эксперименты по окружающему миру (1 класс) на тему

Клушева Светлана Николаевна

Автор учебника Виноградова Н.Ф.

Тема урока: Что такое вода?

Тип урока: урок открытия новых знаний, исследование.

Цель урока: Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (без цвета,  без запаха, без вкуса, состояния воды).

Задачи:

- образовательные:

формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;

формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;

учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход),

 формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;

- развивающие:

создать условия для личностного развития ученика;

активизации самостоятельной деятельности и работы в группе, в парах;

развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы.

- воспитательные:

создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств;

 создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx44.13 КБ
Файл vodnyy.pptx257.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.ПЕРВОМАЙСКИЙ»

ДЕРГАЧЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Саратовская область, Дергачевский район,

п. Первомайский,  пер. Школьный, 5

тел. (884563) 45-1-72

Сценарий урока

по окружающему миру в 1 классе

по теме «Что такое вода»

подготовила и провела

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Клушева Светлана Николаевна

2013 г

Технологическая карта урока по ФГОС

Окружающий мир, 1 класс, автор учебника Виноградова Н.Ф.

Тема урока Что такое вода?

Дата проведения  25.12.2013 г.

Тип урока: урок открытия новых знаний, исследование.

Цель урока. Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (без цвета,  без запаха, без вкуса, состояния воды).

Задачи:

- образовательные: 

формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;

формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;

учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход),

 формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;

- развивающие:

создать условия для личностного развития ученика;

активизации самостоятельной деятельности и работы в группе, в парах;

развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы.

- воспитательные:

создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств;

 создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Оборудование:

  1.  Учебник “Окружающий мир”, 1 класс, Н.Ф.Виноградова, 2011 г. Москва: Издательство “Вентана-Граф”. (Система учебников «Начальная школа XXI века).
  2. Тетрадь на печатной основе по курсу “Окружающий мир”,1 класс, Н.Ф.Виноградова.
  3. Набор лабораторного оборудования: стакан, колба, модульная система PROLog.
  4. Вещества для проведения опытов: вода, лед, снег, соль, сахар, песок, глина, пищевой краситель.
  5. Проектор, компьютер, интерактивная доска, магнитные планшеты, тестовые планшеты. 

Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воды в жизни человека, какими свойствами обладает «вода»?) и поиск путей её решения.

Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (проведение экспериментов), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.

Ожидаемые предметные результаты.

Учащиеся научатся:

определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды;

- знать значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость бережного использования воды;

- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки;

- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.

Личностные  УУД формируются во время организационного момента, при постановке проблемы. Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках всей исследовательской работы, особенно при затрагивании вопросов экологических проблем.

Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией (видеофрагменты), при постановке проблемы (сосуд с прозрачной жидкостью), проведении опытов (определение физических свойств воды), подведении итогов исследования.

Регулятивные УУД формируются на этапах фиксирования затруднения в пробном действии, при построении проекта выхода из затруднения: организация своей  деятельности, постановка перед собой задачи и сохранение её до конца учебных действий; формулирование цели деятельности на уроке (узнать..., научиться...).Рработа по плану; построение проекта  выхода из затруднения.

Коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества. Эти УУД формируются  в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах. Здесь ребята учатся формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться, приходить на помощь друг другу.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Девиз урока: “Знаешь – говори, не знаешь – слушай!” (презентация слайд 1,2)

- Как понимаете эти слова?

- А слушать кого?

 А я зачем нужна?

- Чему будет посвящен наш урок?

- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? 

- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

Подготовка класса к работе

Помогать

Открытию новых знаний

Что я не знаю?

Буду стараться узнать новое.

Фронтальная,

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

(презентация слайд 3)

1. Видеофрагмент (работа с интернет-ресурсом  http://www.youtube.com/watch?v=YuyQiBBGxvs)

2. Ответы на вопросы.

– Ребята, что вы увидели.

(презентация слайд 4)

– Что вы знаете о воде?

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Ответы учащихся:

– Каплю, воду, облака, землю в космосе.

– водная оболочка земли называется гидросферой,

– вода занимает три четверти поверхности земли,

– в природе ею заполнены океаны, моря, реки, озёра, болота,

– на карте вода обозначены голубым цветом.

фронтальная

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию

- Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

1. Формулирование темы урока.

(презентация слайд 5)

2. Постановка целей и задач.

- Вы все знаете о воде?

- Тогда какие цели поставим перед собой? 

(презентация слайд 6)

- Что бы вы хотели узнать? 
- Для чего нам нужно это знать?


- А что вы о ней знаете? 


- Оцените свои знания, только честно. 
(презентация слайд 7)

3. Составление плана работы.

- Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория?

 - Эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке? 

Составьте слово.

- Кто такой исследователь?

- Чтобы начать исследование, необходимо составить план исследования.

- На какой вопрос должны ответить в первую очередь?

Молодцы! Это действительно так вода – краса всей природе.

Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она подлинное чудо природы, единственное в своем роде.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

– Будем изучать воду,

– Так как сегодня будем говорить о воде.

Что такое вода?

Нет.

Узнать все о воде. Научиться бережно к ней относиться.


Ответы детей

Вода важна в жизни человека!


Ответы детей


Капельки:

зелёные - знаю все,

желтые - знаю, но не все, красные - ничего не знаю

Место, в котором проводятся научные опыты.

Исследователи.

Прочитать хором. Обратить внимание на орфографию.

Человек, который изучает разные предметы и вещества.

1. Что такое вода? 

2. Свойства воды.
3. Зимние виды спорта.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

- Итак, что такое вода?

- В любую научную лабораторию на экспертизу отдают различные вещества. Вот и сейчас в нашу лабораторию поступило вот это вещество.

(Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

- Как вы думаете, что это?

- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода?

  
- А кто–нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду?

- Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? 

- Эти особенности веществ называют свойствами. 

Карточка на доску.

- Что будет предметом нашего исследования?

- Какую цель поставим перед собой?

Составляют план достижения цели и определяют алгоритм

Жидкость.

(Ответы детей)

(Нет! Да! – ПОЧЕМУ?)

( Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)

 Органы чувств,  вкус запах. 

Жидкость в сосуде.

Узнать, что находится в сосуде.

фронтальная

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Физминутка

гимнастика для глаз и на внимание.

Реализация проекта.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

- Наметим план наших действий.
- Как же мы будем исследовать воду?

Опыт первый.

Какая она «знакомая незнакомка» вода?

1. Имеет ли вода цвет и запах, вкус и прозрачна ли она? (пара 1).

2. Имеет ли вода форму? (пара 2).

3. Что означает свойство текучесть? (пара 3)

Использовать предоставленные возможности для систематизации и расширении полученных знаний о воде с ранее известными.

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.
2. Сделаем выводы.

Сравнивают при помощи органов чувств воду и сок и делают вывод.

Сзади стакана с водой ставят букву А и проверяют видна ли она с другой стороны стакана, повторяют со стаканом сока. Кладут в стакан с водой и в стакан с соком ложку.

Делают вывод

Наливают воду из бутылочки в стакан, из стакана в блюдце. Сравнивают форму воды в бутылочке, стакане и блюдце.

Делают вывод.

Капают воду на любую поверхность. Добавляют ещё 3-4 капли. Переливают из стакана в другой стакан. Делают вывод.

 Выводы. Отмечаются в планшете.

Парная, фронтальная

Все опыты провели. Сейчас каждая группа будет зачитывать свои результаты и будем фиксировать в таблице:

 “да” – вода обладает данным свойством,

“нет”– вода не обладает данным свойством.

В вертикальной графе указаны состояния воды.

В каком состоянии у нас вода?

1 пара.

2 пара.

3 пара.

Из проведённого нами опыта следует, что вода прозрачна, без вкуса и запаха.

Из проведённого нами опыта следует, что вода не имеет формы, а принимает форму того сосуда в которое ее наливают.

Из проведённого нами опыта следует, что вода растекается. Это свойство воды называется текучестью.

- Коллеги, все ли свойства воды мы изучили? Ничего не забыли?

Опыт второй.

Свойства  воды.

1. Растворитель.

1 группа: соль, песок, пищевой краситель.

2 группа: сахар, глина, марганцовка.

Вывод.

Многие  вещества в воде  могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяются, следовательно, для  многих веществ вода – хороший растворитель. 

Отгадайте-ка загадки.

Испекли мы угощенье, 
Тортик, пряники, печенье.
Поскорей друзей встречай,
Что нальёшь друзьям, ты? …..(Чай

С молоком, лимоном, медом,
С тортом, или бутербродом,
Иди скорей друзей встречай
Наливай всем вкусный..
.(чай).

2. Пар.  (работа с чайником, стеклом)

- Вот и у меня кипяток подоспел.  Как я это определила?

- Что такое пар?

- Проведем очередной эксперимент.

Вывод.  

- Где в природе мы встречаемся с газообразным состоянием воды?

- Где ещё в природе мы встречаемся с водой?

3. Жидкость.

- Какая она вода?

4.Твердое состояние.

- Отгадайте загадку.

Странная звездочка

С неба упала:
Мне на ладошку

Легла – и пропала.

Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело?

- Что это такое?

- Правильно это снежинка. Но куда и почему пропала снежинка?

- Все согласны, что снег это вода?

- Проверим?

- Отгадайте ещё одну загадку:

За окошком снег идёт
Очень близок новый год
А речушка не течёт
Ведь сковал речушку …

Вода по воде плавает.

С морозами, пургой и снегом
Зима-волшебница придет.
И все речушки и озера
Покроет скользкий толстый …


- Что это такое?

- Правильно это лёд. Но почему он плавает по воде?

- Проверим?

- Почему же вода стала твердой?

(работа системой PROLog), использование документ- камеры Ken-A-Vision

Вывод

Ответы детей.

В одном стакане растворяют соль (сахар), в другом - пищевой краситель (марганцовку), в третьем – песок (глину).

Делают выводы.

Не все вещества растворимы в воде.

Ответы детей.

Из чайника идет …

Пар это вода.

Туман, иней.

Речка, лужа, пруд, океан, море, дождь, роса, облака.

Мокрая.

Ответы детей.

Растаяла.

Да.

Осматривают снег. По мокрым рукам определяют, что снег вода.

Ответы детей.

Лед.

Он легче воды.

Кладут кусочки льда в воду. Делают вывод.

Измерение температуры воды, снега и льда.

t воды выше нуля градусов, а t снега и льда – ниже.

Групповая, фронтальная, парная

Физкультурная минутка.

гимнастика для тела с музыкальным сопровождением.

Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение

1. Работа с магнитным планшетом.

2. Зимние виды спорта.

- Ребята вам нравится зима?

- А в какие игры можно поиграть на улице зимой?

- Какие из перечисленных вами игр стали видами спорта?

- Что вы о них знаете? И знаете ли вы спортсменов нашей команды, которая будет представлять Россию в Сочи?

(презентация)

3. Значение воды в жизни человека.

- Коллеги, мы с вами узнали много интересного о воде.  И теперь вы можете ответить на последний вопрос:

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Самостоятельная работа, с самопроверкой.

Ответы детей.

Групповая, фронтальная

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (дополнительно)

Организует деятельность по применению новых знаний.

 Для чего нужна вода?

1. Работа с интерактивной доской. Диск «Академия школьника», «Секретные материалы, Значение воды для живых организмов»

2. Работа с учебником стр. 88 и рабочая тетрадь

Самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном 

Вода – это жизнь.

Мы ее пьем, умываемся, поливаем растения, ловим в ней рыбу и т.д.

Индивидуальная работа,

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию

Итог урока. (презентация слайд 9)

 Сегодня на уроке
• я научился…
• могу похвалить себя за то, что…
• могу похвалить одноклассников за то, что…
• больше всего мне понравилось …
• для меня было открытием то, что…

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Фронтальная работа

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование

Ребята, благодарю вас за работу. Вы отличные исследователи.

Я хочу вам подарить снежинку, которую вы спрячьте в ладошках и загадайте желание, и возможно, оно сбудется в новогоднюю ночь.

Уважаемые гости мы вам тоже дарим волшебные снежинки. Загадывайте желания. С наступающим Новым годом!


Источники

1. http://www.vampodarok.com/kprazdnikam/ny/cont541.html

2. Сайт: lanabugaeva.ucoz.ru

3. http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/

4. http://www.school-4.ru/fgos/resours/analys1/

5. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1162938.html

6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/konspekt-po-okrmiru-po-fgoskto-takie-ryby

7. http://do.gendocs.ru/docs/index-159045.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

“Знаешь – говори, не знаешь – слушай!”

Слайд 3

http://www.youtube.com/watch?v=YuyQiBBGxv

Слайд 4

капля, волны море, облака, вид Земли из космоса

Слайд 5

Что такое вода?

Слайд 6

Цель Узнать всё о воде. Почему она важна для человека?

Слайд 7

ничего не знаю знаю, но не всё знаю всё

Слайд 9

Сегодня на уроке я научился… я могу похвалить себя за то, что… я могу похвалить одноклассников за то, что… больше всего мне понравилось… для меня было открытием то, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 2 класс по теме "Что такое семья"

Урок по УМК  "Начальная школа 21 века"....

Презентация по окружающему миру 1 класс на тему: "Кто такие рыбы?".

Презентацияк уроку окружающего мира 1 класс на тему: "Кто такие рыбы?"...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс по теме "Три состояния воды"

На уроке используется системно-деятельностный подход....

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Кто такие насекомые?

Урок для учащихся 2 класса по программе "Школа России" под ред. Плешакова А.А....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Что такое почва?" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: Что такое почва?Цели деятельности учителя: формирование представлений о том, что такое «почва»; выявление состава почвы.Планируемые результаты...