Конспект урока по окружающему миру "Весенние изменения в жизни животных" ( 3 класс УМК "Гармония")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Соловьева Светлана Алексеевна

Конспект урока по окружающему миру: Весенние изменения в жизни животных. Обобщение. (Урок – конференция.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Урок по окружающему миру

для 3 класса

на тему:

 «Весенние изменения в жизни животных».

Тема: Весенние изменения в жизни животных. Обобщение. (Урок – конференция.)

Цели: - обобщить наблюдения обучающихся за весенними изменениями в неживой и живой природе;

- развивать интерес к наблюдениям за природными явлениями; коммуникативные навыки;

- воспитывать экологически грамотное и безопасное поведение в природе, бережное отношение к природе.

Ход урока.

1.Орг. момент.

- Долгожданный дан звонок – начинается урок. Ребята, сегодня мы проводим урок окружающего  мира в необычной форме. В форме конференции.  А кто из вас знает, что такое конференция?

- Конференция -  это собрание, совещание групп людей для обсуждения и решения каких-либо вопросов. Вот и мы разделились на 3 группы: ботаники (люди, изучающие жизнь растений), орнитологи (люди, изучающие жизнь птиц) и зоологи (люди, изучающие жизнь животных). Выберите командира в каждой группе. Он получает лист опроса, на котором отмечает работу участников своей группы. А в конце урока поставит им оценки с комментарием.

- Закройте глаза, послушайте музыку и расскажите, что вы представили?

2. Актуализация знаний.

(Звучит музыка П.И.Чайковского из альбома «Времена года» «Апрель». 2 слайд)

3 слайд    - Отгадайте:

Если речка голубая пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,- значит к нам пришла ….

Если снег везде растаял, и трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая,- значит к нам пришла ….

3. Сообщение темы.

Учитель:    4 слайд    

- Ребята, а как вы думаете, о чём мы сегодня будем на уроке вести речь?

- Правильно, мы сегодня вспомним о весенних изменениях в неживой природе и познакомимся с весенними изменениями в жизни диких животных.

4. Работа над темой.

- Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц, кто узнает?    ( Март)

Яростно река ревёт и разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?  (Апрель)

Зеленеет даль полей, запевает соловей.

В белый цвет оделся сад, пчёлы первые летят .

Гром грохочет. Угадай, что за месяц это?    (Май)

- Каждому весеннему месяцу люди давали своё название. Подбери к месяцам эти  названия. (5 слайд)

- Почему даны такие названия этим месяцам?

- Какие признаки весны вы  услышали?

- Сейчас наша задача - составить схему, которая бы отражала весенние изменения, и определить, что является причинами и следствиями этих изменений.

Самостоятельная работа.  (Схема у каждой группы.) (6 слайд)  

- Как изменилось положение солнца?  (выше)

- Какими становятся дни? (Длиннее)

- Как изменяется температура?  (повышается)

- Каких дней становится больше?  (ясных)

- Какие осадки характерны для весны?  (дожди)

- А какие осадки можно наблюдать в течение всего года?  (туман)

- Какие явления природы можно наблюдать только после потепления? (грозы)

- Теперь вспомним почву. Что с ней происходит весной?

- Что происходит со снегом весной? Почему?

- Что происходит весной с водоёмами?

- Следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может подломиться.

- Когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который  называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.

- Итак, какие же изменения происходят весной, как они связаны между собой?      

(7 слайд)  

 Работа по группам. (8-12 слайды)

  -Прочитайте отрывки из рассказов М.Пришвина и определите, о каком весеннем месяце идёт речь?

1 группа ищет март, 2 группа-апрель, 3 группа- май.

( проверка по слайдам)

                              Физкультминутка

Наши нежные цветочки распускают лепесточки.

(подняться на носочки, руки поднять через стороны вверх)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(наклоны вправо-влево, назад - вперёд)

Наши алые цветочки закрывают лепесточки.

(присесть)

- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны. (13 слайд)

- Что происходит с деревьями и кустарниками весной?

- Что происходит с травянистыми растениями?

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми?

- Найдите на странице 98  IIабзац. Прочтите.

- О некоторых из них расскажет 1 группа (стр. 166 учебника)

- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему?

- Почему же подснежники зацветают так рано?

- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае?

- Многие собирают весной букеты весенних растений.  Хорошо ли это?

Изменения в жизни птиц.

- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны?

- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц?

- Давайте прочтём о птицах на стр.99 IIабзац.

- Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определенное  время.  Предоставляется слово 2 группе.

        Отгадайте загадки. (15-19 слайды)

Всех перелётных птиц черней,

Чистит он пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица…(Грач)

Март – время прилета грачей в родные края.

Свое гнездо он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня и полет

Вошли в стихотворения! (Жаворонок)

Время прилета жаворонков - начало апреля.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (Скворец)

Конец марта – время прилета скворцов.

Прилетел к нам, наконец,

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

Он поет. (Соловей)

Соловьи прилетают в середине мая.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка).

Время прилета в родные края – май.

- А как устроены гнёзда у птиц? Давайте прочтём в учебнике на стр.168 и напишем отгадки в тетради на стр.36 (20 слайд).

- Как встречают весну звери?

(21-36 слайды). Рассказы 3 группы (о медведе, зайце, белке, лисе, волке).

- Весной животных охраняют особенно тщательно, т.к. они заняты заботой о потомстве.

- Что вы можете сделать для охраны животных и птиц?

4. Подведение итогов. (37 слайд)

- Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе?

5. Домашнее задание. (38 слайд)

Написать сочинение «В гости к нам пришла весна».

6.Выставление отметок.

Учитель: подводим итоги, (командиры зачитывают с листа опроса оценки за урок участникам своей группы с комментарием). (39 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру " Изменения в жизни животных зимой".

1.    Показать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери. 2.    Показать связь их жизни с состоянием неживой природы и растений зимой. ...

Конспект урока по окружающему миру "Домашние и дикие животные" 2 класс

Конспект урока составлен по программе УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру "Великий круговорот жизни" 3 класс

Сценарий урока "Великий круговорот жизни" составлен в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. Урок разработан с применгением различных современных технологий: технология ИКТ, техноло...

Конспект урока по окружающему миру "Великий круговорот жизни" 3 класс

Сценарий урока "Великий круговорот жизни" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. В разработке урока применялись современные педагогические технологии: технология ИКТ, и...

Конспект урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные" 3 класс СКО VIII вид

Урок разработан для учащихся 3 класса специального (коррекционного) образования VIII вида. Цель: формировать понятие о диких и домашних животных; учить распознавать животных по видам....