Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД Л- личностные П- познавательные Р- регулятивные К- коммуникативные |
1.Самоопределение к учебной деятельности(мотивация) Цель: выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности | Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (- надо!) - устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)
Сегодня такой чудесный день. Вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу. Урок мы проведём не в классе, а в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. Нам предстоит выполнить работу, которую выполняют взрослые люди. Каждый из вас побывает в роли исследователя. Мы будем учиться проводить исследование. Учитель. Как вы понимаете, что означает слово исследование? В толковом словаре Ожегова говориться так: “Исследование – научный труд. Исследовать – это значит подвергать научному изучению”. А кто же такой исследователь? Обратимся вновь к толковому словарю: “Исследователь – это человек, который занимается научным исследованием”. Итак, я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество. Мир полон удивительной красоты, которую вы должны открывать, прежде всего, сами. Нужно учиться видеть и слышать, готовиться к встрече с “чудом”.
|
| Самоопроеделение к деятельности – (Л); -смыслообразование (Л); - целеполагание - (П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К); |
Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий | (Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет инд.задания на применение нового знания. )
Но для начала нужно определить тему нашего исследования. На доске размещены изображения предметов: кленовый лист, снежинка, Большой театр, бабочка, некоторые буквы алфавита Учитель. Посмотрите на доску. Перед вами изображения предметов. Как вы думаете, что их объединяет? Дети высказывают свои предположения. Учитель. Мнения разошлись. Как нам быть? Учитель подчёркивает наличие разных точек зрения в предположениях и сформулируют проблему: мы не можем определить, что объединяет данные предметы. Учитель. Что нам нужно знать, чтобы разрешить данную проблему? Поможет нам ребус. Если верно разгадаете слово, вы сразу поймёте, о чем пойдёт речь на уроке. Дети разгадывают ребус и определяют тему урока. Учитель. Всё очень просто: их объединяет то, что они симметричны. Какой же будет цель нашего исследования? (Собрать факты о симметрии). Итак, сегодня тема нашего исследования – СИММЕТРИЯ. Учитель. А что такое симметрия? Где встречается симметрия? Где и как нам найти ответы на эти вопросы?
| Воспроизводит и фиксирует ЗУНы достаточные для построения нового способа действий. Актуализирует нового пробного учебного действия (надо, хочу, могу) Пытаются выполнить самостоятельно инд-ные задания на применение нового знания запланированные для изучения на данном уроке. Затруднения фиксируют в громкой речи при выполнении пробного действия. | -Мыслительные операции(обобщ, анализ, синтез, сравнение)-П; -Извлечение необходимой инф. из текста – П; Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др)-П; -осознанное и произвольное речевые высказывание – П; - выполнение пробного задания – Р; -фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии - Р; -волевая саморегуляция в затруднении – Р; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К . |
3.Постановска учебной задачи. Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации | (Учитель выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока.) 1 способ Нужно подумать “А что я уже знаю по данной теме?”. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? На какие вопросы вы хотели бы получить ответы при изучении темы, чему научиться? 2 способ Давайте подумаем, каким образом мы можем ещё добывать информацию? В настоящее время издается огромное количество детских справочников, энциклопедий, различной познавательной литературы, журналов, газет, где есть необходимые сведения. 3 способ Посмотреть по телевидению. 4 способ Найти и прочитать в Интернете. 5 способ Провести наблюдение, опыт (этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе). 6 способ Спросить у другого человека. Учитель. А какой способ больше всего подойдёт нам сегодня для того, чтобы ответить на вопрос? Какой способ поиска информации кажется интереснее? Дети читают пятистишие, которое открывает раздел программы. Знакомятся с понятием “Симметрия”. Учитель. Древние греки говорили, что симметричное, гармоничное изделие будет одновременно прочным и прекрасным. В природе встречаются предметы симметричной формы и окраски. Это листья и цветки растений, узоры на крыльях бабочки. Человек учился красоте у природы | Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения(чему учиться) Предлагают и согласовывают тему урока. | -Самоопределение – Л; - смыслообразование –Л; -мыслительные операции –П; -самостоятельное выделение и формирование цели-П; -поиск и выделение необходимой информ.-и-П. |
4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) Цель: Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. | (Учитель выступает в роли организатора. Фиксирует новый способ действия(алгоритм) на доске Следит за хронометрией урока.)
Для создания проблемной ситуации можно воспользоваться приёмом загадки. На доске размещены три замка и рисунки знакомых предметов Учитель. Что нарисовано? Какая идея отражена на доске? Как вы думаете, что нужно сделать?(Необходимо распределить на 3 группы). Дети высказывают свои предположения. Учитель подчеркивает наличие разных точек зрения в предположениях ребят и формулирует цель исследования. Учитель. Итак, перед нами возникла проблема. Есть необходимость распределить предметы на три группы. Но в данный момент, мы не можем однозначно выполнить это задание. Что делать? Что нам нужно знать? Выслушать детей. Записать на доске вопрос исследования: на какие группы (виды) можно распределить симметричные предметы? Формируется цель исследования: изучить материалы о каждом виде симметрии, чтобы выполнить соотнесение предмета к определенной группе. Учитель. А теперь в нашей научной лаборатории будем находить доказательство правильности или ошибочности нашего решения. Работа в группах
Работа в группах. Инструктаж работы в группах. Учитель знакомит с правилами поведения и работы (сотрудничества) в группе. Инструктаж: - На занятии вы должны внимательно слушать инструкцию и выполнять задание как можно точнее
- Нужно работать в группах, не мешая друг другу, быстро распределить между собой обязанности
- Высказывать своё мнение можно только по очереди, не перебивая других. Внимательно слушать одноклассников.
Каждая группа получает необходимый текстовый и иллюстративный материал о том или ином виде симметрии Каждый рабочий лист содержит инструкцию (инструктивный план), который поможет ребятам организовать работу в группе. Инструкция: - Внимательно прочитайте текст
- Подчеркните интересные факты о данном виде симметрии
- Прочитайте задания на рабочем листе и выполните их
- Подготовьтесь к выступлению, пользуясь “Помощником ответа”
«Помощник ответа»:
- Мы прочитали текст о ____________________________.
- Нам удалось выяснить, что _________________________.
- Оказывается, что ____________________________.
- Самым интересным ___________________________.
- Мы сделали заключение, что симметрия бывает __________________.
- К данному виду симметрии можно отнести ___________________.
| На основе выбранного учащимися метода они выдвигают гипотезы, используя схемы, муляжи, чертежи и др. применяя новый способ действий к задаче, которая вызвала затруднения. Фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения. | - смыслообразование –Л; -мыслительные операции –П; выдвигают гипотезы и обосновывают их—П; -поиск и выделение необходимой информации; Установление причинно – следств. связи -П; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности .-Р; -адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач-К; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К. |
5.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: Усвоить учащимися новый способ действия | Учитель выступает в роли организатора. Обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании учащимися вслух. Дать возможность каждой группе представить найденную информацию о том или ином виде симметрии и выступить перед классом. Учитель в ходе отчёта группы уточняет отличительные особенности определённого вида симметрии. После отчёта каждой группы учитель прикрепляет название вида симметрии под соответствующим замком. Одновременно с процессом обмена информацией целесообразно осуществлять и её организацию, составляя сводную таблицу. Название вида | Особенности | Примеры |
Таким образом, на доске появляются перечень видов и примеров симметрии. Посмотрите на доску, на таблицу с фактами. Какое заключение мы можем дать на основании найденной информации? Как много групп мы с вами выделили! Каждая обладает определенными отличительными признаками!
| Решают (в группах, фронтально, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действий. При этом проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма (определение, свойства) | Извлечение из предметного текста необходимой информации - П; - Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.) -П; -осознанное и произвольное речевые высказывание – П; Построение логической цепи рассуждений и доказательств +КУУД 4 этапа. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. Цель: Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия. | Организовывает самостоятельную работу на новый способ действия (формы любые).Организовывает самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения(индивидуальная коррекционная деятельность)
Учитель предлагает организовать полученные сведения. Учитель. Давайте внимательно посмотрим на все материалы, которые представили ребята из каждой группы. Как мы можем систематизировать найденную информацию? Давайте наведем порядок в обнаруженных материалах. Учитель. Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос. В ходе исследования мы собрали много интересной информации о симметрии. Обобщение урока: всё бесконечное множество объектов окружающего мира можно разделить не только на множество объектов живой, неживой природы и рукотворного мира, но и по другому основанию классификации – на множества несимметричных объектов и объектов с разными видами симметрии.
| Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Уч-ся фиксируют положительные результаты своих дествий (знаково: +,- и др.).Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. | - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;
|
7.Включение в систему знаний и повторения Цель: Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов | Организует выполнение заданий в которых новый способ действий связан с ранее изученными. Организует тренинг ЗУНов раннее сформированных доведением их до автоматизма.
На этом этапе подведения итогов полезно вернуться к загадке, с которой началось исследование. Учитель. Какая идея была отражена на доске? На какой поставленный вопрос мы получили ответ? Какие предположения вы смогли подтвердить, а какие опровергнуть? Что нового узнали? Какой вывод мы теперь можем сделать? Учитель. Молодцы. Нам удалось сравнить полученные выводы с предположениями, высказанными вами в начале урока. Учитель. Каким способом мы сегодня получили новые знания? (Поиск фактов, связывание фактов). 1) Попросить детей объяснить, как они понимают выражение о симметрии: “Красота тесно связана с симметрией” (Г. Вейль) Учитель. О чем говорит это выражение? Как вы его понимаете? 2) Вот, сколько вы теперь знаете о симметрии. Сейчас посмотрим, сможете ли вы выполнить задания. Примечание. Предлагаемые задания используются с целью закрепления полученных знаний о видах симметрии. Каждому виду симметрии соответствует одно задание. - Увлекательное задание. Из симметричных фигур сделать несимметричные. (Каждой малой группе предоставляется по одному рисунку: домик, рубашка, груша).
Учитель. Посмотрите, как повеселели, “ожили” рисунки. Несимметричные детали сделали рисунок ещё более красивым. Несимметричное тоже может быть красиво в сочетании с симметричным. - Посчитай-ка!Перед вами рисунки с поворотной симметрией. Сколько раз повторяется каждая фигура?
- Найди “лишний предмет”.Рассмотрите внимательно группы рисунков. Найдите закономерность, и определи “лишнее” в каждой группе предметов.
- “Угадай-ка”.Назовите предметы в классе, и определите, к какому виду симметрии они относятся.
| Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания. | Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р,+ КУУД 1-4 этапов+ постановка вопросов К + все ЛУУД с 1по 4 этапы. |
8.Рефлексия деятельности Цель: Оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать методы построения и границы применения нового способа действий | Организует рефлексию ( по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества.
Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали?
| Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. | Рефлексия способов и условий действий – П; -контроль и оценка способов своей деятельности -Р; -самооценка на основе критерий успешности-Л; - адекватное понимание успешности или неуспешности; -- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; - планирование успешного сострудничества - К - следование моральным нормам и этическим требованиям - Л |