Москва Златоглавая
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению на тему Москва Златоглавая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационный момент
Начинаем мы опять
По истории шагать
Чтобы все понятным стало.
Потрудились мы не мало.
- Сегодня мы отправимся в очередное путешествие по реке времени. Давайте пожелаем, друг другу удачи, а с собой в путешествие возьмем организованность, дружбу, взаимовыручку, внимательность.
- Я уверена, что вы сегодня будете не просто слушать и смотреть, а активно работать на уроке, сами открывать новые знания.
- Желаю вам успешной работы на уроке!
Актуализация знаний
Опрос домашнего задания.
Цель: определение уровня усвоения материала предыдущей темы.
Фронтальный опрос.
Кем и когда было создано Московское государство?
/ Правнук Дмитрия Донского объединил под властью Москвы большинство русских земель и в 1480 году избавил их от ордынской зависимости. Так возникло новое, московское государство. Его первый правитель Иван III стал именовать себя великим государем всея Руси. Так начались новые времена в истории нашей страны – времена Московского государства. Во все концы страны расходились указы великого государя, скрепленные печатью, на которой был изображен двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змея. Молодое государство крепло и побеждало своих врагов./
Постановка проблемы.
Работа с учебником.
- Чтение текста с 58 тема11.
- Ответы на вопросы:
Как Илюша понял выражение «Кремль – сердце Москвы, сердце России»? Что вызвало его сомнение? Какое ты заметил противоречие? (Высказывания учащихся без комментариев учителя, т.к. каждый может выдвинуть свою версию.)
Давайте Илюше поможем разобраться в вопросе «Почему Кремль называют сердцем России?» (Высказывания учащихся)
Поиск решения проблемы, открытие новых знаний
Работа с учебником.
Работа в группах
Группа 1
Прочитайте текст на с.58-59 под названием «Из глубины веков идущий звон!» и расскажите о Колокольне Ивана Великого и Успенский собор.
Группа 2
Прочитайте текст на с.59-60 до слов «бросал в темницы, казнил невинных людей», рассмотрите иллюстрации на с.60 и расскажите кто был правителем в это время, что вы узнали о нём (с какого момента его стали называть царем, почему прозвали Грозным…)
Группа 3
Прочитайте текст на с. 60-61 со слов «тяжкие грехи не давали покоя» до слов «вымолить у Бога прощение» и расскажи своим одноклассникам что ты узнал(у кого и как просил прощение Иван Грозный)
Группа 4
Прочитайте текст на с.61 со слов «Когда Иван Грозный умер» и до конца и расскажи своим одноклассникам, где похоронили Ивана Грозного, и чем он отличается от других соборов
Группа 5
Рассмотри иллюстрации в учебники и попытайся объяснить почему Москву называют Златоглавой?
- Выслушивание одного из ученика от группы.
Но не только Анюта с Илюшей и путники восхищались Москвой. Многие поэты восхваляли её в своих стихотворениях. Давайте познакомимся с одним из них.
Как называется стихотворение? (Москва)
Кто автор этого стихотворения? (Федор Глинка)
Мы знакомы с этим автором? (Нет, нас познакомит Маша К.)
Послушайте это стихотворение
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка Москва!
Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой твоей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!..
Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Словарная работа:
испалинский (большой, гигантский по размеру),
Хартия (рукопись, материал, на которой написана рукопись)
Выя –по- старославянски –шея
- Какие чувства описывает автор стихотворения к городу?
- О каких памятниках культуры Федор Глинка говорит в своем произведении (царь-пушка, царь-колокол)*
- Что желает Москве автор в последнем четверостишии? Почему Москва названа здесь срединным градом?
- Как, с вашей точки зрения, нужно читать это стихотворение? (Слушаем комментарии чтения, а затем чтение стихотворения несколькими учениками.)
Применение знания.
Работа в тетради на печатной основе.
Вставить в тексте пропущенные слова (самостоятельная работа с последующей проверкой).
/Со времен Московского государства самым высоким зданием Московского Кремля является колокольня св. Иоанна Лествичника (Ивана Великого). Главный собор Московского Кремля – Успенский. Начиная с Ивана Грозного, великих государей стали называть царём. Рядом с кремлем на красной площади со времён Ивана Грозного стоит один из самых красивых храмов России - Собор Покрова, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного. В Соборе святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) хоронили всех правителей Московского государства./ - красным выделены слова, которые надо вставить.
Домашнее задание.
Выполнить задание № 3 темы 11 в тетради.
Ответить на вопрос № 5 темы 11 в учебнике.
Рефлексия и самооценка.
Что нового узнали для себя? Что понравилось?
Оцени свою работу на уроке
* Крупнейший в мире Большой Успенский колокол - Царь-колокол стоит в Москве, на территории Кремля у подножия колокольни Ивана Великого.
Царь-колокол — огромный колокол: высота с ушками 6,24 м, диаметр 6,6 м, масса около 200 тонн. Он был отлит в 1735 году из бронзы русскими мастерами отцом и сыном Маториными по указу императрицы Анны Иоанновны.
20 мая 1737 г. в Москве был страшный пожар, известный под названием Троицкого. Пожар охватил и кремлевские здания. Желая потушить огонь, на раскаленный колокол ведрами лили холодную воду. От перепада температур колокол раскололся.
От Царь-колокола откололся значительный кусок весом около одиннадцати тонн! Колокол стал непригоден для использования по назначению, поэтому его так оставили в литейной яме, где он и находился около 100 лет.
В 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен в Московском Кремле на специальный постамент.
Царь-пушка – это вообще-то не пушка как таковая, а бомбарда. Бомбарды стреляли большими глыбами камней и предназначались для разбивания стен крепостей во время их осады. Царь-пушка также предназначалась для стрельбы камнями весом до 800кг. Чтобы зарядить подобную бомбарду требовались сутки, а чтобы выстрелить строили специальные стены для погашения отката.
Царь-пушка была отлита в 1586 году нашим мастером Чоховым Андреем. Её длина – 5.35м., диаметр ствола – 120см., вес – 39 т. (2400 пудов). По одной из версий, название Царь-пушки связывают с изображением царя Фёдора Ивановича, однако более вероятно, что название произошло в связи со значительными размерами орудия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 3 классе "Москва златоглавая" по учебнику "Моё Отечество", Д.Д. Данилов
Данный урок помогает третьеклассникам сформировать представление об уникальном образе Московского Кремля и Красной площади как о неповторимом архитектурном комплексе времён правления Ивана Грозного. У...
Урок истории "Москва - Златоглавая"
Урок истории 3 класс ОС "Школа 2100"...
Урок окружающего мира 3 класс - "Москва златоглавая"
Нет тебе на свете равных,Стародавняя Москва!Блеском дней, вовеки славныхБудешь ты всегда жива!Град, что строил ДолгорукийПосреди глухих лесов,Вознесли любовно внукиВыше прочих городов....
Конспект по окружающему миру по теме: "Москва златоглавая"
Конспект по окружающему миру по теме: "Москва златоглавая"...
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ".
Методическая разработка по окружающему миру в 3 классе по теме "МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ". Тип урока: Открытие нового знания (ОНЗ) На уроке дети получают представления о Москве,как столи...
Москва златоглавая
Презентация по предмету окружающий мир по теме : "Москва златоглавая"....
урок окружающего мира 3 класс "МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ"
открытый урок по окружающему миру (история)...