Программа по краеведению для начальной школы
рабочая программа по теме

Исионова Елена Петровна

Программа  по  краеведению Кемеровской  области   для  начальной  школы  , расчитанная  на  четыре  года.  Можно  адаптировать  для  любого  региона РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma.zip40.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            Утверждаю

                                                                  Директор МОУ

                                                                  «Лицей №17 города Березовский»

                                                                  «____» _______________ 2014г.

                                                                   _____________ Л.И. Ляскина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Юный  краевед

                

                                                                                Автор-составитель:

                                                                     Е.П.Исионова,

                                                                     учитель начальных классов

                                                                      «Лицей №17 города Березовский»

                                                                     ___________

        Березовский, 2014

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………….3-8                

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»…………………………………….8-10                                

Учебно-тематический план…………………………………………………10-14                                

Содержание       программы…………………………………………………14-22                          

Список литературы…………………………………………………………..22

Приложение………………………………………………………………  

Пояснительная записка

« Если  ты  планируешь  будущее  всего  на  один  год,

 то  сей  зерно.

Если  ты   рассчитываешь  на десять   лет,

сажай   дерево.

Если  ты  рассчитываешь  на  сто  лет,  

обучай  народ.»

(Китайская  мудрость)

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Невозможно воспитать духовно-нравственного  человека  без   знания своих   исторических  корней, законов истории  и   природы,  сформировавших нашу  Землю.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться  к  событиям, к  людям  и учится  анализу,  оценке  событий.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения  к прошлому  своего  народа и  к  природе  своей  Родины. Краеведческий принцип позволяет  более  глубоко  понять  и  осознать  свое  Я  в  этом мире.

В духовно-нравственном  воспитании детей  через  краеведение важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия  среды в сочетании с практической деятельностью. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального  и  частного.

Связь краеведения и культуры почти прямолинейна: состояние краеведения в  обществе отражает тот уровень культуры, носителем которого  оно же является.

    Накапливая опыт познания  мира и себя в  мире, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. «Знакомство  с  географией   родного  края, с  одним  из  уголков  земли  ведет   к  сознательному  изучению  географии  всех стран,  также  помогает  тому, чтобы  любовь к  Родине  была  еще  более  живой   и содержательной»,- М.И. Калинин.   «Интерес  к  тому, что  ближе  всего,- основа  интереса   ко  всему  остальному. Краеведение  -  это  школа  познания, школа  воспитания  культурой,  школа  становления   и  закрепления  представлений  о  природе  и  обществе……»,- Л.И. Соловьев.

     Программа  «Юный  краевед»  основывается на принципах.

         Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного  процесса, внеучебной  и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

         Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя  со  значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

        Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного  межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

         Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное  на духовно-нравственное развитие обучающихся, и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной,  внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

        Основная идея программы  состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятия исторических  законов существования человечества. осознанное выполнение правил поведения в детском и взрослом обществе; воспитание  чувства  патриотизма , элементарной исторической  культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;  позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.  

        Новизна программы «Юный  краевед» состоит в том,  что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу  ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения различных проблем.  К восприятию нового, удовлетворению от  проделанной  работы  по  созданию  своего краеведческого   материала .Поиск  своего  места  в  социокультурной среде. 

 Содержание программы «Юный краевед», реализуется через посещение  краеведческих  музеев  города  Кемерово  и  Березовского. Возможности данного УМК позволяют обеспечить  духовно-нравственное и общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а само содержание интегрируется в основные  виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

         Цель  программы  «Юный  краевед»:

- формирование осознанного отношения к истории  своего  края, к  людям,  живущим  в  нем, к  окружающей  нас  природе.

        Задачи программы:

Обучающие:

-  расширять представления о малой  Родине  ;

-  формировать опыт участия в  краеведческо  - исследовательской  деятельности;

- познакомить с  разными  способами  получения  информации.

-научить  оформлять  поисковые  работы.

Развивающие:

- развивать интерес к судьбам  тех,  кто причастен  к  судьбе  Родины.

-развивать  потребность в  познании   себя  в  мире.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к  Родине через любовь к  малой  родине, чувство  патриотизма.

- формировать  активную  жизненную позицию

- воспитывать  уважение  к  нашим  истокам,  к  родной  земле,  ее  природным  особенностям  и  преданиям.

Содержание программы внеурочной деятельности «Юный  краевед»  соответствует целям и задачам  основной образовательной программы, реализуемой в  школе  для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

  1. русский язык;
  2. литературное чтение;
  3. окружающий мир;
  4. технология;
  5. изобразительное искусство.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, краеведческий музей и учреждения дополнительного образования, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки,  предприятия города.

 Достижение цели осуществляется через  беседы, краеведческие  игры,  тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие мероприятия.

Программа  составлена  на  основе  программ  внеурочной  деятельности «Юный  исследователь»  Е.М.  Абдулкиной  и программы  клуба «Почемучки»    Шумиловой О.С.- победителей регионального  конкурса  программ  внеурочной  деятельности. Краеведческая  основа в  программе   взята  из  материалов   по  краеведению   у  Соловьева  Л.И.

 Программа «Юный  краевед» относится  к  духовно-нравственному направлению,  рассчитана на 4 года занятий, объемом в 138 часов, 1 час в неделю.

Класс

Кол-во часов

Аудиторные

Внеаудиторные

1 класс

33 часа

10 часов

23 часов

2 класс

35часов

8 часов

27 часов

3 класс

35часов

6 часов

29 часов

4 класс

35часов

9 часов

26 часов

«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Юный  краевед»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

 Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования  ОУ. Содержание программы внеурочной деятельности «Юный  краевед», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

-установление причинно-следственных связей.

Результатом  четырех  лет   будет  папка  с  первым  собственным  опытом  по  краеведению.

3. ПРИМЕРНЫЙ  ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Тематическое  планирование для 1 класса

п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

I. Введение (1 час)

1.

Что такое проект

1

II. Учимся делать проекты (7 часов)

2

Что такое проблема

1

3-8

Источники информации ( в том числе  посещение  краеведческого  музея)

6

Осенние  каникулы

III. Мы исследователи (23 часа)

9-12

Символика Кемеровской  области и  технология  создания  герба

4

13-16

Гимн  РФ и  Кемеровской  обл.

4

17-22

Символы  РФ  и Кемеровской  области  в  том  числе  архитектурные

6

23-24

Почему мы любим, встречать Новый год. Праздники  России.

2

25-27

Традиции, обычаи и игры наших дедушек и бабушек

3

28-31

Растения  моей  Родины как  часть  символов

4

IV. Заключение. ( 2 часа)

32

Что мы узнали и чему научились за год.

1

33

Моя лучшая работа.(выставка работ)

1

Тематическое планирование  для 2 класса

п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

2-3

Что можно исследовать? (тренировочные занятия)

2

4

Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования.

1

5-11

Краеведческий музей  г. Кемерово как  результат  исследований.

7

Осенние  каникулы

12

Игра «Историческое моделирование»

1

13

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей.

1

14

Наблюдение как способ выявления проблем.

1

15-21

Люди,  сделавшие  историю  нашего  края

7

22-31

Заповедные   места  и  древние  люди

2+8

Каникулы, посещение «Томской  писаницы»

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

3 часа

32-33

Представление  исторических  очерков

« Мои  близкие  в  истории  края». Выставка «Наскальный»  рисунок  современного  человека.

3

Тематическое  планирование  для 3 класса

п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

1.

Времена года и народные приметы.

1

2-7

Геология родного края.

6

С  экскурсией на Барзасский карьер  лучше в  воскресенье

8-13

Полезные ископаемые.

2+4

Экскурсия  на  ЗАО «Черниговец»

14-17

Горы и равнины Кемеровской области.

4

Экскурсия на лыжах  с  целью  наблюдения за  особенностями рельефа  местности (выходной  день)

18-22

Реки и озера Кемеровской области.

5

Наблюдения за «поведением»  местной  реки  в  разное  время  года

23-25

Почвы и природные зоны Кемеровской области.

3

Один  час на природе  весна со  сбором  образцов почвы  для характеристики

26-

28

Растительный мир родного края.

3

два часа сбор  листьев для  гербария  осенью и его оформление.

Создание «брошюры»

29-31

Животный мир родного края.

3

Подготовка  сообщений о  животных  и  оформление «брошюры»

32-33

Экология Кузбасса.

2

Заповедные  места и  охраняемые  растения и  животные . Список охраняемых  области

34

Итоговая  краеведческая  игра

1

Тематическое планирование для 4 класса

п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата и место проведения

1.

Исторические вехи  в  судьбе  родного  края

1

2-8

Бой  с  колчаковцами  на  территории  города

7

каникулы

9-14

Герои  Великой отечественной войны  их судьбы  и  награды

6

Каникулы

Музей  школы №2

15

Земляки  и космос

1

16-20

Великие   поэты  и  писатели   земли  кузнецкой

5

Библиотека

Встречи  с поэтами и писателями

21-22

Художники  Кузбасса

2

Музей

выставки

23-24

Спорт  и  достижения  в родном  крае

2

25-29

Люди,  их труд  на  благо  Кузнецкой Земли

5

Выездные  занятия и знакомство с  профессиями

30-31

Путешествия   по  родному  краю

2

32-33

Проектирование и  защита на тему «Мой  город завтра»

2

34

Викторина «Знаете ли  вы  край  родной»

1

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (33 часа)

Занятие 1.

Тема: Что такое проекты.

Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация

Занятие 2.

Тема: Что такое проблема.

Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

Занятия 3-8.

Тема: Источники  информации.

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, в том  числе с наблюдениями и  экспериментами.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, краеведческий  музей, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Получение  первой  информации  о  родном  крае в  Краеведческом  музее . Проектирование  дальнейшего  изучения   малой  Родины  через  постановку  проблемы.

Понятия: источник информации.

Занятия  9-12

Тема: Символы РФ и   Кемеровской области: герб, флаг.

Цель: знакомство с понятием герба, флага.

Понятие о символах Кемеровской области.

Принципы  создания  герба  и флага. Практическое занятие  по  моделированию  герба  школы,  семьи.

Понятия: герб, флаг.

Занятия  13-16

Тема:  Гимн  Рф  и  Кемеровской обл.

Цель: Знакомство  с  гимнами  РФ  и  Кемеровской  обл.

Анализ  текстов гимнов, правила  прослушивание  этих  текстов, принцип  подбора   текста и  музыки  для  такого рода  произведений. Поиск  наиболее  удачных произведений  для  гимна  города, школы  из произведений  наших поэтов.

Понятия: гимн, музыкальное сопровождение

Занятия 17-22

Тема: Символы  РФ ,Кемеровской  обл.  и  г. Березовский

Цель : Знакомство с  архитектурно-историческими, словесными   символами России.

Архитектурные  памятники  РФ  и Кемеровской обл. Проблемы, связанные  

с ними, выразить  отношение   к  поступкам  людей ,которые  совершают  

надругательства  над памятниками.

Архитектурные   символы  г. Березовский  с  посещением их  на экскурсиях.

Словесные  символы  малой  Родины .Подбор  словесных  символов  к  

Березовскому, к  своей  семье.

Понятия: Символ, архитектура.

Занятия 23-24

Тема:  Почему  мы  любим  встречать  новый  год?

Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.

История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки Подарки  друзьям  и близким.

Понятия: традиция, сувенир, самооценка

Занятия 25-27

Тема:  «Игры наших дедушек и бабушек».Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

Понятия: игра, товарищ, друг

Занятия  28-31

Тема: Растения  моей  Родины  как часть  символов.

Цель: обобщение знаний о  символах на  примере растений нашей   большой  и  малой  Родины, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса.  Проблемы, связанные  с охраной  растений.  Проект  рисунка заповедных  территорий.  Рисование  берез  как символов  России.

Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений, заповедник,  национальный  парк, заказник.

Занятие 32-33.

Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи»

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

Содержание  программы

2 класс

Занятия 1-4

Тема: Что  такое  исследование?  Кого  можно  называть  исследователями? Что  можно  исследовать?

Цель: дать  общее  представление  об  исследовании и  об ис-

следователях  Кемеровской  области.

Признаки  исследования. По  основным признакам  определять, кто из  представленных  людей  является  исследователем, а  кто просто  сыграл  большую роль  в  жизни  Кузбасса. Выбор  тем « исследования-открытия»  родного  края.

Понятия: исследование,  исследователь, объект  исследования.

Занятие  5-11

Тема: Краеведческий  музей  как  результат  исследова-

ния.

Цель: познакомить  ребят  с  одним  из способов  представления  своего  исследования.

Посещение  краеведческого  музея, знакомство  с  историей      края  на  наглядном материале  музея.

Понятия: музей, экспонат, панорама.

Занятие 12

Тема: Историческое  моделирование

Цель: закрепить полученные  знания  по  исследованию  края.

Моделирование  истории  края  в  картинках, в  рассказах, стихах.

Понятия: модель, история

Занятия 13-14

Тема: Экскурсия  как  средство  стимулирования  исследовательской  активности. Наблюдение как  способ

выявления  проблем.

Цель: Учить  наблюдать  и  видеть  необычное  в  обычном.

Экскурсия  в  ближайший  парк, лесную  зону, где  можно проследить  изменения  в  неживой  и  живой  природе по  временам  года. Наблюдать  за поведением  птиц  и животных. Дома  наблюдение  продолжить  за  домашними животными. Дневник  наблюдений  представить   на  занятии, выявив  проблемы  содержания  животных.

Занятия 15-21

Тема: люди.  Сделавшие  историю  края.

Цель: познакомить  ребят  с  наиболее  значимыми  личностями   в  истории  Кузбасса  и  города.

Просмотр  фильмов  по  личностям  наиболее  значимым  в

истории малой  Родины. Организация  выставки-галереи  портретов знаменитых  личностей в  Кузбассе  и городе  по  различным  направлениям. Составление  кроссвордов  с изу-

ченными  именами   и  их  коллективное  разгадывание.

Занятия 22-31

Тема: заповедные  места и  древние  люди.

Цель: познакомить  с  заповедными  местами  края и  людьми, которые  могу  называть  себя  коренными жителями.

Заповедники, национальные  парки области. Посещение  

Томской  писаницы.  Разрешение  проблемы:  почему  так  назван заповедник. Знакомство  с  творчеством  древних  людей. Рисунок  «древних»  21  века.( Что нарисовали  бы  люди  сегодня  живущие  на  Земле,  какие  технологии  использовали  бы).

Понятия:  очерк, технология.

Занятия 32-33

Тема: Исторические  очерки  и  «наскальные  рисунки»

Цель: Учить  презентовать свои работы.

Рассказы  о  близких  людях, которые  сыграли какую-либо  роль в  истории  малой  Родины. Брошюрование  печатного  материала, оформление  обложки  для  совместного  сборника. Создание  папки  электронных  материалов .

Понятия: брошюра,  переплет, ламинат,  гребешок, обложка и  титульный  лист. Создание «наскальных» рисунков современного  человека  с  помощью  старых и  новых  технологий. Определение  способов  хранения  информации для  будущих  поколений.

Содержание  программы

3 класс

Занятие 1

Тема: Времена года и народные приметы.

Цель: Определение  основных  черт, характерных  для  разных  времен  года  во  время экскурсии на природу .

Систематизация  знаний  о  временах года  и  поиск  информации  по  народным  приметам. Создание  брошюры по народным  приметам.

Занятия 2-7

Тема: Геология  родного  края

Цель: Познакомить с  историей формирования  земных  недр нашего  края и  основными  закономерностями  размещения горных  пород на  примере геологического  разреза  на карьере Барзасский. Собрать  образцы, подтверждающие  органическое  происхождение некоторых полезных  ископаемых.

Занятия 8-13

Тема: Полезные  ископаемые  Кемеровской области.

Цель: Дать  понятие  о полезных  ископаемых , минералах. Познакомить со способами  их образования. Использование  их  человеком. Крупнейшие  месторождения  и  бассейны  нашего  края  и  их  размещение  на  территории Кемеровской  области.

Занятия 14-17

Тема: Горы  и  равнины  Кемеровской  области

Цель: Познакомить  с понятиями  рельеф, горы, равнины, холмы. Общие  черты  рельефа  нашего края. Мелкие  формы  рельефа, в том  числе  антропогенные. Способы  измерения  высот. Абсолютная  и относительная  высота. Наивысшие  отметки области и города. Практическая  работа  по  созданию  «модели» физической  карты  области.

Занятия 18-22

Тема: Реки  и  озера  Кемеровской  области

Цель: Познакомить с  крупными  и малыми  реками  и  озерами   Кузнецкой Земли.

Понятия : река, исток, устье, пойма, речная  долина, речной  бассейн, речная система, режим  реки.

Наблюдение  за  поведением  реки  в  разное  время  года. Малые реки г. Березовский.( исследование)

Занятия 23-25

Тема: Почвы и природные  зоны  Кемеровской  области

Цель: Познакомить  с  типами  почв  и  закономерностями их размещения  на  территории области и города.

Понятия: почва, гумус.

Главное  свойство  почвы- плодородие. Выявление  опытным  путем  качеств

разных  видов  почв, собранных во  время  экскурсии.  

Занятия 26-28

Тема: Растительный  мир родного  края

Цель: Создать  представление  о  разнообразии  растительного  мира малой  Родины.

Основные  группы  растений нашего  края. Создание  гербария  с  описанием свойств  по  группам  растений , в  том  числе  лекарственных. Разработка  рекомендаций  по  использованию  этих  растений.

Занятия 29-31

Тема: Животный  мир  родного  края.

Цель: Познакомить  с  животным  миром Кузбасса , закономерностями  размещения  по  территории   края.

Подготовить для «брошюры» интересный  материал  о  животных  края  с  использованием  интернет - ресурсов. Промысловые  животные  на  территории Кемеровской области.

Занятия 32-33

Тема: Экология  Кузбасса

Цель: Познакомить  с  понятиями  заповедник, заказник, национальный  парк. Выявить  принципиальную разницу  между  ними.

Заповедные  места  края. Охраняемые  растения и животные  области. Составление  списка-описания   особо охраняемых  растений  и животных  для «красной книги»  класса. (книга  может  быть и  электронной)

Занятие 34

Тема: Итоговое занятие

Цель: Подвести итоги  за  год

Форма  подведения  итогов  может  быть  разной.  (Краеведческая  игра  или презентация  созданных «брошюр» по  природе  края)

             Содержание  программы  4 класс

Занятие 1

Тема: Исторические вехи  в  судьбе России

Цель: Познакомить обучающихся  с  основными  этапами  формирования  территории Кемеровской  области.

Современное географическое  положение  области ,когда  и  почему  так  сформировалась территория нашего  края С чего  все  начиналось?

Занятия 2-8

Тема: Колчак  в  судьбе родного края

Цель: познакомить с  историческими  событиями, связанными  с Колчаковским движением  на  территории  нашего  города  и их  значением  в  судьбе России. .

Посещение  памятника  на  Дмитриевке , Проектирование  нового  памятника.

Занятия 9-14

Тема: Герои-земляки  в Великой  Отечественной  войне  их  судьбы  и  награды.

Цель: Систематизировать  материал  о  героях  войны  наших земляках.

Посещение музея  МБОУ СОШ № 2. Поисковая  работа  по другим  именам, связанным  с  войной. Создание «мини-музея»  боевой славы  в  классе. Можно готовить  материал  не  только о героях, но и в целом  о  ветеранах («галерея  памяти», «мы  им нужны» и т.д.). Разработка  плана  помощи  ветеранам.

Занятие 15

Тема: Земляки  и космос

Цель: Знакомство  с  земляками-космонавтами.

Имена  космонавтов  в адресах  области  и  города ( поисковая  работа). Биографические  сведения  о  космонавтах – земляках  Б. Волынове, А. Леонове, Г. Титове. Сочинение  на  тему «Если бы  я  был  космонавтом», или рисунок  на  тему « я  в  космическом  пространстве».

Занятия 16-20

Тема: Великие поэты  и  писатели земли Кузнецкой

Цель: Знакомство  с поэтами  и писателями Кузнецкой  Земли  и их  творчеством.

     Дать  определение «Союз  писателей»  о  его  роли  в  творческой  жизни  Кузбасса, познакомить  с  поэтами-земляками, входящими  в  этот  союз.

 Знакомство с  творчеством  Березовских  поэтов  и  писателей. Организация  встреч  с  поэтами-земляками. Конкурс стихов Кузбасских  поэтов о  природе.

Занятия  21-22

Тема: Художники  Кузбасса

Цель: Знакомство  с  творчеством  Кузбасских  художников

Посещение  выставок  в  краеведческом  музее, поиск  репродукций  по  произведениям  художников   с  последующим  оформлением  альбома, посвященном  их  творчеству.

Занятия: 23-24

Тема:  Спорт  и  достижения  в  родном  крае

Цель: Знакомство  со  спортивными  достижениями  города  и  области.

Встречи  с  людьми  достигшими  определенных  успехов  в  спорте.  Итоги зимней олимпиады 2014г.  и  роль  Кузбасских  спортсменов   в  общей  победе   на  ней . Что  необходимо  спортсмену, чтобы  достигать  таких  результатов. Рассказы  ребят, занимающихся  спортом  о  своем  виде  спорта, о  спортсменах, которые  достигли  успехов  в  этом  виде  спорта.

Занятия 25-29

Тема: Люди, их  труд  на  благо  Кузнецкой  Земли

Цель: Знакомство  с  людьми, которые  прославили  наш  город  и их  профессиями.

Организация  встреч  с  Заслуженными  работниками  в  разных  сферах  деятельности. Выставка  памяти. Творческие  работы  обучающихся

 « профессия  моих  родителей»

Занятие 30-31

Тема: Путешествие  по  родному  краю

Цель: Прогулка  по  красивым  и  интересным  местам  города.  Посещение  спорткомплекса, лыжной  базы, прогулка  по Комсомольскому  бульвару. Знакомство  с  доской  почета  на  бульваре.

Занятие 32-33

Тема: проектирование  и  защита  на  тему « Мой  город завтра»

Цель: Создание  проектов  разными  способами  и  их  защита

Подготовка  проектов  самостоятельно  по заданной  теме  и  защита  их  на  итоговом  занятии. (проекты  могут  быть  мультимедийные, макеты. Рисунки ит.д.)

Список  литературы  для  учителя:

  1. Соловьев Л.И.    « Краеведческие  игры», департамент  образования  Администрации Кемеровской  области, фонд «Возрождение»,  Кемерово «Кузбассвузиздат», 1998 г..2004 г.
  2. Соловьев Л.И.   «География  Кемеровской  области. Природа», департамент  образования  Кемеровской  области, управление  образования  г. Кемерово, КРИПК иПРО, «Скиф»-«Кузбасс», Кемерово, 2006 г.
  3. Соловьев  «Л.И. Беседы  по  краеведению», департамент  образования  Кемеровской  области, управление  образования  г. Кемерово, КРИПК иПРО,2010 г.
  4. Соловьев Л.И. в  «Рабочая  тетрадь  по  географии  Кемеровской области», Кемерово 2003 г.
  5. Тивяков С.Д.  « Природа  Кузбасса»  (занимательное краеведение),  новокузнецкий  педагогический  институт, кафедра  экономической  географии, Л- Кузнецкий, 1989 г.
  6. Чворо В.Д.   «Город  угля  и  молодости», г. Березовский, 1994 г.
  7.  Шабалин В. « Тайны  имен  земли  Кузнецкой». Кемерово, 1994 г.

 Список  литературы  для  детей:

     1.Михайлов Ю.М. « Березовский», 2005 год  под  редакцией

        Дерюшева А.В.

     

1 класс

итоговый  контроль

1.Какой  цвет  в  Российском  флаге  отсутствует?

 а) синий

 б) красный

 в)белый

 г)желтый

2. Какие  цвета    Российского  флага  есть  на  флаге Кемеровской  области?

 а) синий

 б) красный

 в) белый

 г) желтый

3.На  гербе  Кемеровской  области  изображены

а) серп и молот

б) кленовый лист

в) кузнечный молот и  кирка

г) рисунок  угля

4.Цвета Французского  щита  в  центре герба

а) черный, красный, зеленый

б) синий, черный, зеленый

в) зеленый, оранжевый, белый

г) голубой, черный, белый

5. Герб Кемеровской области  обрамлен ветками

а) березы

б) ели

в) дуба

г) клена

6.Какой  цвет на  гербе Кемеровской области символизирует  богатство, справедливость, великодушие  нашего  народа?

а) золотой

б) красный

в) черный

г)зеленый

7.Авторы  гимна  Кемеровской  области

а) Г. Юров, Е. Лугов

б) С. Михалков, А. Александров

в) М.Юзвяк, А. Фпмильцев

г) В.В. Тасенко,В.В.Тасенко

8. Авторы  гимна  г.Березовский

а) Г. Юров, Е. Лугов

б) С. Михалков, А. Александров

в) М.Юзвяк, А. Фпмильцев

г) В.В. Тасенко,В.В.Тасенко

9. Авторы  гимна  лицея

а) Г. Юров, Е. Лугов

б) С. Михалков, А. Александров

в) М.Юзвяк, А. Фпмильцев

г) В.В. Тасенко,В.В.Тасенко

10.Цвета  герба  г. Березовский

а) черный, зеленый, желтый

б) красный, синий, зеленый

в) черный, синий, зеленый

г) белый, синий,красный

11.словесные  символы  это

а) герб

б) флаг

в) обелиск

г)Кузбасс

12. Архитектурными  символами области  являются

а) Собор Василия  Блаженного

б) Музей-заповедник «Красная горка»

в) часовня   погибшим  шахтерам

г)  Кремль

13. Архитектурными  символами г. Березовский  являются

а) Собор Василия  Блаженного

б) Музей-заповедник «Красная горка»

в) часовня   погибшим  шахтерам

г)  Кремль

14.Заповедник  Кемеровской области

 а) Кузнецкий  Алатау

 б) Шорский

 в) Курильский

 г)Барзасский

15.национальный парк  Кемеровской области

 а) Кузнецкий  Алатау

 б) Шорский

 в) Курильский

 г) Барзасский

16.заказник  Кемеровской области

 а) Кузнецкий  Алатау

 б) Шорский

 в) Курильский

 г) Барзасский

ответы:

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

г

а  б

в

а

в

а

а

в

г

а

г

б

в

а

б

г

Итоговый  контроль  2  класс

1.Исследование– это

а)  целенаправленное познание чего-либо

б) это реальное противоречие, требующее своего разрешения

в)  совокупность связей, отношений и свойств

2. Объект исследования – это

а)  целенаправленное познание чего-либо

б) это реальное противоречие, требующее своего разрешения

в)  совокупность связей, отношений и свойств

3. Музей-это.

а) учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.

б) предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке.

в) одна из разновидностей пространственных искусств.

4.Экспонат-это

а) учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.

б) предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке.

в) одна из разновидностей пространственных искусств.

5. Панорама-это

а) учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.

б) предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке.

в) одна из разновидностей пространственных искусств.

6. Очерк - это 

а) литературное произведение не очень больших размеров, в котором описаны правдивые события или происшествия.

б)  искусство, мастерство, умение

в). Образец  какого-н. изделия или образец  для изготовления чего-н., а также предмет, с к-рого воспроизводится изображение

7.Технология –это

а) литературное произведение не очень больших размеров, в котором описаны правдивые события или происшествия.

б)  искусство, мастерство, умение

в). Образец  какого-н. изделия или образец  для изготовления чего-н., а также предмет, с к-рого воспроизводится изображение

8. Модель- это

а) литературное произведение не очень больших размеров, в котором описаны правдивые события или происшествия.

б)  искусство, мастерство, умение

в). Образец  какого-н. изделия или образец  для изготовления чего-н., а также предмет, с к-рого воспроизводится изображение

9.Кто  открыл  первым  месторождения  угля в Кемеровской обл.?

а) М. Волков

б) Ф. Еремеев

в)В.Н. Плотников

10. Почетные  граждане г. Березовского

а) М. Волков

б) Ф. Еремеев

в)В.Н. Плотников

ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

в

а

б

в

а

б

в

а

в

Итоговый  контроль  3  класс

1.Угольные  бассейны  Кемеровской  области

а) Донецкий, Кузнецкий

б) Кузнецкий, Канско-Ачинский

в) Ленский, Тунгусский

2.Самое  большое  в  России  месторождение  марганцевых  руд

а)  Алгуйское

б) Усинское

в)Антибесское

3.Самое  большое  в  России  месторождение  талька

а)  Алгуйское

б) Усинское

в)Антибесское

4. Реки  Кемеровской  области

а) Лена, Енисей

б) Волга, Обь

в) Томь, Уса

5. Реки  г. Березовский

а)  Барзас, Шурап

б) Иня, Бельсу

в) Мрассу, Кондома

6.В хвойных  лесах  нашей  области  не  произрастают

а) пихта  сибирская

б) ель  сибирская

в) кедр сибирский

г) сосна  обыкновенная

д)секвойя

7.Самая  маленькая  птица  Кузбасса

а) поползень

б) желтоголовый  королек

в) рябчик

г) глухарь

8.Самая  крупная  оседлая  птица  Кузбасса

а) поползень

б) желтоголовый  королек

в) рябчик

г) глухарь

9.Олень,который  не  обитает  в  лесах  нашей  области

а) лось

б) марал азиатский

в) джейран

г) косуля

д)сибирский северный  олень

10.Охраняемые  растения  Кузбасса

а) Кандык сибирский

б) мать-и- мачеха

в) крапива  двудомная

ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

б

а

в

а

д

б

г

в

а

 

Итоговый  контроль  4  класс

1.Какая  область  не  является  соседом Кемеровской  обл.?

а) Омская

б) Томская

в) Новосибирская

2, Какая  республика  не  граничит  с  Кемеровской  областью?

а) Хакасия

б) Алтай

в)Тыва

3. Какой  край не  граничит  с  Кемеровской  областью?

а) Алтайский

б) Красноярский

в)Хабаровский

4.Единственная  женщина Герой  Советского  Союза наша землячка

а) З М. Туснолобова-Марченко

б) В.Д. Волошина

в) А.Е. Картавая

4.Кемеровчанка-партизанка в  одном, служившая  отряде с  З. Космодемьянской

а) З М. Туснолобова-Марченко

б) В.Д. Волошина

в) А.Е. Картавая

5.Чей  подвиг  увековечил  скульптор Е Вучетич  в  Берлине?

а) Н. Массалов

б)  Л.Резвых

в) В. Конашевич

г) В.Д. Чворо

6. Березовчанин- Герой  Советского  Союза

а) Н. Массалов

б)  Л.Резвых

в) В. Конашевич

г) В.Д. Чворо

7. Березовчанин- Герой  Социалистического   труда

а) Н. Массалов

б)  Л.Резвых

в) В. Конашевич

г) В.Д.Чворо

8. Заслуженный  деятель  культуры г. Березовского

а) Н. Массалов

б)  Л.Резвых

в) В. Конашевич

г) В.Д.Чворо

9.Кто  из  наших  земляков  осваивал  космос?

а) А. Леонов, Б. Волынов

б) Ю. Гагарин, Г. Титов

в) В. Терешкова,В. Быковский

10.Наш  земляк, член  Союза  писателей

а) Л.М. Гержидович

б) А.Н. Сергеев

в) Н.Н. Едигарова

11. Спортсмены  города Березовский

а) Г. Карпова, А. Бессмертных

б) Ю. Липницкая, Т. Волосажар

в) В.Ан, Р. Захаров

ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

а

в

в

а

б

б

в

г

а

а

а