урок окружающего мира 3 класс "МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Тимошенко Лия Георгиевна

открытый урок по окружающему миру (история)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира. История 3 класс.

 Тема урока : « Москва златоглавая»

Учитель начальных классов Тимошенко Лия Георгиевна МБОУ ЕСОШ № 7

Урок – путешествие.

Планируемые результаты  изучения темы.:

 Предметные умения: создавать условия для развития представления о Москве как столице России, , образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства, показать взаимосвязь Москвы древней и современной;

 - познакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.

 

Метапредметные УУД:

Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, иметь способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные : адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные : выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения учебных задач анализа, синтеза, сравнения.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность  в рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач.

Средства обучения: компьютер, презентация, учебник ,  толковые словари, тексты, конверты с заданием, конверты со звездочками, конверты с пословицами, отдельно картинки с изображениями соборов, буклеты, колокольчики.

Ход урока.

  1. Психологический настрой..

Дальний путь торопит нас….

Солнце встало из тумана

Осветило людный край….

Путь далёк- не унывай….

УЧИТЕЛЬ - Вы любите путешествовать?

Дети - Да.

УЧИТЕЛЬ - А  что значит путешествовать?

Дети - Ездить по разным странам и городам.

УЧИТЕЛЬ - А во времени можно путешествовать?

 Укажите на ленте времени где вы уже побывали, а значит отправимся куда?

УЧИТЕЛЬ - А кто нужен , что бы прошла интересная экскурсия?

Дети - Проводник, экскурсовод.

УЧИТЕЛЬ - - А если это экскурсия, то мы с вами будем вести  путевой лист. Он у вас на столе.

УЧИТЕЛЬ - Сегодня в нашем путешествии вашим экскурсоводом буду я, Тимошенко Лия Георгиевна. А куда мы отправимся вы узнаете, когда откроете  желтый конверт и составите из слов пословицы. Вы будете моими помощниками в путешествии? Замечательно. Приступим.

  1. Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
  2. Москва не сразу строилась.
  3. Москва  от нас далека, да сердцем рядом.

УЧИТЕЛЬ - Так куда же мы отправляемся??

Дети - В Москву!

УЧИТЕЛЬ - Правильно, в Москву. Как будет звучать тема урока?

( на доске появляется тема урока   « Москва  златоглавая»

УЧИТЕЛЬ - А почему слово «Москва» написано с большой  буквы?

Дети - Названия городов пишутся с большой буквы.

УЧИТЕЛЬ - И ещё это слово из словаря. Вот «МОСКВА» понятно, а почему златоглавая вы мне скажете позже.

В последней пословице прозвучало слово «СЕРДЦЕ» , а что это?  Какую роль оно выполняет?

Дети -  Важную.

УЧИТЕЛЬ - Как вы считаете, а что является сердцем России , главным городом?

Дети -Москва является главным городом.

УЧИТЕЛЬ -  А что является сердцем Москвы?

Дети - Кремль.

УЧИТЕЛЬ - А что имеют в виду люди, когда говорят

«МОСКВА –СЕРДЦЕ РОССИИ,

КРЕМЛЬ-СЕРДЦЕ МОСКВЫ.»

(ответы детей, предположения)

УЧИТЕЛЬ-  Сегодня мы должны решить проблему урока  ПОЧЕМУ КРЕМЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ СЕРДЦЕМ РОССИИ?

Слайд

УЧИТЕЛЬ - Итак, отправляемся. КРЕМЛЬ.

 ( картинка кремлевских ворот и Кремля, отмечаем в путевом листе)

УЧИТЕЛЬ -  Что это?  Где можно найти  значение  этого слова?

Дети - В  словаре, в энциклопедии, в интернете.

УЧИТЕЛЬ – Ну-ка  откройте наши словари – путеводители, назовем его книгой мудрости, что лежат у вас на столе, найдите и прочитайте значение слова.

( дети читают заметку в словаре )

КРЕМЛЬ ЭТО КРЕПОСТЬ В СТАРИННЫХ ГОРОДАХ.

УЧИТЕЛЬ -  А теперь найдите у себя на столе информацию об этой крепости.

( на столе лежат листы с заметкой о Кремле)

«Кремль Московский изначально был построен из дерева, затем его выложили из белого камня, известняка. Позже , всего 500 лет назад появился красный Кремль, его строили 10 лет.»

 УЧИТЕЛЬ - А почему стены Кремля перестраивались?

Дети - После войны, пожара, рассыпались.

УЧИТЕЛЬ - Действительно  , деревянный Кремль сгорел после пожара в Москве, потом и приняли решение его построить из камня.

ФИЗМИНУТКА

Под музыку припева из песни «Москва- златые купола…»

УЧИТЕЛЬ - Ребята, ну-ка встаньте пожалуйста. Давайте представим, что мы входим на широкую площадь. И правда слышим звон колоколов.

УЧИТЕЛЬ - Что вы услышали? Откуда доноситься могут такие звуки?

Дети - Церковь, собор, колокольня.

УЧИТЕЛЬ - И действительно, посмотрите налево, посмотрите направо и посмотрите назад, а теперь через другое плечо. Мы с вами увидели три замечательных здания.

Присядьте на свои места. Я разбила вас на группы. Посмотрите с каким памятником будет работать каждая. 1 –я с Колокольней Ивана Великого, 2-я и 3-я. Ваша задача найти информацию о соборе.

 (   ВЫВЕШИВАЮ КАРТИНКИ ТРЕХ СОБОРОВ, на столах у детей лежат листы с планом , по которому учащиеся будут работать,   и тексты, из которых ребята должны извлечь информацию. Ученики работают около 2-3  минут.)

УЧИТЕЛЬ - Группы готовы?

(звучит тревожный  звон колокола, набат)

УЧИТЕЛЬ - Ребята, какой звон, какие чувства вызвал?

Дети  - Тревожный, что то случилось.

УЧИТЕЛЬ - А почему нам расскажут ребята из группы № 1.

( отвечает человек из группы)

(Звучит второй колокольный звон)

УЧИТЕЛЬ - А этот звук доносится с башни Успенского собора, о нем нам расскажет группа № 2.( отвечает ученик)

УЧИТЕЛЬ - А хотите посмотреть , как проходило «венчание на царство»?

(ВИДЕОФРАГМЕНТ)

УЧИТЕЛЬ - С этого времени всех правителей стали называть «ЦАРЕМ». Народ считал его своим господином, « царем – батюшкой». Но Иван 4 стал Иваном грозным, почему откройте учебник и найдите ответ на стр.  59  

  ( дети нашли и зачитывают)

 УЧИТЕЛЬ - На площади есть ещё самый красивый собор – СОБОР Василия Блаженного.  Есть предание, что Иван Грозный жестоко наказал строителей, что бы они не построили собор краше, он приказал выколоть им глаза.  

( ВЫВЕШИВАЮ КАРТИНКУ СОБОРА ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО)

( снова слышим колокольный звон)

УЧИТЕЛЬ - Мы подходим к третьему собору.

 Звук колоколов другой. Собор Благовещенский, о нем нам расскажет группа № 3.

( дети отвечают)

УЧИТЕЛЬ - Спасибо, а что общего у всех соборов?( показываю на купола)   Почему же Москва златоглавая?

УЧИТЕЛЬ –  А что значит златоглавая? Сложное слово « золотая» « голова»

Дети  - Золотые купола.

УЧИТЕЛЬ - Ну а теперь мы сможем ответить на вопрос : ПОЧЕМУ ЖЕ КРЕМЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ СЕРДЦЕМ РОСССИИ?

( звучат ответы детей, предположения)

УЧИТЕЛЬ - И собрав все вместе ваши предположения,  мы пришли к выводу:

 Слайд

Кремль – сердце Москвы, так как он является древнейшей, красивейшей её частью. Москва – сердце России. её исторический , культурный центр. Там жили все правители государства.

УЧИТЕЛЬ - Давайте же проверим наши знания. Перед вами лежат зеленые конверты, капитаны достанут задания, ваша задача вставить недостающее слово.

УЧИТЕЛЬ -  У вас на столе лежат синие конверты. А теперь оцените свою работу на уроке: красная звезда- отлично поработал, синяя звезда- средне, желтая звезда- поработаю в другой раз лучше.

УЧИТЕЛЬ - Капитаны , как поработала ваша команда?

(капитаны говорят кратко, используя карточку самооценки)

УЧИТЕЛЬ - Наша экскурсия окончена. Я вам на память даю буклеты с достопримечательностями Москвы , а ваша задача узнать  ещё много нового. А ещё у вас на столе, в золотых сумочках стоят колокольчики. Вам понравилось путешествовать? Покажите с помощью звона колокольчика ваше настроение после нашей экскурсии.

Спасибо. Мне было очень приятно путешествовать вместе с вами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ ЕСОШ №7 им.О.Казанского Окружающий мир. 3 класс. Тема урока: « Москва златоглавая » Выполнили: Учитель начальных классов Шкумат Оксана Борисовна Учитель начальных классов Тимошенко Лия Георгиевна.

Слайд 2

«МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ»

Слайд 3

Лента времени. Древняя Русь Московское государство

Слайд 4

«Кто в Москве не бывал, красоты не видал.» « Москва не сразу строилась.» « Москва от нас далеко, да сердцу рядом.»

Слайд 5

ПОЧЕМУ КРЕМЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ СЕРДЦЕМ РОССИИ ?

Слайд 12

фильм

Слайд 14

ПОЧЕМУ ЖЕ КРЕМЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ СЕРДЦЕМ РОССИИ?

Слайд 15

Со времён Московского государства самым высоким зданием является - Колокольня Ивана Грозного. Начиная с Ивана Грозного , великих правителей стали называть – царём . На Красной площади стоит самый красивый храм России – Храм Василия Блаженного.

Слайд 16

1. Тексты, задания и иллюстрации из учебника и рабочей тетради для 3-го класса Окружающий мир « Моё Отечество » А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова , С.В.Тырин . 2. Задания из Методических рекомендаций для учителя по курсу окружающего мира для 3-го класса Е.В . Сизова, Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина 3. Изображения с http://images.yandex.ru 4. Авторские задания. Источники информации:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира 3 класс - "Москва златоглавая"

Нет тебе на свете равных,Стародавняя Москва!Блеском дней, вовеки славныхБудешь ты всегда жива!Град, что строил ДолгорукийПосреди глухих лесов,Вознесли любовно внукиВыше прочих городов....

Конспект к уроку окружающего мира по теме "Москва златоглавая" 3 класс

Конспект к уроку окружающего мира по теме "Москва златоглавая" 3 классОбразовательная програсса "Школа 2100"Цели: 1....

Урок-путешествие по окружающему миру "Москва златоглавая"

Урок окружающего мира "Москва златоглавая" 3 класс...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...