открытый урок окружающего мира в 3 классе по программе "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Самохвалова Галина Тимофеевна

Урок окружающего мира по теме "Москва златоглавая" в 3 классе по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc349.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV–XVII ВЕКА

Тема: МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ

Цели:

  1. Формирование у учащихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства.
  2. Ознакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

-Посмотрите, у нас сегодня в нашем классе присутствуют гости. А кто мы с вами? Давайте перенесемся во времена Московского государства и Древней Руси. Вспомните, кого   называли гостем и жителем в древнем городе?

-Чем занимались Жители?

-Чем занимались гости?

_откуда пошло слово город?

-Чем отличался древнерусский город от современного?

-Какое здание было самым важным в городе?

-что такое храм?

-Что такое кремль?

– Вы слышали когда-нибудь выражение «Кремль – сердце Москвы, Москва – сердце России»? (Да.)

– Посмотрите на карту России: по всем дорогам – автомобильным, железным, водным, воздушным – перевозится огромное количество необходимых людям товаров и продуктов. Разве все эти «питательные вещества» проходят через Москву (а в Москве – через Кремль), как кровь через сердце в человеческом организме? (Нет.)

На доске появляется запись:

«Кремль – сердце России», но товары и продукты России через Кремль не проходят.

– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Получается, что о далёком прошлом нам никто рассказать не может?)

– Какой возникает вопрос? (Что имеют в виду люди, когда говорят, что Кремль – сердце Москвы, а Москва – сердце России?)

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему Кремль называют сердцем России?

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

– Составим план урока.

План (примерный)

Учитель вместе с детьми составляет план на основе второго столбца таблицы.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

 – Кто из вас был в Московском Кремле? Какие у вас остались впечатления от посещения Кремля? Можете ли вы предположить, почему Московский Кремль называют сердцем России?

Ученики высказывают свои мнения. Возможно, среди них встретятся и такие:

 – Кремль очень красивый.

 – В Кремле много музеев.

 – Кремль находится в столице нашего государства, а столица – самый главный город России, как сердце – самый главный орган человека.

 – Москва начала строиться с Кремля, это самое древнее место в Москве…

От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии. 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.

1. Работа в учебнике.

1. Стены и башни Московского Кремля.

 – Сегодня мы будем создавать свой макет Москвы и проверять ваши предположения. Вспомните (посмотрите по словарю), что обозначает слово «кремль»? (Кремль – крепость, укрепление.) С чего мы начнём строить макет московской крепости – Кремля? (Со стен и башен.)

Ученики прикрепляют по периметру доски рисунки, открытки, иллюстрации с изображениями стен и башен Кремля, дополняя изоряд строчками из стихотворений и песен, в которых упоминаются стены и башни Московского Кремля.

 Ваши рисунки показывают, какие стены и башни Кремля можно увидеть сегодня. Но они не всегда были такими. Первые стены были деревянными, во времена Московского государства – из белого камня. Как вы думаете, почему стены несколько раз перестраивали? (Ученики могут вспомнить о набегах, пожарах.) 

 – Чем заново возведённые стены отличаются от предыдущих? (Они становятся всё более прочными.)

–Можно ли сказать, что стены современного Московского Кремля защищают город? (Нет.)  

 – А почему тогда все люди, приезжающие в Москву, стремятся увидеть Кремль? (Потому что он древний, красивый, нарядный.)

Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что государи Руси заботились не только об укреплении, но и об украшении городов. Московский Кремль – памятник истории и культуры России.

 – Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились?

Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+».

2. Жилые постройки Кремля и окрестностей.

– С какого времени Москва является столицей Руси? (С XIV века.)

– Чем столица государства отличается от других городов? (В ней находится правитель – государь всея Руси, который издаёт законы для всего государства.)

– Где в столице жил правитель? Куда шли люди, чтобы с ним встретиться? (Люди шли в Кремль, там находился дворец правителя.)

– Кто ещё жил в городах? Чьи дома можно было увидеть в Кремле, его окрестностях? (Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вспомнить материал по теме 6.)

Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что Москва – столица России, в которой находился правитель государства (а сейчас – глава государства, президент). Именно в Кремль, к правителю, издавна приходили люди за помощью, из Московского Кремля расходились по всему государству законы и важные распоряжения.

– Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились?

3. Купола и колокола Москвы.

– Чем ещё поражала Москва своих жителей и гостей? Какие достопримечательности часто упоминаются в песнях о Москве? Почему Москву называют «златоглавая»?

– Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились?

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

 

Работа в группах.

– Вернёмся к тому, с чего мы начали урок, – к рассуждению, для чего человеческому организму нужно сердце. Можете ли вы теперь доказать, что Москва – сердце России?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что Кремль находится в Москве –> Москва – столица России –> в столице находятся органы власти, которые издают законы для всего государства. Цепочка может быть иной. Важно, чтобы прозвучал вывод, что Москва – политический центр России.

– А что имеют в виду люди, когда говорят друг другу «сердечный друг», «ты – моё сердце», «я люблю всем сердцем» и т.д.?
(В этом случае люди говорят о сердце не как об органе человеческого тела, а как о душе, о том, что им наиболее дорого.)

– Как теперь вы объясните фразу «Кремль – сердце России»?

Ученики вместе с учителем формулируют вывод по проблеме:

Кремль – сердце Москвы, так как он является древнейшей и красивейшей её частью. Москва – сердце России: её культурный, исторический, политический центр.

Работа в учебнике.

 Откройте учебники. Выберите любой вопрос после текста, обсудите ответ в парах.

– Иван Грозный считал свою власть неограниченной, данной ему от Бога: «Мы своих холопов (т.е. рабов, которыми царь считал всех своих подданных, от боярина до крестьянина) вольны казнить и миловать»;

– неограниченная власть царя опиралась на лично преданных ему слуг – опричников, которые, поступая на службу, отказывались от отца и матери и давали клятву выполнять любое приказание царя;

– у жителей государства отсутствовала возможность защитить свои права, так как высшим судьёй в государстве был сам царь и всех остальных судей назначал он же.

Однако вполне возможно и не вдаваться в эти сложные проблемы, а сделать главный вывод: у московских царей была огромная власть над подданными, и использование этой власти могло привести к страшным бедам для жителей России.

 Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Работа в рабочей тетради.

Выполнение задания № 1, 2 Н (самостоятельно), задание № 1, 2 П (работа в парах).

Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Домашнее задание.

Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 12, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, выполнить, а также выбрать

творческое задание (задание 5 после текста) – пользуясь дополнительной литературой, составить краткое описание деятельности одного из царей Московского государства. Было его правление справедливым или нет, способствовало ли оно процветанию государства? (Написать своё мнение.)

V. Итог урока.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

– Что нового узнали?

– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс, УМК "Школа 2100"

Урок окружающего мира в 1 классе, УМК "Школа 2100", по теме "Осень: природа готовится к зиме".  Конспект урока скачан http://www.school2100.ru/. Презентация подготовлена мною....

Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"

Открытый урок  окружающего мира в  доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...

Урок окружающего мира 3 класс УМК " Школа 2100" Когда на руси возникло государство?

Урок построен по учебнику А.А. Вахрушева. Урок расчитан на 2 часа. Данный конспект относится к 1 часу урока. На данном уроке учащиеся познакомятся с жизнью восточных славян, с предпосылками возникнове...

Открытый урок окружающего мира 4 класс Природная зона. Пустыня.

Открытый урок окружающего мира 4 класс по программе Школа России....

Урок окружающего мира. 4 класс. УМК «Школа- 2100» Тема : «Металлы».

Урок окружающего мира. 4 класс. УМК «Школа- 2100» Тема : «Металлы»....

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа 2100»по теме Император - Освободитель.

Цели: – Ознакомить учеников с важным событием в жизни страны – отменой крепостного права. Дать возможность оценить последствия этого события для развития России, для роста уровня её культу...