Разработка урока по окружающему миру по теме "Что такое деньги"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Серебрякова Евгения Олеговна

Данная разработка  предназначена для проведения урока по курсу окружающий мир по теме "Что такое деньг" в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:    Что такое деньги

Задачи:         познакомить

  • с историей возникновения денег;
  • с разнообразием монет и бумажных денег;
  • со строением монеты;

                        

развивать

  • познавательный интерес;
  • речь учащихся;

Без копейки рубля нет.

Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.

Денег ни гроша, да слава хороша.

Денежка без ног, а весь свет обойдет.

Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.

Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.

Деньга лежит, а шкура дрожит.

Деньги всему голова.

Деньги всякого прельстят.

Деньги – не грибы – и зимой растут.

Деньги – не люди, лишними не будут.

Деньги приходят и уходят, как вода.

Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.

Лишние деньги – лишние хлопоты.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Через золото слезы льются.

На деньги ума не купишь.

Легкие деньги не живут.

 

Здоровье дороже денег.

У кого рубль плачет, а у меня копейка скачет.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Задачи:         познакомить

  • с историей возникновения денег;
  • с разнообразием монет и бумажных денег;
  • со строением монеты;

                        

развивать

  • познавательный интерес;
  • речь учащихся;

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и задач урока

У КАЖДОГО ПОСЛОВИЦА ИЛИ ПОГОВОРКА О ДЕНЬГАХ (прочитать по цепочке)

 - Какое понятие объединяет эти пословицы и поговорки?

 - О чем, как вы думаете, пойдет речь сегодня на нашем уроке?

СЛАЙД №1

3. Работа по новой теме

                3.1.  История возникновения денег.

В начальный период существования человеческого общества преобладало натуральное хозяйство: вся производимая продукция использовалась только для собственных нужд. Такой вид хозяйства имеет один серьезный недостаток - он полностью зависит от природных условий региона. Для занятия земледелием нужна плодородная земля, для разведения скота - луга и степи, для рыболовных промыслов - доступ к реке или морю.

Со времён  наших предков земледельцы умеют выращивать пшеницу, потомственные скотоводы - разводить скот и т.д. Это привело к тому, что натуральное хозяйство  стало производить своего товара больше, чем нужно для собственного потребления.

Разницу можно использовать с выгодой для себя - обменять на другие виды продукции, которые нужны для собственного потребления. Постепенно люди пришли к пониманию, что можно заниматься тем, что умеешь делать качественно и быстро, а недостающие товары получать путем обмена.

Но здесь есть одна загвоздка: непосредственный обмен товарами может происходить лишь при наличии потребности продавца именно в том товаре, который предлагает к обмену другая сторона. Т.е. если у нас есть хлеб и нам нужна посуда, то покупатель-мясник в качестве партнера для сделки выступать уже не может!

Следовательно, обмен товарами может происходить при наличии нужных товаров у сторон, вступающих в обменную сделку. И это существенно ограничивает возможности обмена товаров.

Подобную форму обмена товаров описал англичанин  Верни Ловетт Камерон, возглавлявший в 1873 году африканскую экспедицию.  Для того, чтобы получить лодки для переправы через озеро, Камерону пришлось совершить следующие обменные операции:

 

проволока = одежда и обувь = слоновые бивни = лодки

 СЛАЙД 2

На совершение этих операций понадобилось около 10 дней.

Как видно из этого примера, обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.

Развитие обменных операций,  в конце концов,  привела  к тому, что людям нужен был товар, на который все чаще всего обменивают другие товары.

В качестве такого товара всегда выступали товары, которые служили наиболее важными предметами обмена - товары первой необходимости и предметы роскоши.

  СЛАЙД 3

треска у народов древней Исландии;

лодки у североамериканских индейцев;

шкуры у народов древней Скандинавии;

скот у многих народов, в том числе и в древней Руси;

“кирпичный” чай в Монголии;

рабы в рабовладельческих государствах древнего мира и т.д.

К украшениям, которые служили товарами-эквивалентами, можно отнести:

раковины каури, которые использовалась в качестве товара-эквивалента в Индии, Цейлоне, Сиаме и Африке;

вампум (расшитый кожаный пояс) у индейцев Северной Америки;

меха в древней Руси и пр.

        

Существует два способа обмена товарами:

  СЛАЙД 4

                   

                                Бартер – это прямой обмен одних товаров на другие. (учебник 3 абзац)

                                Купля – продажа – обмен, в котором участвуют деньги.

        Купить или продать  товар  значит, обменять его на какое-то количество денег. На какое именно – указывает цена товара.

                3.2.  Деньги.

                        - ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ДЕНЬГИ?  (ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ)

       СЛАЙД 5

                       - Всегда ли деньги были такими, какими мы их видим в наше время?

СЛАЙД 6

                         Каменные деньги.

Каменный диск внизу - малый экземпляр монет, служивших жителям острова Яп в Тихом океане для оплаты общественных расходов и судебных тяжб. Большие экземпляры достигали 4м. в диаметре.

Деньги-топоры.

Индейцы для платежей  использовали какао-бобы и маленькие медные топоры - их мягкий металл не годился для хозяйственных нужд.

                  Деньги- перья.

Эти деньги ( длинной до 10м.) изготовлены из тонких красных перьев, склеенных вместе и связанных растительными волокнами в круги - бухты. На островах Санта-Крус ( Тихий океан) их используют для расчетов при брачных церемониях и покупке океанских каноэ. Чем ярче перья, тем ценнее бухта!

СЛАЙД 7

                  Раковины каури.

Самому раннему свидетельству об использовании раковин каури в качестве денег в Китае около 3500 лет. Изображение такой раковины и выбрали для обозначения денег. Раковины каури служили деньгами в 9-18 вв. в Индии, в 17 веке в Таиланде и в 19 веке в Африке.

     СЛАЙД 8

 \

Вампум (нити с нанизанными на них раковинами).

Вампум был распространён среди индейских племён Северной Америки. Состоит из раковин, нанизанных на шнуры. Переплетения шнуров образуют полосу, которую обычно носили как пояс. Раковины, окрашенные в разные цвета, имеют символическое значение: красный - война, чёрный - угроза, враждебность, белый - мир, счастье, благополучие. Комбинации цветных раковин составляют символические рисунки, например красный топор на чёрном фоне - объявление войны, скрещенные тёмные руки на белом фоне - мирный договор. Часто встречаются Вампум с абстрактным изображением - геометрическим орнаментом, который также имеет символическое значение. Вампум применялся как средство передачи сообщений от племени к племени и как украшение. Иногда Вампум выполнял функцию денег.

4. Физкультминутка

3.3. Монеты

- Как вы думаете,  те предметы, которые использовались в качестве денег,  были удобными?  Почему?

                

Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Они не должны портиться при хранении или передаче из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой и даже малое их количество равнялось по ценности  и быку, и дому, и кораблю, и участку земли. Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости:

                                                Из меди – подешевле;

                                                Из серебра – подороже;

                                                Из золота – самые дорогие.

 

                 СЛАЙД 9                                                               СЛАЙД 10

                                 

                                                                        СЛАЙД 11

   

 ПЕРВЫЕ МОНЕТЫ

Монеты - металлические пластинки с рисунком. Первые монеты были изготовлены в 7 в.

до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия ( ныне территория Турции) из электра, природного сплава золота  и серебра. Опыт изготовления монет оказался удачным и вскоре распространился на Европу.

В Китае и Японии Ж. монета не чеканилась, а отливалась, так что она на самом деле является

 не Ж., а чугунной. Посередине монеты находится квадратная дыра, для продевания шнура из рисовой соломы, на который она нанизывалась.

На Русь начинают ввозить западноевропейские монеты, которые назывались так же, как

когда-то римские,— денариями. На эти тоненькие серебряные монеты с примитивными изображениями правителей были перенесены русские названия монет — куны или резаны.

В конце X в. в Киевской Руси начинается чеканка собственных монет из золота и серебра. Первые русские монеты так и назывались златниками и серебрениками. На монетах изображался великий князь киевский и своеобразный государственный герб в форме трезубца — так называемый знак Рюриковичей.

Надпись на монетах князя Владимира (980—1015) гласила: «Владимир на столе, а се его сребро», что значит: «Владимир на престоле, а это его деньги» (рис. 2). Долгое время на Руси слово «сребро» — «серебро» было равнозначно понятию денег.

        

В XIII в. на Русь обрушились монголо-татары. Города были разрушены, торговля заглохла. В эти тяжелые годы на Руси не чеканили монет, не привозили их и из других стран. Период с XII по XIV в. так и вошел в историю под названием «безмонетного».

 Известен лишь один вид «монет» этого времени: тяжелые серебряные слитки. Их называли «гривны серебра». Были гривны киевские, шестиугольные слитки весом около 160 г. (рис. 4), и новгородские, в форме длинного бруска весом около 200 г (рис. 5). Ученые до сих пор не выяснили, какие предметы служили деньгами при мелочной торговле в «безмонетный период».

Строение монеты  

                               СЛАЙД 12

             

Сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство 2 рубля – называется оборотной или «реверс» или «решка». Сторона, на которой изображён герб (может быть портрет или другой рисунок) – лицевая. Она называется «аверс» или «орёл». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется легендой.

 Практическая работа.

(У каждого на столе лежат монеты разных годов выпуска. Найти лицевую и оборотную стороны, номинал, легенду)

3.4. Бумажные деньги

- Почему же наряду с металлическими деньгами появились бумажные?

- Зачем они нужны были людям?

У металлических денег всё же сказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. Богатым купцам, которые торговали  с далёкими странами, было опасно и неудобно возить с собой этот груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.

Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

           

                         СЛАЙД 13                                                          СЛАЙД 14

                             

                                                                          СЛАЙД 15

                                                     

    6. Итог урока.

 СЛАЙД 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру , 1 класс "Кто такие птицы"

Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Что такое деньги?». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Что такое деньги?»Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; р...

Разработка урока по окружающему миру "Что такое почва".Школа России.3 класс.

Разработка урока "Что такое почва" 3 класс "Школа России"....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Что значит деньги"

Тип урока: Урок изучения нового материалаФорма проведения урока: комбинированный урокМесто урока в изучаемой теме:Данный урок является восьмым по теме «Чему учит экономика». Связан с преды...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое деньги". (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое деньги, как они появились, что такое бартер, купля-продажа, валюта, нумизматика, сбережения; формирование знаний о сторонах монеты.Плани...

Методическая разработка урока по окружающему миру , 3 класс. "Что такое деньги".

Урок :  «Окружающий мир", 3 класс.                                          ...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Что такое деньги?"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опре...