Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир" На уроке происходит формирование новых понятий о строении и роли органов зрения человека, о связи органов зрения с нервной системой, о гигиене зрения и профилактике близорукости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.docx | 30.78 КБ |
prezentatsiya_glaza.ppt | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира (Человек и природа). 4 класс.
Составила: Михайлова Ирина Александровна, учитель начальных классов.
Тема: «Окна в окружающий мир»
Цели и задачи урока:
Линия 1. Умение объяснять мир.
- Формировать у обучающихся новые понятия
- о строении и роли органов зрения;
- о связь органов зрения с нервной системой;
- о гигиене зрения и профилактике близорукости.
Линия 2. Отношение к миру.
- Помочь оценить, что полезно для здоровья, а что – вредно.
Ход урока.
Этапы урока | Учитель | Ученики |
Актуализация знаний | - Какая система управляет работой каждого органа и всего организма? - Из каких частей состоит нервная система? - Какой отдел НС отвечает за принятие простых и срочных решений? - Какой отдел НС отвечает за принятие важных решений, где требуется память и опыт? | - Нервная система - Состоит из чувствительных клеток, нервов и мозга - Принимает спинной мозг. - В работу включаются большие полушария головного мозга. |
Постановка проблемы Поиск решения проблемы | - Где находится наибольшее количество чувствительных клеток. Слайд 1. - Какие органы чувств вы знаете? Слайд 1 (а). - А как вы думаете, какой самый важный для человека орган чувств? - Лену заинтересовало … Слайд 2. - Как бы вы ответили? - Мнения разошлись, но нам необходимо найти ответ … Слайд 3. - А чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны узнать? Слайд 4. - Орган зрения вы все хорошо знаете – это … - Что можно узнать о предмете с помощью глаз? - Как же устроен глаз? - Найдите ответ на с.42. Слайд 5. | - На лице и подушечках пальцев - Органы зрения, органы обоняния, органы слуха, органы вкуса, органы осязания. - Орган зрения - Почему у человека главный орган чувств – зрение? Ответы детей - Какую роль выполняет орган зрения в жизни человека? - Строение глаза; как работает; как сохранить? - Глаз - Цвет, размер, форму, расположение в пространстве, направление его движения. |
Открытие нового знания | Группа 1.
Группа 2.
- Посмотрите друг другу в глаза. Что вы заметили? У каждого человека радужка глаз неповторима. Кстати, латинское название радужки «ирис» совпадает с именем греческой богини радуги. Цвет радужки зависит от количества пигмента меланина (по греч. «мелас» - «тёмный»), а оно связано с местностью проживания. Чем солнечнее дни – тем больше нужно защищать глаза от ярких лучей, тем больше меланина в радужной оболочке и тем меньше света через неё проходит. - Значит, темные глаза будут преобладать у людей, проживающих в какой местности? - А у представителей средней полосы России, какие чаще встречаются глаза? - Как вы думаете, у жителей слепящих снежных равнин (чукчей, эскимосов, ненцев), какие глаза? - Кроме того, тот цвет радужки, который человеку дала природа, обеспечивает оптимальные условия для зрения. Группа 3.
Группа 4.
Слайд 6. - Глаз представляет собой уникальный оптический прибор, работающий в теснейшей связи с самым совершенным компьютером в мире – головным мозгом. Иначе говоря, человек видит не глазами, а посредством глаз. Учёные установили, что почти 90% всей информации об окружающем мире мы получаем с помощью глаз. - Как же он выполняет такую сложную работу? Человеческий глаз, или зрительный анализатор, состоит из глазного яблока, проводящих путей и зрительной коры головного мозга. Вокруг глаза расположены три пары глазодвигательных мышц. Одна пара поворачивает глаз влево и вправо, другая - вверх и вниз, а третья вращает его. Благодаря трём парам мышц глаз может легко сопровождать взором всякий движущийся вблизи и вдали объект. Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Оно состоит из нескольких оболочек: роговицы (склеры) - внешняя оболочка, сосудистая оболочка - средняя, сетчатка - внутренняя. Роговица имеет белый цвет. Через неё свет поступает в глаз. Сосудистая оболочка содержит кровеносные сосуды, по которым кровь поступает для питания глаза. Лучи света фокусируются на сетчатке глаза - переднем крае мозга. Главным слоем сетчатки является тонкий слой светочувствительных клеток. Они двух видов: отвечающие на слабый засвет (палочки) и отвечающие на сильный засвет (колбочки). Колбочки расположены в центре сетчатки, в "желтом пятне". Сетчатка здесь максимально утончается. "Желтым пятном" человек видит лучше всего: вся световая информация передается наиболее полно и без искажений. Под воздействием световых лучей нервные волокна со всей сетчатки собираются в зрительный нерв в "слепом пятне". Оно расположено в том месте, где зрительный нерв выходит из глаза. Зрительные нервы правой и левой стороны перекрещиваются. В конечном счете вся зрительная информация в кодированном виде передается по волокнам зрительного нерва в головной мозг, где и происходит формирование зрительного образа. Все структуры глазного яблока можно разделить на две группы. Одна группа обеспечивает проведение, преломление, фокусировку лучей света в нужном месте сетчатки. А другая группа, начиная от сетчатки и далее по пути к мозговому центру, является световоспринимающей и светопроводящей. Наличие двух глаз позволяет зрению формировать трехмерное изображение. Правая сторона сетчатки каждого глаза передает через зрительный нерв «правую часть» изображения в правую сторону головного мозга, аналогично действует левая сторона сетчатки. Затем две части изображения – правую и левую – головной мозг соединяет воедино. - Орган зрения – важнейший орган чувств человека и нуждается в защите. Группа 5.
Слайд 7. ПДО (о животных + фильм) | - Глазное яблоко. - Заднюю стенку выстилает - сетчатка Спереди роговицей
- Цветная радужная оболочка.
- На юге - Светлые глаза. - Тёмные глаза. - Зрачок. - Хрусталик. - Изменяют форму хрусталика -Сетчатка состоит из светочувствительных клеток … - Брови и ресницы – от пыли и пота; веки – мигают, смачивают роговицу и очищают от пыли |
Практическая работа Опыт с фонариком | - Через какое отверстие света пройдёт больше? на листе бумаги два отверстия - Почему зрачок расширяется и сужается?
Слайд 8. - Определите, какой из рисунков изображает глаз в темноте, а какой на свету? Слайд 8 (а). - Объясните, в каких условиях и почему мы плохо различаем цвета? Слайд 9. - Почему так происходит? (найдите подтверждение на с. 43) - Как вы думаете, одинаково ли мы видим предметы левым и правым глазом? - Посмотрите на стенд, сначала левым глазом, а потом – правым. Теперь на предметы, которые лежат на рабочем столе. Вывод … Слайд 10. - Подпишите части органа зрения, по назначению сходные с каждой из деталей фотоаппарата. Слайд 11. ПДО (иллюзии) | - В темноте зрачок расширяется, чтобы пропустить побольше света, а при ярком свете – сужается. - В сумерках мы видим благодаря клеткам второго типа (т.е. в оттенках серого цвета) … - Каждый глаз видит предметы немного по-своему. Чем ближе предмет, тем более заметна разница. - Камера – глазное яблоко; диафрагма – зрачок; плёнка – сетчатка; линза объектива – хрусталик; крышечка – веко. |
Итог урока | - Какой самый важный для человека орган чувств? - На какие вопросы нашли ответ? | … - Как устроен и как работает |
Домашнее задание | - Как сохранить своё зрение вы ответите дома. Составьте памятку «Береги зрение» или найдите ответы на вопросы:
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного занятия по окружающему миру «Как животные исследуют мир».(декада по окружающему миру)
занятие к декаде по окружающему миру для 1-4 классов...
Тест по окружающему миру "Человек и природа"
Тест по окружающему миру УМК Гармония 3 класс тема "Человек и природа"...
Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...
Программно-методическое сопровождение по окружающему миру (УМК «Перспектива»): «Сборник проверочных работ по окружающему миру для учеников 3-ого класса по учебнику Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. «Окружающий мир»»
Проверочные работы для параллели 3-х классов по УМК "Перспектива"...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Человек и природа. Связи в природе"
Создание условий для формирования у учащихся представлений о связях в природе....
проверочная работа по окружающему миру "Человек и природа" 2 класс
проверочная работа по окружающему миру "Человек и природа" 2 класс...