Как человек использует свойства воздуха
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Данный урок является одним из уроков по окружающему миру в системе "Школа 2100". Использованы современные технологии: проблемно-диалогическая и ИКТ-технология. Урок насыщен демонстрационными опытами, ведется большая работа с научной статьей,Показано ,как формировать пзнавательные УУД. Можетбыть использован в любой образовательной системе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-kak_chelovek_ispolzuet_sv-va_vozduha.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме:
«Как человек использует свойства воздуха».
Окружающий мир.
Учитель: Шитцылова Н.Н.
Объект: 4А класс
МОУ УНОШ №2
26 февраля 2009г.
Цель:
Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.
Развивать речь, мышление, умение проводить опыты, делать вывод., умозаключения.
Развивать коммуникативные способности.
Оборудование:
Веера, банка с водой, стакан , керосиновая лампа, бумажная салфетка, спички, шприцы, вырезанные из бумаги шары красного, зеленого и синего цвета.
Ход урока:
I.Проверка домашнего задания.
- Как называется водная оболочка земли?
- Какую роль играет вода в жизни живых организмов?
- Сколько может прожить без воды человек?
- Назовите основные свойства воды.
- Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?
- Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?
- Чему равна выталкивающая сила? Где человек использует это свойство?
- Почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа?
- Какое свойство воды используется при стирке ?
- Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?
- Какое свойство воды используется в паровом двигателе?
- Назовите три состояния воды. Приведите примеры их в природе.
II. Постанова проблемы и актуализация знаний.
Слайд №1.
- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и его свойствах.
Слайд №2.
- Ответьте на вопросы в начале учебника.
- Почему без атмосферы не возможна жизнь на других планетах и на земле?
- Почему люди не могут полететь к другим планетам?
- Что мы знаем о воздухе?
- Как доказать, что воздух не пустое место?
ОПЫТ №1.
- Помашите веером перед лицом. Что вы почувствовали? (Прикосновение , хотя веер до нас не прикасался. Значит между веером и лицом что-то есть. Это воздух.
ОПЫТ №2.
- Перевернем стакан вверх дном и медленно опустим его в банку с водой. Попадет ли вода в стакан? Почему? Ответ: Нет. Препятствует воздух.
- К какому из трех состояний веществ относится воздух?
- Что такое атмосфера? Населена ли она ли она живыми веществами? Какими?
- Как используют воздух животные и люди?
- Как используют воздух растения?
- Все живые организмы состоят из воды и воздуха. Какой газ воздуха поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи?
-Сколько может человек прожить без воздуха и почему?
Слайд №3.
- Мы так много знаем о воздухе, атмосфере. На какие вопросы можно еще получить ответ? (Предположения.)
Слайд №4.
III. Открытие новых знаний.
Диалог Миши и Лены(стр. 24)
- Что произойдет с планетой Земля, если исчезнет атмосфера?
- Какую роль выполняет атмосфера ?
Ответ: Воздух образует воздушную оболочку, которая окружает земной шар и с помощью озонового слоя защищает поверхность Земли от губительного облучения.
- Прочитайте ЗАДАНИЕ №1 НА СТР. 24.
Слайд № 5 .
Доклад на тему «Круговорот воды в природе»
Ответ: Вода океанов испаряется и в виде облаков переносится ветрами в другие места, где выпадают дожди, питаются реки.
Загадка:
- Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица.
2.Бырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает.
Людей с ног сбивает.
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер.)
- А что такое ветер?
- Как возникает ветер?
Ответ: Участки земной поверхности нагреваются по- разному: ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.
- Что случилось , если бы не стало ветра?
- Прочитайте текст на стр. 24. Последний абзац.
- Человек издавна научился использовать ветер как источник энергии.
- Рассмотрите иллюстрации (Слайд №6). . Как человек использует ветер? Прочитайте верхний абзац.
- Человек изобрел парус, который позволил ему отправиться в путешествие. Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах.
- В Средние века строились ветряные колеса для работы по хозяйству.
Однако и в современности ветряной двигатель играет большую роль, так как в отличие от других источников он не загрязняет атмосферу.
- Почему возможно летать на воздушных шарах?
(Слайд №7)
,
- Одним из способов передвижения по воздуху является воздушный шар, заполненный более легким, чем воздух газом или просто нагретым воздухом. Началом эры воздухоплавания следует считать 1783 год, когда братья Монгольфье поднялись в воздух на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Возможность передвижения по воздуху летательных аппаратов связана с тем , что воздух обладает выталкивающей силой.
- Так какой силой обладает воздух?
- Прочитайте текст «Для любознательных» на странице25
Опыт №3.
Над зажженной керосиновой лампой держу бумажную салфетку.
Что наблюдаем?
Почему поднимается салфетка?
- Какова температура воздуха над лампой?
- Так что происходит с воздухом при нагревании?
- Где используется это свойство воздуха?
- Прочитайте текст на странице 25 (последний абзац).
Слайд №8.
ВОЗДУХ ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ. ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА,
- Однако главный недостаток воздушного шара - его слабая управляемость. Лишь самолеты обеспечили людям возможность передвигаться на большие расстояния с большой скоростью.
- Плотность воды 1000 кг/м3,
Плотность воздуха 1,29 кг/м3.
- Что плотнее воздух или вода?
- Можно ли опереться на воду? При каких условиях?
- А опереться на воздух? При каких условиях?
- Где применяется это свойство?
Слайд № 9.
Прочитайте текст на странице 26 (верхний абзац).
О каком ещё свойстве воздуха вы узнали?
Слайд № 10.
НИЗКАЯ ПЛОТНОСИЬ,
- Почему самолеты развивают скорость до 800-900 км/ч, а корабли чуть больше 100 км?
Слайд № 11. Зачем птицам перья, зверям шерсть, а нам свитер?
- Почему рамы двойные? Что между стеклами?
- Прочитайте текст на странице 26 (нижний абзац).
- Выполните задание № 2.
Благодаря низкой плотности воздуха он обладает ещё одним свойством: плохо проводит тепло. На этом свойстве основано создание человеком теплых вещей. Шерстяные вещи и шубы сохраняют в себе толстую воздушную прослойку, которая не дает телу потерять тепло.
Слайд № 12.
ПЛОХОЙ ПРОВОДНИК.
Физкультминутка.
-Чтобы познакомиться с ещё одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в задании № 3 на странице 26.
Опыт № 4.
- Возьмите пластмассовый шприц (без иглы) и поставьте его поршень в среднее положение. Крепко зажав пальцем отверстие для иглы, попробуйте задвинуть и вытянуть поршень.
- Какой вывод? (страница 27). Слайд №13.
На этом свойстве основано использование воздуха в автомобильных шинах, мячах, надувных матрацах.
- Как называется это свойство?
Слайд № 14.
УПРУГОСТЬ.
- Давайте вспомним, о каких свойствах воздуха мы узнали?
Свойства воздуха:
- расширение при нагревании;
- плохо проводит тепло;
- низкая плотность;
- упругость.
- Воздух – это одно вещество или смесь газов?
- Из чего состоит воздух?
В воздухе содержится: Слайд № 15.
21% кислорода
78% азота
0,9% благородных газов и
0,03% углекислого газа.
Выступление об использовании газов, входящих в состав воздуха. Слайд № 16.
Текст «Для любознательных» страница 27.
IV. Первичное закрепление.
Как человек использует свойства воздуха?
Слайд № 17.
Где человек использует газы, входящие в состав воздуха? Слайд №18.
V. Домашнее задание:
Параграф 20, задания №4, 5,6,10.
Приложение.
Ответы на вопросы в конце урока.
- Какие свойства воздуха важнее всего для мяча, одеяла, парашюта?
Для мяча – упругость,
Для одеяла _ слабое проведение тепла,
Для парашюта – плотность.
- Откуда берутся вещества, из которых состоят живые вещества? Какой именно газ воздуха создает основу всех органических веществ?
Ответы: Живые организмы состоят из органического вещества. Растения создают органические вещества из углекислого газа и воды. Поэтому основной газ, из которого состоят тела живых организмов – углекислый газ.
- Какой газ поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи? Каким образом?
Ответы: Высокая температура нашего тела поддерживается за счет тепла, полученного при окислении пищи. Это становится возможным благодаря кислороду. Кислород обеспечивает и горение дров в печи.
Задания № 4,5,6
Задание №7.
- Какой рисунок вы не раскрасите? (Ракету.)
Задание №8.
Для улавливания даже слабого ветерка и увеличения грузоподъемности парашюта и планера надо увеличить площадь опоры и уменьшить вес.
Задание № 9.
Из азота делают удобрения.
Кислород используют для сварки.
Углекислый газ – добавляют в газированную воду.
Водородом заполняют воздушные шары.
Задание №10.
- Какая сила поднимает в воздух воздушные шары?
Ответ: Воздушные шары поднимает выталкивающая сила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Как человек использует свойства воздуха".
Данная презентация является приложением к конспекту урока "Как человек использует свойства воздуха"...
Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Как человек использует свойства воздуха.
Тема: Как человек использует свойства воздуха....
Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Как человек использует свойства воздуха."
Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Как человек использует свойства воздуха." 3 класс....
урок "Как человек использует свойства воздуха"
Урок по оркружающему миру по программе "Школа 2100"...
Урок по окружающему миру в 4 классе "Как человек использует свойства воздуха"
Цель: формирование знаний о воздухе как газе и его свойствах.Задачи:-расширить, уточнить и пополнить знания детей о воздухе, его свойствах;-развивать умение работать с информацией, творческие сп...
Конспект урока окружающего мира «Как человек использует свойства воздуха».
Задачи:1) сформировать понятие о воздухе и его свойствах;2) развивать умение самостоятельно работать с источниками информации;осуществлять контроль,за своими ...
Урок окружающего мира "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)
Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха". Цель урока: повторить, какова роль атмосферы; как не...
Комментарии
Урок окружающего мира