Разнообразие животного мира на Земле.
план-конспект занятия (окружающий мир, 3 класс) по теме

О фауне на нашей планете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnyk.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 277

Кировского района Санкт-Петербурга 198215, проспект Ветеранов, дом 14, литера А,

тел/факс.(812)377-36-05, тел. (812)752-19-19, факс (812) 752-56-55, E-mail: sc277@kirov.spb.ru

ОКПО  52185291 ОКОГУ  23010 ОГРН  1027802735993, ИНН/КПП  7805149292/780501001

Открытое внеклассное мероприятие, проведённое в 3В классе: “Разнообразие животного мира на Земле

Провела: Сехина Марина Леонидовна учитель начальных классов ВКК.
Дата проведения: 20 марта 2014год.
Задачи:
Образовательные
: расширить знания детей о животном мире.
Развивающие: развивать познавательную активность; совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления; развивать память, внимание, речь, коммуникативные навыки.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к природе; воспитание усидчивости и аккуратности.
Предварительная подготовка: дети читают книги о животных, учат загадки, родители делают шапочки с изображением животных, готовят костюмы, учитель с детьми разучивает сценку по произведению Сладкова « Судили-рядили».
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, шапочки с изображением животных, пазлы, корригирующие коврики, аэрофитогенератор. В классе подготовлена выставка с книгами о животных, на стене класса изображения животных.

Ход праздника

Слайд 2. Здравствуйте, уважаемые гости! Дети, займите свои места. (Музыка из передачи « В мире животных».) Я вам сейчас прочитаю отрывок, а вы попробуете догадаться, о ком пойдёт речь.

Они живут на планете Земля дольше нас. И должны были многому научиться. Они не умеют лгать и не ведут войн.

Им не надо изобретать бомбы и пушки. Для того, чтобы  защитить семью от врагов, достаточно когтей и зубов. Им не нужны самолёты: для этого есть крылья, на которых можно перелететь через океан, с одного континента на другой.

Ответы детей.

Правильно. Тема нашего сегодняшнего занятия « Разнообразие животного мира на Земле».

Слайд 3, 4.

Кто из вас любит читать книги о животных?

А вы хотите узнать о животных что-то новое?

Мы сегодня с вами начнём увлекательное путешествие в мир животных.

Что бы вы хотели узнать за время такого путешествия?

Ответы детей.

Слайд 5.

Итак, прочитайте задачи нашего путешествия:

познакомиться с разнообразием животного мира;

узнать, где какие животные обитают, чем питаются.

А ещё мы вспомним, что такое Красная книга.  

Жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную Землю в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях, и в вечных снегах, на суше, в воздухе, в воде. Всюду обитают живые существа. У вас было задание: подобрать загадки о животных.

Загадайте друг другу загадки о животных.

Слайд 6. На доске появляются ответы.

В настоящее время на планете насчитывают около 2 млн. видов животных. К сожалению, по вине людей уже исчезло немало животных и растений, а многие другие стали редкими.

Начиная с 1966 года Международный Союз охраны природы и природных ресурсов  начал издавать Красную книгу. По образцу международной Красной книги стали возникать национальные. Есть такая книга и у нас  - Красная книга России. Каких животных заносят в Красную книгу? Ответы детей.

А что ещё люди делают для охраны животных?

Ответы детей.

Что такое заповедник? Что такое заказник?

Ответы детей.

Дети, встаньте, пожалуйста. Закройте глаза. Что вы слышите?

Слайд 7.

Ответы детей.

Сделайте вдох – выдох. Какие запахи вы почувствовали?

Ответы детей.

Как вы думаете, куда мы сейчас с вами отправимся?

Ответы детей.

Слайд 8. Встаньте, пожалуйста, на тропинки. Мы отправляемся в путь.  Я вас приглашаю в лес. И не просто в лес, а в Нижне-Свирский заповедник Лен. обл.

Звучит песня “Вместе весело шагать…”

Дети встают на корригирующие коврики.

Слайд 9. Конечно, здесь нельзя ходить, где попало. Нас будет сопровождать лесник. А кто такой лесник?

Ответы детей.

Лесник – главная фигура в лесу. Он отвечает за здоровье леса. Охраняет его от охотников-браконьеров.

Итак, в заповеднике нас встречает лесник Илья Меллер.

Я рад вас видеть в нашем заповеднике. Нижне-Свирский заповедник расположен в Лен. обл. в устье реки Свирь. Основан в 1980 году.

Слайд 10. Здесь живут бурый медведь, лось, глухарь, рябчик, серый журавль, встречается рысь, барсук, нерпа.

Слайд 11. Из рыб – плотва, окунь, лещ, щука, налим, ёрш, озёрная форель.

Слайд 12. Зарегистрировано 244 вида птиц. Из них чёрный аист, орлан-белохвост занесены в Красную книгу России.

Слайд 13. Из земноводных обычны лягушки и серая жаба. Это довольно загадочные животные. Зимой  они спят подо льдом и снегом. Могут дышать кожей. Видят они только то, что шевелится. Язык прикреплён у них к челюсти не задним концом, как у всех, а передним. Поэтому лягушка может выбрасывать его далеко вперёд. Но часто в адрес этих земноводных слышатся нарекания. Что именно? Давайте послушаем.

Сценка, поставленная по книге Н. Сладкова « Судили-рядили».

За что судили жабу? На самом деле она такая плохая? Какую пользу приносит жаба?

Ответы детей.

Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много, которые  не внесены в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе.

Илья, спасибо. Мы выходим из заповедного леса.

Слайд 14. Сколько существует материков на планете?

Ответы детей.

Назовите их.

Ответы детей.

Как называется материк, на котором находится наша страна?

Сложность природных условий Евразии, большой контраст температур – всё это повлияло на весь животный мир самого большого континента, сделав его разнообразным и уникальным. А какие животные обитают в Евразии, вы узнаете, выполнив следующее задание.

Я вам сейчас раздам файлы. В файлах лежат пазлы. Соберите животных.

Дети выполняют задание.

Назовите, какие животные у вас получились.

Ответы детей.

Слайд 15. Все эти животные обитают в Евразии. Запомнили о ком шла речь?

Давайте поиграем. Игра  «Угадай, кто ты?»

Слайд 16. А сейчас музыкальная пауза.

Пантомима  «Заклинатели змей».

Ира, расскажи, кого ты изображала?

Я изображала змею. Змеи относятся к классу пресмыкающихся или рептилий. Основной способ их передвижения – ползание, пресмыкание к земле. Тело рептилий имеет защитные образования в виде чешуи.Кожа всегда сухая. Известно около 8 тыс. пресмыкающихся. Видят они плохо. Веки у них срослись; прозрачные и прикрывают глаза, как часовое стекло. Среди змей есть неядовитые и ядовитые виды. Самая крупная неядовитая змея – удав – обитает в тропиках. Встречаются удавы до 10 м длиной. Они нападают на птиц и млекопитающих, душат свою добычу, сжимая своим телом, а затем заглатывают целиком. Крупные удавы, обитающие в тропических лесах опасны и для человека. Обитают  змеи на всех континентах, кроме Антарктиды.

А почему в Антарктиде нет змей?

Ответы детей.

Покажите на карте Антарктиду.

Слайд 17. А что вы знаете про этот материк?

Ответы детей.

 А как можно попасть в Антарктиду?

На самолёте.

Международный аэропорт Шереметьево и авиакомпания  «Авиафлот» открыли первый в истории гражданской авиации прямой регулярный рейс в Антарктиду (На полярную станцию»Мирный») с промежуточной посадкой в Кейптауне ( ЮАР).

Я вас приглашаю в полёт.  

Мы остановились в ЮАР. И Я вам предлагаю отправиться  на обзорную экскурсию («Животный мир ЮАР»).  Нас встречает гид-экскурсовод  Козлов Константин. Он расскажет нам о фауне Южной Африки..

До появления европейцев фауна территории ЮАР была сказочно богатой однако за последние два столетия усиленной охоты разнообразие животного мира сильно оскудело.

Слайд 18. Раньше на всей территории страны обитали слоны а сейчас их стада можно встретить только в лесу Книсна и в национальных парках. Очень мало осталось белых носорогах и львов. Можно встретить совсем крохотные стада антилоп и зебр. В одном из национальных парках можно встретить гепарда и гиену. Бабуины гиены шакалы дикие собаки встречаются в горных местностях а обезьяны населяют леса.  Леопарды оказались под угрозой уничтожения. На островке западного побережья, омываемого холодными водами водятся пингвины. Попугаи и птицы-носороги встречаются вдоль всего теплого восточного побережья.

Страусы были обычные и имели большое коммерческое значение полвека назад; сейчас они перебрались в малонаселённые внутренние районы. Нельзя забывать, что уникальная  африканская фауна-это такое же достояние человечества, как Акрополь, Лувр или Петергоф. Никто не имеет право уничтожать живые богатство нашей планеты.

Желаю вам счастливого путешествия.

Слайд 19. Из Кейптауна наш самолёт продолжает полёт в Антарктиду.

Звучит песня “Про пингвинов”.

Слайд 20. Большая часть Антарктиды представляет собой пустыню, лишённую растительности и животных. Это самый удалённый материк. Он и открыт был позже других материков. Зимой температура -60 -70. Летом 0 -5. Белый снег и белый лёд в Антарктиде круглый год.  Как вы думаете, такая низкая температура повлияла на фауну Антарктиды?  Ответы детей.

Наш экскурсовод – Максим. Наземных млекопитающих в Антарктиде нет.

Слайд 21. Встречаются некоторые черви, ракообразные и бескрылые насекомые. На далёком полюсе, где трещит мороз,не увидишь мошек, бабочек, стрекоз.  Найдено несколько видов жуков, пауков. Из птиц, живущих на суше, известны белая ржанка, конёк, один вид утки.

При такой бедности наземной фауны Антарктида богата морскими и полусухопутными животными.

Интересны огромные медузы до ста пятидесяти килограмм.

Из млекопитающих многочисленны ластоногие и киты. Ластоногие представлены различными видами тюленей. Самый крупный из морских тюленей – морской слон, встречается морской лев.

В антарктических водах водятся синие киты. Это самый крупный кит ( 33 м в длину). Вес 160 тонн. Один только его язык весит 2 т. Питается мелкими рачками.

Исключительно своеобразны птицы. Все они живут у воды и питаются рыбой или мелкими морскими животными. Из них самые замечательные – пингвины – птицы с короткими крыльями, похожими на ласты, которые дают им  возможность прекрасно  плавать,  но не летать. Пищу взрослые птицы поедают только в воде. Там они себя лучше чувствуют, чем на суши.

Большое спасибо. Нам пора в обратный путь. Мы возвращаемся на свой континент.

Рефлексия.

И вот мы в родной школе. Выйдите, пожалуйста, все к доске.Дома вы прочитали много книг о животных. Какие интересные факты вам запомнились?

Ответы детей.

В  кабинет входят дети  из другого класса. Представляются журналистами и задают вопросы.

Здравствуйте! Мы журналисты из 3А класса. Собираем материал для стенгазеты.

Мы узнали, что ваш класс совершил эаочное путешествие в Антарктиду.

Какова была цель вашего путешествия?

Ответы детей.

Что вас больше всего поразило в Антарктиде?

Какое у вас настроение после путешествия?

Ответы детей.

А что на ваш взгляд самое важное для всех-всех людей?

Беречь свою планету и всё живое на ней.

На следующем занятии мы продолжим наше путешествие и познакомимся с фауной других континентов.

Слайд 20.

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали!

Приложение: презентация.

Литература:

«Детская  энциклопедия животных» - М: ЗАО « Росмэн- ПРЕСС», 2006.

«Животные из Красной книги России» М: « Дрофа» 2009.

Калашников В. И. , «Чудеса природы. Животный мир», М: Издательство « Белый город» 2008.

Махлин М. Д. , «Насекомые» - СПб: «БКК»,2011.

Руденко А. Б., «Рептилии» - СПб: «БКК», 2012.

Сайты:

http://www.youtube.com/watch?v=YCyURemmX0M

http://www.youtube.com/watch?v=7Yd4HTFm3sI


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"

На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....

Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Урок по окружающему миру "Разнообразие животного мира" 3 кл. "Школа 21 века"

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Разнообразие животного мира"...

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Разнообразие животного мира"

Урок соответствует требованиям деятельностного подхода: цели урока доведены до понимания обучающихся; проблемное изложение материала способствует  включению обучающихся в самостоятельную деятельн...