Урок по окружающему миру. 4 класс. Кровь. Кровеносная система.
методическая разработка по окружающему миру по теме
Цель: познакомить детей с органами системы кровообращения; дать представление о работе сердца, кровеносных сосудов; усвоение понятийного аппарата; расширение кругозора и пополнение словарного запаса; воспитание аккуратности, чистоплотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_prirode_4_klass.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
4 КЛАСС
ТЕМА: «КРОВЬ. СИСТЕМА ОРГАНОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ».
УЧИТЕЛЬ: КОНОВАЛОВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА
ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ ТОЦКИЙ РАЙОН ТОЦКОЕ-2
ЗАРЕЧЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ
Урок-практикум.
Тема: КРОВЬ. ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ.
Цель: познакомить детей с органами системы кровообращения; дать представление о работе сердца, кровеносных сосудов; усвоение понятийного аппарата; расширение кругозора и пополнение словарного запаса; воспитание аккуратности, чистоплотности.
Понятийный аппарат: кровеносные сосуды, сердце, пульс, донор, артерия, вена, капилляры, эритроциты, гной, лейкоциты, тромбоциты, гипертония, малокровие, гемофилия, кровотечение.
Оборудование: учебник, кроссворд, тетрадь, таблицы.
ХОД УРОКА.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА.
Прозвенел и стих звонок,
Начинается урок.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
А) Письменное тестирование.
- Утром на четырех,
Днем на двух,
Вечером на трех. (Человек).
- Руки и ноги – это… (конечности).
- Чем покрыто тело человека? (кожа).
- Из чего состоит скелет человека? (кости).
- Мягкие части тела человека, окружающие кости. (Мышцы).
Б) Фронтальный опрос.
- Что такое мышцы?
- Назовите главные свойства мышц.
- Как можно укрепить мышцы?
- Почему это нужно делать?
- Мышцы, каких частей тела упражняются при беге, ходьбе, плавании, игре в мяч, езде на велосипеде, катании на лыжах, коньках?
- Какое время ты отводишь, а физический труд и занятия спортом?
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
СКЕЛЕТ
СЕРДЦЕ
КОЖА
ПОЗВОНОЧНИК
КОСТЬ
А) Ощупывая тело, мы можем заметить под кожей что-то твердое и мягкое. Как называется все твердое? (скелет)
Б) День и ночь оно
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)
В) Этим покрыто все тело человека. ( Кожа)
Г) Часто у детей наблюдается искривление … (позвоночника)
Д) Часть скелета. (Кость)
Итак, тема нашего урока: «Кровь».
(запишите в тетради тему).
4. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- Сценка «Голубая кровь».
СЫН: Мам! Мы сегодня в «Короля и принцессу» играли. Я королем был, а принцессой Дашу выбрать хотели. А тут Аленка подлетает и кричит: «Я принцессой буду, потому что у меня кровь голубая!» Я говорю: «Докажи!» А она: «Пусть твоя Дашечка доказывает, а настоящих принцесс так видно!» И ушла. Мама, может, у нее правда кровь голубая?
МАМА: Нет, голубая кровь только у раков бывает, а у человека – красная. Но раньше считалось, что у людей богатых – князей и королей – кровь голубая. Это преданье пришло из Испании. Бедные люди, которые много времени проводили под лучами солнца, имели темный цвет кожи. А люди богатые – белую кожу с голубыми жилками. Однако, бедны мы, ли богаты, чернокожи или белокожи, кровь у нас красная.
СЫН: А почему же тогда у нас жилки голубые?
- РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ. «КРОВЬ И КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ».
Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно отправиться в путешествие. От главного порта «Сердце» к маленьким пристаням «Левый мизинец» и «Правый мизинец» течет река с красивым греческим названием «Артерия». А в обратном направлении – от портов «Левый мизинец» и «Правый мизинец» к порту «Сердце» - течет другая река с не менее красивым названием «Вена». По этим рекам течет не простая вода, а живая. Помните, как в сказке?.. Прибежал серый волк Ивана Царевича, все раны на нем затянулись. Встал Царевич, потянулся и сказал: «Как долго я спал!»
- А КТО ДОГАДАЛСЯ, КАК НАЗЫВЕТСЯ ЭТА ЖИВАЯ ВОДА? (кровь)
Мы укажем маршрут нашего путешествия.
- КТО ЗАПОМНИЛ, КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПОРТ, ИЗ КОТОРОГО МЫ НАЧАЛИ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ? (сердце)
- А КАК НАЗЫВАЮТСЯ РЕКИ, ПО КОТОРЫМ ПРОЙДЕТ НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ? (артерия и вена)
Пора в путь. А совершить наше путешествие нам поможет книга Георгия Юдина «Главное чудо света».
- Чтение отрывка из книги и показывание пути крови.
Итак, от пристани Сердце со скоростью полметра в секунду горячая красная кровь потекла по трубам артерии. Трубы артерии гибкие и эластичные. Они очень легко сгибаются. От сердца до пупка – самая толстая часть трубы. Потом от пристани Пупок артерия расходится на две трубы поуже. От этих речек во все стороны растекаются речушки поменьше, от них миллионы ручейков, а от ручейков – десятки миллионов невидимых без микроскопа, тонюсеньких родничков. Они такие тоненькие, что 40 штук, сложенные вместе, будут не толще волоска. Длиной они в полмиллиметра, но если их уложить друг за другом, то получиться паутинка, которой можно два с половиной раза обмотать наш земной шар! Они, как корни деревьев, трав, кустарников, оплели наше тело. Поэтому, где бы ни поцарапались, всегда идет кровь.
- РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
- КТО-НИБУДЬ ЗНАЕТ, КАК НАЗЫВАЮТСЯ ЭТИ РОДНИЧКИ? (капилляры)
По нашей реке плывет целая флотилия, состоящая из КРАСНЫХ, БЕЛЫХ и ФИОЛЕТОВЫХ корабликов. Больше всего красных корабликов. Это от них наша кровь красная.
ОПЫТ 1: Скатайте из красного пластилина шарик, положите его между большим и указательным пальцами и слегка сдавите, чтобы получилась лепешка с вдавленными краями.
Пока мы с вами лепили, красные кораблики спокойно плыли по большой реке Артерии. Но как только они попали в капилляры, тут же занялись торговлей, а точнее обменом. И менялись они на наш, человеческий, взгляд странно. Представьте себе, что вам я вам даю целую корзину яблок, груш, орехов, конфет. А вы взамен – корзину огрызков, косточек, фантиков. Вот так и наши красные кораблики привозят из далекой страны ЛЕГКИЕ ценный груз – КИСЛОРОД, - который отдают клеточкам, а взамен получают УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ И ОТРАБОТАННЫЕ ВЕЩЕСТВА. Без этого странного обмена мы не прожили и пяти минут. Эти красные кораблики называются ЭРИТРОЦИТЫ. Кроме красных корабликов существуют еще и белые кораблики.
ОПЫТ 2: Из белого пластилина скатайте небольшие шарики.
Вы все читали сказки и знаете, что на торговые караваны нападали разбойники и пираты. Вот так и в нашем организме. Вы поранили палец. Тут же в ранку ворвались хищные микробы и принялись уничтожать все вокруг. Вот тут-то начинают действовать белые военные корабли. Они собираются к месту пореза, где микробы успели погубить множество торговых кораблей. Белые корабли обхватывают микроб и съедают его, правда, погибают при этом сами. Эти корабли называются ЛЕЙКОЦИТЫ. Если проникшие в организм микробы очень сильны, лейкоциты гибнут в борьбе массами. Миллионы их мертвых тел образуют гной. ГНОЙ – ПОГИБШИЕ ЛЕЙКОЦИТЫ. Пираты разгромлены, но в наших корабликах образовались пробоины. Чтобы их заделать, существуют фиолетовые кораблики.
ОПЫТ 3: Слепите фиолетовые шарики – кораблики.
Фиолетовые кораблики свертывают кровь и не дают ей вытечь. А называются они ТРОМБОЦИТЫ.
Все это кровь. Кровь по сосудам движется стремительно – за полминуты-минуту она может обежать все тело, а толкает, качает кровь по сосудам – сердце человека. СЕРДЦЕ – это насос, надежный и мощный, расположенный в грудной клетке. Главный принцип его работы – способность сокращаться и расслабляться, перекачивая кровь. При расслаблении сердце вбирает в себя кровь, при сокращении (сжатии) кровь подается в КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ, Сокращает сердце СЕРДЕЧНАЯ МЫШЦА.
Работу сердца можно услышать, приникнуть ухом к груди человека; можно почувствовать на себе, прощупывая кровеносные сосуды, т.к. кровь подается в сосуды толчками, и эти толчки в определенных местах тела можно нащупать – на висках, шее, бедре, запястье.
ОПЫТ 4: Положите палец левой руки на запястье правой, чуть прижмите, и вы почувствуете слабые толчки крови в кровеносных сосудах – это ПУЛЬС.
ИЗМЕРЕНИЕ ПУЛЬСА В СПОКОЙНОМ СОСТОЯНИИ.
Пульс у людей в спокойном состоянии обычно равен 60-70 точкам (ударам) в минуту.
ИЗМЕРЕНИЕ ПУЛЬСА В ДВИЖЕНИИ.
5)РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. (С.262-264).
6) ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ИТОГ.
Кровь снабжает наш организм нужными ему питательными веществами и свежим воздухом, растворенными в ней. Кровь движется по телу человека по кровеносным сосудам. Кровь по сосудам перекачивает сердце. Сердце и кровеносные сосуды – это органы системы кровообращения человека. Люди со здоровым сердцем способны совершить чудеса: прыжки в длину, в высоту до 2 м 30 см, бег на 100 м – за 9 секунд. Пробежать 42 км (марафонцы). Здоровое сердце – залог здоровья человека.
7) БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ КРОВОООБРАЩЕНИЯ.
При малейшем ранении на поверхности кожи выступает кровь. Это разрушены КАПИЛЛЯРЫ. Такое КРОВОТЕЧЕНИЕ остановить легко. Края следует обработать йодом. Перевязать рану чистым бинтом. Дать возможность больному спокойно полежать, так как от движения работа сердца увеличивается, и кровь начинает идти сильнее. При сильных кровотечениях выше раны накладывают жгут. Но больше 1,5 часов его оставлять нельзя, так как может наступить паралич и даже омертвение тканей частей тела.
- КАК ПОСТУПИТЬ, ЕСЛИ ПОД РУКАМИ НЕТ ЙОДА И БИНТА?
8) СООБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ.
- Надо приложить чистый подорожник. А если идет кровь из носа, надо положить холодный компресс. В народной медицине существует немало рецептов для остановки кровотечения.
- Например, заваривают молодые зеленые шишки сосны, кору дуба, плоды рябины и делают примочки.
- При порезах, ссадинах хорошо использовать в виде примочек и измельченные листья вишни.
- А если пошла кровь из носа, достаточно несколько капель лимона, чтобы остановить ее.
*А КАКИЕ БОЛЕЗНИ КРОВИ ВЫ ЗНАЕТЕ?
- Есть такая болезнь – МАЛОКРОВИЕ. При ее симптомах рекомендуют плоды малины, земляники, шиповника, черники, орешника.
- ГИПЕРТОНИЯ – это когда кровь идет с большим напором, т.к. под давлением выше нормы – это опасно. Гипертония может передаваться по наследству. Спорт, работа и хорошее питание (фрукты, овощи) – все это предупреждает гипертонию.
- Среди людей иногда попадаются люди, у которых кровь сворачивается плохо или вообще не сворачивается. Это ГЕМОФЕЛИЯ. Больные нуждаются в бережном отношении. Даже небольшое ранение опасно для их жизни.
- ЧАСТО ПОЛУЧАЕТСЯ ТАК, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПОТЕРЯЛ МНОГО КРОВИ И ЕМУ НАДО ВЛИТЬ КРОВЬ. КТО ЕМУ ПОМОЖЕТ?
- Донор, в переводе с греческого «даритель». Он дарит человеку жизнь. В указанный день люди приходят сдавать свою кровь. Берут ее такое количество, которое не влияет на здоровье, а через некоторое время восстанавливается. Те люди, которые неоднократно сдавали кровь, имеют значок «Почетный донор».
ДОНОР – ЧЕЛОВЕК, СДАЮЩИЙ КРОВЬ.
Сданную кровь консервируют и хранят несколько месяцев, чтобы использовать при операции или для изготовления некоторых лекарств. Не каждому человеку можно перелить кровь другого человека. Вся кровь делится на четыре группы (1,2,3,4). Группа не зависит от возраста. Кровь 1-й группы можно перелить любому человеку, а вот 4-й – только с 4-й группой.
И еще одно явление нужно понимать. Оно связано с кровообращением. Замечали ли вы, когда поешь соленой пищи (рыба, огурцы и пр.), потом человека мучает жажда? Дело в том, что в этом случае в кровь через желудок поступило много соли гораздо больше, чем нужно. От этого кровь густеет. Удалить лишнюю соль можно водой, ее выводят с потом и мочой. Вредно влияет на организм алкоголь и курение: наркотические вещества, никотин и другие через желудок или легкие попадают в кровь и разносятся во все клеточки тела, отравляя его.
5. ИТОГ УРОКА.
Наше путешествие подошло к концу. Пора сдавать экзамен на звание капитанов, то есть вы должны ответить на вопросы.
- КАК НАЗЫВАЕТСЯ ГЛАВНЫЙ ПОРТ?
- ЧТО ТАКОЕ «ЖИВАЯ ВОДА»?
- ПО КАКИМ РЕКАМ ТЕЧЕТ «ЖИВАЯ ВОДА»?
- НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ.
- КАК НАЗЫВАЮТСЯ БЕЛЫЕ КОРАБЛИ ВАШЕГО ТЕЛА?
- КАК НАЗЫВАЮТСЯ КРАСНЫЕ КОРАБЛИ ВАШЕГО ТЕЛА?
- КАК НАЗЫВАЮТСЯ ФИОЛЕТОВЫЕ КОРАБЛИ ВАШЕГО ТЕЛА?
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Найти ответ на вопрос: Почему на рисунках реки изображают, синим и красным цветом?
В работе использованы материалы газеты «Начальная школа» разных лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру «Наше питание. Пищеварительная система».
Тип урока: изучение нового материала.Тема:«Наше питание. Пищеварительная система».Время проведения: 2013г.Цели: 1.)обучающие:-формирование пе...
Конспект урока по окружающему миру. Тема "Планеты солнечной системы"
Тема "Планеты солнечной системы"...
Урок по окружающему миру с элементами сингапурской системы по теме "Экологические проблемы России"
Урок по сингапурской системе. Предмет "Окружающий мир", 4 класс, тема урока "Экологические проблемы России"....
Конспект урока по окружающему миру на тему "Пищеварительная система".
Конспект урока для 4 класса, с целями и задачами....
Конспект урока по окружающему миру на тему "Кровеносная система (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру на тему "Кровеносная система (4 класс)...
Конспект урока по окружающему миру :"Земля -планета солнечной системы"
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему :"Земля -планета солнечной системы"...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс.
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс....