Урок по окружающему миру во 2 классе по теме "Экологические системы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Шевченко Елена Викторовна

Урок с презентацией с использованием технологии РКМЧП. 1-ый урок по данной теме, где вводятся такие понятия, как: экосистема, пищевые связи, кормильцы, едоки и мусорщики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Шевченко Елена Викторовна  

МБОУ СОШ №15 имени Пяти Героев Советского Союза г. Хабаровска

Программа: «Школа 2100»

Предмет: Окружающий мир

Учебник: Окружающий мир «Наша планета Земля» 2 часть

Класс: 2 класс

Раздел: «Земля- наш общий дом»

Технологическая карта изучения темы «Экологические системы »

Тема урока:

Экологические системы

Тип урока:

Цель:

Задачи:

УНЗ

Изучение взаимосвязей живых организмов в экосистеме. компоненты экосистемы и их роль в экосистеме.

Изучить «профессии» живых организмов и их роль в экосистеме.

Научиться составлять цепи питания.

Способствовать развитию умения самостоятельно формулировать цели и задачи урока.

Учить устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения

Формировать экологическую культуру через понимание взаимосвязи живых организмов.

Формировать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

К концу урока каждый ученик должен знать компоненты экосистемы,

иметь четкое представление о ролях живых организмов.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Экосистема, пищевые связи, место обитания, «кормильцы», «едоки», «мусорщики»

Технологии

ТРКМЧП (приемы: «Верите ли вы…»,  «Инсерт», «Фишбоун»), деятельностного метода

Формы работы

Оборудование

Фронтальная беседа, индивидуальная работа, работа в парах, с книгой.

Раздаточный материал, презентация к уроку, учебная книга, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Технология проведения

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

 I. Мотивация к учебной деятельности

2 мин.

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Организует учащихся на учебную деятельность.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

- Добрый день, юные мыслители! Меня зовут Елена Викторовна.

Я очень рада, что сегодня с вами встретилась.

Раскройте свои ладошки, прикоснитесь ладошками и подарите чувство уверенности в том, что у нас сегодня всё получится и мы с хорошим настроением, с новыми знаниями уйдем с урока.

- А девиз нашего урока такой: (слайд 2)

Сегодня мы откроем тайну

Ведь в жизни нашей часты чудеса

Секрет лесных чудес необычайных

Узнаем мы сегодня неспроста.

Орешек знаний твёрд, но всё же

Мы не привыкли отступать

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«Хотим всё знать!»

- Какими качествами нужно обладать, чтобы сделать своё маленькое открытие?

- Чтобы у нас получилось открыть тайну на уроке мы будем…КАКИМИ?

Приветствуют друг друга раскрытыми ладонями

Ребята перечисляют качества личности

-Внимательными

Любознательными

терпеливыми

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. «Вызов»

(Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии)

7мин.

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства

 Создаёт проблемную ситуацию. Организует обобщение актуализированных знаний.

Ситуация1. (слайд 3)

- Сравните 2 фотографии города

-Что изменилось?

- Кто участвовал в этом процессе?

- Люди каких профессий принимали участие?

Ситуация 2.(слайд 4)

- Сравните 2 фотографии леса.

- Какие изменения произошли в лесу со временем?

-Кто участвовал в этом процессе?

-В городе, порядок поддерживают люди таких профессий, как…

- Почему во второй ситуации не потребовалась помощь людей?

-Какой возникает вопрос?

- Что будем изучать на уроке?

 А в природе есть профессии?

Какие вопросы вынесем для обсуждения?

(Слайд 5)

  1. Как животные и растения наводят порядок?
  2. Есть ли «профессии» у животных и растений?
  3. Постоянно ли в лесу происходят описанные процессы, систематически или от случая к случаю?

Игра «Верно ли, что…» (слайд 6)

- Достаточно ли ваших знаний, чтобы ответить на утверждения в игре

 «Верно ли, что…»

  • В природе всё взаимосвязано.
  • У каждого живого организма есть своё место обитания.
  • Гусеница имеет отношение к ястребу.
  • В природе живые организмы имеют разные профессии.
  • Животные помогают растениям.

- Есть минусы? Нужны новые знания?

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Задание: Рассели животных. (слайд 7)

- Почему ромашку поселили на луг?

- Почему медведь живет именно в лесу?

- Почему рыбу поселили в океан?

- Что будет, если поменять их местами?

- Как можно назвать место, где встречается данный живой организм?

Подробнее остановиться на ситуации медведь-лес. ( Подводящий диалог)

- Кто ещё обитает в лесу? Почему?

- Какие растения растут в лесу?

-Все растения и животные на данном участке земли образуют систему. 

-Знаете ли вы, как называется эта система?

- Название зашифровано на слайде.(слайд8)  Расшифруйте.

- Проверяем.

- Изучение данной темы поможет нам ответить на вопросы урока.

Организует постановку цели урока

- Можете ли вы сформулировать тему урока?

- Чему мы должны научиться на уроке? Изучение данной темы поможет нам ответить на вопросы урока.

Отвечают на вопросы учителя.

-Город был грязным стал чистым.

- Человек (Люди)

- Дворники, садовники и т.д.

- Деревьев стало больше, исчез природный мусор.

- Природа…

Пытаются сформулировать вопрос.

Формулируют вопросы урока.

Ребята заполняют таблицу:

+ верно

- неверно

Ребята расселяют животных, объясняют, почему расселили таким образом. ---Созданы условия для жизни: тепло, свет, защита от врагов, пища и вода.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения

Слайд с названием темы.

Ставят цель урока.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций. (Познавательные УУД).

Развиваем умение слушать и понимать других (Коммуникативное УУД).

 

Развиваем умение прогнозировать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

III. Осмысление

10 мин.

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

-Чтобы ответить на вопросы урока,

что нам поможет?

Работа в парах. (слайд 9)

- у вас в конвертах есть карточки.

-Поработайте в паре, составьте цепочку взаимосвязей живых организмов.

-Помните о правилах работы в паре.

Проверка: одну пару спросить и по слайду.

-Объяснить, почему составили такую последовательность.

- Кто знает, как называется эта последовательность?

Чтение с пометами («Инсерт»)

(слайд 10)

- Ребята, настала пора проверить свои выводы текстом учебника. Начинаем работу с учебником. Внимательно прочитайте и дайте более точные объяснения ваших выводов. С.4-5.

- Назовите ключевые слова, которые вам встретились.

- Что такое место обитания? Привести примеры.

- Как вы поняли, что такое пищевые связи? Приведите примеры.

Физминутка.(с 15 сек)

«В траве сидел кузнечик»

- Что случилось с кузнечиком?

-О каких связях говорилось?

- свой опыт, учебник, учитель...

Ребята составляют цепи питания.

Дети читают 2 фрагмента «Место обитания» и «Пищевые связи» с пометами

-Место обитания

-Пищевые связи

Пытаются сформулировать ответы на вопросы.

Повторяют движения за учителем.

 

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (Коммуникативные УУД)

3. Выявлять сущность, особенности объектов;

4. На основе анализа объектов делать выводы.

(Познавательные УУД)

5.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

(Личностные результаты)

10 мин.

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.

- Вернемся к нашим вопросам. (слайд 11)

- Получили ответ на них?

- Какова тема урока?

- Помните о качествах, которыми должны обладать люди, которые хотят сделать открытие.

Прием «Инсерт»

- Продолжаем работать с учебной книгой с. 5 читаем фрагмент «Экосистема»

(Проверка по слайду 12.)

- Кто узнал что-то новое?

- У кого возник вопрос?

- Кто сможет объяснить?

- Как вы поняли, что такое экосистема?

- В чем секрет экосистемы?

- Узнали о профессиях живых организмов?

-О профессиях живых организмов вы узнаете, работая по рядам.

Чтение с пометами (Инсерт)

1ряд – читают фрагмент «Кормильцы»

2 ряд – «Едоки»

3 ряд – «Мусорщики»

Проверка: слушаем ,а потом зададим вопрос,(по слайдам 13-14).

- Кому принадлежит главная роль в экосистеме? Какова их профессия?

Для чего еще служат растения?

Что нужно растениям для жизни?

-Какова роль животных?

- Как помогают животные растениям?

- Какая профессия ещё есть в экосистеме?

- Кто относится к этой «профессии»?

- Какова их роль?

- Давайте повторим, что узнали и составим «Рыбий скелет» («Фишбоун» 15 слайд)

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи и знаках. Отвечают на вопросы.

Читают нужный фрагмент, делаю пометы на полях.

Фиксируют новое знание в речи и знаках. Отвечают на вопросы.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Выявлять сущность, особенности объектов;

На основе анализа объектов делать выводы.

(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Представлять информацию в виде схемы.(Познавательные УУД)

4. Рефлексия.

7мин.

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

Организует усвоение учениками нового знания с проговариванием во внешней речи. Организует фиксирование нового содержания

- Вернемся к нашим вопросам.(слайд 16)

-Проверим, изменились ли наши знания  «Верно ли, что…»

- На каких утверждениях возникла проблема?

- Как ответили сейчас?

- Что бы ещё хотели узнать по теме?

- Самостоятельно выполните задание на зеленых карточках:

Распределите данные живые организмы по их «Профессии». В нужной строке проставьте только номера.

(Проверка по слайду 17).

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

Организует рефлексию

 Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Что узнали нового? Какое “открытие” сделали?

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Что такое Экосистема?

- Какие профессии есть в экосистеме?

Организует самооценку учебной деятельности.

-Вырази своё отношение к уроку на смайликах.

• Я все понял

 • Понял, но остались вопросы

 • Не понял

Д.З. творческое. Составить пищевую цепочку, красиво оформить.18 слайд – если останется время.

Заполняют таблицу.

Выполняют задание на карточках

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину,  исправляют ошибки.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Регулятивные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру. 4 класс. Кровь. Кровеносная система.

Цель: познакомить детей с органами системы кровообращения; дать представление о работе сердца, кровеносных сосудов; усвоение понятийного аппарата; расширение кругозора и пополнение словарного ...

Разработка урока по окружающему миру. 3 класс. Система Л.В. Занкова

План -конспект урока в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Тема урока: Обобщение по теме "Природные условия Земли"...

урок окружающего мира 3 класс по Образовательной системе "Школа 2100" "Австралия" "

Данный урок познакомит детей с открытиями путешественников в 18 веке;познакомит с экономической и политической жизнью населения Австралии;расширяет знания детей о природе этого материка, природн...

Урок по окружающему миру 2 класс система Л.В.Занкова.

Предлагаю конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Хвойные и цветковые растения". К уроку прилагается также презентация....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс "Каменное царство" (Система Л.В.Занкова)

На этом уроке в ходе исследовательской деятельности учащиеся знакомятся с группами горных пород по происхождению, их свойствами и применением....

Урок по окружающему миру 2 класс "Планеты солнечной системы"

Возможно использование отрывков из документальных фильмов , позновательных мультфильмов....