Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Ненашева Инна Владимировна

Окружающий мир (УМК Планета Знаний)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ИМЕНИ

ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЭДУАРДА ДМИТРИЕВИЧА ПОТАПОВА»

Рассмотрено на заседании                                                                Утверждена

методического совета                                                                       Приказ № ____от_____2013г.

протокол № _________                                                                     Директор МБОУ СОШ № 18

от __________2013 г.                                                                        имени Э.Д. Потапова

__________________________                                                         _________________________

 Бобкова Е.В.                                                                                      Шиленков Р.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 4 КЛАССА

на 2013 – 2014 учебный год

Мичуринск 2013 год

Содержание

Пояснительная записка……………………………………......с.2

Содержание программы…………………………………….…с.4

Тематическое планирование………………………………......с.5

Литература для учителя………………………………………..с.8

Литература для ученика…………………………………….....с.8

Пояснительная записка

   В основе рабочей программы  и тематического планирования лежит Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего образования. Образовательная область «Начальная школа», программа по окружающему миру «Планета Знаний» для 1-4 кл. автор – Г. Г. Ивченкова, И.В. Потапова.    

Цели, задачи курса:

- формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними

      - систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
      - формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
      - знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
      - социализация ребенка;
      - развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
      - воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
      - формирование самостоятельной познавательной деятельности;
      - воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.

                                       
 ЗУН к концу 4 класса:

обучащиеся должны знать:

– о погоде: температуре воздуха, направлении ветра, облачности, осадках;

– о предсказании погоды;

– что такое план местности;

– о географической карте;

– формы поверхности суши: равнины, горы, холмы, овраги;

– как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши;

– об изменении поверхности суши в результате деятельности человека;

– о горючих полезных ископаемых, рудах, удобрениях;

– о необходимости бережного использования полезных ископаемых;

– что такое природное сообщество;

– признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах;

– некоторые взаимосвязи между обитателями природных сообществ;

– об использовании и мероприятиях по охране природных сообществ;

– об особенностях природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, почва, природные и искусственные сообщества;

– об использовании и охране природы своего края;

– правила поведения в природе;

– о форме Земли, ее движении вокруг оси и Солнца;

– об изображении Земли на карте полушарий;

– о карте нашей Родины;

– об особенностях природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России;

– основные этапы развития государства;

– ключевые даты и события каждого этапа истории:

IX век – образование государства у восточных славян; 988 г. – крещение Руси; 1380 г. – Куликовская битва; 1613 г. – изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. – основание Санкт-Петербурга; XVIII век – создание русской армии и флота, новая система летосчисления; 1755 г. – открытие Московского университета; 1812 г. – изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. – отмена крепостного права; февраль 1917 г. – падение династии Романовых; 1922 г. – образование СССР; 1941–1945 гг. – Великая Отечественная война; апрель 1961 г. – полет в космос Ю. Гагарина; 1991 г. – распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством;

обучащиеся должны уметь:

– проводить самостоятельные наблюдения в природе;

– давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю и за месяц;

– читать план с помощью условных знаков;

– показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий), границы России, некоторые города России;

– устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);

– находить дополнительную информацию;

– приводить примеры полезных ископаемых (3–4); растений (3–4 примера) и животных изученных природных сообществ и природных зон России (4–5 примеров);

– приводить примеры  сельскохозяйственных  растений  своего  края   (4–5);

– работать со схемами, таблицами и моделями;

– соблюдать правила поведения в природе;

– находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;

– рассказывать о ключевых событиях истории государства;

– рассказывать об основных событиях истории своего края.

Содержание программы

Наш край (22 часа)  

     Что такое погода.  Как погода зависит от ветра?  Наблюдения за природой. Грозные явления природы.  Как предсказывают погоду? Можно ли управлять погодой.  

Наша местность на плане и карте.  План местности.  Географическая карта.  Равнины.  Горы.  Как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши.  Как деятельность человека изменяет поверхность суши.  Богатства недр.  Разнообразие почв.  Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу.  Животные – обитатели луга. Луг в жизни человека.  Какие растения растут в лесу.  Животные – обитатели леса.  Лес в жизни человека.  Водоём.  Животные – обитатели водоёмов.  Искусственные сообщества. Поле.

Наша Родина на планете Земля (12 часов)

     О форме нашей планеты.  Карта полушарий.  Движение Земли. Тепловые пояса.  В пустыне Африки.  В экваториальном лесу Южной Америки.  Антарктида.  Австралия.  Евразия.  Карта России.  Зона арктических пустынь.  Тундра.  Зона лесов.  Степи.  Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы.

Древняя Русь (6часов)

     Историческая карта. Исторические источники.  Первые русские князья.  Князь Владимир. Крещение Руси.  Культура Древней  Руси.  Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский.  Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Московское царство (5 часов)

     Первый русский царь. Преобразование в государстве.  Как жили люди на Руси в XIV–XVI веках.  Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский.  Русское государство при первых Романовых.  Русские землепроходцы.

Российская империя (9 часов)

     Петр I. Реформы в Российском государстве.  Преобразование в культуре, науке, быту.  Императрица Екатерина II. Изменения в Российском государстве.  Образование и наука в XVIII веке.  Война 1812 года.  Отмена крепостного права.  Наука и техника в XIX веке.  Город и горожане.  Мода. Культура XIX века.  

Российское государство (16 часов)

     Революция в России.  Россия в годы Советской власти.  Великая Отечественная война.  Крупнейшие битвы Отечественной войны.  Тыл в годы войны.  Великая Победа.  Восстановление народного хозяйства.  Научные достижения XX века.  По северным городам России.  Города Центральной России.  Города Урала и Сибири.  Дальний Восток.  Южные города России.  Россия в мировом сообществе.  Повседневная жизнь современного человека.

Тематическое планирование

Тема

Наш край (22 часа)

1.

Что такое погода.

2.

Как погода зависит от ветра?

3.

Наблюдения за природой. Грозные явления природы.

4.

Как предсказывают погоду? Можно ли управлять погодой.

5.

Наша местность на плане и карте.

6.

План местности.

7.

Географическая карта.

8.

Равнины.

8.

Горы.

9.

Как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши.

10.

Как деятельность человека изменяет поверхность суши.

11.

Богатства недр.

12.

Разнообразие почв.

13.

Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу.

14.

Экскурсия на луг.

15.

Животные – обитатели луга. Луг в жизни человека.

16.

Какие растения растут в лесу.

17.

Животные – обитатели леса.

18.

Лес в жизни человека.

19.

Водоём.

20.

Животные – обитатели водоёмов.

21.

Искусственные сообщества. Поле.

22.

Сад. Проверочная работа по теме «Наш край».

Наша Родина на планете Земля (12 часов)

23.

О форме нашей планеты.

24.

Карта полушарий.

25.

Движение Земли. Тепловые пояса.

26.

В пустыне Африки.

27.

В экваториальном лесу Южной Америки.

28.

Антарктида.  Австралия.  Евразия.

29.

Карта России.

30.

Зона арктических пустынь.

31.

Тундра.

32.

Зона лесов.

33.

Степи.

34.

Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. Проверочная работа по теме «Наша Родина на планете Земля».

                       Древняя Русь (6часов)

35.

Историческая карта. Исторические источники.

36.

Первые русские князья.

37.

Князь Владимир. Крещение Руси.

38.

Культура Древней  Руси.

39.

Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский.

40.

Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Московское царство (5 часов)

41.

Первый русский царь. Преобразование в государстве.

42.

Как жили люди на Руси в XIV–XVI веках.

43.

Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский.

44.

Русское государство при первых Романовых.

45.

Русские землепроходцы. Проверочная работа по теме «Московское царство».

Российская империя (9 часов)

46.

Петр I. Реформы в Российском государстве.

47.

Преобразование в культуре, науке, быту.

48.

Императрица Екатерина II. Изменения в Российском государстве.

49.

Образование и наука в XVIII веке.

50.

Война 1812 года.

51.

Отмена крепостного права.

52.

Наука и техника в XIX веке.

53.

Город и горожане.  Мода.

54.

Культура XIX века.  Проверочная работа

по теме «Российская империя».

Российское государство (16 часов)

55.

Революция в России.

56.

Россия в годы Советской власти.

57.

Великая Отечественная война.

58.

Крупнейшие битвы Отечественной войны.

59.

Тыл в годы войны.

60.

Великая Победа.

61.

Восстановление народного хозяйства.

62.

Научные достижения XX века.

63.

По северным городам России.

64.

Города Центральной России.

65.

Города Урала и Сибири.

66.

Дальний Восток.

67.

Южные города России.

68.

Россия в мировом сообществе.

69.

Повседневная жизнь современного человека. Проверочная работа по теме «Российское государство».

70.

Путешествие в город Экоград.

Литература для учителя:

  • Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова: программы, методические рекомендации, тематическое планирование / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапова. – М.: АСТ: Астрель, 2013. – 175, [1]с.

  • Окружающий мир: 4-й кл.: Учебник для четырехл. нач. шк./ Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – 7-е изд.стер. – М.: АСТ: Астрель, 2013. – 143, [1] с.

Литература для ученика:

  • Окружающий мир: 4-й кл.: Учебник для четырехл. нач. шк./ Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – 7-е изд.стер. – М.: АСТ: Астрель, 2013. – 143, [1] с.

  • Окружающий мир: рабочая тетрадь к учебнику Г.Г. Ивченковой, И. В. Потапова «Окружающий мир» : для 4-го кл. четырехлет. нач. шк./ Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов. – 7-е изд., стер. – М.: АСТ: Астрель, 2013. – 47 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...