мастер-класс-освоение проблемного диалога
статья по окружающему миру (1 класс) на тему
мастер-класс-освоение проблемного диалога к уроку окружающий мир по теме "хозяйство человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_belyshevaa.r.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обнаруживать и формулировать учебную проблему самостоятельно-одно из основных регулятивных универсальных учебных действий. Технология проблемного диалога является эффективным средством формирования данного действия.Учителя испытывают затруднение при построении проблемного диалога,состоящего из серии вопросов,стимулирующих учащихся к самостоятельному формулированию проблемного вопроса. Пошаговая работа над выбором приемов побуждающего от проблемной ситуации диалога и выбором методов поиска решения проблемы,включающая чередование фронтальной работы и работы в парах,способствует более глубокому освоению технологии проблемного диалога.
Для преодоления учителями трудности в построении серии вопросов проблемного диалога созданы следующие условия:
1.Использование памятки «Технология проблемного диалога»
2. Пошаговая работа над выбором приемов побуждающего от проблемной ситуации диалога,над построением серии вопросов,стимулирующих учащихся к самостоятельному формулированию проблемного вопроса.
3. Использование схем при построении проблемного диалога способствует более глубокому освоению данной образовательной технологии.
4. Чередование фронтальной работы и работы в парах.
Мастер-класс проводится на тему «Реализация системно-деятельностного подхода»,с использованием технологии-продуктивное чтение и проблемный диалог, на материале урока окружающего мира в 1 классе по теме «Хозяйство» (Вахрушев А.А.,Бурский О.В.,Раутиан А.С. Окружающий мир.1 класс.( «Я и мир вокруг») Часть 2. стр.22-23)
ДАЮ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧАСТНИКАМ МАСТЕР-КЛАССА ОЗНАКОМИТЬСЯ С ПАМЯТКОЙ «Технология проблемного диалога» (3 мин.)
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА:
Уважаемые коллеги,а сейчас на примере фрагмента урока окружающего мира в 1 классе по теме «Хозяйство человека» покажу,как я создала проблемную ситуацию,используя прием№1-предъявление противоречивых фактов.
-Я предложила ученикам прочитать спор,который состоялся между Васей,Леной,Таней,Колей.(Раздаточный материал лежит на столах слушателей-копия страницы 22 из учебника с текстом)
Вася: Я буду комбайнером.Это самая нужная профессия.Без нее все останутся голодными.
Лена: А я буду доктором и всех вас вылечу,если вы заболеете.
Таня: Нет,главная профессия-инженер.Он знает,как сделать разные вещи.Даже комбайн.
Коля:А я хочу стать машинистом тепловоза.Без меня вы даже до дачи не доедете.
-Как вы думаете,какой прием побуждающего от проблемной ситуации диалога наиболее подходит для создания проблемной ситуации?
Участники высказывают свои предположения,используя памятку.
-Какой основной вопрос (проблемный) должны задать дети?(Какая профессия самая нужная?)
-А теперь попробуйте построить проблемный диалог.В паре составьте серию вопросов,стимулирующих учащихся задать проблемный вопрос.
Участники работают в парах (2 мин.)Один человек представляет результаты работы.
Серия вопросов,стимулирующих учащихся к формулированию проблемного вопроса:
Выбирается серия вопросов.
Учитель обобщает сказанное и по ходу диалога составляет схему
Самая нужная профессия
Комбайнер ? Инженер
Доктор Машинист
Какой возникает вопрос?(Какая профессия самая нужная?)
Уважаемые коллеги,возможно использование и приема №1(предъявление противоречивых фактов)
Учитель предлагает свою версию и по ходу диалога составляет схему на доске.
-Что утверждает Вася?
(что комбайнер-самая нужная профессия)
-Какие доказательства он приводит?
(что без этой профессии все останутся голодными)
-А может ли комбайнер вылечить вас,если вы заболеете?
(нет,так как он не владеет профессией доктора)
-А ,что утверждает Таня?
(что главная профессия-инженер)
-Какие доказательства приводит она?
(что он даже знает,как сделать комбайн)
-А может инженер шить одежду?
(нет,он не владеет профессией швеи)
-Что же утверждает Коля?
(главная профессия-машинист тепловоза)
-Какие доказательства он приводит?
(что без него нельзя никуда доехать,даже до дачи)
-Может ли машинист тепловоза испечь хлеб?
(нет)
-Можем мы выбрать из данных профессий самую нужную?
(Нет)
-Какой возникает вопрос?
(Какая профессия самая нужная?)
Самая нужная профессия
комбайнер ? Машинист
(без него-люди голодные) (без него тепловоз
не повезет людей на работу)
Доктор инженер
(без него больные не смогут (без него никто не сделает комбайн)
выйти на работу)
Коллеги,как вы думаете,какой метод поиска решения проблемы эффективен на данном уроке:побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог или подводящий от проблемы диалог?
Участники высказывают свои предположения,используя памятку.
-Если вы на этапе постановки проблемы выбрали прием №2(столкновение мнений),то для поиска решения проблемы уместно выбрать побуждающий к выдвижению гипотез диалог.
-Какую гипотезу выдвигает Вася?(Комбайнер-самая нужнгая профессия).
Учитель фиксирует на доске:
1 гипотеза
Доктор-самая нужная профессия
Больные не могут работать
Без врача рабочие не вылечатся
2 гипотеза
Инженер-самая нужная профессия
Сломанный комбайн не выйдет на работу
Доказательство-без него люди останутся голодными
3 гипотеза
Комбайнер-самая нужная профессия
Люди останутся голодными
Доказательство -вместо него никто не уберет хлеб
Докажите 4 гипотезу
Машинист тепловоза-самая нужная профессия…
Участники работают в парах(2 мин.).Один человек предоставляет результат.
После обсуждения можно перейти к подводящему к формулированию темы диалогу,используя прием №2
На столах для каждой пары учеников раздаточный материал(жизненные ситуации:-тепловоз неисправен
-инженер заболел
-комбайнер заболел
-доктор не смог доехать на работу,потомучто неисправен тепловоз)
Участникам необходимо к каждой ситуации сделать вывод
(тепловоз неисправен-люди не доедут до работы
Инженер заболел-не починит тепловоз
Комбайнер заболел-не соберет урожай
Доктор не доехал на работу-не вылечит инженера и комбайнера)
Какой можно сделать общий вывод ?
(все профессии важны.Люди разных профессий помогают друг другу и сообща ведут общее ХОЗЯЙСТВО)
Проверим свой вывод .
-Откройте учебник на стр.22.Прочитайте утверждение в красной рамочке.
-Подтвердилось наше предположение
(да)
-Выполните самостоятельно задание в рабочей тетради на стр.45 №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемный диалог на уроках в начальной школе
1.Теоретическое обоснование1.1. Понятие и методы проблемного обучения.............................................. 1.2. Технология проблемно-диалогического обучения...........................
Мастер-класс Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД
Задачи мастер-класса: выяснить, что собой представляют регулятивные УУД;познакомиться с перечнем РУУД, которые должны быть сформированы у обучающихся; узнать, с помощью чего можно сф...
Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации учащихся начальных классов
Здесь описан опыт работы по теме "Технология проблеммного диалога"...
Доклад "Проблемный диалог"
Одним из путей формирования способностей является проблемно-диалогическое обучение. Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала уроко...
Мастер-класс "Освоение технологии проблемного диалога"
Фрагмент урока "окружающего мира" по теме "хозяйство человека"...
Мастер-класс "Освоение технологии проблемного диалога"
Фрагмент урока "окружающего мира" по теме "хозяйство человека"...
Мастер-класс "Освоение технологии проблемного диалога"
Фрагмент урока "окружающего мира" по теме "хозяйство человека"...