Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе на тему: "Лесные опасности"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Кознеделева Ольга Николаевна

Класс: 2

Тема урока: «Лесные опасности».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Структура:

1)          Организационный момент.

2)          Актуализация опорных знаний.

3)          Изучение новых знаний, формирование новых умений.

4)          Закрепление и систематизация изученного материала.

5)          Итоги.

6)          Домашнее задание.

Урок относится к разделу «Здоровье и безопасность». На уроке расширяются знания детей о растениях, животных, экосистеме, природных явлениях.  На уроке применяются словесные, наглядные и практические методы обучения. Происходит постоянная смена видов деятельности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по предмету «Окружающий мир» во 2 классе.

Тип: урок изучения новых знаний.

Тема: «Лесные опасности».

Цели: 

  1. Выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в лесу.
  2. Научить правилам безопасности в природе.
  3. Закрепить понятия «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды.
  4. Развивать познавательную активность учащихся.
  5. Воспитывать стремление заботиться о своем здоровье и сохранении жизни.
  6. Воспитывать дружеские взаимоотношения при работе в парах.

Оборудование: 

     1. Презентация к уроку «Лесные опасности».

     2. Раздаточный материал: картинки с изображением рюкзака, медикаментов, компаса, фонарика, гамбургера, бутылки воды, спортивного инвентаря, утюга, будильника, гоночной машины, компьютера.

     3. Тексты для чтения «Энцефалитный клещ».

     4. Видеоролики «Вороний глаз» и «Волчье лыко».

      5. Мультипликационный фильм по ОБЖ «Спасик и его друзья».

Литература:

  1. Окружающий мир. 2 класс. Автор А.А. Плешаков. Москва  «Просвещение» 2001г.
  2. Хинн О.Г. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. – М.: «АСТ», 1997.
  3. Хинн О.Г. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. – М.: «АСТ», 1997.
  4. Энциклопедия « Чрезвычайные ситуации» под  общей редакцией С.К. Шойгу. Благотворительный фонд  « Спасатель» Москва 2006.

Интернет ресурсы:

  1. htpp://festival.1september.ru – фестиваль педагогических идей
  2. http://www.km.ru — портал компании «Кирилл и Мефодий»

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Всем говорю я «Здравствуйте!»

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный,

Потому что в нем вы и я.

- Сегодня на уроке у нас будет много интересного. Мы сделаем много открытий. А каких – узнаете позже. Но для этого мне понадобятся ваше внимание, поддержка и помощь.

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Введение в тему.

  - Ребята, а кто из вас был в лесу? Поднимите руку.

- Сегодня мы с вами отправимся в поход в лес, поговорим об опасностях, которые там могут подстерегать нас,  научимся отличать съедобные и ядовитые грибы и ягоды, узнаем, как защитить себя от укуса жалящего насекомого.

  1. Дидактическая игра «Собери рюкзак». Работа в парах.

- Как же подготовиться нам к такому путешествию? Ну, для начала нужно собрать рюкзак.

На каждой парте лежит «рюкзак». Детям предлагается задание: наполнить рюкзак вещами, необходимыми для похода. (картинки)

 - Проверим, все ли необходимое вы взяли. А может быть положили что-то лишнее? (слайд №1)

 - Молодцы! Можем отправляться… (слайд №2)

  1. Изучение новых знаний, формирование новых умений.
  1. На лесной поляне. Внимание: грибы!

- Мы в лесу. (слайд №3) Давайте осмотримся. Не подстерегают ли нас здесь опасности? А какие опасности могут подстерегать человека в лесу? (ответы детей)

- Молодцы, ребята! Я могу быть спокойна за вас, пока вы будете гулять по лесу. А вот и тропинка (слайд №4). Куда же она нас приведет? (слайд №5) Мы с вами оказались на грибной полянке. Смотрите, какие красивые, какие яркие грибы здесь растут.

- А вы знаете, что это за грибы?

- Как они называются? (белый, бледная поганка, подберезовик, опенок осенний, мухомор красный, подосиновик)

- А какие из этих грибов можно без опаски употреблять в пищу?

Хорошо грибы собирать  в чистом лесу.  Ни в коем случае не собирайте грибы, которые растут вдоль автомобильных дорог. Помните и не собирайте в лукошко грибов перезрелых, дряблых и червивых.

  1. На лесной полянке. Внимание: ягоды!

Наверное, вы проголодались. Не пора ли нам подкрепиться? А вот и лесные ягоды, которые восстановят наши силы. (слайд №6)  Давайте вспомним, как они называются. (земляника, рябина, малина, черная смородина, вороний глаз, волчье лыко)

- Но все ли их можно есть?

- Какие ягоды у нас остались?

- Вы знаете, как они называются?

Видеоролики «Вороний глаз» и «Волчье лыко» (слайды№7 и №8)

(слайд лес) Пойдем дальше?

  1. Физкультминутка. (Под музыку «Вместе весело шагать…») (слайд №9)

  1. Продолжение работы по теме урока.
  1. Опасные насекомые.

- Но не только грибы и ягоды могут представлять опасность для человека? (слайд №10) 

В лесу можно встретить энцефалитного клеща. Это маленькое, но очень опасное насекомое.

- Чем же оно так опасно? Об этом нам расскажет …

Учащийся: Энцефалит – это заболевание, которое передают клещи при укусе. Каждый третий, получивший укус клеща умирает.

Наиболее активны клещи в теплое время года. Их можно встретить в лесах и парках.

Любимые места охоты этих хищных насекомых – влажные лесные овраги, лесные опушки и обочины дорог.

Атаковав человека, они на протяжении многих дней могут вести тихое существование, питаясь кровью.

Пополневшие они отпадают.

 - Как же можно защититься от клещей? А об этом нам прочитает …

Учащийся: Отправляясь на отдых в лес, нужно обязательно надевать рубашку с длинными рукавами, манжетами и воротником, плотно облегающим  шею .

Штанины брюк необходимо заправить в носки.

Лучше надевать светлую одежду, на ней клещ будет более заметным.

После прогулки нужно обязательно осмотреть себя, нет ли на теле клещей.

Если вы обнаружили, что вас укусил клещ, нужно обратиться к врачу.

- Самой эффективной защитой от клещевого энцефалита врачи считают прививку.

(слайд №11) Некоторых насекомых называют «жалящими». У них есть «жало». Они могут ужалить.

- Какие это насекомые? (пчела, шершень, оса, шмель) Обычно они просто так не нападают на человека, а кусают для самозащиты.

- Как защитить себя от укуса жалящего насекомого? (ответы детей)

  1. Не приближайся, особенно в жаркие дни к пчелиным ульям. Вблизи них не делай резких движений.
  2. Не разоряй осиные гнезда.
  3. Если жалящее насекомое залетело в комнату, не гоняйся за ним, открой форточку по шире и подожди, пока насекомое улетит.
  4. Осы часто забираются в мед, варенье, ползают по фруктам. Будьте осторожны, когда едите или пьете, чтобы оса не ужалила вас в язык или губу.

- Что же делать, если все-таки укусило насекомое? ( Ответы детей).

4. Внимание: приближается гроза!

- Что-то потемнело. Кажется, дождик собирается. Самое время поговорить о правилах поведения во время грозы.  (слайд №12) 

  1. Нельзя стоять на открытой местности, в поле. Так как молния ударит в возвышение, т.е. вас.
  2. Нельзя стоять на возвышенности, горе.
  3. Нельзя прятаться под самым высоким деревом.
  4. Нельзя держать в руках металлические предметы, так как они притягивают к себе электрический разряд.

- Тучи прошли мимо. Хорошо, что мы с вами в грозу не попали! Грибов набрали, ягоды поели. Пора возвращаться обратно.

  1. Закрепление и систематизация  изученного материала.

Вот мы и вернулись опять в класс. Давайте подведем итоги нашего похода и составим памятку поведения в лесу (слайд №13)

  • Правильно одевайся для похода в лес.
  • Не собирай незнакомые грибы.
  • Не ешь незнакомые ягоды.
  • Не тревожь жалящих насекомых.
  • Не стой во время грозы под высоким   деревом.
  • После прогулки в лес осмотри себя.

  1. Итоги.

В заключение нашего урока я предлагаю вам посмотреть мультфильм из серии ОБЖ «Спасик и его друзья» о правилах поведения на природе, созданный министерством чрезвычайных ситуаций России специально для детей.

  1. Домашнее задание.

Стр. 32-33, пересказ

Нарисовать рисунок на тему: «Осторожно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...

Методическая разработка урока окружающего мира 4 класс

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Российский народ» для обучающихся 4 класса. Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «народ» и признаками принадлежности к одному нар...

Методическая разработка урока окружающего мира. 3 класс. Тема: "Здоровью цены нет"

Урок проводится в 3 классе по образовательной системе "Перспектива"Данный урок даёт возможность сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Форм...

методическая разработка урока окружающего мира 1 класс

Методическая разработка урока окружающего мира 1 класс "Россия-наша Родина". УМК  "Перспектива". Разработка содержит презентацию к данному уроку....

Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс по теме "ПОЖАР"

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическимихарактеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальнымиособенностями обучающихся, способных осваивать учебный...