Урок по теме "Реки и озёра нашего края" для 4 класса
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Своим уроком я хотела расширить и углубить знания детей о водоёмах нашего края, повысить их познавательную активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Реки и озёра нашего края».
Цели.
1. Создать условия для формирования представлений учащихся о водоёмах нашего края. Раскрыть значение водоёмов в природе и жизни человека, показать необходимость и способы охраны.
2. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать. Закрепить умения и навыки работы с картой; совершенствовать навыки самостоятельной работы.
3. Формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе. Воспитывать уважение к товарищам, любовь к своему краю, Родине
Задача. Организовать обучение так, чтобы всем было интересно. Чтобы слабый ученик тянулся к уровню среднего. Средний ученик – к уровню сильного. А сильный ученик стремился к совершенствованию.
Оборудование. Компьютерная презентация, выставка книг, посвященная Алтайскому краю.
Подготовка к уроку. Класс разделен на разноуровневые группы, каждой группе дается задание и рекомендуется литература.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Эмоциональный настрой. СЛАЙД 1
Есть ли на свете такой уголок,
Где бы я ни был, - не знаю.
Только, пожалуй, найти я не мог
Лучше Алтайского края.
Волны пшеницы, как моря прибой,
Плещут от края до края...
Ясных озёр здесь простор голубой –
Будто бы небо Алтая.
- Как вы думаете, почему я начала урок с этого стихотворения?
- Мы продолжаем изучать наш край.
III. Проверка домашнего задания.
- Итак, проверим, что вы уже знаете о своём крае. СЛАЙД 2
- Как называется наш край? В какой природной зоне находится?
- Какой город является главным на территории нашего края? (Показать на карте)
- Кто наши соседи? (Показать на карте)
- Показать на карте посёлок, в котором мы живём
- Перечислите города края.
IV. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы отправимся туда,
Где плещется вода.
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать. СЛАЙД 3.
Приложение 1.
- Тема нашего урока «Реки и озёра нашего края». СЛАЙД 4.
- Чтобы вам хотелось узнать на уроке? (Дети формулируют вопросы) СЛАЙД 5.
- Самые крупные реки и озёра края.
- Какое значение имеют водоёмы для растений, животных и жизни человека.
3. Меры по охране водоёмов.
- Чтобы рассмотреть эти вопросы, нужно дружно и активно работать и помнить о задачах, которые вы сами поставили на урок. Показать эти знания в практической работе, углубить знания и представления о крае.
V. Работа по теме урока.
1.Повторение.
- Как вы думаете, ребята, что относится к водоёмам? (Реки, моря, озёра.)
- Вы уже знаете, что водоёмы бывают естественные и искусственные. Сформулируйте, какие водоёмы называются естественными? (Те, что созданы природой.).
- Какие - искусственными? (Те, что созданы руками человека).
- Скажите, для чего создают люди искусственные водоёмы? (Водохранилища для гидроэлектростанций, пруд - для разведения рыбы, каналы - для судоходства, а в сельском хозяйстве для орошения полей).
СЛАЙД 6 - Назовите, какие водоёмы отнесёте к искусственным, а какие – к естественным?
- Как называют место, где река берёт своё начало? (исток)
- А место впадения реки в другую реку, озеро или море? (устье)
- Что ещё имеет река? (приток)
- Чем озеро отличается от реки? (Озеро не имеет ни истока, ни устья. Это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой.)
2. Реки края, их использование человеком.
СЛАЙД 7
С горных круч и ущелий Алтая,
Пробиваясь издалека,
Катят волны Катунь голубая
И зелёная Бия – река.
И, сливаясь в пути, их потоки,
Берега, приподняв высоко,
Рукавов многоводной протоки
Разливаются в Обь широко.
СЛАЙД 8 - Перед вами таблица «Реки края». Используя эту таблицу, что вы можете сказать о реках нашего края?
- А что ещё вы знаете об этих реках? ( Рассказы детей о самых крупных водоёмах.)
СЛАЙД 9 - Катунь берёт начало из ледника Геблера горы Белухи. Длина реки – 688км. После выхода из гор Катунь широко разливается по равнине, течение становится медленнее, приобретает равнинный характер, разливаясь на протоки, и течёт на север до слияния с Бией. Вода в Катуни холодная, температура её летом редко поднимается выше 15 градусов. Летом, когда в горах тают ледники, вода в реке мутная от примесей мельчайших частиц размытых горных пород. В остальное время года вода зеленоватая или голубая.
СЛАЙД 10 - Бия – вторая по величине река Алтая. Длина её 301км. Вытекает река из Телецкого озера. В русле реки много порогов, преодоление которых на лодках требует большой сноровки и смелости. Очень красиво выглядит место слияния Бии и Катуни. Две реки, одновременно мощные, несут свои воды, сходясь в ещё более мощную струю - реку Обь. Обе реки имеют разный цвет. Катунь зеленоватый (бирюзовый), а Бия - белый (грязно-серый). Некоторое время реки несут свои воды, почти не смешиваясь, образуя "полосатую" бело-зелёную струю.
- Послушайте легенду о реках Катунь и Бия.
Приложение 2.
СЛАЙД 11 - Обь является главной рекой Алтайского края. На расстоянии 500км широкая лента Оби пересекает край, образуя два гигантских изгиба. По своей длине она уступает в России только Лене и Амуру, а по площади бассейна Обь – самая крупная река нашей страны.
СЛАЙД 12 - На реке Оби расположена столица Алтайского края – город Барнаул.
СЛАЙД 13 - Одной из крупных рек Алтая является река Чарыш. Своё начало Чарыш берёт в республике Алтай. Река используется туристами для сплавов, имеется несколько порогов. Долина реки исключительно живописна. Вода прозрачна и сквозь неё видно, как мелькают камни и дно. По берегам реки много удобных мест для стоянок.
СЛАЙД 14 - Неслучайно именно на реку Чарыш пал выбор президента России В.Путина для совершения первого в жизни водного путешествия. С тех пор этот маршрут называют «президентским».
- А какая река протекает по нашему району?
СЛАЙД 15 - Река Кулунда маловодна и питается главным образом за счёт снеговых вод. В жаркие летние сезоны нередко пересыхает.
- Как используются реки края?
СЛАЙДЫ 16-17
- Реки Алтая имеют хозяйственное значение: судоходство развито на Оби, Бие, Чарыше, Катуни. Для сплава леса используется Обь и Бия. Велико значение рек для водоснабжения сёл и городов, орошение полей и пастбищ. Все реки пригодны для спортивного рыболовства. По берегам рек располагаются турбазы, дома отдыха.
3. Рассказ учителя об озёрах края.
СЛАЙД 18 - Живописны алтайские озера. В крае их насчитывается тысячи, и расположены они по всей территории. Большая часть озер находится в Кулундинской низменности. Недаром Алтай называют краем голубых озер. Небольшие по размеру горные и степные озера придают своеобразное очарование и неповторимость. 60% озёр – пресные, остальные – солёные и горько-солёные. Пользуясь данной таблицей, (СЛАЙД19) скажите, какое озеро самое глубокое, а какое самое большое по площади?
СЛАЙД 20 - Самое большое озеро в Алтайском крае горько-соленое озеро Кулундинское. Оно мелководное, питается водами реки Кулунды и подземными водами. В жаркое лето, а климат здесь сухой, с поверхности озера, хорошо прогреваемой солнцем, испаряется много воды. Испарение – это единственный путь, через который вода уходит из озера, так как из него не вытекает ни одна река. Озеро не пересыхает даже в самые засушливые годы. Значительное количество воды озеру приносят реки Кулунда, Суетка и небольшие ручьи. На песчаных пляжах можно приятно отдохнуть и позагорать. Мелководье определяет высокую, до 26 градусов температуру воды. Вода в озере слабосолёная. На схеме показано озеро Кулундинское и реки, впадающие в него. Пунктирной линией обозначен заказник (СЛАЙД 21), который расположен здесь. (Слайд 22.) Весной и осенью во время массового перелёта птиц большие стаи останавливаются на озере для отдыха. А многие из них остаются на летние гнездовья. Поэтому здесь организован заказник с целью защиты и сохранения уникального разнообразия водоплавающих птиц.
СЛАЙД 23 - К югу от Кулундинского находится второе по величине озеро — Кучукское и река Кучук. В восточной и южной его части имеются незапесоченные целебные грязи. До Великой Отечественной войны здесь был расположен курорт. Потом его закрыли. Озеро раньше соединялось протокой с Кулундинским озером. Озеро Кучукское хорошо изучено. СЛАЙД 24 - Его глауберовая соль (мирабелит) является сырьём для работы ОАО «Кучуксульфат». Эти два озера нанесены на всех картах мира. В их рапе и донных отложениях большие запасы солей и различных элементов. Вот как выглядят эти озёра из космоса. СЛАЙД 25
СЛАЙД 26 - Озеро Яровое имеет высокоминерализованную воду и месторождение лечебных грязей. В озере добывают поваренную соль. Глубина озера - до 7-8м. берега крутые, обрывистые, высотой от 2 до 25м. По берегам много родников, с температурой 28-29 градусов. На соленом Большом Яровом озере много лет существует лечебно-оздоровительный комплекс. Соленая вода, обилие степного солнца всё это создаёт неповторимые условия для отдыха. Озеро является гидрогеологическим памятником федерального значения.
СЛАЙД 27 - В окрестностях Змеиногорска находится небольшая деревня с ласковым названием Савушки, рядом с которой расположено живописное Колыванское озеро. Вдоль берегов красивого, спокойного и чистого озера стоят гранитные скалы причудливых форм. Есть хорошие места для купания. О чистоте озера свидетельствует тот факт, что здесь водится редкий водяной орех (чилим), (СЛАЙД 28) занесённый в Красную книгу. Это реликтовое растение, сохранившееся с доледникового периода.
СЛАЙД 29 – Кто узнал это озеро? Что вы знаете о нём? (Об озере рассказывают дети, которые приготовили сообщение дома.)
Приложение 3.
4. Закрепление знаний. Работа с картой.
- На прошлом уроке вы отмечали столицу нашего края, район и посёлок, в котором живём. СЛАЙД 30. А теперь на карте найдите и закрасьте озёра Кулундинское и Кучукское, реки Бия, Катунь и Обь.
Самопроверка СЛАЙД 31
5. Значение водоёмов и их охрана.
- Какое значение имеет вода для растений, животных, человека? СЛАЙД 32
1). Водоёмы – это хранилища воды.
2). Дом для растений и животных.
3). Место отдыха людей.
4). Служат для перевозки грузов.
5). Люди используют в быту и на производстве
- Что нужно делать, чтобы водоёмы были чистыми? СЛАЙД 33
1). Правильно хранить и использовать удобрения и ядохимикаты.
2). Сообщать в общество охраны природы об оставленных без присмотра ядовитых веществах.
3). Оберегать животных и растения.
4). Нельзя мыть в водоёмах машины и другие транспортные средства, так как в воду попадёт бензин или машинное масло.
5). Не выбрасывать мусор в водоёмы и не оставлять его на берегу.
6). Следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.
- Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых водах Арктики нашли следы стирального порошка. В реках Волга, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. Волга загрязнена настолько, что в ней впору заняться добычей полезных ископаемых. В сибирских реках из-за затонувшего леса появились микроорганизмы очень вредные для здоровья человека и животных. Байкал теряет способность самоочищаться. Омуль – рыба, которая обитает только в чистой воде, - еле шевелится. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью. В Бразилии тысячи семей покупают минеральную воду в бутылках, чтобы приготовить пищу или умыться, так как вода в водопроводах загрязнена отходами промышленных предприятий. Как бы такое не случилось и у нас! Тогда известная сказка Пушкина будет выглядеть вот так.
6. Разыгрывается сценка.
СЛАЙД 33
Приложение 4.
- Пройдёт немного времени – и владелец воды станет властелином мира. Полцарства будут давать не за коня, как раньше, а за глоток воды.
СЛАЙД 34.
VI . Домашнее задание.
- Назовите озёра края, которые хранят в себе большие запасы поваренной соли, природной соды.
- Сколько рек протекает на территории края, а сколько находится озёр?
- Назовите ценные породы рыб, которые водятся в реках и озёрах края.
VII. Итог урока.
СЛАЙД 35.
- Подводя итог нашего урока, скажите, что нового и интересного вы узнали на уроке?
- Давайте споём песню-гимн о воде. СЛАЙД 36-38.
Приложение 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока окружающего мира "Моря, озёра и реки России"
Данная разработка предназначена для учителей начальной школы. Она будет полезной при изучении темы "Моря, озёра и реки России" на уроках окружающего мира....
Конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Урок здоровья в лесной школе.Наше питание."(УМК Биболетова М.З.)
На уроке дети знакомятся с модальным глаголом must ,тренируются в его употреблении на материале, относящимся к нашему питанию и здоровому образу жизни....
Конспект урока по информационным технологиям в 9-м классе по теме «ИТ-технологии-активная среда нашего будущего» (рассчитан на 2 спаренных урока)
Прибегает ко мне сегодня директор школы, приносит вот такую "бумажку". [IMG]/upload/blogs/detsad-96756-1418240031.jpg[/IMG] Официальное требование о проведение урока по ИТ-технологиям, под общим...
Презентация по окружающему миру "Озёра России". 2 класс.
Презентация по окружающему миру "Озёра России"....
Конспект интегрированного урока по английскому языку и окружающему миру в 3 классе «Урок здоровья в лесной школе. Наше питание»
Конспект интегрированного урока по английскому языку и окружающему миру в 3 классе «Урок здоровья в лесной школе. Наше питание»...
Конспект урока окружающего мира с презентацией для 4 класса по теме "Моря, озёра, реки России"
Раздел "Природа России". Урок по теме "Моря, озёра, реки России". Помогает сформировать представление о морях, озёрах, реках России, знакомит с их местонахождением, формирует умени...
Технологическая карта урока Окружающий мир «Моря, озёра и реки России» (4 класс, УМК Школа России)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний о морях, озёрах и реках России, познакомить с их местонахождением, формировать умение работать по карте. Задач...