Игровые технологии на уроках окружающего природного мира с детьми ТМНР .
статья по окружающему миру

Фомичева Анжелика Павловна

 

Мир не стоит на месте, игры и игровые технологии играют неотъемлемую роль в нашей повседневной жизни, они выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках окружающего

природного мира с детьми ТМНР

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости

и любознательности».

(В.А. Сухомлинский)

В настоящее время происходят значительные изменения в образовательной системе. Реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим, содержание образования усложняется, акцентируя внимание на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. На смену традиционным методам обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности. Активное обучение направлено не на изложение преподавателем готовых знаний, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями.

Учебный предмет «Окружающий природный мир » необходимо рассматривать как важную часть целостного развития обучающихся с ТМНР. При планировании и осуществлении работы по данному учебному предмету следует учитывать зону актуального и ближайшего развития ребенка, степень и виды его нарушений (интеллектуальных, двигательных, сенсорных), индивидуально-психологические особенности и особые образовательные потребности обучающегося. Уровень развития мыслительных процессов у обучающихся с ТМНР крайне низок и отличается качественным своеобразием. Исходя из этого, учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов . Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами.

В связи с тем, что моя работа связана с детьми, с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, одним из наиболее эффективных активных методов обучения служат игровые технологии.

Игровые технологии – это современные образовательные (педагогические) технологии, активизирующие деятельности учащихся. Понятие «игровые технологии» включает в себя обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра - это разновидность комплексного многокомпонентного средства педагогической коммуникации, позволяющего включать обучающихся в различные жизненные ситуации.

Проблема использования игры в воспитательном и учебном процессе исследована достаточно широко. Проблемами детской игры занимались психологи и педагоги различных времен.

Мир не стоит на месте, игры и игровые технологии играют неотъемлемую роль в нашей повседневной жизни. Нарастает объём разнообразной информации, поставляемой телевидением и интернетом. Учитель должен идти в ногу со временем, придумывать все новые и новые игровые технологии в обучении, позволяющие взаимодействовать с учениками на более понятном и современном уровне.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Определение места и роли игровой технологии на уроках окружающего природного мира во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Игра выполняет следующие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игровые технологии по виду деятельности можно разделить на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

Так же при подборе игр для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости следует учитывать следующие требования:

  • Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
  • Учет структуры дефекта;
  • Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
  • Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
  • Соответствие коррекционной цели занятия;
  • Учет принципа смены видов деятельности;
  • Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
  • Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Очень важно научить детей получать удовольствие от процесса познания, формируя тем самым устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению.

Каждый педагог в ходе педагогического взаимодействия должен соблюдать ряд условий:

а) постоянно поддерживать у воспитанника желание учиться;

б) предоставлять каждой личности условия для самостоятельных открытий, приобретения нового опыта творческой жизнедеятельности;

в) создавать коммуникативные условия для поддержки активности воспитанников;

г) стимулировать совместное с учеником продуктивное общение в процессе учебной деятельности;

д) стимулировать правильные взаимоотношения на уроках;

е) способствовать становлению личности воспитанника.

Игры по предмету «Окружающий природный мир»

Тема программы

Название игры

Деятельность ребенка

1

Фрукты

Варенье

Работа с муляжами фруктов

2

«Овощи»

«Попробуй»

Работа с овощами

3

«Птицы»

Делай как я

Подражание за взрослым

4

Временные представления

Весёлое рисование

Работа с манкой

5

Животные

Собери картинку

Работа с пазлами

6

Грибы и Ягоды

Собери в корзинку

Работа с муляжами грибов и ягод

7

Времена года

«Что бывает осенью?»

Работа с картинками

8

Морские обитатели

«Чего не стало?»

Работа с каринками

9

Рыбы

«Поймай рыбку»

Работа с песком

10

Насекомые

«Бабочка»

Работа с пуговицами

11

Растения

«Повтори»

Работа с картинками

12

Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса

«Лото-вкладки»

Работа с лото

13

Зерновые культуры

«Почувствуй»

Работа с пшеном, фасолью и горохом

14

Части суток

Когда это бывает?

Работа с картинками

15

Комнатные растения

«Найди такой же цветок»

Работа с комнатными растениями

16

Птицы

«Кто летает?»

Работа с картинками


1. Тема: «Фрукты»

дидактическая игра на развитие тактильно-двигательного восприятия

Варенье

Цель:

Ø Учить соотносить табличку с фруктом

Ø Развивать тактильные ощущения

Ø Формировать положительное эмоциональное отношение к игре.

Ø Обобщать фрукты

Оборудование: «Чудесный мешочек», предметы для выбора (игрушки).

Ход игры: Педагог предлагает сварить варенье для куклы. Но для начала нужно найти подходящие фрукты. В мешочек складывают 3–4 небольших предмета. Педагог просит вытащить по одной игрушки. И на ощупь определить какой это фрукт. И сопоставить табличку с фруктом. Вместе с фруктами также кладётся овощ.Ребёнок должен отложить овощ.

2. Тема: «Овощи»

дидактическая игра на развитие обонятельных анализаторов

«Попробуй»

Цель:

Ø Развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

Ø Учить отличать овощи

Оборудование: овощи

Ход: У ребёнка закрыты глаза. Педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Ребёнок открывает глаза и указывает на картинку с овощем, который он пробовал

3. Тема: «Птицы»

дидактическая игра на развитие подражания

«Делай как я»

Цель:

Ø Учить подражать действий взрослого

Ø Развивать эмоциональный контакт взрослого и ребёнка

Ø Учить отличать птиц от других животных

Ход игры: педагог приглашает ребёнка подойти к нему: «Делайте, как я. Полетим, как птички»,– говорит он и поднимает руки в стороны, взмахивает ими, бежит по комнате, увлекая за собой ребёнка. Ребёнок повторяет движения. Потом говорит: «Птички клюют зернышки». (Присаживаются на корточки.) Делайте так». (Стучит рукой по полу.) Ребёнок подражает. Игра повторяется 2–3 раза.

4. Тема: «Временные представления»

игра на развитие мелкой моторики рук

«Весёлое рисование»

Цель:

Ø Развитие дифференцированных движений пальцев рук.

Ø Развитие творческого воображения.

Ø Воспитание усидчивости в работе и выработка целенаправленности деятельности.

Оборудование: Плотная картонная коробка с темным фоном на дне; манка, покрывающая дно коробки тонким слоем.

Ход игры: педагог показывает ребёнку коробку с манкой и объясняет, что кроме карандашей, красок, фломастеров можно рисовать пальчиками, различные фигурки, предметы и изображения. Педагог показывает, как можно рисовать и как при этом легко можно стереть рисунок. Рисование по образцу (рисование облаков, солнце, дождь, снег,радуга, листьев) на манке.

5. Тема: «Животные»

дидактическая игра на развитие наглядно-образного мышления

«Собери картинку»

Цель:

Ø Развиваем мелкую моторику.

Ø Учить соединять части предметов в одно целое.

Ø Развитие познавательных интересов ребёнка;сенсорное развитие.

Ø Отличить диких и домашних животных

Оборудование: пазлы диких, домашних животных.

Ход игры: Педагог даёт ребёнку пазлы диких и домашних и животных. Ребёнок собирает пазлы. Подбирает к пазлам карточки с названием животного.

6. Тема: «Грибы и Ягоды»

дидактическая игра на развитие быстроту реакции

«Собери в корзинку»

Цель:

Ø Учить детей группировать грибы и ягоды.

Ø Воспитывать быстроту реакции.

Ø Развивать выдержку и дисциплинированность.

Оборудование: муляжи(картинки) ягод и грибов, корзина

Ход игры: На земле лежат муляжи (картинки) ягод и грибов и две корзины. По команде педагога ребёнок начинает собирать ягоды в одну корзину. Грибы в другую корзину.

7. Тема: «Времена года»

дидактическая игра на развитие тактильно-двигательного восприятия

«Что бывает осенью?»

Цель:

Ø Учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Ø Развивать мелкие движения рук.

Ø Развивать целенаправленность действий с предметами.

Оборудование: картинки с изображением различных сезонных явлений.

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и выбирает таблички с названием.

8. Тема: «Морские обитатели»

дидактическая игра на развитие внимания

«Чего не стало?»

Цель:

Ø Развитие внимания и наблюдательности.

Ø Учить отличать морских обитателей.

Оборудование: картинки морских обитателей.

Ход: педагог на столе выкладывает 4 морских обитателей: «Посмотри внимательно, что лежит на столе. Это морские обитатели. Кит, дельфин, морская звезда,креветка. Посмотри внимательно и запомни. А теперь закрой глаза». Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одного морского обитателя. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют (или показывают табличку) какого морского обитателя не стало.

9. Тема: «Рыбы»

дидактическая игра на развитие тактильных ощущений

«Поймай рыбку»

Цель:

Ø Развитие тактильных ощущений.

Ø Развитие познавательных интересов ребёнка;сенсорное развитие.

Ø Учить отличать рыб от других животных.

Оборудование: песок, таз, муляжи маленьких рыбок.

Ход: в таз с песком ребёнок опускает руки и выкапывает небольшие игрушки, изображающие рыб. Говорит (или показывает жестом),что это рыба.

10. Тема: «Насекомые»

дидактическая игра на развитие движений пальцев

«Бабочка»

Цель:

Ø Учить детей застегивать пуговицы.

Ø Развивать мелкие движения рук.

Ø Развивать целенаправленность действий с предметами.

Ø Формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей.

Оборудование:Вырезанные из картона и обтянутые тканью части тела бабочки, обшитые цветной тесьмой, целая фигурка бабочки, выполненная из этих же частей (части соединяются с помощью пуговиц различной формы).

Ход игры: Педагог показывает фигурку бабочки, рассматривает ее с ребёнком, обращая внимание на отдельные части: голову, крылья разной величины, туловище, объясняет, что голова располагается на верху, туловище под головой, крылья по бокам. Потом педагог показывает, как сделать такую же бабочку, составляя ее из отдельных частей. Сначала все части правильно располагает на столе, затем застегивает все пуговицы, соединяя между собой все части, чтобы они не распадались. Педагог предлагает ребёнку сделать точно такую же бабочку. Ребёнок постепенно раскладывают части, составляя из них целое под контролем взрослого, затем застегивают пуговицы. Потом ребёнок может поиграть с бабочками.

#1058;ема: «Птицы»

дидактическая игра на развитие внимание, памяти.

«Кто летает?»

Цели:

Ø Закрепить знания о птицах.

Ø Развивать внимание, память.

Ø Развивать целенаправленность действий.

Оборудование: картинки с животными и птицами

Ход игры: Ребёнок стоит напротив педагога. Педагог показывает картинку с животным или с птицей. Если педагог показывает птицу, то дети должны показать, что это птица взмахами рук.

#1058;ема: «Растения»

дидактическая игра на быстроту реакции

«Повтори»

Цель:

Ø Закрепить знания о растениях.

Ø Развивать внимание, память.

Ø Развивать быстроту реакции

Оборудование:картинки

Ход игры: педагог показывает картинки с кустом, травкой и деревом. Объясняет, что если ребёнок увидел картинку с деревом руки нужно поднять вверх, если с травкой-нужно присесть. Если с кустом- руки на пояс. Ребёнок выполняет задание.

#1058;ема: «Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса»

дидактическая игра на формирование целостного образа предмета

«Лото-вкладки»

Цель:

Ø Формировать целостный образ предмета,

Ø Обратить внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого.

Ø Развивать мелкие движения рук.

Оборудование: Карты лото с изображениями (предметными, сюжетными) разной степени сложности, имеющие вырезы и вкладки, заполняющие эти вырезы; на фоне выреза помещается контурный рисунок вырезанной части изображения; вырезы и соответствующие им вкладки могут быть разного размера и разной формы (круглые, квадратные, шестигранные, прямоугольные). Каждая карта состоит из двух картонных слоев, наклеенных друг на друга и образующих необходимую объемность. На одних картах могут быть вырезаны одна-две части предметов.

Ход игры: Вначале ребенок рассматривает целую карту, заполненную вкладками, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем педагог вынимает 2–3 вкладки, перемешивает их и просит ребенка вставить «окошки» в свои места. Если ребенок допускает ошибки при вкладывании формы (перепутает верх, низ), то педагог указывает на контур. В дальнейшем карты с простым сюжетным изображением заменяются более сложными, с большим количеством вырезов.

#1058;ема: «Зерновые культуры»

дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук

«Почувствуй»

Цель:

Ø Развитие дифференцированных движений пальцев рук.

Ø Развитие творческого воображения.

Ø Воспитание усидчивости в работе и выработка целенаправленности деятельности.

Оборудование: тазик с пшеном, фасоль, горох.

Ход игры: педагог даёт ребёнку тазик. И предлагает найти фасоль и горох в тазики с пшеном.

15. Тема: «Части суток»

дидактическая игра на развитие памяти

«Когда это бывает?»

Цель:

Ø Закрепить знание детей о частях суток.

Ø Развивать речь, память.

Ø Развивать целенаправленность действий.

Оборудование: картинки

Ход игры: педагог раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в школе: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Ребёнок выбирает себе любую картинку, рассматривает ее. И кладёт на слово(или картинку), которое обозначает эту часть суток.

16. Тема: «Комнатные растения»

дидактическая игра на развитие внимания

«Найди такой же цветок»

Цель:

Ø Упражнять в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке.

Ø Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.

Оборудование: настоящие комнатные цветы, к ним соответствующие карточки.

Ход игры: Ребёнку раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в классе, показать и по возможности найти табличку с соответствующем названием.

Уроки по окружающему природному миру в школе – это значительная часть жизни детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. Очень важно учителю создать дружескую атмосферу, атмосферу психологической поддержки на уроках, сделать процесс познания для детей желанным и расположить к себе так, чтобы они с удовольствием шли в школу, ждали встречи с товарищами и учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..

Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...

Игровые технологии на уроках окружающего мира

Презентация о значимости игры в образовательном процессе...

Игровые технологии на уроках окружающего мира как одно из средств повышения мотивации обучения учащихся в начальной школе.

Урок - сказка по предмету "Окружающий мир" по теме: "Почему идет дождь и дует ветер?"...

Доклад. Игровые технологии на уроках окружающего мира 2 класс

Игра - естественное состояние ребенка. Игра -  это важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга и культуры в целом. Игра - это своеобразный доктор, который лечит апатию и низкую мотивацию.Я бы х...

«ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Игра сама по себе универсальный стимулятор. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся. Главное, в поддержании игров...

Использование групповых игровых технологий на уроке окружающего мира. Земля и человечество

Использование групповых игровых технологий на уроке окружающего мира. Земля и человечество...