Открытый урок по окружающему миру: "Ледовое побоище"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Сергиенко Елена Владимировна

Показать судьбоносное для Руси значение Ледового побоища.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Ледовое побоище».

Цель урока:

Показать судьбоносное для Руси значение Ледового побоища.

Задачи: 

1.Организовать работу учащихся по изучению хода Ледового побоища, помочь учащимся определить, как в этой исторической битве проявился полководческий талант Александра Невского;

 2.Развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, рефлексивной культуры;

 3.Воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своей Родины.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемая методическая литература: 

1.Борисов Н.С.Русские полководцы Xlll - XVl веков. М.,1993.

2.Карамзин Н.М.Об истории государства Российского /Сост.А.И.Уткин; Отв.ред., авт.очерка о Н.М.Карамзине и примеч.С.О.Шмидт. М.,1990.

3.Каргалов В.В.Полководцы X - XV вв..М.,1989.

4.Ключевский В.О.Соч. М.,1989.

5.Кучкин В.А. К биографии Александра Невского. М.,1985.

6.Пашков Б.Г.Русь-Россия- Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 гг.М.,1997.

Используемое оборудование: 

1.Настенная карта "Русь в Xll - начале Xlll в."

2.Схема "Ледовое побоище"

3.Репродукции картин

4.Запись сюиты А.Прокофьева "Александр Невский"

 

                                                     Ход урока

I. Мотивация.

 Эпиграф к уроку: (на слайде1)

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие». (А.С. Пушкин)

 Учитель: Как вы понимаете эти слова?

 - Да, прекрасно сказано, но чтобы гордиться славой своих предков, надо знать их историю: культуру, искусство, обычаи и традиции. Человек, которому не дорог родной очаг, не задумываясь, разрушит чужой очаг. Человек, который не знает своих корней, не любит свою малую Родину, не гордится славой своих предков,  не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа.  

- Сегодня, мы вновь будем наслаждаться славой наших предков.

 - Вы же пока, что не герои истории, но можете стать героями урока: за каждый ответ вы получите звезду для своей команды. В конце урока,  команда, набравшая наибольшее количество звезд, станет победителем урока.  

 - Мы отправляемся  с вами в прошлое.

 II. Домашнее задание. (Вспоминаем то, что проходили на прошлом уроке)

(Прочтение  отрывка наизусть из стихотворения «Невская битва» заранее подготовленным учеником.) (на слайде 2 Невская битва)

Шведский лагерь у реки

За туманом скрылся.

Александр привел полки.

 Ночью затаился.

Утром, только рассвело,

Залетали стрелы.

Зря вас, шведы, занесло

В русские пределы.

Сто приплыло кораблей,

И пять тысяч войска.

Только русской нет сильней

Доблести геройской.

Шли в атаку с трех сторон

Русские дружины.

Враг к Неве был оттеснен

Натиском лавины.

Князя, храбрые дружины

 Окружили шведский стан

И побили, шведов, финнов,

Был разрушен дерзкий план.

Всем врагам врата закрыты

Славь Россия ратный труд.

Александра после битвы

 Невским вскоре назовут.

 - О каком событии  идет речь? Кто напал? Где и когда произошло это событие?

III. Введение в тему. Постановка цели.

 - Нелегкая доля выпала на наших предков - много врагов было у Руси. После изгнания шведов, на западных рубежах новгородской земли появились немецкие рыцари.

 - О чем на уроке мы будем говорить?

(На слайде 3 показана тема урока)  

- Ребята перед вами, ребята, слово “побоище”. Подберите синонимы к этому слову.     (Сражение, битва, сеча)

Работа со словарём.

- Посмотрим значение этого слова в словаре Ожегова. (Прочтение учеником значения)

- Какие ассоциации, ребята, у вас вызывает это слово?

Постановка проблемы.

- Почему люди воюют?  (Слайд 4)

 - Эти задачи ставил перед собой и Ливонский орден. (Слайд 5)  

IV. Подготовка к изучению нового материала.

1.Сообщение ученика. « Ливонский орден». (Слайд 6)

 2. Работа в группах.

 1группа  « Дружина »

 Задание. На карточке даны слова:

кольчуга, панцирь, шлем с рогами, белый плащ с крестом, шлем, железные доспехи, кожаный шлем,

мечи, лук, копьё, щиты, острые сабли, латы, боевые топоры.

 Выбери:

  • одежду и вооружение  русских воинов,
  • одежду и вооружение  крестоносцев.

 

2 группа   «Аналитики»

- Посмотрите на слайд, сравните два войска и сделайте вывод.  Составьте прогноз окончания битвы.

3 группа  « Полководцы »

 - Какими  знаниями должен обладать полководец, чтобы выиграть бой?

4 группа «Историков»

 - Найти  исторические факты Ледового побоища в учебнике на стр.31.

(Каждой группе дается время на подготовку)

3. Выступление групп.

1 группа.

Самопроверка по слайду 7. (Проверяем: кто и как был вооружен)

2 группа.

Работа по слайдам 8, 9.

Вывод: хорошее оснащение, превосходство немецкий войск в численности воодушевило орден на легкую победу.

3 группа.

Вывод  на слайде 10:  Не числом берут, а умением.

 - Как и у Александра Невского, перед вами стоит задача победить.  Для этого надо  знать и уметь?

- И мы убедимся, что А.Невский  великий полководец и хорошо знал военное дело

4 группа.

Ответ на слайде 11:  5 апреля 1242года произошла битва на льду Чудского озера под руководством Александра  Невского.

V. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя о «Ледовом побоище» сопровождается показом слайдов 12-15 под  музыку. 

   (весь ход сражения описан позднее в стихотворении …)

 - перед прочтением, хочу сказать, что князь знал тактику немецких рыцарей: они выстраивались клином – свиньей. Этим клином рассекали войско противника в центре, чтобы громить его по частям.  Александр знал этот приём и решил перехитрить рыцарей. В центре на берегу озера он поставил не самые лучшие и многочисленные отряды. Зато усилил фланги – правую и левую стороны. В  критический момент боя русские фланги взяли орденское войско в мощные «клещи».

  В субботу  пятого апреля

 Сырой рассветною порой

 Передовые рассмотрели

 Идущих немцев тёмный строй.

Был первый натиск немцев страшен
В пехоту русскую углом.
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.
Как в бурю белые барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки,
Бараньи шапки мужиков.
Они с открытыми глазами
На немцев голой грудью шли,
До кости пальцы разрезая,
Склоняли копья до земли.
Сквозь строй немецкий прорубались
Плечом к плечу, спиной к спине,
Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов,
Легли кровавые следы.
Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лёд вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть не давал…
И князь, едва остыв от свалки,
Из-под руки уже следил,
Как беглецов остаток жалкий
К Ливонским землям уходил.

2. Вопросы после текста. 

 - Благодаря чему победили наши предки? (Грамотный полководец, хорошо знал тактику немецких рыцарей, угадал с местом боя).

 - Имеет ли это событие историческое значение? (Слайд 16)

 Впервые после монгольского нашествия показали, что сильна Русь и не отдаст она ни пяди своей земли.

 -  Как вы понимаете слова  Александра Невского: «Кто к нам с мячом придет, …(На слайде 17)

(Они являются не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии.)

3. Упражнение: « От обратного».

- Что было бы, если победили крестоносцы ……

VI. Закрепление пройденного материала.

 1. Просмотр фрагмента художественного фильма “Александр Невский”.

 - А сейчас мы посмотрим,  как, изучаемые нами, события показаны в фильме известного режиссёра Сергея Эйзенштейна. (Просмотр фильма на слайде 18)

2.  Работа с деформированным текстом. Самостоятельная работа в парах и последующая проверка по слайду 19.         

Найдите ошибки в историческом тексте.  

5 апреля  1240 года  шведские рыцари построились клином на льду реки Невы. Впереди войска находились пешие рыцари,  а за ними тяжеловооружённая конница. Киевский князь, Александр Невский, самые сильные свои отряды поставил в центре. Началась жестокая  битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду.

 

 3. Составление синквейна. (Работа в группах)

- Составьте синквейн к теме: Александр Невский. (Слайд 21)

 - За что А.Невский был зачислен к лику святых? (Cлайд 22)

Искренней глубокой верой и добрыми делами

- Как вы думаете, почему в Великую Отечественную войну был учреждён орден Александра Невского? ( Cлайд 23)

Орденом  награждались командиры Красной Армии, проявившие в боях за Родину личную отвагу, мужество и храбрость.

4.  Вывод на слайде 24: Защищать Отечество - священный долг всех людей.

 

 VII. Рефлексия деятельности учащихся.

- Какие чувства вас сопровождали во время изучения данной темы

Задание «Четыре конверта”. Каждая группа получает цветные конверты  с заданиями.

После группового обсуждения, выслушиваются ответы детей.

Белый . Должны восстановить исторические факты.

Весной 1242 года было Ледовое побоище.

Черный. Проблема.

Война - это страшное кровавое бедствие. Гибли десятки тысяч людей, а каждая смерть - это горе   близких.

Красный. Эмоции.

Больше всего на уроке нам понравилось составлять характеристику Александра Невского - защитника Отечества. Это вызывало гордость.

Зеленый . Творчество. Как еще  можно  поработать над этой темой?

Не всё мы знаем о защитниках Отечества.

 

- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке? (слайд 25)

- Продолжите предложение

Я – узнал …

- удивился …

- вспомнил …

- задумался …

Итог. Подсчитываем звезды у каждой команды и определяем победителя

Домашнее задание: Написать мини-сочинение “Защитник земли русской”.  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

Презентация к уроку по окружающему миру "Ледовое побоище".

В данной презентации собраны основные события Ледового побоища дя урока истории в 3 классе по программе "Школа 2100"....

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Конспект урока окружающего мира "Ледовое побоище"

Разработка урока по окружающему миру для учителей начальной школы к уроку прилагается презентация...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...