тематическое планирование окружающий мир 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
календарно тематическое планирование по программе 21 век
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 39.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ ; с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Окружающий мир» автора Н. Ф. Виноградовой ( «Начальная школа 21 века»). Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.
Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Приоритетными задачами курса являются:
- расширение содержания ознакомления с природой и обществом, уточнение понятия «Окружающий мир»;
- продолжение работы по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнение правил гигиены и физической культуры;
- расширение краеведческих знаний, формирование понятия «родной край»;
- обогащение понятий «культура поведения», «культура взаимоотношений;
- воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны: называть (приводить примеры):
• тела живой и неживой природы;
• планеты Солнечной системы (2-3);
• свойства воздуха, воды;
• состав почвы;
• древние города и их достопримечательности;
• имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
• причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
различать (соотносить):
• год, век, арабские и римские цифры;
• названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
• растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
• животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);
• приспособления животных к среде обитания;
• особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
• понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
• объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
• объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
• характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
• характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
• раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
• составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
• соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
• характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, приня-
тие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
• рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
• сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
• работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
• высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
В 3 классе проводятся все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Содержание курса
3 класс (68 ч)
Введение (1 ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятии «историческое время»;
- различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
Земля — наш общий дом (10 ч)
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия:
- характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;
- анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
- описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
- называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
- моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;
- ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
- объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
Растительный мир Земли (11 ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия:
- характеризовать значение растений для жизни;
- различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
- проводить несложные опыты по размножению растений;
- приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Грибы (1 ч)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Универсальные учебные действия:
- объяснять отличия грибов от растений;
- различать грибы съедобные от ядовитых.
Животный мир Земли (11 ч)
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия:
- характеризовать роль животных в природе;
- приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
- характеризовать животное как организм;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
- приводить примеры (конструировать) цепи питания;
- составлять описательный рассказ о животных разных классов;
- составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
- ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
- составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
- описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
- воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
- рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
- приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
- называть древние города, описывать их достопримечательности;
- ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;
- объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;
- называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
- называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебно- го време- ни | Дата проведения по плану | Фактически | Примечание УУД |
Земля наш общий дом 7ч | |||||
1. | Где и когда ты живешь .Год ,век ,столетие | 1 | Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем). Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха | ||
2. | Солнечная система | 1 | |||
3. | Солнечная система. Опыт: Смена дня и ночи | 1 | |||
4. | Условия жизни на Земле Практическая работа: проращивание семян фасоли | 1 | |||
5. | Условия жизни на Земле Роль света и тепла в жизни растений | 1 | |||
6. | Условия жизни на Земле Вода – условие жизни на Земле | 1 | |||
7. | Условия жизни на Земле Воздух условие жизни на Земле Практическая работа: «Свойства воздуха» | 1 | |||
Человек изучает Землю (4ч) | |||||
8. | Человек познает мир Экскурсия в природу | 1 | |||
9. | Почва- среда жизни организмов | 1 | |||
10. | Почва.Охрана природных богатств | 1 | |||
11. | Человек познает мир. Компас. | 1 | |||
Царства природы (27ч) | |||||
12 | Бактерии: их разнообразие | 1 | Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека. Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные» | ||
13 | Грибы. Характеристика живых организмов | 1 | |||
14 | Грибы съедобные и несъедобные | 1 | |||
15 | Растения культурные и дикорастущие | 1 | |||
16 | Если бы на Земле не было растений Контрольная работа №1 по теме: «Земля наш общий дом», «Человек изучает Землю» | 1 | |||
17 | Как живёт растение Практическая работа Уход за комнатными растениями | 1 | |||
18 | Разнообразие растений на Земле Практическая работа с гербарием | 1 | |||
19 | Разнообразие растений на Земле | 1 | |||
20 | Как живет растение Виды растений | 1 | |||
21 | Как живет растение Условия жизни. | 1 | |||
22 | Размножение растений | 1 | |||
23 | Размножение растений Опыт с живыми комнатными растениями | 1 | |||
24 | Размножение растений | 1 | |||
25 | Культурные растения в жизни человека | 1 | |||
26 | Культурные растения в жизни человека | 1 | |||
27 | Красная книга России | 1 | |||
28 | Красная книга России Редкие растения Тульской области | 1 | |||
29 | Разнообразие мира животных | 1 | |||
30 | Разнообразие мира животных | 1 | |||
31 | Животные – живые существа (организмы) | 1 | |||
32 | Животные – живые существа (организмы) Контрольная работа №2 по теме: «Царства природы» | 1 | |||
33 | Беспозвоночные животные | 1 | |||
34 | Беспозвоночные животные | 1 | |||
35 | Позвоночные животные | 1 | |||
36 | Позвоночные животные | 1 | |||
37 | Природные сообщества | 1 | |||
38 | Почему люди приручили диких животных | 1 | |||
2 часть Наша Родина: от Руси до России (11ч ) | |||||
39 | Как люди узнают о прошлом | 1 | Различение названий российского государства в разные исторические времена | ||
40 | Восточнославянские племена | 1 | |||
41 | Первые русские князья | 1 | |||
42 | Первые русские князья | 1 | |||
43 | Первые русские князья | . | |||
44 | Как Москва стала столицей | 1 | |||
45 | Иван IV Грозный – первый русский царь | 1 | |||
46 | Петр IВеликий | 1 | |||
47 | Екатерина II Великая | 1 | |||
48 | Последний российский император Николай II | 1 | |||
49 | Советская Россия. СССР | 1 | |||
Как люди жили в старину 12ч | |||||
50 | Контрольная работа № 3 по теме: « От Руси до России» | 1 | |||
51 | Из истории племен | 1 | . Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.) | ||
52 | Какими людьми были славяне | 1 | |||
53 | Какими людьми были славяне | 1 | |||
54 | Скажи, какой у тебя дом… | 1 | |||
55 | По одежке встречают Экскурсия в швейную мастерскую | 1 | |||
56 | По одежке встречают | 1 | |||
57 | По одежке встречают | 1 | |||
58 | Русская трапеза | 1 | |||
59 | Верования языческой Руси | 1 | |||
60 | Верования языческой Руси | 1 | |||
61 | Принятие христианства на Руси | 1 | |||
Как трудились в старину 7ч | |||||
62 | Что создавалось трудом крестьянина? | 1 | Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль» | ||
63 | Что создавалось трудом крестьянина? | 1 | |||
64 | Что создавалось трудом ремесленника? | 1 | |||
65 | Что создавалось трудом ремесленника? | 1 | |||
66 | Что создавалось трудом рабочего | 1 | |||
67 | Что создавалось трудом рабочего Контрольная работа №4 | 1 | |||
68 | Открытия, которые совершил человек в XIX - XXвеках | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование. Окружающий мир. 2 класс
Планирование по УМК "Перспектива"...
Календарно-тематическое планирование, окружающий мир, 3 класс
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 класе по учебнику А.А. Плешакова...
Тематическое планирование - Окружающий мир - 1 класс - Школа России
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные ...
Тематическое планирование окружающий мир 3 класс А.А.Плешаков. УМК школа России
В программе представлена развёрнутая рабочая программа к учебнику А,А.Плешакова Окружающий мир в двух частях для 3 класса. УМК Школа России....
Тематическое планирование Окружающий мир 2 класс.
Тематическое планировани к учебнику Глазовой О,Т. по программе "Гармония"...
Тематическое планирование Окружающий мир 2 класс.
Рабочая программа для новых учебников, рабочих и тестовых тетрадей, изданных для 2 класса в 2011 году (ФГОС)...
Тематическое планирование Окружающий мир 1 класс.
Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс (ФГОС, издание 2011 год)...