открытый урок окружающего мира в 3 классе по программе "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок окружающего мира по теме "Москва златоглавая" в 3 классе по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 349.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV–XVII ВЕКА
Тема: МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ
Цели:
- Формирование у учащихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства.
- Ознакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | -Посмотрите, у нас сегодня в нашем классе присутствуют гости. А кто мы с вами? Давайте перенесемся во времена Московского государства и Древней Руси. Вспомните, кого называли гостем и жителем в древнем городе? -Чем занимались Жители? -Чем занимались гости? _откуда пошло слово город? -Чем отличался древнерусский город от современного? -Какое здание было самым важным в городе? -что такое храм? -Что такое кремль? – Вы слышали когда-нибудь выражение «Кремль – сердце Москвы, Москва – сердце России»? (Да.) – Посмотрите на карту России: по всем дорогам – автомобильным, железным, водным, воздушным – перевозится огромное количество необходимых людям товаров и продуктов. Разве все эти «питательные вещества» проходят через Москву (а в Москве – через Кремль), как кровь через сердце в человеческом организме? (Нет.) На доске появляется запись: «Кремль – сердце России», но товары и продукты России через Кремль не проходят. – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Получается, что о далёком прошлом нам никто рассказать не может?) – Какой возникает вопрос? (Что имеют в виду люди, когда говорят, что Кремль – сердце Москвы, а Москва – сердце России?) Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему Кремль называют сердцем России? Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. – Составим план урока. План (примерный) Учитель вместе с детьми составляет план на основе второго столбца таблицы. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? – Кто из вас был в Московском Кремле? Какие у вас остались впечатления от посещения Кремля? Можете ли вы предположить, почему Московский Кремль называют сердцем России? Ученики высказывают свои мнения. Возможно, среди них встретятся и такие: – Кремль очень красивый. – В Кремле много музеев. – Кремль находится в столице нашего государства, а столица – самый главный город России, как сердце – самый главный орган человека. – Москва начала строиться с Кремля, это самое древнее место в Москве… От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. | 1. Работа в учебнике. 1. Стены и башни Московского Кремля. – Сегодня мы будем создавать свой макет Москвы и проверять ваши предположения. Вспомните (посмотрите по словарю), что обозначает слово «кремль»? (Кремль – крепость, укрепление.) С чего мы начнём строить макет московской крепости – Кремля? (Со стен и башен.) Ученики прикрепляют по периметру доски рисунки, открытки, иллюстрации с изображениями стен и башен Кремля, дополняя изоряд строчками из стихотворений и песен, в которых упоминаются стены и башни Московского Кремля. – Ваши рисунки показывают, какие стены и башни Кремля можно увидеть сегодня. Но они не всегда были такими. Первые стены были деревянными, во времена Московского государства – из белого камня. Как вы думаете, почему стены несколько раз перестраивали? (Ученики могут вспомнить о набегах, пожарах.) – Чем заново возведённые стены отличаются от предыдущих? (Они становятся всё более прочными.) –Можно ли сказать, что стены современного Московского Кремля защищают город? (Нет.) – А почему тогда все люди, приезжающие в Москву, стремятся увидеть Кремль? (Потому что он древний, красивый, нарядный.) Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что государи Руси заботились не только об укреплении, но и об украшении городов. Московский Кремль – памятник истории и культуры России. – Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились? Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+». 2. Жилые постройки Кремля и окрестностей. – С какого времени Москва является столицей Руси? (С XIV века.) – Чем столица государства отличается от других городов? (В ней находится правитель – государь всея Руси, который издаёт законы для всего государства.) – Где в столице жил правитель? Куда шли люди, чтобы с ним встретиться? (Люди шли в Кремль, там находился дворец правителя.) – Кто ещё жил в городах? Чьи дома можно было увидеть в Кремле, его окрестностях? (Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вспомнить материал по теме 6.) Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что Москва – столица России, в которой находился правитель государства (а сейчас – глава государства, президент). Именно в Кремль, к правителю, издавна приходили люди за помощью, из Московского Кремля расходились по всему государству законы и важные распоряжения. – Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились? 3. Купола и колокола Москвы. – Чем ещё поражала Москва своих жителей и гостей? Какие достопримечательности часто упоминаются в песнях о Москве? Почему Москву называют «златоглавая»? – Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились? – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. |
Работа в группах. – Вернёмся к тому, с чего мы начали урок, – к рассуждению, для чего человеческому организму нужно сердце. Можете ли вы теперь доказать, что Москва – сердце России? Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что Кремль находится в Москве –> Москва – столица России –> в столице находятся органы власти, которые издают законы для всего государства. Цепочка может быть иной. Важно, чтобы прозвучал вывод, что Москва – политический центр России. – А что имеют в виду люди, когда говорят друг другу «сердечный друг», «ты – моё сердце», «я люблю всем сердцем» и т.д.? – Как теперь вы объясните фразу «Кремль – сердце России»? Ученики вместе с учителем формулируют вывод по проблеме: Кремль – сердце Москвы, так как он является древнейшей и красивейшей её частью. Москва – сердце России: её культурный, исторический, политический центр. Работа в учебнике. – Откройте учебники. Выберите любой вопрос после текста, обсудите ответ в парах. – Иван Грозный считал свою власть неограниченной, данной ему от Бога: «Мы своих холопов (т.е. рабов, которыми царь считал всех своих подданных, от боярина до крестьянина) вольны казнить и миловать»; – неограниченная власть царя опиралась на лично преданных ему слуг – опричников, которые, поступая на службу, отказывались от отца и матери и давали клятву выполнять любое приказание царя; – у жителей государства отсутствовала возможность защитить свои права, так как высшим судьёй в государстве был сам царь и всех остальных судей назначал он же. Однако вполне возможно и не вдаваться в эти сложные проблемы, а сделать главный вывод: у московских царей была огромная власть над подданными, и использование этой власти могло привести к страшным бедам для жителей России. Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? Работа в рабочей тетради. Выполнение задания № 1, 2 Н (самостоятельно), задание № 1, 2 П (работа в парах). Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙV. Домашнее задание. | Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 12, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, выполнить, а также выбрать творческое задание (задание 5 после текста) – пользуясь дополнительной литературой, составить краткое описание деятельности одного из царей Московского государства. Было его правление справедливым или нет, способствовало ли оно процветанию государства? (Написать своё мнение.) | |
V. Итог урока. | – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? – Что нового узнали? – Что показалось особенно интересным сегодня на уроке? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование уроков окружающего мира (2 класс,программа "Школа 2100")
Тематическое планирование...
Конспект урока окружающего мира 1 класс, УМК "Школа 2100"
Урок окружающего мира в 1 классе, УМК "Школа 2100", по теме "Осень: природа готовится к зиме". Конспект урока скачан http://www.school2100.ru/. Презентация подготовлена мною....
Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"
Открытый урок окружающего мира в доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...
Урок окружающего мира 3 класс УМК " Школа 2100" Когда на руси возникло государство?
Урок построен по учебнику А.А. Вахрушева. Урок расчитан на 2 часа. Данный конспект относится к 1 часу урока. На данном уроке учащиеся познакомятся с жизнью восточных славян, с предпосылками возникнове...
Открытый урок окружающего мира 4 класс Природная зона. Пустыня.
Открытый урок окружающего мира 4 класс по программе Школа России....
Урок окружающего мира. 4 класс. УМК «Школа- 2100» Тема : «Металлы».
Урок окружающего мира. 4 класс. УМК «Школа- 2100» Тема : «Металлы»....
Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа 2100»по теме Император - Освободитель.
Цели: – Ознакомить учеников с важным событием в жизни страны – отменой крепостного права. Дать возможность оценить последствия этого события для развития России, для роста уровня её культу...