урок ПЁТР 1
методическая разработка (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира по теме «Петр I – царь и человек»
Класс: 4
2021год
Класс: 4Б
Тема урока: «ПетрI – царь и человек»
Цель: охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества, выяснить благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе.
Задачи:.
- Формировать образное представление о России начала XVIII века
- Сформировать представления о времени правления Петра 1, его реформах.
- Формировать у учащихся умения работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений.
- Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, чувство любви к истории Отечества.
Прогнозируемые результаты:
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
Развивать творческие исследовательские способности учащихся через чёткое планирование своей работы, развивать умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; формировать умения двигаться к намеченной цели способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
Познавательные:
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы. Продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. Формировать умение овладевать основами синтеза. Осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников (энциклопедий, рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми.
Коммуникативные:
Строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Технологии:
- «Шесть шляп мышления» («Р.M.I.»)
- Формирование КОС
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы обучения: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки, «Символ-тест», система активного самоконтроля «Mamio Vote».
Этапы урока | Задачи этапа | Содержание этапа | Методы и формы обучения |
1.Организационный момент | Настроить детей на деятельность, плодотворную работу | (Звучат фанфары труб) Внимание! Внимание! Начинается урок. | Наглядные, словесные |
2.Актуализация знаний | Активизация минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний | Интерактивная доска. Слайд 1. - Кому были посвящены эти слова? (Петру 1). - Пусть эти стихотворные строки станут эпиграфом к теме сегодняшнего урока «Пётр 1 – царь-плотник и человек». - А что мы уже знаем про этого человека? (ответы детей) - На машине времени мы перенесемся в Россию конца 17 века. Какой была Россия на рубеже 17-18 веков, то есть до восшествия на престол Петра 1. | Наглядные, словесные |
Проверьте свои знания, выбрав верные утверждения. Интерактивная доска. Слайд 2. Символ-тест ВКЛ – F2 – код (НЗР) - правильные ответы – ВВОД Выберите верное высказывание и введите правильный ответ в символ-тест.
Сделайте вывод: отсталая страна с зачатками необходимых изменений, нужны преобразования, чтобы соответствовать мировым процессам. | Практические (работа с «Символ-тестом») | ||
3.Введение в тему | Уяснить цель и структуру работы на уроке |
(Каким был человеком и царем, за что его уважают или не любят).
-Чтобы составить разносторонний портрет Петра I, проведем исследование: познакомимся с личностью Петра I и его деятельностью как царя России (открывается вторая часть темы урока: царь и человек) | словесный |
4.Открытие новых знаний. | Сформировать целостное представление о Петре I – первом императоре и его преобразованиях. | Работа с инструментом
Проводя исследование, мы будем работать группами, используя инструмент « P.M.I.». Исследование проведем в виде игры «Золотой жетон». Игра пройдет в три этапа. На каждом этапе мы будем отмечать положительные и отрицательные моменты, а если какие-то из них покажутся спорными, мы их отметим значком «I» - интересно. Чтобы портрет Петра Великого вышел наиболее разнообразным, нужно будет изучить не только материалы учебника, но и дополнительный материал. Ребята, сидящие слева, будут читать материал учебника, ребята, сидящие справа – дополнительные материалы. Потом у вас будет время обсудить отобранные материалы и коротко оформить свои записи на листе. В конце каждого этапа исследования представители команд встретятся за «столом лидеров», зачитают свои выводы. Если ваш вывод окажется «уникальным», «неповторяющимся», то ваша команда получит жетон. В конце урока мы подведем итог. Команда, набравшая больше жетонов, победит в игре. Обязательным условием является наличие записей по обсуждаемому моменту у лидера, который будет защищать интересы подгруппы на раунде. На каждом этапе вы будете читать индивидуально, отмечая + положительные моменты – 3 минуты Потом вы обсудите найденные выводы с группой, запишите на лист все мнения команды – 2 минуты Итогом каждого этапа высказывание мнений за «столом лидеров» - 5 минут - Вы принимаете эти условия? 1 этап – ХУДОЖНИКИ - Чтобы описать внешность Петра I, побудим с вами художниками. 2 этап – ПСИХОЛОГИ -Напрашивается мысль, какими чертами характера должен обладать человек, чтобы провести такие грандиозные преобразования. 3 этап – ИСТОРИКИ -Прежде, чем говорить о делах Петра1, объясним значение некоторых новых для нас терминов в Задании 3 соедините понятие и его определение. | поисковый, исследовательский метод. |
5.Первичное закрепление | Систематизировать сформированность знаний о Петре I – первом императоре и его преобразованиях. | Кроссворд 1.Первая русская газета. 2.Орган управления страной. 3.На реке Воронеж был построен русский... 4.В ходе Северной войны появилась регулярная... 5.Навигацкие, артиллерийские, инженерные, "цифирные"... 6.Область, которой управлял губернатор... 7.Кунсткамера - это первый русский... -Какое слово получилось по вертикали? -Подходит ли это слово к оценке деятельности Петра I? | Беседа, Творческое задание |
6. Итог | Обобщение знаний по теме | -Прочитайте еще раз тему урока, какие задачи ставили? -Какие выводы можете сделать?
Оцените себя, заполнив «Критериальную карту» | |
7.Домашнее задание. | Объяснить суть и нацелить детей на выполнение домашнего задания. | Домашнее задание: 1.Стр.99-102 вопросы - учебник 2. Узнать из различных источников каким изображают ПетраI поэты , художники, писатели. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Внешний облик Петра I
Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста — 204 см — он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 39 размера, а одежду 48 размер. Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста, то же самое, его голова была также мала по сравнению с телом.
Окружающих пугали очень сильные судорожные подёргивания лица, особенно в минуты гнева.
Портрет «Петр1 в латах», автор Ж.-М.Натье, франзузский живописец, 1720, прижизненный портрет, находится в Мюнхене в Музее Резиденции.Какой Петр? (высокий, целеустремленный, вьющиеся волосы и круглые глаза, пристальный взгляд; на груди звезда, знак ордена Святого Андрея Первозванного и голубая Андреевская лента, исполнен величия, в рыцарских доспехах).
Почему в латах?
Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, соблюдать чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.
А Валентин Суриков совсем по-другому описывает Петра: «Высокий и крепкий, телосложения обыкновенного, подвижный, живой и ловкий во всех движениях; лицо круглое с несколько суровым выражением, темные брови и волосы, коротко остриженные и курчавые… Ходит большими шагами, размахивая руками и держась рукой за рукоятку нового топора»
«Царь – высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой остротой ума, в ответах скор и определителен, жаль только, что ему не достает, при таких природных выгодах, полной светской утонченности» .
Вывод: внешность Петра отражает характер.
Характер Петра I
А) «…На лице у него печать суровости; обладает, по-видимому, быстрым умом и сообразительностью», в манерах есть некоторая величавость, но не хватает выдержанности», - отрывок из архива Ведомства
иностранных дел Франции 1717 года.
Б) Нарвский пастор Симон Дитрих Геркенс: «Обыкновенно его величество видят в такой простой одежде, что тот, кто его не знает, ни за что бы не признал в нем столь великого монарха…»
У Петра I практическая сметливость и сноровка, весёлость, кажущаяся прямота сочеталась со стихийными порывами в выражении как ласки, так и гнева, а иногда и с необузданной жестокостью. В гневе он мог избить приближённых. Жертвами своих злых шуток он избирал «знатных персон» и «старых бояр» .
Петра I отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание много узнать и многому научиться. С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице. Он хорошо знал 14 ремёсел: был плотником, кузнецом, токарем, корабельным мастером, артиллеристом и даже зубодёром.
Неутомимый, волевой царь Пётр всё хотел постичь. Он хорошо изучил математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Эти качества и позволили ему многому добиться и заслужить от современников уважение и славу… В зрелые годы Пётр поражал собеседников обширными знаниями, чем обязан был самому себе, упорному самообразованию.
Петр был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе, справедливый и доброжелательный к другим, но по направлению своей деятельности он больше привык общаться с вещами, с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми обращался, как с рабочими орудиями, умел пользоваться ими, быстро угадывал, кто на что годен, но не умел и не любил входить в их положение, беречь их силы, Петр знал людей, но не умел или не всегда хотел понимать их.
Добрый по природе как человек, Петр был груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других; среда, в которой он вырос, и не могла воспитать в нем этого уважения.
От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще больше развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету. Он был обычным и веселым гостем на домашних праздниках , много и недурно танцевал, хотя не проходил курса танцевального искусства.
Государь не любил роскоши. Одно платье он носил по году, простой суконный кафтан по два года. Нередко ходил в чулках, зашитых его супругой. Царь был бережлив. Когда императрица подарила ему вышитый кафтан, и несколько блесток упало, он сказал: «Знаешь ли, на деньги, что стоят упавшие блестки, можно сутки прокормить солдата».
Вывод: черты характера: умный, сообразительный, не выдержанный, трудолюбивый, неприхотливый, бережливый, заботливый, противоречивый, импульсивный, нервный, ЖЕЛЕЗНАЯ ВОЛЯ, НЕИССЯКАЕМАЯ ЭНЕРГИЯ, ЧЕСТОЛЮБИЕ, ГЕНИАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ, ДЕСПОТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, ЖЕСТОКОСТЬ, АБСОЛЮТНАЯ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
Реформы Петра I
- Государственная реформа:
- Сенат (высший государственный орган)
- губернии (8) и провинции (50), воевода и губернатор
- 13 министерств (коллегий)
Подушные подати, монополия на соль, деготь, щетину, копейка, ревизия, престолонаследие
- Военная реформа:
-рекруты, офицеры из русского дворянства
-регулярная армия
-Воинский устав
Морская академия, 210 тыс.чел. сухопутных войск, 48 линейных кораблей, 787 галер, 30 тыс. моряков
- Промышленная реформа
-строительство мануфактур и заводов
-полезные ископаемые
-привлечение иностранных специалистов
Серебро Нерчинск, железо Екатеринбург, золото, хрусталь, пороховой завод Питер, Москва, оружейный завод Тула, Сестрорецк, работали целые деревни, 233 фабрики и завода. Петр I претворял в жизнь свои грандиозные планы, не слишком считаясь с чужими жизнями.
- Образовательная реформа:
-открытие школ, академии, гимназии
-учеба за границей
-бесплатное обучение в провинциях
Математическая, навигационная 1701, артиллерийская, инженерная, медицинская, цифирная, гарнизонные, духовные, горные на Урале
- Культурная реформа
-упрощение алфавита 1708
-строительство Санкт-Петербурга
-летоисчисление
Новый год, газета «Ведомости» 1703, перевод книг, типографии, книга с арабскими цифрами, новые слова 4.5тыс, Питер, театр, маскарад, художники, ассамблеи, имена полностью, насильно выдавать замуж, запретил мужчинам и женщинам надевать традиционно русские одежды, штрафовал за ношение бороды, на строительстве Петербурга, с 1703 по 1717 год, от болезней и увечий, по разным данным, погибло от 15 до 30 тысяч человек. Со времен Петра отечественная элита перестала говорить на русском языке.
«Критериальную карта»
План урока | Не очень хорошо понял(а) | Смогу рассказать, объяснить | Хотел бы больше узнать о… |
Время правления | |||
Детство | |||
Поступки (реформы) | |||
Характер | |||
Внешность | |||
Мое отношение | |||
Итог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Пётр Великий"
Конспект по окружающему миру "Пётр Великий" 4 класс...
урок Пётр I и его дела
Урок окружающего мира по программе Л.В.Занкова...
Тема урока: «Пётр Великий»
Предмет: Окружающий мир, 3 класс. УМК: «Школа 2100» (автор учебника Вахрушев А.А.)Место урока: 1 урок в разделе Времена Российской империи. Тип урока: ОЗН...
«Листает ветер летопись времён» на основе русских народных сказок «Пётр l и мужик», «Пётр и Петруша»
Тема урока: «Листает ветер летопись времён…» на основе русских народных сказок «Пётр l и мужик», «Пётр и Петруша»Характеристика класса: 4 класс. В классе 23 ...
4 класс Урок «Окружающий мир» УМК – «Школа России» Тема урока: Пётр Великий Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения Тип урока: изучение нового материала и первич
4 классУрок «Окружающий мир»УМК – «Школа России»Тема урока: Пётр ВеликийДидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебно...
урок "Пётр 1" окружающий мир 4 класс
урок+презентация к уроку...
Окружающий мир.Технологическая карта урока "Пётр Великий"
Представлена технологическая карта урока окружающего мира 4 класс "Пётр Великий" . Определены цели, задачи, формы и методы работы на уроке, раскрывающем значение личности Петра l для развити...