Урок истории "Москва - Златоглавая"
методическая разработка по истории (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок истории по теме: «Москва златоглавая»
Задача: осмысление того, что Москва не только столица России, но и один из красивейших городов мира.
Основная мысль урока: Кремль – “сердце Москвы” со времён Московского государства является центром столицы России.
Цели:
- Сформировать представление о Москве, как столице России, показать взаимосвязь Москвы древней и современной. Раскрыть последовательность превращения древней Москвы в столицу огромного российского государства.
- Формирование у детей образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства.
- Создание образа царя Ивана Грозного (1533 – 1584) и смутной эпохи его правления.
- Способствовать формированию гордости за принадлежность к своему народу, государству, его славному историческому прошлому.
Оборудование:
- карточки с опорными словами и пословицами о Москве;
- выставка книг о Москве
- учебник А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин “Окружающий мир. Моё Отечество” 3-ий класс (часть 2)
- рабочая тетрадь “Моё Отечество”.
Иллюстрации основных памятников культуры столицы:
- Кремлёвская стена;
- Успенский собор;
- Собор Василия Блаженного;
- колокольня Иван Великий;
- Благовещенский собор,
- Архангельский собор;
Музыкальное оформление:
- колокольный набат
- праздничный звон
- песня О. Газманова “Москва”
Ход урока.
I. Оргмомент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Если много знать хотите,
В страну знаний поспешите.
II. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке, я предлагаю вам самим догадаться какова же тема нашего сегодняшнего урока. Для этого составьте из слов, написанных на карточках, пословицы и попробуйте объяснить их смысл. (ученики составляют пословицы: 1.Москва не сразу строилась. 2. Кремль – сердце Москвы. 3. Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал. 4.На Москву идти – голову нести. 5.Москва – мать всем русским городам.)
Учитель вывешивает пословицы на доску – это план урока.
- Что общего в этих пословицах? О чём они? Какова же тема нашего урока? (Пословицы о Москве. Значит и тема урока о Москве.)
- Да, но не только просто о Москве – центре страны. Мы совершим увлекательное путешествие в далёкие и близкие пласты истории.
Утром, включая радио, мы слышим, как бьют часы – куранты на главной Кремлёвской башне, мелодичный звон летит над всей планетой.
- Хочется всё сразу рассказать и узнать о Москве, о Кремле. Но недаром говорили наши деды: “Скоро не бывает споро”.
- Свою столицу – раскидистую, широкую с её нескончаемой сутолокой больших улиц, с ослепительным потоком электрических огней – мы любим все. Москва – часть души русского человека. Поэты посвящают ей стихи, композиторы музыку, художники пишут картины. А что расскажет о Москве история?
Эпиграф:
Столица – мать! Тебе хвала,
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
III. Актуализация знаний
- С чьим именем связано основание Москвы? (Юрия Долгорукого.)
- Кто стал первым правителем Московского государства? (Иван III Великий Государь.)
- Какое самое красивое сооружение было построено уже через 9 лет после основания Москвы?(Кремль.)
Деревья в три обхвата,
Дремучие леса…
Среди лесов когда – то
Здесь город поднялся.
Шли тропинки узкие,
Овраги и поля,
Но все дороги русские
Сходились у Кремля.
Стоял велик и чуден
Московский древний град.
Он дорог русским людям,
Он славою богат.
(А. Барто.)
IV. “Открытие” нового знания.
У городов, зданий, как и у людей, бывает детство. Вот и наша огромная и прекрасная столица была когда-то маленькой и никому неизвестной. А Кремль не всегда был каменным!
-В XII веке, Кремль был деревянный, сосновый. Его обнесли даже рвом и земляным валом, но от дождя и снега он долго продержаться не мог.
Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый
И назвался он Москвой.
Да не город – деревушка,
На пригорке – церковушка,
Кучка княжьих теремов,
Да десятка два домов.
- В начале XIV века Иван Калита, сделал Кремль из дуба. Почему? (Дуб – самое прочное дерево.)
Вот прошло немало лет
И на старом пепелище,
На Кремлёвском городище
Вырастают снова срубы
С крепостной стеной из дуба.
За стеною - терема,
И амбары и дома.
- И только в конце XIV века Кремль стал белокаменным, он так видоизменился при князе Дмитрий Донском. Использовался белый известняк меловых гор в округе Москвы. Известняк тоже не очень прочный строительный материал, но всё, же ему не страшны пожары.
И прошло 130 лет,
Прежде чем увидел свет
Кремль московский, только новый –
Не дубовый, не сосновый.
Дмитрий – князь, Ивана – внук,
Переделал всё вокруг.
Для Кремля с каменоломни
Возят камни целый год.
И былой стене на смену
Строят каменную стену.
- В XV веке Москва стала столицей русского государства, государь всея Руси Иван III хотел, чтобы Москва была самым неприступным городом.
- Иван III пригласил итальянских мастеров, под их руководством более 10 лет строился новый Кремль. В это время и были возведены красные зубчатые стены (ласточкин хвост), стройные башни и знаменитые кремлёвские соборы, которые дошли до наших дней. Это была первоклассная крепость! Её стены высотой от 8 до 19 метров и толщиной 3-6 метров, протянулись более чем на 2 км.!!!
- Башни кремля делали крепость особенно надёжной, с них издалека был виден неприятель. Первоначально было построено более 20 башен, сейчас остались 7 основных. В башнях хранились запасы продовольствия и оружия, в них же размещались и защитники Кремля. Не случайно за многовековую историю Кремль ни разу не был взят штурмом.
V. Расширение нового знания.
- Почему же до сих пор говорят: “Кремль – сердце Москвы”? (Ответы детей).
- Давайте же с вами войдём на территорию Кремля. Мы оказались с вами на соборной площади. (колокольный звон)
- Ребята, а что вы сейчас услышали? Это был звон колокольни Ивана Великого! Колокола звонили во время главных праздников, и звон их был слышен даже на самых отдалённых окраинах. И мы с вами отправляемся на экскурсию, по этой удивительной площади, а помогут нам как можно больше узнать о замечательных сооружениях соборной площади наши экскурсоводы.
Сообщения детей:
I. Колокольня Иван Великий.
- На противоположной стороне площади, мы видим Успенский собор.
II. Успенский собор.
- В этом соборе Иван III, разорвал грамоту Хана золотой Орды, тем самым избавил Русь от Ордынской зависимости.
- В 1547 году в этом соборе венчался на царство внук Ивана III – Иван IV Грозный. С этого времени великого государя стали называть царём. Народ считал его своим господином и защитником «Царём – батюшкой». А зачем нужен был царь в Русском государстве?
- Что отличало царя от других людей? (Символы власти, ответственность за свой народ и земли).
В 16 веке, царские регалии состояли из барм (драгоценные оплечия), креста, цепи, венца (головного убора), державы, скипетра и трона. Одним из венцов, являлась шапка Мономаха, она была изготовлена из чистого золота неизвестным мастером Золотой Орды и в качестве подарка в начале XIV века попала в казну московского князя Владимира Мономаха. Позже, русские мастера, украсили её драгоценными каменьями и соболиным мехом. Ею венчались, почти все русские цари.
Работа с иллюстрацией в учебнике на стр. 59. (Дети рассматривают символы царской власти: Шапка Мономаха, скипетр, держава.
- С тех пор говорят: “Тяжела ты, шапка Мономаха”.
- Расширялась и украшалась Москва и при внуке Ивана III – царе Иване IV Грозном. В то время появилась пословица: “ Кто в Москве не бывал – красоты не видал”. А сейчас мы отправимся с вами к собору Василия Блаженного.
III. Собор Василия Блаженного. Опорные
- Безграничная власть, уверенность в своей избранности, сделали Ивана IV “грозным” не только для соседей России, но и для своих подданных.
Рассмотреть репродукции картин злодейств опричнины, портреты Ивана Грозного (репродукции выбираются на усмотрение учителя).
- Сирота, воспитанный боярами в жестокости, стал одним из самых лютых царей в Российском государстве.
- Тяжкие грехи Ивана Грозного не давали покоя царю – тирану. Лица невинно убиенных им людей приходили к нему по ночам. Несмотря на пороки, первый Российский царь был глубоко верующим человеком.
Желая замолить свои грехи, по подземным переходам он приходил в Благовещенский собор. (IV.Благовещенский собор)
- Во время одного из многочисленных московских пожаров, разъярённая толпа набросилась на царя, обвиняя его и его родственников в поджоге. Монах Благовещенского собора Сильвестр, вышел навстречу толпе и остановил её словами. Потом обратился к царю с речью о его злодеяниях. Царь был потрясён произошедшим, поэтому Благовещенский собор стал его домовой церковью.
- Всё в этой жизни имеет своё начало и свой конец. Умер самый первый и самый грозный царь Российского Государства Иван Грозный, похоронен он был в Архангельском соборе.
РЕФЛЕКСИЯ.
Что же объединяет все эти величественные соборы ? (у них у всех есть золотые купола). Внимательными ли вы были слушателями для наших экскурсоводов?
О чем вы узнали в ходе нашего путешествия по Кремлю? Что вас удивило? Чему научились? Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
VII. Итог урока.
- Какое значение имел Кремль для Московского государства?
- Когда и кем были построены стены и башни этой крепости, сохранившиеся до наших дней?
- Кто стал первым царём?
- Почему во все века Москву называют златоглавой?
- Почему с XV века Москву называют матерью всех русских городов?
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов.
Песня О. Газманова “Москва”.
Домашнее задание: Следующая тема нашего урока о северной столице Российского Государства – Санкт – Петербурге. Эта столица намного моложе Москвы. Прошло много лет, сменилось много царей… В нашей классной библиотечке вы найдете книги по истории и узнаете о том, как правили другие Московские государи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 3 классе "Москва златоглавая" по учебнику "Моё Отечество", Д.Д. Данилов
Данный урок помогает третьеклассникам сформировать представление об уникальном образе Московского Кремля и Красной площади как о неповторимом архитектурном комплексе времён правления Ивана Грозного. У...
Урок окружающего мира 3 класс - "Москва златоглавая"
Нет тебе на свете равных,Стародавняя Москва!Блеском дней, вовеки славныхБудешь ты всегда жива!Град, что строил ДолгорукийПосреди глухих лесов,Вознесли любовно внукиВыше прочих городов....
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ".
Методическая разработка по окружающему миру в 3 классе по теме "МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ". Тип урока: Открытие нового знания (ОНЗ) На уроке дети получают представления о Москве,как столи...
урок окружающего мира 3 класс "МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ"
открытый урок по окружающему миру (история)...
Презентация к уроку "Москва златоглавая"
Корабль наших путешественников, совершающий плавание по «Реке времени Российской истории», миновав пороги после скалы Батыева нашествия, вышел и остановился на широкой воде Московского государства. На...
конспект урока "Москва златоглавая"
Урок истории УМК "Школа 2100"...
Конспект урока "Москва златоглавая", 3 кл, УМК "Школа 2100"
1. Цель урока: Формирование у учащихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государс...