"Гражданское образование. Идентичность через изучение истории родного города и края"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
Это дополнительная образовательная программа для учащихся 1-4 классов. Её целью является создание условий для самоидентификации учащихся как граждан Нижнего Новгорода через формирование вектора культурно-ценностных ориентаций младших школьников в истории и традициях родного города и страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gr_obr_1-4_kl_.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ИДЕНТИЧНОСТЬ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО ГОРОДА И КРАЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа гражданского образования «Идентичность через изучение родного города и края» является дополнительной образовательной программой для учащихся 1-4 класса. Программа опирается на концептуальные основы стандартов второго поколения, Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, исходные положения письма министерства образовании Российской Федерации «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ» от 15.01.2003, Программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы, Концепцию гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы, определивших, что гражданское образование имеет целью:
- воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе и должно осуществляться на всех уровнях общеобразовательной подготовки.[1]
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. [2]
Необходимость разработки программы :
- существование противоречий между декларируемыми в нормативно-правовых актах задачами повышения роли гражданского образования в современных условиях, формирования гражданственности у молодежи и отсутствием программ гражданского воспитания, основанных на современных принципах гражданского патриотизма, позиционирующемся на осознании величия, славы и практических достижений нижегородцев и россиян в целом в области науки, техники, культуры, спорта и других сферах, составляющих законную гордость России.
- необходимостью учитывать региональный и муниципальный потенциал при интеграции российского образования в сфере гражданского становления личности (потенциал Нижнего Новгорода как культурно-исторического центра);
- необходимостью формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающихся на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества (Нижний Новгород, Приволжский Федеральный округ);
- необходимостью создания концепции образовательной программы школы, в основе которой лежит компетентностный подход. Он предполагает, что гражданская компетентность является одним из важнейших учебных результатов данной программы.
Стандарты второго поколения определяют гражданскую компетентность следующим набором способностей, составляющих эту компетенцию:
- учебная компетентность – способности, связанные с освоением социальной роли ученика, пониманием образования как личностной ценности;
- компетентность социального выбора – способности, связанные с развитием самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире социума;
- коммуникативная компетентность – способности взаимодействии с другими людьми[3];
Формирование данных компетентностей – одна из ключевых задач данной программы.
Программа реализует основные принципы Концепции гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы, а именно:
- принцип ценностной ориентации, так как содействует формированию системы ценностей младшего школьника - нижегородца, через проведение занятий в рамках ценностно-мотивационного блока программы;
- принцип воспитания на традициях, который реализуется через систему занятий с привлечением ресурсов краеведческих, художественных, профессиональных музеев Нижнего Новгорода и школьного музея «Нижегородская старина», участие в проектах по изучению культурного и исторического наследия родного города;
- принцип личностно ориентированного подхода, предполагающий использование в рамках занятий активные и интерактивные формы и методы работы с учетом психологических особенностей возрастной группы обучающихся 1-4 классов;
- принцип межпредметности, предполагающий использование на занятиях в рамках данной программы элементов других дисциплин начальной школы как-то: окружающего мира, чтения, русского языка, музыки и изобразительного искусства;
- принцип взаимодействия различных общественных институтов, выражающийся в простроенной системе взаимодействия с различными общественными и культурными организациями Нижнего Новгорода.
Цель программы: создание условий для самоидентификации[4] учащихся как граждан Нижнего Новгорода через формирование вектора культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в истории и традициях родного города и страны.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии, благополучии и процветании родного города и страны;
- умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей и религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную учебную деятельность (в сотрудничестве и самостоятельно) направленную на познание социальной действительности и внутренней жизни человека;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- умение выполнять познавательные и практические задачи, в том числе в рамках проектной деятельности;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений;
- умение анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.)
Предметные результаты:
- владение базовым понятийным аппаратом граждановедения (доступным для осознания младшим школьником);
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для социальной действительности;
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать, выделять характерные особенности социальных объектов в контексте базовых национальных духовных ценностей и норм;
- знание основных нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как важных регуляторов общественной жизни;
- понимание роли и значения нижегородского края в историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
- понимание места своей семьи в прошлом и настоящем нижегородского края, в его истории и культуре;
- знание особой роли Нижнего Новгорода для целостной ориентации будущего гражданина в истории города и края, умение самостоятельно и доказательно донести её до слушателей (Нижний Новгород – родина второго ополчения, столица радио, кузница победы в Великой отечественной войне, город науки и новейших технологий).
Характеристика содержания программы дополнительного образования.
1. Отбор учебного материала для содержания программы по гражданскому образованию для учащихся 1-4 классов осуществляется с учетом ее целей, места в воспитательной системе школы. Реализуя принцип преемственности гражданского образования, она готовит учащихся начальных классов к освоению программы гражданского образования в среднем и старшем звене. Основные разделы программы для учащихся 1-4 классов сохраняют логику и тематику курса «Гражданское образование» с 1 по 11 классы. Формируя осознание себя, как гражданина Нижнего Новгорода, программа делает акцент на получение и возможность использования школьниками знаний по истории своей семьи, школы, родного города и края.
2. Программа учитывает возрастные потребности и познавательные возможности учащихся этого возраста и состоит из трех элементов:
- получение краеведческих и обществоведческих знаний,
- формирование гражданской позиции через изучение истории города, края, страны,
- формирование гражданских навыков через проектную деятельность.
3. Освоение культурного и исторического наследия должно осуществляться не механически, а сознательно и активно, и одна из особенностей программы – создание психолого-педагогических условий воспитания, в рамках которых ребёнок сможет проявлять себя как полноценная, социально-активная личность.
Поэтому основными формами работы в рамках программы являются проектная деятельность[5], направленная на создание и реализацию проектов школьного уровня, а также различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение имитационных, сюжетных, ролевых и других игр, творческие проекты.
4. В рамках данной программы учащиеся знакомятся с профессиями, востребованными в Нижнем Новгороде, узнают об устаревших и новых профессиях, пытаются определить свой собственный профессиональный выбор. Кроме того, учащиеся делают проекты о профессиях своей семьи, семейных династиях, социально-значимых профессиях в обществе, таких как, врач, учитель, рабочий, военный.
5. Большое внимание на занятиях в рамках данной программы уделяется семье. Сегодня, для сохранения и укрепления семьи необходимо обратить внимание на возрождение и развитие именно духовной стороны семейных отношений, научить детей с раннего возраста чтить память предков, семейные реликвии, традиции, предания, воспитывать культуру семьи.
6. Большую роль в процессе формирования гражданской компетенции играет использование ресурсов нижегородских краеведческих музеев, что расширяет образовательное пространство и способствует вовлечению учащихся в активную познавательную деятельность, а также использование информационных ресурсов (цифровых мультимедийных образовательных ресурсов, имеющихся в распоряжении образовательного учреждения, материалов презентаций, созданных учителями школы по темам программы).
Объём курса: 135 часов: 1 класс- 33 часа, 2,3,4 классы – по 34 часа.
Структура курса включает в себя «сквозные» блоки, направленные на решение задач по формированию у учащихся ценностей гражданского общества и опыта гражданского поведения на разном предметном содержании:
- Мотивационно-ценностный блок «Духовно-нравственные ценности» направлен на формирование
- понимания общества, как совокупности людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели, духово-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества современной России;
- понимания ценности семьи в жизни человека, её традиций, нравственных чувств членов семьи, доброго, уважительного отношения к своей семье, понимания отличительных особенностей своей семьи (семейных традиций и обычаев);
- принятия себя частью школьного и классного коллектива, оценка себя, как учащегося школы № 24, культура общения, проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению, выстраивать отношения с одноклассниками, иметь представление о человеческих свойствах и качествах, ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Включает в себя занятия, позволяющие формировать ценности гражданина на основе деятельности учащихся по следующим направлениям (всего 75 ч.):
- Россия- Родина моя! (29 ч.)
- Моя семья – моё богатство (23 ч.)
- Я – ученик (23 ч.)
- Краеведческий блок «Край родной – земля нижегородская!» направлен на изучение истории родного города, как частицы России; его истории, достопримечательностей, истории нижегородского края, его святыней, биографий выдающихся земляков. Осуществляется с привлечением ресурсов нижегородских музеев и социальных партнеров - организаций Нижнего Новгорода. Основными формами работы являются экскурсионная и проектная деятельность.
- Край родной – земля нижегородская (33 ч.)
- Профориентационный блок «Мир профессий» направлен на:
- понимание значения труда в жизни человека и общества;
- ориентирование младших школьников в мире профессий;
- воспитание чувства уважения к профессиям родителей;
- формирование личной ответственности человека за результаты его труда и профессиональное мастерство.
1. Мир профессий (27 ч.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов |
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ | 24 | |
Россия – Родина моя! | 7 | |
1. | Наша Родина- Россия. Герб, гимн, флаг. | 1 |
2. | О нашем флаге. | 1 |
3. | Ты, я, он, она – вместе целая страна. | 1 |
4. | Служить Родине – долг и честь | 1 |
5. | Проект: Наша армия сильна!(23 февраля - день защитника Отечества) | 1 |
6. | Наша страна – первая в космосе | 1 |
7. | Проект: «Георгиевская ленточка – символ отваги и мужества» (9 мая – день Победы) | 1 |
Моя семья – моё богатство | 6 | |
1. | Моя семья: семь+Я | 1 |
2. | Моя мама (День матери) | 1 |
3. | Мои дедушка и бабушка (День пожилого человека) | 1 |
4. | Родословная моей семьи | 1 |
5. | Проект: Увлечения нашей семьи | 1 |
6. | Мои прадеды защищали Россию | 1 |
Я - ученик | 11 | |
1. | Для чего нужно учиться? (1 сентября – день Знаний) | 1 |
2. | Школа «маленького принца» | 1 |
3. | Я в классе. Кто я? | 1 |
4. | Другой человек | 1 |
5. | Ты – это я | 1 |
6. | Настроение другого человека | 1 |
7. | Наш класс. Правила поведения в классе | 1 |
8. | Мы договариваемся. Мы предлагаем. | 1 |
9. | Мы договариваемся. Мы обсуждаем. | 1 |
10. | Я-ТЫ-МЫ. Понятие Человек | 1 |
11. | Проект: «Флажок нашего класса» | 1 |
«Край родной – земля нижегородская» | 6 | |
1. | Видеопутешествие «Наш город» (День города) | 1 |
2. | Азбука маленького нижегородца: главная площадь нашего города | 1 |
3. | Азбука маленького нижегородца: Волжский откос – Чкаловская лестница | 1 |
4. | Азбука маленького нижегородца: памятник великому земляку – Валерию Чкалову | 1 |
5. | Азбука маленького нижегородца: Мы – победили! Выставка военной техники в Кремле (экскурсия) | 1 |
6. | Азбука маленького нижегородца: Мы победили! Мемориал Вечного Огня, танк Т-34. (экскурсия) | 1 |
Мир профессий | 3 | |
1. | Профессия моей мамы | 1 |
2. | Профессии нашей семьи | 1 |
3. | Проект «Много профессий хороших и разных» | 1 |
ИТОГО: | 33 |
2 КЛАСС
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов |
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ | 21 | |
Россия – Родина моя! | 11 | |
1. | Россия- семья дружных народов | 1 |
2. | Россия: наш герб и гимн | 1 |
3. | Нижегородский край – частица России. Народы края | 1 |
4. | Нижегородский край: народные промыслы | 1 |
5. | Проект: «Волга – река дружбы» | 1 |
6. | Города Поволжья – столицы республик: Казань- столица Татарстана. | 1 |
7. | Проект: «Столицы: Казань» | 1 |
8. | Города Поволжья – столицы республик: Чебоксары – столица Чувашии | 1 |
9. | Проект: «Столицы: Чебоксары» | 1 |
10. | Юрий Гагарин. Первый человек в космосе – россиянин (День космонавтики) | 1 |
11. | Мы победили в страшной войне! фильм (9 мая – день Победы) | 1 |
Моя семья – моё богатство | 6 | |
1. | Корень рода: мои прабабушка и прадедушка | 1 |
2. | Проект: Поздравление бабушке и дедушке (День пожилого человека) | 1 |
3. | Родословное древо моей семьи: мои братья и сёстры | 1 |
4. | Родословное древо моей семьи: дяди и тёти | 1 |
5. | Война в истории моей семьи: мой прадед защищал Родину | 1 |
6. | Проект: «Один из многих» (9 мая – день Победы) | 1 |
Я - ученик | 4 | |
1. | Как человек познаёт мир? (1 сентября – день Знаний) | 1 |
2. | Путешествие «маленького принца» в Страну Знаний | 1 |
3. | Проект: Эмблема нашего класса | 1 |
4. | Экспозиция «Лента нашей памяти»: я – ученик школы № 24 | 1 |
«Край родной – земля нижегородская» | 8 | |
1. | Легенды нашего города (День города) | 1 |
2. | Азбука маленького нижегородца: Улица Большая Покровская – главная улица нашего города | 1 |
3. | Азбука маленького нижегородца: путешествие по главной улице (экскурсия) | 1 |
4. | Азбука маленького нижегородца: Проект «Мы гуляли по Покровке. В гости к музам. Театры города: драматический театр, театр кукол» | 1 |
5. | Азбука маленького нижегородца: Проект «Мы гуляли по Покровке. В гости к музам. Музеи: музей художественных промыслов, музей фотографии, музей под открытым небом. | 1 |
6. | Азбука маленького нижегородца: Домик Каширина – горькое детство Алёши Пешкова (экскурсия) | 1 |
7. | Азбука маленького нижегородца: Максим Горький – великий писатель и наш земляк (экскурсия на площадь им. М.Горького) | |
8. | Азбука маленького нижегородца Проект: «Великие земляки» | |
Мир профессий | 5 | |
1. | Профессия моей семьи | 1 |
2. | Семейные династии | 1 |
3. | Проект «Все работы хороши» | 1 |
4. | Военный – профессия героическая! (23 февраля - день защитника Отечества ) | 1 |
5. | Проект: «Профессии нашей армии» | 1 |
ИТОГО: | 34 |
3 КЛАСС
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов |
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ | 18 | |
Россия – Родина моя! | 9 | |
1. | Российская Федерация: края, области, республики | 1 |
2. | Национальные символы России. Наш герб. Гербы республик | 1 |
3. | Проект: «Интересная наука геральдика» | 1 |
4. | Города Поволжья – столицы республик: Саранск - столица Мордовии. | 1 |
5. | Проект: «Столицы: Саранск» | 1 |
6. | Города Поволжья – столицы республик:Йошкр-Ола – столица Марий Эл | 1 |
7. | Проект: «Столицы: Йошкар-Ола» | 1 |
8. | Алексей Леонов: первый человек в открытом космосе – россиянин (День космонавтики) | 1 |
9. | Мы победили в страшной войне! фильм (9 мая – день Победы) | 1 |
Моя семья – моё богатство | 6 | |
1. | История твоего имени | 1 |
2. | Моя любимая бабушка (День пожилого человека) | 1 |
3. | Реликвии моей семьи | 1 |
4. | Проект: Семейные реликвии | 1 |
5. | Война в истории моей семьи: мои родные и близкие - дети войны. | 1 |
6. | Проект: «Военное детство» | 1 |
Я - ученик | 3 | |
1. | Великие учёные России (1 сентября – день Знаний) | 1 |
2. | Наша школа – нам за неё отвечать. Советы «маленького принца» | 1 |
3. | Экспозиция «Лента нашей памяти»: учителя школы № 24 | 1 |
«Край родной – земля нижегородская» | 9 | |
1. | Прогулки по Кремлю. Легенды нашего Кремля (День города) | 1 |
2. | Азбука маленького нижегородца: виртуальное путешествие «Скульптуры нашего города» | 1 |
3. | Азбука маленького нижегородца Проект: «Городские скульптуры» | 1 |
4. | Азбука маленького нижегородца: Проект «Сказки Покровки: придумай сказку о скульптуре» | 1 |
5. | Азбука маленького нижегородца: Их юность пришлась на войну – Музей юнг (23 февраля - день защитника Отечества ) | 1 |
6. | Азбука маленького нижегородца Проект: «Военный моряк» | 1 |
7. | А.С.Пушкин и нижегородское село Болдино. | 1 |
8. | Проект «В гости к музам». (Посещение театра оперы и балета. Спектакль по произведениям А.С.Пушкина) | 1 |
9. | Проект «В гости к музам». (Посещение театра кукол. Спектакль по произведениям А.С.Пушкина) | 1 |
Мир профессий | 7 | |
1. | Профессии моей семьи | 1 |
2. | Семейные династии | 1 |
3. | Проект «Все работы хороши» | 1 |
4. | Военный – профессия героическая! | 1 |
5. | Проект: «Профессии нашей армии» | 1 |
6. | Социально значимые профессии. Профессия – педагог. | 1 |
7. | Проект: «Расскажи о своём учителе» | 1 |
ИТОГО: | 34 |
4 КЛАСС
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов |
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ | 16 | |
Россия – Родина моя! | 7 | |
1. | Конституция России - главный закон нашей страны. Декларация прав ребёнка | 1 |
2. | Мир на Земле – счастье детей. ЮНЕСКО | 1 |
3. | Проект: Дети планеты | 1 |
4. | Города Поволжья – столицы республик: Элиста - столица Калмыкии | 1 |
5. | Проект: «Столицы: Элиста» | 1 |
6. | Орбитальная станция – космический дом. Обыкновенные герои (День космонавтики) | 1 |
7. | Мы победили в страшной войне! фильм (9 мая – день Победы) | 1 |
Моя семья – моё богатство | 5 | |
1. | Наука генеалогия. Родословное древо великих семей России | 1 |
2. | Родословное древо твоей семьи. Наука геральдика | 1 |
3. | Проект: «Герб моей семьи» | 1 |
4. | Праздники моей семьи | 1 |
5. | Проект: Праздники в моей школьной семье | 1 |
Я - ученик | 4 | |
1. | Учёные – миру (1 сентября – день Знаний) | 1 |
2. | Наша школа – школа диалога. Умей дружить и дружно жить | 1 |
3. | Экспозиция «Лента нашей памяти»: проекты нашей школы | 1 |
4. | Проект «Будущее нашей школы» | 1 |
«Край родной – земля нижегородская» | 10 | |
1. | Путешествуем на трамвае в прошлое нашего города экскурсия по городскому кольцу (День города) | 1 |
2. | Азбука маленького нижегородца: мой родной Советский район | 1 |
3. | Азбука маленького нижегородца: улица, на которой я живу | 1 |
4. | Азбука маленького нижегородца: Проект «Моя родная улица» | 1 |
5. | Азбука маленького нижегородца: город Горький – фронту (23 февраля - день защитника Отечества ) | 1 |
6. | Азбука маленького нижегородца: горьковчане – герои Великой войны (9 мая – день Победы) | 1 |
7. | Азбука маленького нижегородца: история башен нижегородского кремля: | 1 |
8. | Проект «Памятные места нижегородского Кремля» | 1 |
9. | Великие земляки: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Ополчение 1612 года | 1 |
10. | Проект: «Дорогой ополчения» | 1 |
Мир профессий | 8 | |
1. | Профессии твоих родителей. Бюджет семьи. | 1 |
2. | Проект: «К маме-папе на работу» экскурсия | 1 |
3. | Рядовой Российской армии (встреча) | 1 |
4. | Пожарный – профессия смелых! (экскурсия в пожарное депо) | 1 |
5. | Проект: «Героические профессии» | 1 |
6. | Социально значимые профессии. Профессия – водитель. | 1 |
7. | Экскурсия в троллейбусный парк | 1 |
8. | Проект: «Мы едем, едем, едем» | 1 |
ИТОГО: | 34 |
[1] Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 гг., Н.Новгород, 2009, с. 3-4
[2] Примерная программа по «Окружающему миру».Стандарты второго поколения.- М.: Просвещение, 2010.-с.270
[3] Примерная программа по «Окружающему миру».Стандарты второго поколения. - М.Просвещение, 2010.-с.
[4] под самоидентификацией мы понимаем устойчивое отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей, осознание себя членом этой общности
[5] под проектной деятельностью мы понимаем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через изучение истории и культуры своей страны
Духовность и нравственность в современном обществе - понятия, утратившие свою первоначальную значимость. Старые ценности - потеряны, новые - так и не сформировались. Хочется видеть детей, которые помн...
Программа кружка "История родного города" для 2 класса
Данную программу кружка я разработала для учеников начальных классов, учитывая их возрастные особенности и интересы. Курс занятий в кружке рассчитан на один учебный год. На занятиях в кружке "Ис...
Странички из истории родного города
Презентация о строительстве и развитии Северодвинска...
История родного города «Усадьба Кривякино»
Природа - важнейшее средство воспитания и развития школьников, поскольку общаясь с ней, ученик делает множество открытий. Дети общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый с...
Выступление на окружном семинаре "Воспитание гражданственности через изучение истории родного края"
Воспитание гражданственности, патриотизма - одно из основных направлений воспитательной работы" Материал может быть использован учителями при изучении родного края во внеурочной деятельности, на ...
Презентация !"Воспитание гражданственности через изучение истории родного края"
В презентации много рекомендаций для проведения мероприятий по воспитанию гражданственности у школьников....
Использование комплексно-волновых уроков как эффективного метода исследовательской деятельности при изучении истории родного края в начальной школе Рождественская Е.Б. Учитель начальных классов, Шишкина С.В. Учитель музыки
В статье раскрывается значимость комплексно-волновых уроков, как инновационной методики, рассказывается о технологии проведения комлексно-волновых уроков в начальной школе....