урок Пётр I и его дела
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок окружающего мира по программе Л.В.Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pyotr_i_i_ego_dela.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Петр I и его дела».
Цель урока: Дать представление о деятельности Петра I, познакомить с преобразованиями, произошедшими в России с приходом к власти Петра, сформировать понимание реформ Петра Великого как изменение всех форм общественной и государственной жизни и необходимости этих преобразований. Учить работать с картой, учебными и дополнительными текстами. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к своему народу и его истории.
Оборудование: карта, иллюстрации к картинам А.Рябушкина “Царь Михаил Романов с боярами” и Е.Серова “Петр Великий”, видеофильм “Петр I”, фонограмма колокольного звона, рисунки на тему “Жизнь простых людей в царствование Петра”, карточки для индивидуальной и групповой работы
Ход и содержание урока
I. Повторение пройденного материала.
1) Выбрать названия городов, которые в разное время были столицами Русского государства: (индивидуальная работа по карточке)
Новгород, Киев, Рязань, Владимир, Москва.
2) Соотнести титул с именами правителей Русского государства: (индивидуальная работа у доски)Юрий Долгорукий великий князь
Иван Грозный государь всея Руси
Иван III царь
Иван Калита
Михаил Романов
3) Составление схемы управления государством. Россия
\/
царь
\/
совещательный орган * управление государством * защита государства
\/ \/ \/
Боярская дума приказы стрелецкое войско
дворянское ополчение
4) Путешествие по реке времени Российской истории.
- Работа с датами: 1380 г., 1480 г., 1547 г., 1612 г., 1613 г.
- Что произошло с рекой времени?
- Какова причина?
II. Знакомство с новой темой.
1) Сообщение учителя (по материалу учебника с. 112, абзац 4)
2) Обозначение темы урока учащимися (с.112)
- Какова, по-вашему, тема урока?
- Что хотели бы узнать на уроке?
III. Работа над новой темой.
1) Рассказ учителя (под фонограмму колокольного звона)
- Рано утром 30 мая 1672 года торжественный звон колоколов в Московском Кремле возвестил о рождении младшего сына у царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны. При крещении царевича назвали Петром. На радость родителям он рос крепким, здоровы, подвижным мальчиком, чем отличался от старших братьев. Царевичу исполнилось 4 года, когда умер его отец, и на престол вступил его старший брат Федор Алексеевич, третий царь из рода Романовых, а в 1682 г., когда Петру было 10 лет, не стало и слабого здоровьем Федора.
После этого в первый и единственный раз в истории государства были провозглашены сразу два царя: старший – Иван V, еще более болезненный и слабый, чем Федор, и младший – крепкий здоровьем Петр I. Следующие 14 лет, пока был жив Иван, в России одновременно было два царя. Для них был сделан двойной престол, они вместе подписывали государственные документы, но принимал все важные решения и управлял страной подросший Петр.
Он был любознательным, увлекался военным делом, занимался строительством парусников около г. Переяславля Залесского.
Его обучение в детстве было не блестящим, хотя он был очень способным мальчиком. Петр всегда сожалел, что его мало учили в детстве, и продолжал всю жизнь пополнять свои знания.
2) Работа с учебником. Чтение самостоятельно (с.112, абзац 4-5)
- Какие слова были вырезаны на личной печати Петра?
- Чему он учился?
3) Беседа по иллюстрациям картин А.Рябушкина “Царь Михаил Романов с боярами” и В.Серова “Петр I”. (на доске)
- В чем отличие во внешнем облике и поведении царей?
- Какими словами текста подписали бы иллюстрации?
- Что показалось необычным в изображении Петра I?
4) Беседа о необходимости преобразований в государстве.
Энергичный, деятельный Петр понимал, что России нужна связь с европейскими странами, чтобы пользоваться достижениями в науке, технике, торговать с другими государствами. Русь издавна торговала с северными и южными соседями.
- Как назывался этот торговый путь? (“из варяг в греки”)
К началу XVIII в. огромная страна не имела выхода к Черному морю, там располагалось враждебное Крымское ханство. Торговля с северными странами шла через Архангельск, что расположен на берегу Белого моря.
- Найти этот город на карте, проследить путь кораблей в европейские страны.
Чем этот путь был неудобен?
Вывод:
Архангельск находился далеко от крупных городов, добираться до него было трудно. Путь по Белому морю был долгим, а плавать по нему можно было только летом, т. к. северное море рано и надолго замерзало.
- Чем были удобнее прибалтийские земли?
Вывод:
В прибалтийских землях лето длиннее, зима теплее, короче путь к крупным городам.
- Какие войны вела Россия со Швецией за эти земли? (с опорой на карты и схемы)
Невская битва (1240 г.) – Александр Невский
Ливонская война – Иван Грозный
Смутное время – захват Швецией русских земель в Прибалтике.
5) Война России со Швецией за возвращение прибалтийских земель.(на доске карточка)
Северная война 1700 – 1721 гг.
- Когда началась война?
- Сколько лет она длилась?
- Какое название получила эта война?
6) Работа с картой в учебнике (с.118) и исторической картой на доске.
- Прочитать легенду карты.
-Найти на карте места важнейших сражений Северной войны.
(на доске выставляются карточки по ходу работы)
Битва под Нарвой
Полтавская битва
Гангутское сражение
7) Работа в группах по карточкам (3 варианта)
- Прочитать, обсудить, выбрать важный материал, подготовить сообщение с опорой на карту.
Битва под Нарвой – 1700 г. (1 вариант)
Русские полки подошли к городу-крепости Нарве. Армия состояла, в основном, из дворянского ополчения, плохо подготовленного и вооруженного. Шведский король
Карл XII командовал первоклассной армией. Русские войска потерпели поражение. Петр собирал остатки своей армии и срочно укреплял города Новгород и Псков. Шведы думали, что русская армия разбита окончательно.
Полтавская битва – 1709 г. (2 вариант)
Петр начал создавать регулярную, постоянную армию, в которой солдаты служили всю жизнь и были хорощо обучены. Войска получили новое вооружение.
Шведская армия прошла к югу России, заняла города Минск, Могилев, подошла к Полтаве. В 1709 году произошло самое крупное сражение Северной войны – Полтавская битва. Петр сражался во главе одного из полков. Обе стороны понесли большие потери. Сражение закончилось полным поражением шведской армии. Но война продолжалась еще несколько лет на суше и на море.
Гангутское сражение - 1714 г. (3 вариант)
Для победы на море строился военный флот. Балтийская флотилия все чаще угрожала шведским кораблям. В 1714 г. обе эскадры встретились около мыса Гангут. Петр сам разработал план сражения. В битве было захвачено 10 шведских кораблей. Сражение было выиграно, русский флот стал сильнейшим в Балтийском море. В 1721 году Швеция запросила мира, и Россия получила выход к Балтийскому морю.
8) Просмотр отрывка из видеофильма “Петр I”.
9) Чтение самостоятельно с.115 (3-4 абзац) – с.116.
10) Заполнение текста с лакунами.
Весной __________г. На отвоеванных прибалтийских землях строится новая российская столица ________________________. За заслуги перед государством Петр получил почетное прозвище__________________ и титул ________________. Россия стала называться ________________ .
11) Жизнь простых людей в правление Петра. (с опорой на рисунки)
Рассмотреть рисунки и сделать вывод:
- Как реформы Петра I повлияли на жизнь простых людей?
- Могут ли важнейшие преобразования в государстве проходить легко для народа?
IV. Закрепление изученного материала.
1) Закончить список
Столицы государства:
Киев, Владимир, Москва, Санкт-Петербург
2) Заполнение таблицы на доске: Российская империя
\/
император
\/
совещательный орган * управление государством * защита государства
\/ \/ \/
сенат коллеги регулярная армия
военный флот
3) Составление синквейна по теме.
1.- одно существительное
2 – два прилагательных
3 – три глагола
4 – предложение из четырех слов
5 – существительное: синоним, обобщение, заключение и т.д.
Например:
1. Петр I.
2. энергичный, деятельный
3. управлял, преобразовывал, строил
4. “Прорубил окно в Европу”.
5. реформатор
V. Итог урока.
1) Оправдал ли урок ваши ожидания?
Что узнали о Петре I и его делах?
2) В чем важность преобразований Петра Великого?
VI. Домашнее задание.
1) Текст с. 112- 117, вопросы к тексту.
2) Рекомендация дополнительной литературы (выставка книг)
VII. Чтение дополнительного материала учебника по теме урока. (с. 118 – 121)
1) Что еще нового появилось в России в правление Петра I?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Пётр Великий"
Конспект по окружающему миру "Пётр Великий" 4 класс...
Тема урока: «Пётр Великий»
Предмет: Окружающий мир, 3 класс. УМК: «Школа 2100» (автор учебника Вахрушев А.А.)Место урока: 1 урок в разделе Времена Российской империи. Тип урока: ОЗН...
4 класс Урок «Окружающий мир» УМК – «Школа России» Тема урока: Пётр Великий Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения Тип урока: изучение нового материала и первич
4 классУрок «Окружающий мир»УМК – «Школа России»Тема урока: Пётр ВеликийДидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебно...
урок ПЁТР 1
Окружающий мир урок в 4 классе "ПЁТР- 1"...
Урок окружающего мира в 4 классе "Пётр Великий и его дела".
Разработка урока, посвященная 35о-летию со Дня рождения Петра I...
урок "Пётр 1" окружающий мир 4 класс
урок+презентация к уроку...
Окружающий мир.Технологическая карта урока "Пётр Великий"
Представлена технологическая карта урока окружающего мира 4 класс "Пётр Великий" . Определены цели, задачи, формы и методы работы на уроке, раскрывающем значение личности Петра l для развити...