Тема урока: «Пётр Великий»
план-конспект урока (3 класс) на тему

Мешковец Ольга Алексеевна

Предмет: Окружающий мир,  3 класс.  УМК: «Школа 2100» (автор учебника Вахрушев А.А.)

Место урока: 1  урок в разделе Времена Российской империи. Тип урока: ОЗН

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_petr1.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

Учитель: Мешковец Ольга Алексеевна

УМК: «Школа 2100» (автор учебника Вахрушев А.А.)

Тема урока: «Пётр Великий»

Место урока: 1  урок в разделе Времена Российской империи.

Тип урока: ОЗН

Оборудование: презентация «Пётр Великий», карточки, дополнительная информация.

Цели урока:

По первой линии развития:

- овладение картиной мира:

познакомить учащихся с переломным моментом в истории государства - становлением России как империи, сопровождающимся коренным преобразованием во всех сферах жизни общества.

По второй линии развития:

-чувственно-эмоциональное отношение к миру:

создать образ Петра I как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной личности;

дать возможность ученикам самостоятельно оценить деятельность Петра I с точки зрения “цены” преобразований.

Этапы  урока

Ход урока

  • Мотивация

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, что вы видите? (река времени)  слайд 1

-А вы хотите, отправиться дальше в путешествие по реке времени?

  • Актуализация знаний

Хорошо, но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте, немного повторим. Ответьте мне, пожалуйста, кто такие Козьма Минин и Дмитрий Пожарский? (Ответы детей)

Действительно, это великие люди, которые в тяжелое для страны время, смогли встать на её защиту)

- А каких людей мы называем великими?

-Молодцы, мы с вами познакомились со многими великими людьми, и я хочу проверить как хорошо вы их знаете. У вас на столах лежат карточки под номером №1, возьмите их. По описанию этих людей вы должны определить, кто это и соединить стрелками с ответом.

Карточка №1

1.В 882 году он объединил большинство племен

Жители всех остальных племен признали его правителем,                              Александр Невский

 стали именовать его великим князем.  

2. В 988году он повелел всем жителем Руси                                                    

принять христианство. Начали строить храмы.                                                  Великий князь Олег

3  Он призвал всех жителей Новгорода защитить родную землю.

Зная, что закованные в железо рыцари тяжелее русских воинов,

он приказал своим полкам принять бой на тонком весеннем льду.                 Великий князь Владимир

4 Он решил поднять Русь против Орды.

1380 году, за рекой Дон, на Куликовом поле встретились

 русские полки и ордынское войско.                                                                   Иван III

5 В 1480 году первый правитель Московского

государства стал именовать себя великим                                                          Дмитрий Донской

 государем всея Руси  

А, теперь давайте, вместе, подумаем, как мы будем оценивать свою работу, ваши предложения. Учитель записывает на доске:

5-«5»

4-«4»

3-«3»

1,2-«2»

Проверка.

Самооценка по эталону:  (нужное подчеркнуть)

1 Задание было (легкое, сложное)

2. С заданием справиться удалось?  (да, нет)

3. С заданием справился самостоятельно? (да, нет)

4.Верно? (да, с ошибками)

5.Ставлю отметку…..

Постановка учебной проблемы

Посмотрите на слайд. Кто это? (Петр I)

И тема урока у нас Петр Великий.

(На слайде Петр Великий и появляется г.Санкт Петербург).

- Что это за город?

Рассказ учителя:

Чтобы завоевать выход к Балтийскому морю, Петр I издает указ о строительстве города на реке Нева  и называет его Санкт - Петербург, –в настоящее время это один из самых красивых городов нашей страны.  Для строительства этого города он заставил согнать   насильно тысячи простых  людей, стоя по пояс в холодной воде, они забивали сваи, рыли каналы, возводили дома и мосты. Многие из них умерли от голода и  болезней, и их кости лежат сейчас под фундаментом петербургских дворцов.

 Какое противоречие вы заметили?

Какой возникает вопрос? (Правильно ли его назвали Великим)

(На доске запись Пётр Великий?)

Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы.

-Какую цель мы поставим для себя   (Выяснить, за что  Петра I называют  Великим?)

Давайте составим совместный план  действия.

  1. Выяснить, за что ПетраI называют Великим.
  2. Хорошо или это плохо для страны, для народа.

Чтобы собрать нам разные версии вы будете работать с разными источниками.  1.3 группа будет работать по тексту учебника со стр.66 (Морские ворота России) до 69 страницы, по ходу чтения вы будете заполнять таблицу и делать выводы. (1ученик читает вслух стр.66-67, 2 ученик стр.68, 3 ученик-69,  4ученик –по ходу чтения записывает совместные мнения и ответы)

2, 4 группы будут работать с иллюстрацией на стр.67 и с дополнительной информацией.

Вы также должны по очереди читать и записывать ответы в таблицу.

Карточка 2

Преобразования ПетраI

Зачем?

+ и  -

Дополнительная информация для групп 2,4

Петр I создал сильную армию и флот, но служба солдат была фактически пожизненной, и человек, которого отрывали от семьи, мог вернуться в неё только инвалидом. Практически на всю жизнь они были оторваны от своих семей и привычных занятий. Целыми днями их учили выполнять оружейные приёмы, ходить в атаку, маршировать.

 Петр стоил корабли, заводы и крестьяне и горожане, согнанные на заводы и строительства, были приписаны к ним и не могли их покинуть. Рабочий день составлял на заводе до 14 часов.

У  печей и на  станках по 13–14 часов в сутки трудились  люди – мужчины, женщины, подростки. Они  жили со своими семьями в избах при заводе и получали плату деньгами, но, чтобы прокормиться, им также приходилось обрабатывать свои огороды, выращивать коз и кур. За провинности их  наказывали   штрафами и плетьми. Уходить с завода было запрещено, поэтому  люди фактически принадлежали заводу. Кроме того, требовались люди, чтобы рубить и возить дрова для  печей, строить плотины для водяных мельниц, грузить отлитый металл на корабли.  Для этих, не требующих специальных навыков, работ государство приписывало к заводам целые деревни русских крестьян, татар, удмуртов и башкир. Приписных крестьян обязывали на несколько месяцев уходить из своих деревень, чтобы выполнять заводские работы.

Петр 1 завоевал выход к Балтийскому морю, чтобы наладить торговлю с западными странами, поэтому на реке Нева  был построен город Санкт-Петербург.

-Учащиеся в группах заполняют таблицу.

-Затем совместно с детьми учитель заполняет таблицу. Каждая группа по очереди называет преобразования Петра и идёт совместное обсуждение.

+ и - При ответе на данный вопрос учащимся предлагается задуматься над проблемой выбора средств в государственной политике, над проблемой цены, которую приходится заплатить людям за необходимые перемены. При разных вариантах обсуждения так или иначе должна прозвучать мысли о том, что многие преобразования Петра I были неизбежны и необходимы, но в то же время народ, ради которого должны производиться все перемены, жестоко пострадал в годы правления Петра I.

Делают вывод, что Петр – Великий человек.

Карточка 2

Преобразования ПетраI

Зачем?

+ и  -

Создается сильная армия

Создается флот, строятся корабли

Балтийское, Черное, Белое, Азовское моря

Строятся школы, дети обучаются за границей.

Печатаются книги, газеты.

Активная торговля

Новые государственные символы

Империя

Самостоятельное применение знаний.

Работа в рабочей тетради.

Задание №1 уч-ся выполняют коллективно.

 Вставить в текст пропущенные слова:

В устье реки Невы царь Пётр основал город Санкт-Петербург. Флаг, который поднимают на русских военных кораблях, называется Андреевский. С 1721 года Россию стали называть империей. После преобразований Петра I в истории нашей страны начались времена Российской  империи.

Задание №2 учащиеся выполняют самостоятельно, затем проверяют по эталону, проводят самооценку своих работ.

Домашняя работа

Повышенный уровень: Узнать о других преобразований ПетраI.

Для всех: стр. 32 №3 рабочая тетрадь.

Итог

Ребята, у нас в рабочей тетради под номером 4 очень интересное задание:

Продолжи предложение.

Мнение:  Петра стали называть Великим

Объяснение (аргумент) за то, что__________________________________

Итак,  какую проблему мы поставили перед собой в начале урока? (выяснить. ПОЧЕМУ  называли  ПетраI- Великим?

Смогли ли мы это выяснить?

Каким способом мы это достигали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Пётр Великий"

Конспект по окружающему миру "Пётр Великий" 4 класс...

Урок-презентация на тему "Пётр Великий".

Урок-презентация по окружающему миру в 4 классе на тему "Пётр Великий"....

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Пётр Великий"

Данный урок окружающего мира проводится в 4 классе согласно календарно-тематическому планированию. На уроке используется презентация.Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических с...

Кейс – урок на тему: « Пётр Великий »

Формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах. Познакомить с жизнью Петра Великого. Формировать чувства гордости за свою Родину, за великих людей, живщих  и творивш...

Конспект урока по истории на тему :"Пётр Великий" Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Пётр Великий" Школа России 4 класс...

Окружающий мир.Технологическая карта урока "Пётр Великий"

Представлена технологическая карта урока окружающего мира 4 класс "Пётр Великий" . Определены цели, задачи, формы и методы работы на уроке, раскрывающем значение личности Петра l для развити...