Разработка урока по окружающему миру по теме "Что такое деньги"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Данная разработка предназначена для проведения урока по курсу окружающий мир по теме "Что такое деньг" в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по окружающему миру по теме что такое деньги 3 класс | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Что такое деньги
Задачи: познакомить
- с историей возникновения денег;
- с разнообразием монет и бумажных денег;
- со строением монеты;
развивать
- познавательный интерес;
- речь учащихся;
Без копейки рубля нет.
Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.
Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.
Деньга лежит, а шкура дрожит.
Деньги всему голова.
Деньги всякого прельстят.
Деньги – не грибы – и зимой растут.
Деньги – не люди, лишними не будут.
Деньги приходят и уходят, как вода.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
Лишние деньги – лишние хлопоты.
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Через золото слезы льются.
На деньги ума не купишь.
Легкие деньги не живут.
Здоровье дороже денег.
У кого рубль плачет, а у меня копейка скачет.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Задачи: познакомить
- с историей возникновения денег;
- с разнообразием монет и бумажных денег;
- со строением монеты;
развивать
- познавательный интерес;
- речь учащихся;
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и задач урока
У КАЖДОГО ПОСЛОВИЦА ИЛИ ПОГОВОРКА О ДЕНЬГАХ (прочитать по цепочке)
- Какое понятие объединяет эти пословицы и поговорки?
- О чем, как вы думаете, пойдет речь сегодня на нашем уроке?
СЛАЙД №1
3. Работа по новой теме
3.1. История возникновения денег.
В начальный период существования человеческого общества преобладало натуральное хозяйство: вся производимая продукция использовалась только для собственных нужд. Такой вид хозяйства имеет один серьезный недостаток - он полностью зависит от природных условий региона. Для занятия земледелием нужна плодородная земля, для разведения скота - луга и степи, для рыболовных промыслов - доступ к реке или морю.
Со времён наших предков земледельцы умеют выращивать пшеницу, потомственные скотоводы - разводить скот и т.д. Это привело к тому, что натуральное хозяйство стало производить своего товара больше, чем нужно для собственного потребления.
Разницу можно использовать с выгодой для себя - обменять на другие виды продукции, которые нужны для собственного потребления. Постепенно люди пришли к пониманию, что можно заниматься тем, что умеешь делать качественно и быстро, а недостающие товары получать путем обмена.
Но здесь есть одна загвоздка: непосредственный обмен товарами может происходить лишь при наличии потребности продавца именно в том товаре, который предлагает к обмену другая сторона. Т.е. если у нас есть хлеб и нам нужна посуда, то покупатель-мясник в качестве партнера для сделки выступать уже не может!
Следовательно, обмен товарами может происходить при наличии нужных товаров у сторон, вступающих в обменную сделку. И это существенно ограничивает возможности обмена товаров.
Подобную форму обмена товаров описал англичанин Верни Ловетт Камерон, возглавлявший в 1873 году африканскую экспедицию. Для того, чтобы получить лодки для переправы через озеро, Камерону пришлось совершить следующие обменные операции:
проволока = одежда и обувь = слоновые бивни = лодки
СЛАЙД 2
На совершение этих операций понадобилось около 10 дней.
Как видно из этого примера, обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.
Развитие обменных операций, в конце концов, привела к тому, что людям нужен был товар, на который все чаще всего обменивают другие товары.
В качестве такого товара всегда выступали товары, которые служили наиболее важными предметами обмена - товары первой необходимости и предметы роскоши.
СЛАЙД 3
треска у народов древней Исландии;
лодки у североамериканских индейцев;
шкуры у народов древней Скандинавии;
скот у многих народов, в том числе и в древней Руси;
“кирпичный” чай в Монголии;
рабы в рабовладельческих государствах древнего мира и т.д.
К украшениям, которые служили товарами-эквивалентами, можно отнести:
раковины каури, которые использовалась в качестве товара-эквивалента в Индии, Цейлоне, Сиаме и Африке;
вампум (расшитый кожаный пояс) у индейцев Северной Америки;
меха в древней Руси и пр.
Существует два способа обмена товарами:
СЛАЙД 4
Бартер – это прямой обмен одних товаров на другие. (учебник 3 абзац)
Купля – продажа – обмен, в котором участвуют деньги.
Купить или продать товар значит, обменять его на какое-то количество денег. На какое именно – указывает цена товара.
3.2. Деньги.
- ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ДЕНЬГИ? (ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ)
СЛАЙД 5
- Всегда ли деньги были такими, какими мы их видим в наше время?
СЛАЙД 6
Каменные деньги.
Каменный диск внизу - малый экземпляр монет, служивших жителям острова Яп в Тихом океане для оплаты общественных расходов и судебных тяжб. Большие экземпляры достигали 4м. в диаметре.
Деньги-топоры.
Индейцы для платежей использовали какао-бобы и маленькие медные топоры - их мягкий металл не годился для хозяйственных нужд.
Деньги- перья.
Эти деньги ( длинной до 10м.) изготовлены из тонких красных перьев, склеенных вместе и связанных растительными волокнами в круги - бухты. На островах Санта-Крус ( Тихий океан) их используют для расчетов при брачных церемониях и покупке океанских каноэ. Чем ярче перья, тем ценнее бухта!
СЛАЙД 7
Раковины каури.
Самому раннему свидетельству об использовании раковин каури в качестве денег в Китае около 3500 лет. Изображение такой раковины и выбрали для обозначения денег. Раковины каури служили деньгами в 9-18 вв. в Индии, в 17 веке в Таиланде и в 19 веке в Африке.
СЛАЙД 8
\
Вампум (нити с нанизанными на них раковинами).
Вампум был распространён среди индейских племён Северной Америки. Состоит из раковин, нанизанных на шнуры. Переплетения шнуров образуют полосу, которую обычно носили как пояс. Раковины, окрашенные в разные цвета, имеют символическое значение: красный - война, чёрный - угроза, враждебность, белый - мир, счастье, благополучие. Комбинации цветных раковин составляют символические рисунки, например красный топор на чёрном фоне - объявление войны, скрещенные тёмные руки на белом фоне - мирный договор. Часто встречаются Вампум с абстрактным изображением - геометрическим орнаментом, который также имеет символическое значение. Вампум применялся как средство передачи сообщений от племени к племени и как украшение. Иногда Вампум выполнял функцию денег.
4. Физкультминутка
3.3. Монеты
- Как вы думаете, те предметы, которые использовались в качестве денег, были удобными? Почему?
Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Они не должны портиться при хранении или передаче из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой и даже малое их количество равнялось по ценности и быку, и дому, и кораблю, и участку земли. Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости:
Из меди – подешевле;
Из серебра – подороже;
Из золота – самые дорогие.
СЛАЙД 9 СЛАЙД 10
СЛАЙД 11
ПЕРВЫЕ МОНЕТЫ
Монеты - металлические пластинки с рисунком. Первые монеты были изготовлены в 7 в.
до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия ( ныне территория Турции) из электра, природного сплава золота и серебра. Опыт изготовления монет оказался удачным и вскоре распространился на Европу.
В Китае и Японии Ж. монета не чеканилась, а отливалась, так что она на самом деле является
не Ж., а чугунной. Посередине монеты находится квадратная дыра, для продевания шнура из рисовой соломы, на который она нанизывалась.
На Русь начинают ввозить западноевропейские монеты, которые назывались так же, как
когда-то римские,— денариями. На эти тоненькие серебряные монеты с примитивными изображениями правителей были перенесены русские названия монет — куны или резаны.
В конце X в. в Киевской Руси начинается чеканка собственных монет из золота и серебра. Первые русские монеты так и назывались златниками и серебрениками. На монетах изображался великий князь киевский и своеобразный государственный герб в форме трезубца — так называемый знак Рюриковичей.
Надпись на монетах князя Владимира (980—1015) гласила: «Владимир на столе, а се его сребро», что значит: «Владимир на престоле, а это его деньги» (рис. 2). Долгое время на Руси слово «сребро» — «серебро» было равнозначно понятию денег.
В XIII в. на Русь обрушились монголо-татары. Города были разрушены, торговля заглохла. В эти тяжелые годы на Руси не чеканили монет, не привозили их и из других стран. Период с XII по XIV в. так и вошел в историю под названием «безмонетного».
Известен лишь один вид «монет» этого времени: тяжелые серебряные слитки. Их называли «гривны серебра». Были гривны киевские, шестиугольные слитки весом около 160 г. (рис. 4), и новгородские, в форме длинного бруска весом около 200 г (рис. 5). Ученые до сих пор не выяснили, какие предметы служили деньгами при мелочной торговле в «безмонетный период».
Строение монеты
СЛАЙД 12
Сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство 2 рубля – называется оборотной или «реверс» или «решка». Сторона, на которой изображён герб (может быть портрет или другой рисунок) – лицевая. Она называется «аверс» или «орёл». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется легендой.
Практическая работа.
(У каждого на столе лежат монеты разных годов выпуска. Найти лицевую и оборотную стороны, номинал, легенду)
3.4. Бумажные деньги
- Почему же наряду с металлическими деньгами появились бумажные?
- Зачем они нужны были людям?
У металлических денег всё же сказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. Богатым купцам, которые торговали с далёкими странами, было опасно и неудобно возить с собой этот груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.
Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.
СЛАЙД 13 СЛАЙД 14
СЛАЙД 15
6. Итог урока.
СЛАЙД 16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру , 1 класс "Кто такие птицы"
Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания....
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Что такое деньги?». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Что такое деньги?»Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; р...
Разработка урока по окружающему миру "Что такое почва".Школа России.3 класс.
Разработка урока "Что такое почва" 3 класс "Школа России"....
Методическая разработка урока по окружающему миру "Что значит деньги"
Тип урока: Урок изучения нового материалаФорма проведения урока: комбинированный урокМесто урока в изучаемой теме:Данный урок является восьмым по теме «Чему учит экономика». Связан с преды...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое деньги". (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое деньги, как они появились, что такое бартер, купля-продажа, валюта, нумизматика, сбережения; формирование знаний о сторонах монеты.Плани...
Методическая разработка урока по окружающему миру , 3 класс. "Что такое деньги".
Урок : «Окружающий мир", 3 класс. ...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Что такое деньги?"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опре...