Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по УМК "ПНШ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 55.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 111»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ №111»
Протокол №___ от «__»____2013 по УВР ________Г.Р.Зеленина
Руководитель МО ___________________ Приказ №_____от
____________________
«____»_________2013 «___»________2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет: окружающий мир
образовательная область: обществознание и естествознание
начальное общее образование
3класс
Срок реализации программы 2013/2014учебный год
Разработчики программы: О.В.Рудакова, учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
И.В.Зенкова, учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
С.И.Маркина, учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Барнаул 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Библиографический список
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться; и концепции системы «Перспективная начальная школа», на основе Примерной программы начального общего образования, на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г.Кудровой. и на основе программы по учебным предметам 1-4 кл.: в 2ч./Сост. Р.Г.Чуракова-М.: Академкнига/Учебник, 2012.-Ч.2: 344с. Академкнига/учебник,
Обоснование выбора УМК «Перспективная начальная школа»
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального стандарта начального общего образования.
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
-воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
-ориентацию на результаты образования как системно-образующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познания и освоения окружающего мира составляет цель и основной результат образования;
-гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования;
-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательного процесса и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного и познавательного развития обучающихся;
-обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
-учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
-разнообразие организованных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Основная идея системы «Перспективная начальная школа»-оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности, системный учёт современных особенностей образовательного процесса в начальной школе.
Цели и задачи обучения предмету:
Целями изучения курса « Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания , в соответствии со Стандартом, являются:
-сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта;
-формирование у школьников УУД, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
-развитие умений работы с научно-популярной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
-воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
-формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни ив различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
-формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Ценностные ориентиры содержания учебного процесса учебного предмета:
Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, определены следующие ценностные ориентиры содержание курса:
-природа-эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- наука- ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
-человечество-мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
-труд и творчество- уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
-патриотизм- любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
-социальная солидарность-свобода личная и национальная, уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
-гражданственность-долг перед Отечеством. Правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
-поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
-семья- любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;
- личность- саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоправие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
- традиционные религии-представления о вере. Духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
Общая характеристика организации учебного процесса:
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением Стандартов важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми направлениями интегрированного курса «Окружающий мир», каждый из которых имеет свою специфику.
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа:
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа» , курс окружающего мира представлен в предметной области «Обществознание и естествознание», изучается с 1по 4 класс по 2 часа в неделю: 34 учебных недели- 68 часов год.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
-объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
-самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
Коммуникативные:
-доносить свою позицию для других (оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых позиций; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы).
Познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний;
-добывать новые знания;
-перерабатывать полученную информацию.
Предметные результаты:
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
- характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
-находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
-определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
-сравнивать и различать формы земной поверхности;
-находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их значение;
-моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина;
-проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы»;
-называть, сравнивать и различать разные формы водоёмов ( океан, море, река, озеро, болото, пруд);
-находить на физической карте разные водоёмы и определять их назначение;
-характеризовать формы земной поверхности и водоёмы своего края;
-ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
-приводить примеры веществ;
- сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы;
-исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
-исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
-извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний(Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- сравнивать свойства воды и воздуха;
- следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
-характеризовать кругооборот воды в природе;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
-характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
-обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
-исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства ископаемых;
-различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
-извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
-характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
- проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» — ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
- характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
-извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний(Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
-фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
-обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
-определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
- называть представителей растительного и животного мир, занесенных в Красную книгу России;
-называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах в лес, в поле, на луг;
-использовать готовые модели (глобус, карта, план, план карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
-использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, Интернет-адреса для поиска необходимой информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
-осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве, растениям,
диким животным);
-обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
- выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
-описывать достопримечательности Московского Кремля;
-различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
-находить место изученного события на ленте времени;
-находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
-описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»
-извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии)достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
-находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты
с веком, используя при обозначении века римские цифры;
- находить на ленте времени место изученного исторического события;
-проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
-использовать дополнительные источники информации (словари учебников и Интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
-понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
-понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
- соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
-соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов. | 2 часа |
2. | Планета, на которой мы живём. | 12 часов |
3. | Неживая природа. | 16 часов |
4. | Взаимосвязь неживой и живой природы. | 16 часов |
5. | Природные сообщества. | 16 часов |
6. | Наша страна Россия. | 6 часов |
Итого: | 68 часов |
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема урока | Виды занятий обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы) |
Виды учебной деятельности | |
По плану | По факту | ||||
1. | Наш мир знакомый и загадочный. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир»… | Теоретическая работа Практическая работа | Умение классифицировать объекты окружающего мира | ||
2. | Глобус-модель земного шара. | Теоретическая работа Практическая работа | Расширение представлений о модели Земли -глобусе Нахождение на глобусе необходимых географических объектов Получение первоначальных сведений об океанах и материках Знакомство с новыми терминами «океан», «материк» | ||
3. | Материки и океаны на глобусе. | Теоретическая работа | |||
4. | Формы поверхности Земли. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
5. | Географическая карта | Теоретическая работа Практическая работа | Получение и применение первых представлений о картах их разнообразии и назначении Знакомство с новыми понятиями «план местности», «холмы», «овраги» Нахождение сторон горизонта на местности по различным признакам природы, с помощью компаса | ||
6. | Учимся читать карту | Практическая работа | |||
7. | План местности | Теоретическая работа Практическая работа | |||
8. | Холмы и овраги. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
9. | Стороны горизонта. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
10. | Ориентирование на местности. Компас. | Практическая работа | |||
11. | Урок-экскурсия «Ориентирование на местности». | Теоретическая работа Практическая работа | |||
12. | Урок-соревнование по теме «Изображение Земли на карте и глобусе. Ориентирование на местности». | Практическая работа | Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении Умение работать с картой, выполнение задание на контурной карте | ||
13. | Тела, вещества и частицы. | Теоретическая работа Практическая работа | Получение первых представлений о телах и веществах, об атомах | ||
14. | Твердые вещества, жидкости и газы. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
15. | Вода-необыкновенное вещество. | Теоретическая работа Практическая работа | Повторение изученных свойств воды, изучение состояний воды в природе, знакомство с термометром Обогащение и использование в ходе опытов, наблюдений знаний о превращении воды в природе, об осадках, о растворимых и нерастворимых веществах; | ||
16. | Свойства воды в жидком состоянии(первое заседание клуба) | Теоретическая работа | |||
17. | Термометр и его устройство | Теоретическая работа Практическая работа | |||
18. | Свойства воды в твердом состоянии.(свойства льда)( второе заседание клуба) | Теоретическая работа Практическая работа | |||
19. | Свойства воды в газообразном состоянии. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
20. | Круговорот воды в природе. | Практическая работа | |||
21. | Туман и облака. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
22. | Осадки. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
23. | Вода-растворитель.( третье заседание клуба) | Практическая работа Теоретическая работа | |||
24. | Растворы в природе. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
25. | Почему воду надо беречь? | Теоретическая работа Практическая работа | |||
26. | Океан, которого нет на карте и глобусе. | Теоретическая работа Практическая работа | Знакомство с воздушным океаном Земли, со свойствами и температурой воздуха. Изучение причин движения воздуха вдоль поверхности Земли. Формирование первичных представлений о погоде, умений элементарных наблюдений за погодой, работая с дневниками наблюдений. | ||
27. | Воздух- это смесь газов. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
28 | Свойства воздуха. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
29. | Свойства воздуха. | Викторина | |||
30. | Температура воздуха. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
31. | Ветер. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
32. | Что такое погода? | Теоретическая работа Практическая работа | |||
33. | Заключительный урок по теме: «Вода и воздух» | Теоретическая работа Практическая работа | |||
34. | Горные породы. | Теоретическая работа Практическая работа | Знакомство с горными породами, особенностями их разрушения под влиянием температуры и воды. Изучение разнообразия минералов и их практического использования человеком Рассмотрение понятий: «полезные ископаемые», «месторождение», «руда», «сплавы». | ||
35. | Разрушение горных пород. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
36. | Что такое минералы? | Теоретическая работа Практическая работа | |||
37. | Полезные ископаемые. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
38. | Свойства полезных ископаемых.(пятое заседание клуба) | Теоретическая работа Практическая работа | |||
39. | Почему надо беречь полезные ископаемые? | Теоретическая работа Практическая работа | |||
40. | Как образуется почва. | Теоретическая работа Практическая работа | Ознакомление с процессом почвообразования. | ||
41. | Почва и её состав.(Шестое заседание клуба) | Теоретическая работа Практическая работа | |||
42. | Зачем и как люди заботятся о почве(седьмое заседание клуба) | Теоретическая работа Практическая работа | |||
43. | Лес и его обитатели. | Теоретическая работа Практическая работа | Изучение многообразия растительного и животного мира леса и возможностей их совместного обитания Расширение первичных представлений о луге, поле, болоте, лесе, реке, озере. Понимание значения болот в жизни человека Умение показывать на карте реки. | ||
44. | Лес и его обитатели. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
45. | Луг и его обитатели. | Практическая работа | |||
46. | Поле и его обитатели. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
47. | Пресный водоём и его обитатели. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
48. | Пресный водоём и его обитатели. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
49. | Болото и его обитатели. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
50. | Значение лесов. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
51. | Безопасное поведение в лесу.(восьмое заседание клуба) | Теоретическая работа Практическая работа | |||
52. | Луг и человек. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
53. | Надо ли охранять болота? | Теоретическая работа Практическая работа | |||
54. | Дары рек и озер. | Теоретическая работа Практическая работа | Освоение материала, связанного с охраной природы родного края, знакомство с заповедными местами России, с растениями и животными из Красной книги России | ||
55. | Безопасное поведение у водоёмов.(девятое заседание клуба) | Теоретическая работа Практическая работа | |||
56. | Человек-защитник природы. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
57. | Природа будет жить | Теоретическая работа Практическая работа | |||
58. | Лента времени. | Теоретическая работа Практическая работа | Работа с источниками информации. Расширение представлений о ленте времени, уточнение знаний о месяце, годе, веке; размещение на ленте времени по соответствующим эпохам дат исторических событий, известных имён исторических деятелей и памятников культуры. Изучение Золотого кольца России, знакомство с Санкт-Петербургом. Выступление с сообщениями и докладами на заседаниях научных клубов. Моделирование (составление маршрута экскурсии). | ||
59. | Золотое кольцо России. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
60. | Золотое кольцо России. | Теоретическая работа Практическая работа | |||
61. | Путешествие по Санкт-Петербургу(десятое заседание клуба) | Теоретическая работа Практическая работа | |||
62. | Путешествие по Санкт-Петербургу(десятое заседание клуба) | Теоретическая работа Практическая работа | |||
63. | Урок-экскурсия. ( из резерва) | Практическая работа | |||
64. | Урок-экскурсия. (из резерва) | Практическая работа | |||
65. | Урок-экскурсия. (из резерва) | Практическая работа | |||
66. | Урок-экскурсия. (из резерва) | Практическая работа | |||
67. | Урок-экскурсия. (из резерва) | Практическая работа | |||
68. | Итоговый урок. (из резерва) | Практическая работа |
Описание материально- технического и учебно-методического обеспечения:
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе:
- Федотова О.Н.,Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник.часть1.-М.:Академкнига/Учебник.
- Федотова О.Н.,Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник.часть2.-М.:Академкнига/Учебник.
- Федотова О.Н.,Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия-М.:Академкнига/Учебник.
- Федотова О.Н.,Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1-М.:Академкнига/Учебник.
- Федотова О.Н.,Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №2-
М.: -Академкнига/Учебник.
- Федотова О.Н.,Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя.
М.: -Академкнига/Учебник.
Оборудование и приборы
1.Натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2.Гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3.Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4.Изобразительные наглядные пособия-таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и т.д.
5.Географические и исторические карты;
6.Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;
7.Приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, разнообразный раздаточный материал;
8.Измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки.
9.Набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.
Технические средства обучения
1.Магнитная доска
2.Мультимедийный проектор
3.Персональный компьютер
4.Доска интерактивная
Литература, рекомендуемая для учащихся:
- Федотова О.Н.,Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник.часть1.-М.:Академкнига/Учебник.
- Федотова О.Н.,Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник.часть2.-М.:Академкнига/Учебник.
- Федотова О.Н.,Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия-М.:Академкнига/Учебник.
- Федотова О.Н.,Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1-М.:Академкнига/Учебник.
- Федотова О.Н.,Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №2-
М.: -Академкнига/Учебник.
6. Итоговая комплексная работа на основе единого текста . 3 класс. / Н. А.Чуракова.- М,: Академкнига/Учебник
Литература, используемая при подготовке программы:
1.Чуракова Р.Г. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения.-М.: Академкнига/Учебник.
2.Чуракова Р.Г. технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе.-М.: Академкнига/Учебник.
3.Чуракова Р.Г. Анализ урока в начальной школе.-М.: Академкнига/Учебник.
4.Проектирование основной образовательной программы школы/ Под ред. Р.Г.Чураковой.-М.: Академкнига/Учебник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...