Урок-исследование по окружающему миру.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Познакомить учеников с одним из главных богатств природы – воздухом; составом воздуха, его свойствами экспериментальным способом; показать значение воздуха для растений, животных, человека; воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vid_uroka.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование по окружающему миру.
Тип урока: получение новых знаний.
Цели урока: познакомить учеников с одним из главных богатств природы – воздухом; составом воздуха, его свойствами экспериментальным способом; показать значение воздуха для растений, животных, человека; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: учащиеся осознают значение воздуха для растений, животных и человека, научатся анализировать схемы.
Характеристика деятельности учащихся:
-понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
— рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;
— работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;
— описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;
— наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; — работать со взрослыми; находить информацию об охране воздуха в родном крае; наблюдать небо, описать свои впечатления;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Оборудование: презентация к уроку, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Отгадайте загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.
Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете еще один океан – самый большой из всех. И вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане.
Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.
Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты.
- Как вы думаете, о каком океане идет речь? (Воздух.)
(На экране тема урока.)
3.Самоопределени к деятельности.
- Чем важен воздух всем обитателям Земли?
- А какой он, воздух, из чего состоит?
- Определите тему сегодняшнего урока. (Воздух и его свойства.)
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать, из чего состоит воздух и чем он важен для всего живого.)
Давайте попробуем наметить план работы на урок.
- Важность воздуха.
- Свойства воздуха.
- Состав воздуха.
- Сделать вывод.
4.Работа по теме урока.
1) Выяснение первоначальных знаний учащихся о воздухе.
- Что вы знаете о воздухе? (Свободные высказывания учащихся, не комментируются учителем, но возможны замечания и вопросы: «Это интересно...», «Ты думаешь, что прав?..», «Откуда ты это знаешь?».)
Сегодня мы подтвердим, или, наоборот, опровергнем все ваши знания по этой теме.
Итак, начнём. Представьте себе такую картину:
Стоял жаркий июльский день. Малыш лежал на стоге сена и вдыхал аромат нагретой травы. Вокруг стрекотали насекомые, в небе парил сокол.
- А как летают птицы? И самолёты? – спросил Малыш. - А что такое небо? Из чего оно?
Малыш глубоко вздохнул. Пахла нагретая на солнце трава, шуршали крылья бабочек, а небо было таким голубым и ярким, что малыш зажмурился и... заснул. Мальчику снилось, что он летит. Далеко внизу осталась лужайка. Рядом кружили птицы, а потом Малыш ничего уже не видел, он быстро летел к высоким облакам. И вот он уже на большом белом облаке. Там малыш увидел надпись: «Добро пожаловать в Лабораторию чудесных превращений Воздуха!»
- Итак, куда мы попали вместе с мальчиком?
- Кто работает в лаборатории? (Учёные.)
Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух. А все свои наблюдения учёные записывают в научный дневник. (Обращаю внимание на листы наблюдений.)
В лаборатории всё было необычно.
Опыт 1.
(Показываю детям пустую пробирку.)
- Что в этой пробирке? (Ничего нет.)
Что ж, давайте проверим, действительно ли там пусто (топлю пробирку в стакане с водой). Видите. Из горлышка побежали пузырьки? А вы говорите, – «пусто». Так что за невидимка сидел в бутылочке, кого выдали пузырьки? (Воздух.)
- О каком свойстве воздуха мы только что узнали? (Бесцветен, прозрачен.)
Опыт 2.
- Как вы думаете, воздух имеет запах?
Давайте проверим. (Приглашаю ученика.) Закрой глаза. И не открывай. Понюхай воздух, сейчас чем-нибудь пахнет? (Открываю жидкость для снятия лака и машу рукой, чтобы запах распространился.) А сейчас? Сделайте вывод. (Без запаха.)
Опыт 3. «Подуй в трубочку!»
У вас на столе стоят стаканчики с водой и трубочками. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.)
- Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.)
Опыт 4. «Надуй меня!»
Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух упругий.)
(Один ученик у доски, остальные аккуратно на месте.) Отпустите шарик.
- Почему шарик улетел? (Его толкает воздух.)
- Действительно, воздух всегда находится в движении. Давайте определим, почему?
Опыт 5. «Опыт со спиралью».
- Что наблюдаете? (Спираль шевелится.)
- Кто может объяснить, почему? (Теплый воздух поднимается вверх, приводит в движение спираль.)
Итак, о каких свойствах воздуха мы узнали? (Прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, упруг, всегда находится в движении, горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.)
Физкультурная минутка.
Опыт 6.
Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?
Без еды человек может обходится несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.
Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.
- Как вы думаете, какой из газов воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.)
Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден.
Опыт 7.
Смотрите, я зажигаю на блюдце бумажку. Горит? (Горит.)
А теперь закрываю её стаканом. 1,2,3... погасла. Почему?
Бумага ещё не вся сгорела, но огня не может быть без кислорода. Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ. Горит огонь – тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше и больше. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа..
Всё живое задохнулось бы, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух. Но это на улице.
(Учебники стр. 39 работа по схеме.)
- А что происходит с воздухом у нас дома? Какой он у нас в квартире?
- Вспомните, что делает ваша мама, чтобы в квартире было всегда чисто?
В помещении нужно постоянно делать влажную уборку и убирать пыль. Пыль проникает в наши помещения через двери и окна, образуется в результате нашей деятельности. В пыли обнаружены болезнетворные грибки и бактерии, поэтому в доме необходима влажная уборка и пылесос.
И ещё одну важную работу выполняет воздух для нашей Земли (слайды).
5. Рефлексия.
1) Мы выполнили задание, узнали много интересного. А теперь можно отправляться домой и выполнить творческий отчет нашего путешествия.
На столах у вас листочки с текстом, необходимо содержание текста изобразить в виде рисунка.
Текст. Воздухом дышит все живое на Земле. Но вот что удивительно: кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолеты и машины, не могут без него работать заводы и фабрики. Почему же его не становится меньше? Потому что на Земле есть зеленые растения. Они настоящая фабрика кислорода.
2) На столах у вас воздушные шарики. На них уже нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое? (На доске показаны все 3 вида выражения лиц.)
На этом наш урок закончен. Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-исследование по окружающему миру "Птицы и их клювы"
Урок по окружающему миру, где учащиеся знакомятся с общей схемой исследования, выполняют работу, которую делают ...
Урок - исследование по окружающему миру "Комнатные растения". 2 класс.
Урок - исследование по окружающему миру во 2 классе по теме "Комнатные растения"....
Урок окружающего мира "Родной край - часть России". Урок-исследование.
К данному уроку учащиеся 4 класса занимались исследовательской работой: подбирали материал о родном крае из дополнительных источников (краеведческий музей, местная газета, книги о родном крае)...
Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Космические тела. Планета Земля" (урок - исследование)
Урок - исследование по окружающему миру....
Интегрированный урок-исследование по предмету окружающий мир и математика. Тема урока: Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища.
Тип данного урока - урок исследование. На уроке дети исследуют состав продуктов и решают уравнения на нахождение каллорий в утреннем завтраке....
Учебно-методическая разработка "Урок-исследование по предмету «Окружающий мир» Тема урока: «Кто такие звери?»"
Урок-исследование по предмету «Окружающий мир»Тема урока: «Кто такие звери?»Цель урока: познакомить с внешним строением и разнообразием зверей; учить отличать звере...
Конспект урока - исследования по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России. Анализ урока.
Конспект урока - исследования по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России....