Урок окружающего мира "В мире камня".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок открытия новых знаний с использованием  технологии  деятельностного метода.Ведется  исследовательская работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе,

                                      проведенный в рамках регионального семинара

                          учителей начальных классов

                                       учителем высшей квалификационной категории

                                         МАОУ «СОШ№15» г. Альметьевск

                                              Панкратовой Еленой Ильиничной.

Тема:  В мире камней

Цели урока:

              1Способствовать формированию представлений о горных породах и минералах и их значении в жизни человека.

            2.Создать условия для тренировки наблюдательности, развития внимания, воображения, памяти, творческих и коммуникативных способностей детей.

Оборудование: м\проектор, компьютер, презентация, коллекция камней; для работы в группах: справочные таблицы, лупа, стакан с водой, молоточек, карточки с надписями камней, сигналы.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности. (слайд 1)

        -Ребята,  на ваших партах  стоят    коробки. Вам интересно, что в них находится? Угадайте,  о каком предмете идет речь.

        Тогда послушайте мой рассказ: (слайд 2)

« Этот предмет с незапамятных времен прочно вошел в жизнь человека. Ещё много тысяч лет назад  он использовался как орудие труда. Древние люди им расчленяли на части туши убитых зверей.Им  можно было растирать зерна злаков в муку, разглаживать кожи, высекать огонь. Человек издавна любил украшать себя этими предметами.

Это было надежным орудием обороны и нападения: удачно брошенный предмет поражал врага и настигал ускользающую добычу.

-Кто догадался, что находится в  коробках? Давайте проверим.

-О чем же мы с вами будем говорить на уроке?

-Тема нашего урока «В мире камней» (слайд 3)

Однако, не каждый камень обладает нужными свойствами, например, твердостью или красотой, чтобы быть использованным для изготовления оружия или украшения. Поэтому, люди искали, отбирали нужные им камни, запоминали их внешние признаки, давали им названия.

В настоящее время люди очень много знают о камнях: об их происхождении, свойствах и способах их изготовления. Изучением камней, или как их еще называют горные породы  и минералы, занимается наука – геология. (слайд 4)

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений учащихся.

        - Я предлагаю вам создать свою коллекцию. Но для этого  под каждым камнем надо  написать краткие сведения о нем: название, где используется.

        -Рассмотрите камни. Какие вам знакомы, какие – нет?

III. Выявление места и причины затруднения.

- Сможем ли мы сейчас подписать все камни?  Почему?(Недостаточно знаний)

-Как же быть с теми камнями, о которых мы ничего не знаем? (спросить у взрослых, прочитать в книге)

        -В каких книгах мы можем узнать о названиях камней, их свойствах? (В справочниках)

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений.

1)        - Какую же цель мы поставим себе на этом уроке? (Найти сведения о незнакомых камнях) (слайд 5)

-Чем воспользуемся?

-Справочника - определителя горных пород и минералов у нас нет, но есть справочная таблица с описанием некоторых камней и их свойств. (слайд 6-8)
- Как пользоваться данной таблицей? Давайте составим план работы.        

-Посмотрите в таблицу.

-Что будем сначала исследовать? (Цвет). Как? (Рассмотрим)

-Что проверим потом?  (Прочность камня). Как? (Попробуем разломить или расколоть молоточком)

-Каким будет третий шаг? (Проверить особые свойства камня).

-Что будем делать потом? (Прочитаем, как используется камень)

-Что узнаем в результате наших действий? (Название камня)

        В процессе работы на слайде появляется следующая запись (слайд 9):

План работы:

А).Определи цвет камня. (Используй лупу)

Б).Проверь камень на прочность. (Стукни молоточком или попробуй разломить)

В).Прочти в таблице об особых свойствах камня, если можешь, проверь их.
Г)).Узнай, где камень используется.

Д). Прочти название камня.

2) Просмотр презентации «В мире камня».

V.  Реализация построенного проекта.

        Фронтально решается задача по определению одного из камней. (гиперссылка на слайд 8)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

        Работа в группах.

Дети разделены на 5 групп. У каждой на столе по 3 камня. Пользуясь справочной таблицей, учащиеся определяют названия камней. Подбирают нужную надпись.

        Затем группы отчитываются перед классом. Выбранные надписи приклеиваются в коллекцию камней.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

1)         Дети на доске соединяют картинки  камней с надписями.

        Дополнительная информация         учителя:

Все камни или как их еще называют горные породы и минералы, которые мы рассматривали на уроке, созданы природой, поэтому их называют природными камнями. А есть камни, которые создал человек. Например, драгоценные камни, кирпич, бетон, стекло. Их называют искусственными камнями. (слайд 10)

2)  работа в тетрадях

        

VIII. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).

        -Какую цель мы ставили перед собой на уроке? Выполнили ли мы её?

- Оцените свою работу на уроке. (слайд 11-12)

IХ. Домашнее задание.

Учебник  с.28-30 читать, ответить на вопросы , составить кроссворд «Природные и искусственные камни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе. (УМК «Планета знаний») Тема: В мире камней.

Урок окружающего мира во 2 классе.(УМК «Планета знаний»)Тема: В мире камней....

Урок окружающего мира во 2 классе по теме: "в мире камней"

Урок окружающего мира во 2 классе.Тема: В мире камней. Цели урока:1.Познакомить детей с горными породами и минералами с целью расширения их кругозора.2.Учить детей планировать свою деятельн...

Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")

Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего природного мира в 1 классе VIII вида на тему "Признаки весны"

Конспект урока окружающего природного мира для 1 класса VIII вида. Конспект составлен по ФГОС...

Презентация к уроку окружающего мира на тему "В мире камня"

В презентации описываются отличительные признаки полезных ископаемых- в частности камней, и говорится об области их применения....

Технологическая карта урока окружающего природного мира "Растительный и животный мир родного края"

Технологическая карта урока окружающего природного мира для обучающихся, занимающихся по адаптированной общеобразовательной программе 2 варианта 4 года обучения....