тематическое планирование окружающий мир 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

Дружинина Инна Викторовна

календарно тематическое планирование по программе 21 век

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx39.67 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ ; с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Окружающий мир» автора Н. Ф. Виноградовой ( «Начальная школа 21 века»). Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.

Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Приоритетными задачами курса являются:

  • расширение содержания ознакомления с природой и обществом, уточнение понятия «Окружающий мир»;
  • продолжение работы по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнение правил гигиены и физической культуры;
  • расширение краеведческих знаний, формирование понятия «родной край»;
  • обогащение понятий «культура поведения», «культура взаимоотношений;
  • воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
                 
    Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения.  Обеспечивается формирование общучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать  результаты   наблюдений.   Развивающая  функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны: называть (приводить примеры):

•  тела живой и неживой природы;

•   планеты Солнечной системы (2-3);

•   свойства воздуха, воды;

•   состав почвы;

•  древние города и их достопримечательности;

• имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);

• причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

различать (соотносить):

•  год, век, арабские и римские цифры;

• названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;

• растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

• животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);

•   приспособления животных к среде обитания;

• особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;

• понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

•   объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

• объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

• характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;

• характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

• раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

• составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;

• соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;

• характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, приня-

тие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);

• рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

• сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;

• работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;

• высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

В 3 классе проводятся все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Содержание курса

3 класс (68 ч)

Введение (1 ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятии «историческое время»;
  • различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

Земля — наш общий дом (10 ч)

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;
  • анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
  • характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
  • описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
  • называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
  • моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
  • объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Растительный мир Земли (11 ч)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать значение растений для жизни;
  • различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
  • проводить несложные опыты по размножению растений;
  • приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

Грибы (1 ч)

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Универсальные учебные действия:

  • объяснять отличия грибов от растений;
  • различать грибы съедобные от ядовитых.

Животный мир Земли (11 ч)

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Как человек одомашнил животных.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать роль животных в природе;
  • приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
  • характеризовать животное как организм;
  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
  • приводить примеры (конструировать) цепи питания;
  • составлять описательный рассказ о животных разных классов;
  • составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
  • ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
  • составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
  • описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
  • воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
  • рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
  • приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
  • называть древние города, описывать их достопримечательности;
  • ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;
  • объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;
  • называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
  • называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела и

тем

Часы

учебно-

го време-

ни

Дата

проведения по плану

Фактически

Примечание

УУД

Земля наш общий дом 7ч

1.

Где и когда ты живешь .Год ,век ,столетие

1

Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем).

Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха

2.

Солнечная система

1

3.

Солнечная система. Опыт: Смена дня и ночи

1

4.

Условия жизни на Земле

Практическая работа: проращивание семян фасоли

1

5.

Условия жизни на Земле

Роль света и тепла в жизни растений

1

6.

Условия жизни на Земле

Вода – условие жизни на Земле

1

7.

Условия жизни на Земле

Воздух условие жизни на Земле

Практическая работа: «Свойства воздуха»

1

Человек изучает Землю (4ч)

8.

Человек познает мир

Экскурсия в природу

1

9.

Почва- среда жизни организмов

1

10.

Почва.Охрана природных богатств

1

11.

Человек познает мир. Компас.

1

Царства природы (27ч)

12

Бактерии: их разнообразие

1

Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.

Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные»

13

Грибы. Характеристика живых организмов

1

14

Грибы съедобные и несъедобные

1

15

Растения культурные и дикорастущие

1

16

Если бы на Земле не было растений

Контрольная работа №1

 по теме: «Земля наш общий дом», «Человек изучает Землю»

1

17

Как живёт растение Практическая работа Уход  за комнатными растениями

1

18

Разнообразие растений на Земле

Практическая работа с гербарием

1

19

Разнообразие растений на Земле

1

20

Как живет растение Виды растений

1

21

Как живет растение Условия жизни.

1

22

Размножение растений

1

23

Размножение растений

Опыт с живыми комнатными растениями

1

24

Размножение растений

1

25

Культурные растения в жизни человека

1

26

Культурные растения в жизни человека

1

27

Красная книга России

1

28

Красная книга России

Редкие растения Тульской области

1

29

Разнообразие мира животных

1

30

Разнообразие мира животных

1

31

Животные – живые существа (организмы)

          1

32

Животные – живые существа (организмы)

Контрольная работа №2

 по теме: «Царства природы»

1

33

Беспозвоночные  животные

1

34

Беспозвоночные  животные

1

35

Позвоночные животные

1

36

Позвоночные животные

1

37

Природные сообщества

1

38

Почему люди приручили диких животных

1

2 часть

Наша Родина: от Руси до России  (11ч )

39

Как люди узнают о прошлом

1

Различение названий российского государства в разные исторические времена

40

Восточнославянские племена

1

41

Первые русские князья

1

42

Первые русские князья

1

43

Первые русские князья

.

44

Как Москва стала столицей

1

45

Иван IV Грозный – первый русский царь

1

46

Петр IВеликий

1

47

Екатерина II Великая

1

48

Последний российский император Николай II

1

49

Советская Россия.  СССР

1

                                         Как люди жили в старину 12ч

50

Контрольная работа № 3 по теме: « От Руси до России»

1

51

Из истории племен

1

. Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.)

52

Какими людьми были славяне

1

53

Какими людьми были славяне

1

54

Скажи, какой у тебя дом…

1

55

По одежке встречают

Экскурсия в швейную мастерскую

1

56

По одежке встречают

1

57

По одежке встречают

1

58

Русская трапеза

1

59

Верования языческой Руси

1

60

Верования языческой Руси

1

61

Принятие христианства на Руси

1

Как трудились в старину 7ч

62

Что создавалось трудом крестьянина?

1

Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль»

63

Что создавалось трудом крестьянина?

1

64

Что создавалось трудом ремесленника?

1

65

Что создавалось трудом ремесленника?

1

66

Что создавалось трудом рабочего

1

67

Что создавалось трудом рабочего

Контрольная работа №4

1

68

Открытия, которые совершил человек в XIX - XXвеках

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. Окружающий мир. 2 класс

Планирование по УМК "Перспектива"...

Календарно-тематическое планирование, окружающий мир, 3 класс

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 класе по учебнику А.А. Плешакова...

Тематическое планирование - Окружающий мир - 1 класс - Школа России

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита­на на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас­сы — по 68ч (34 учебные ...

Тематическое планирование окружающий мир 3 класс А.А.Плешаков. УМК школа России

В программе представлена развёрнутая рабочая программа к учебнику А,А.Плешакова Окружающий мир в двух частях для 3 класса. УМК Школа России....

Тематическое планирование Окружающий мир 2 класс.

Тематическое планировани к учебнику Глазовой О,Т. по программе "Гармония"...

Тематическое планирование Окружающий мир 2 класс.

Рабочая программа для новых учебников, рабочих и тестовых тетрадей, изданных для 2 класса в 2011 году (ФГОС)...

Тематическое планирование Окружающий мир 1 класс.

Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс (ФГОС, издание 2011 год)...