организация и проведение предметной недели по окружающему миру в 4 классе
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
данный материал поможет учителю, воспитателю при организации и проведении предметной недели по окружающему миру в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игровая программа о цветах | 31.54 КБ |
игровая программа "Туристы" | 20.47 КБ |
викторины, загадки о птицах | 35.63 КБ |
подвижная игра-эстафета о насекомых | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Оборудование:
- листы, ручки;
- конверты с буквами для складывания названий цветов.
Звучит «Вальс цветов» П. Чайковского.
Ведущий. Ребята, сегодняшняя игра посвящена цветам. Ведь на земле нет ничего прекраснее и нежнее, чем цветы и нет ничего поэтичнее и живописнее цветов — этой удивительной гармонии форм и линий красоты. О цветах складывают легенды, сказки, пишут стихи и сочиняют песни.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Цветы встречаются повсюду: в лесу, в саду, в полях. Букеты цветов мы дарим на день рожденья или на праздник, с ним мы начинаем и заканчиваем учебный год. А чтобы проверить ваши знания о цветах, проведем несколько конкурсов. Все наши конкурсы будут оцениваться в ромашках, которые будут приклеиваться на полянку, находящуюся на столе у каждой команды.
Ведущий. Каждая команда пишет на листочках названия цветов. Какая команда больше напишет, та и победила в конкурсе.
1.Как звали человека, который хотел создать каменный цветок? (Данила-мастер.)
2.Какой цветок прославил Сергей Аксаков? (Аленький цветочек.)
3.От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан? (Огненный цветок.)
4.Ботаники этот цветок называют виолой, а как его называют в народе? (Анютины глазки.)
5.Какие цветы чрезвычайно популярны в сфере крупного рогатого скота? (Клевер.)
6.Какой цветок служит для гадания? (Ромашка)
7.Какой стиральный порошок называется так же, как и цветок? («Лотос», «Астра».)
8.Какой цветок растет на полях в злаках и произошел, вероятно, от мужского имени?
(Василек.)
9.Из какого цветка появилась Дюймовочка? (Тюльпан.)
10.Какие цветы выращивали на подоконнике Кай и Герда? (Розы.)
11.Запах каких цветов усыпил льва в сказке Волкова «Волшебник Изумрудного города»?
(Маков.)
12.За какими цветами отправила мачеха падчерицу в сказке «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками.)
13.Какой комнатный цветок бесцеремонно ел козел в сказке «Кошкин дом»? (Герань.)
14.Какой цветок помог девочке Жене побывать на Северном полюсе? (Цветик-семицветик.)
15.Какой цветок помог Гансу снять проклятие в сказке «Карлик Нос»? (Одуванчик.)
16.Какой цветок подружился с Маленьким принцем? (Роза.)
Каждая команда получает конверт с набором букв. Задача — составить из них названия цветов.
- Василек. Колокольчик.
- Ромашка. Одуванчик.
*Под водой — змея таится,
Над водой — краса-девица
В блузке белоснежной,
Близ травы прибрежной.
(Большая кувшинка.)
*Посреди двора —
Красная голова. (Мак.)
*И матушка родная
И мачеха злая
Бок о бок живут —
Через черточку. (Мать-и-мачеха.)
*Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыш.)
*Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (Ромашка.)
*У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник.)
*Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики.)
*Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик.)
*Твой глазок на ножке твердой
Затерялся в колосках.
Все же ты, красавец гордый,
Гость ненужный на полях. (Василек.)
*Этот цветок называют «звездой».
Так бы вы его назвали сами,
В нем лепестки разбежались лучами
От сердцевинки совсем золотой. (Астра.)
А | К | Р О | Н | Ч | И | А | Л | |
С | Т | А | Д | А | С | К | К | А |
П | Р | О | У | В | Ш | Ы | Д | Н |
Р | А | Л | А | Н | О | Р | А | К |
Л | И | Л | И | Я | К | У | П | Р |
Г | Л | В | А | Л | И | В | Ы | Д |
В | И | Я | К | А | Ч | А | О | В |
О | З | Д | И | Ш | П | О | П | Н |
- Ландыш. 2. Лилия. 3. Гвоздика. 4. Одуванчик.
- Астра.
Конкурс «Ц веточный калейдоскоп»
-А сейчас вам придется разделить цветы на три группы:
1.Полевые.
2.Садовые
3.Комнатные.
Цветы: гладиолус, клевер, георгин, бегония, василек, пион, каланхоэ, флокс, кактус, тюльпан, нарцисс, одуванчик, лютик, хлорофитум, астра, незабудка.
Конкурс «Угадай цветок»
- О цветах сложено много сказок, мифов, преданий, легенд. Сейчас по описанию вам предстоит распознать цветок.
- Происходит он из Средней Азии, где его за бокаловидную форму цветка назвали тюрбаном. Большое распространение и популярность с давних времен он получил в Турции. В Европу цветок попал в XVI веке и быстро распространился по всем странам. (Тюльпан.)
- В Голландии за луковицу особенно красивых цветов отдавали дома и лавки.
Изящная красота этого цветка запечатлелась в легендах и мифах. В одном древнегреческом мифе рассказывается о судьбе очень красивого юноши. Он, увидев свое отражение в воде, так залюбовался собой, что не мог оторваться и зачах. Но милосердие богов не дало ему исчезнуть, он превратился в чудесный цветок, венчик которого склоняется книзу. Как бы стремясь разглядеть себя в воде. (Нарцисс.)
- У древних римлян существовала легенда о том, что белый цветок вырос из капли молока богини Юноны. Крестоносцы привезли его из Италии, и он распространился по всей Европе. Белизна цветков этого растения стала символом правды, чистоты. Во Франции трилистник цветка стал эмблемой королевской власти. Позднее цветок сделался клеймом для преступников. (Лилия. Древнеримская легенда.)
- В христианском мире эти цветы посвящали Богоматери, красные плоды —это слезы богоматери, которые она проливала у креста распятого Иисуса. В Англии верят, что он растет там, где сказочные богатыри одерживали победы над драконами, или что это бусинки, потерянные Белоснежкой. А во Франции по сей день первую субботу или воскресение мая отмечают праздник этого цветка. (Ландыш.)
- Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно и грустно. Тогда несколько снежинок сжалились над ней, упали на землю и превратились в цветы. Увидев их, Ева обрадовалась и повеселела, у нее появилась надежда. (Подснежник.)
- Название этого цветка происходит от русского имени крестьянина, которого полюбила красавица русалка, и он ответил ей взаимностью. Были они очень счастливы, только никак не могли договориться, где им лучше жить. Русалка звала его в милые сердцу прохладные воды реки, а молодой пахарь хотел поселиться у родных полей. Тогда русалка решилась на последнюю крайность: превратила своего возлюбленного в скромный голубой цветок. Но тот так и не пришел в водяной дом, по сей день он крепко держится корнями за пашню и неразлучен с родными полями. (Василек.)
-А сейчас подведём итоги конкурса рисунков.
(подведение итогов, награждение победителей)
-Сегодня на нашем балу проигравших нет, потому что тот, кто посадил хотя бы один цветок, уже сделал мир ярче и прекраснее, а у вас их целые поляны! Давайте же дадим друг другу обещание любить, беречь и охранять растения нашей земли, а весной пусть каждый из вас в своем саду посадит самый заветный цветок.
Предварительный просмотр:
Игровая программа «Туристы»
Цель: -проверить и углубить полученные на уроках окружающего мира знания;
- развивать память, мышление, расширять кругозор и эрудицию обуч-ся
Ход мероприятия
-Ребята, сегодня у нас открытие недели окружающего мира.
План нашей работы таков:
1.Игровая программа «Туристы»
2.Экологическая игра «Бал цветов»
3. Экологическая викторина «Птицы нашего края»
4.Спортивная эстафета насекомых
5.Олимпиада по окружающему миру «Знатоки Природы»
В течение недели мы подведём итоги конкурсов рисунков и поделок из природных материалов.
-Открывает нашу неделю игровая программа «Туристы». Вашему вниманию я предлагаю просмотр мультфильма о лесных жителях.
( просмотр м\ф «По дороге с облаками»)
Конкурс »Привал в стране Вежливости»
-Представьте себе, что многие животные решили стать вежливыми и при встрече всегда стали здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга звери, которые живут в нашей местности.
-И конечно, как истинные туристы вы должны знать правила вежливости в лесу. Найдите ошибку:
1)Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2) В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени - ещё вырастет!
***
1)Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
2)Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
***
1)Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
2) Звери всякие важны - звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Конкурс- викторина «Загадки леса»
А) загадки о деревьях:
*Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, её клюют.(рябина)
*Хоть неплохо я одета я.
Бьёт меня озноб всегда.
И весной, и жарким летом
Вся дрожу, как в холода.(осина)
*Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустили вырос.
Стоя высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.(дуб)
*Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.(берёза)
*С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд
А меня все обижают-
Шкурку тонкую сдирают.(липа)
-Назовите лиственные и хвойные деревья.
-Назовите съедобные и несъедобные грибы.
-Скажите, чем питаются дикие животные.
-Чем дикие животные отличаются от домашних?
Конкурс «Природа и фантазия»
Выставка поделок из природного материала.
Конкурс «Целебное лукошко»
-Вы знаете, что лес не только дом для животных, но и аптека для нас. Многие травы обладают лечебными свойствами. Назовите лечебные травы, которые вы знаете.
Спортивно-игровая эстафета »Самые меткие»
-Как вы думаете, животным нужна меткость?
Докажите это на примере.
Дети бросают в ведёрко небольшие мячики с расстояния 2 м.
Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Цели:
- проверить и углубить полученные на уроках окружающего мира знания;
- выявить лучших знатоков птиц;
- развивать память, мышление, расширять кругозор и эрудицию учащихся;
- воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Оформление, оборудование и реквизит:
- таблички с цифрами от 1 до 8 (8 штук);
- записи голосов птиц;
- плакаты с изображениями птиц;
- зашифрованное слово;
- кроссворд;
Предварительная подготовка: дети готовят сообщения о птицах.
Звучит запись голосов птиц.
Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы проводим викторину, посвященную нашим пернатым друзьям - птицам. Они дороги нам как часть природы нашей Родины. В нашем крае насчитывается около 340 видов птиц. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение радуют наш слух и глаз. Без птиц природа мертва! А какую еще пользу приносят птицы? (Ответы учащихся: охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, разносят семена и т.д.).
-Послушайте наших гостей.
Дятел: Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущие в корне и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипы. Мелкие насекомые прилипают к языку, а больше всего нанизывается на острый кончик языка. Питаюсь я так же семенами хвойных деревьев. Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев. На ногах имеются острые когти, которые помогают мне прочно держаться за кору деревьев.
Синица: Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, я маленькая, как воробышек. У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда выбираю в старом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником-дятлом.
Зимой поедаю семена ели, сосны и других растений.
Воробей: Голодом страшна зима птица, а не холодом. Сыта птаха– и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, от нас, воробьёв мало пользы?
Нет, мы главные защитники – сторожа парков, садов, огородов. Своё потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.
Я - сова, съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и полёвок и этим спасла 20 тонн зерна.
Мы - скворцы, тоже приносим большую пользу сельскому и лесному хозяйству. Мы поедаем огромное число гусениц, майских жуков, бабочек и других вредных насекомых.
А вот я – кукушка - уничтожаю мохнатых гусениц и охраняю Вам леса. А знаете ли вы, что 100 кукушек могут истребить за 1 час 30-40 тысяч вредных гусениц.
Ведущий. Прежде чем начать игру, в которой определится победитель - лучший знаток птиц, поделимся на команды, дадим им название и выберем капитанов. Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои вопросы.
Конкурс «Разминка»
Ведущий.
В серой шубке перьевой,
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица? (Воробей.)
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (Ворона.)
Он по-рабочему одет
Удобно, просто, ловко,
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка. (Дятел.)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растенья.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок.)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым:
- Клё! клё! клё! - поет со свистом.
Кто эта птица? (Клёст.)
В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей. (Кормушка.)
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка.)
Угадайте, что за птица -
Темненькая невеличка?
Беленькая с живота,
И как будто два хвоста. (Ласточка.)
На доске плакат, на котором изображены следующие
птицы:
- Ласточка.
- Снегирь.
- Дятел.
- Голубь.
- Кукушка.
- Синица.
- Сова.
- Скворец.
Ведущий. Внимательно посмотрите на этих птиц и вспомните все, что вы о них знаете. Отвечая на вопросы, по моей команде нужно поднять табличку с нужной цифрой-ответом.
Вопросы:
- Какая птица прилетает к нам с наступлением зимы, любит питаться рябиной? (№ 2. Снегирь.)
Ведущий. Эти красногрудые птицы летом живут далеко на севере, а в первой половине зимы, улетая от сильных морозов, появляются в наших лесах. Некоторые остаются у нас на всю зиму. Часто их можно увидеть на снегу - как красные яблоки, рассыпанные у дорог, сидят они под деревьями.
- Птица-почтальон, символ мира. (№ 4. Голубь.)
Ведущий. В далеком прошлом эти птицы жили в горах,
поэтому любят гнездиться на чердаках и крышах домов.
- Какой птице хвост помогает не только в полете, но и при добывании пищи? (№ 3. Дятлу.)
Ведущий. Перья на хвосте у дятла прочные, ими можно упираться в выступы коры. Клюв длинный и крепкий, острый. Ударяет им дятел только там, где под корой сидит гусеница. Проделает клювом дырку, вытащит гусеницу и съест. Любит расклевывать еловые и сосновые шишки.
- Подвижная и ловкая птица с зеленоватой спинкой и желтым брюшком. (№ 6. Синица.)
Ведущий. Синицы не улетают на зиму в теплые страны. В лютую стужу они прилетают к домам людей подкормиться. Весной и летом, перелетая с дерева на дерево, синицы обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день до ста двадцати гусениц. Выкармливая птенцов, пара синиц прилетает к гнезду до пятисот раз в день, принося тысячу разных насекомых.
- Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (№ 5. Кукушка.)
Ведущий. Кукушка за лето уничтожает двести семьдесят тысяч крупных гусениц и майских жуков. Все птицы вьют гнезда, высиживают птенцов, кроме кукушки. Она же дожидается, когда улетит какая-нибудь птица от гнезда за кормом, и подбросит свое яйцо в чужое гнездо.
- Эта птица устраивает свои гнезда в обрывах над рекой. (№ 1. Ласточка.)
Ведущий. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона насекомых-вредителей. Прилетают к нам ласточки, как и стрижи, весной. Свой домик строят из глины и своей слюны в обрывах над рекой. Летом выводят птенцов, учат их ловить мух и мошек, стрекоз и других насекомых.
- Какая птица любит кататься на спинах коров, лошадей, овец? Так она ищет себе корм - насекомых и их личинок. (№ 8. Скворец.)
Ведущий. Семья скворцов за день уничтожает до трехсот пятидесяти гусениц, жуков, улиток, спасая от вредителей наши поля, сады и огороды.
- Какую птицу называют «ночной кошкой»? (№ 7. Сову.)
Ведущий. Ночью бесшумно сова пролетает над лесной поляной. Метнется мышь, зашуршит листвой, сова поймает ее и снова возвратится в дупло. С 1964 года совы находятся под охраной. Одна сова уничтожает за лето до тысячи мышей-полевок, сберегая нам при этом тонну зерна! Ни одна кошка не может соперничать с совой.
Подведение итогов первого тура. Подсчет жетонов.
конкурс «Птичьи профессии».
Ведущий. Как много на нашей планете людей и как много профессий. Люди занимаются различным трудом: работают в больницах, школах, магазинах, на заводах... Птицы тоже не отстают от своих старших братьев, у каждой птицы есть своя профессия, которую она любит и с удовольствием выполняет.
Чуть свет - птицы на крыло. Скворец работает в сутки 17 ч, ласточка -18 ч, стрижи -19 ч, горихвостка - 20 ч. А у людей рабочий день продолжается всего-то 8 часов.
Вот так добросовестно несут вахту наши пернатые друзья, работая больше светового дня. Да меньше им работать и нельзя. Ведь чтобы накормить своих детей, стриж должен принести корм за день не меньше 30-35 раз, скворец - 200 раз, ласточка - 300 раз, а горихвостка свыше 450 раз. Работают, не покладая... крыльев.
Ведущий. Попробуйте определить профессии птиц.
Ласточки - ... (строители, они строят гнезда из веточек и глины без молотка и топора).
Грачи - ... (первооткрыватели, они первые прилетают; и санитары - они уничтожают все ненужное, очищают нашу планету).
Соловей -... (певец, артист - он радует красивой песней людей).
Дятел - ... (кузнец - в лесу можно слышать его размеренное постукивание; санитар - уничтожает насекомых, жучков, паучков и продлевает жизнь могучим соснам, елям, дубам).
Конкурс «Почтовый ящик».
Учитель. Ребята, на наш адрес пришло четыре письма. Угадайте, кто их написал.
Учитель читает письмо-описание для каждой команды, учащиеся должны отгадать птицу.
Описание первое:
«У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»
О т в е т: синица.
Описание второе:
«Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?»
О т в е т: поползень.
Описание третье:
«Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего можно меня увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь.
Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?»
О т в е т: щегол.
- Я птица - дитя ночи.
Во тьме блистают очи,
Обличье человечье,
Да два крыла в заплечье!
Полет мой беззвучен,
Весь лес насквозь изучен,
И клюв, и коготь прочен,
И слух мой так же точен –
Малейший шорох слышу.
Притихла мышь - не дышит...
Напрасно прячешься ты, мышь,
Ты от меня не убежишь –
Я с тьмой кромешной так в ладу,
Что без очков тебя найду.
(Сова.)
4-й конкурс: «Птичьи разговоры».
А вы знаете, как птицы разговаривают? Сейчас мы это проверим: соедините название птицы с её голосом.
Команды получают к а р т о ч к и:
Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли гогочут
Утки свистят
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат
Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает.
Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.
О т в е т ы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.
Жюри оценивает конкурс.
Игра «Прилетели птицы».
Учитель. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)
Учитель. Что неправильно, почему?
Ученики. Мухи – это насекомые.
Учитель. Продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны. (Дети хлопают.)
Учитель. Начинаем снова.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы. (Дети хлопают.)
Учитель. Продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. (Дети хлопают.)
Учитель. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
– Все вы молодцы!
Конкурс «Заморочки из бочки»
Команды по очереди отвечают на вопросы.
- Наука, изучающая птиц. (Орнитология.)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
- Самая большая птица. (Страус.)
- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.)
- Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь.)
- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, куропатки.)
- Какие птицы не садятся ни на землю, ни на ветки, ни на воду? (Стрижи.)
- Покров птицы. (Перья.)
- Наружный слой яйца. (Скорлупа.)
- Самая маленькая птичка наших лесов. (Королек.)
- Какая птица не вьет гнезда? (Кукушка.)
- Зачем грачи ходят по полю за пахарем? (Собирают личинки насекомых.)
- Хорошо ли слышат совы? (Да.)
- Дерево, которое поит дятла. (Береза.)
- Эта птица превосходно плавает, а летать не может. (Пингвин.)
- Какая птица самая находчивая? (Синица.)
- Какая птица издает звуки, похожие на смех человека? (Филин.)
- Различают ли птицы запахи? (Различают, но плохо.)
- Какая птица самая упрямая? (Аист.)
- Европейская столица, которую, согласно легенде, спасли гуси. (Рим.)
Конкурс «Кто внимательный»
Каждой команде дается листок с текстом, в котором «спрятались» восемь птиц. Задание - в течение двух минут найти их. Какая команда больше?
Текст. «Девочка устраивала столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор, оказалось тут удобнее, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая - высоко, лучше для мелких птичек, а над ней - ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кЬр- мушку не достать».
Конкурс капитанов
Ведущий. Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)
Задание - из букв слова «сорока» за две минуты составить как можно больше новых слов (имена существительные в именительном падеже единственного числа). (Примеры: коса, кора, рак, сок, сор, роса, рок, оса, срок и др.)
По истечении двух минут финалисты по очереди называют составленные слова. Побеждает участник, назвавший слово последним.
Ведущая. – Итак, подведем итоги. Со счетом … победила команда …
Молодцы! Вот и подошла к концу наша викторина. Спасибо всем, кто принял в нем участие. Но другие команды тоже играли весело, дружно, показали хорошие знания. Мне хотелось бы, чтобы сегодня, возвращаясь домой из школы, вы, увидев птиц, понаблюдали бы за их поведением и в будущем никогда не забывали, что птицы нуждаются в нашей помощи и защите.
Предварительный просмотр:
(Спортивно-познавательная игра для учащихся начальной школы)
Цели:
- пополнение экологических знаний учащихся в процессе игры;
- развитие физических способностей, укрепление здоровья.
Оформление, оборудование и реквизит:
- иллюстрации насекомых, о которых идет речь в ходе мероприятия;
- два обруча;
- два ведерка и кубики;
- карточки со словами.
Место проведения - спортзал или спортивная площадка.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Нашу сегодняшнюю встречу мы посвящаем насекомым. Вы даже не можете представить, как много на Земле представителей этого класса! Насекомых в мире намного больше, чем остальных животных, населяющих нашу планету. Существует отдельная наука, изучающая насекомых. Называется она энтомология.
Сейчас я предлагаю вам провести веселую эстафету. На некоторое время вам предстоит побывать в роли некоторых насекомых. Разделимся на команды. (Жеребьевка.) Итак, у нас есть две команды.
Представление команд. Команды выбирают названия и капитанов.
Ведущий загадывает командам загадку. Игрок, отгадавший ее, приносит 1 балл своей команде. Ведущий следит, чтобы дети не выкрикивали отгадку хором, а, дослушав до конца, подняли руку.
Летит - пищит,
Ножки длинные тащит.
Случай не упустит –
Сядет и укусит. (Комар.)
Ведущий. Но мы кусаться не будем! А вот бегать и пищать - да! Итак, первый конкурс - эстафета «Веселый комарик».
Команды строятся в две колонны на линии старта. Ведущий дает сигнал к началу соревнований. Первый игрок каждой команды, разведя руки в стороны и пища, как комар, должен добежать до стены, коснуться ее рукой, вернуться обратно и передать эстафету второму игроку. И т.д. Выигравшая команда получает 5 баллов.
Ведущий. А теперь несколько вопросов командам. Отвечая на них, вы можете заработать дополнительные баллы.
-Для чего природе комары? (Например, являются пищей для насекомоядных животных.)
-Все ли комары - кровопийцы, то есть все ли они кусаются и пьют кровь? (Нет, только самки, чтобы отложить потомство, а комар-самец опыляет растения.)
-Перед каким явлением природы комары звенят громче и пронзительнее? (Перед дождем.)
Ведущий подводит итоги эстафеты.
Ведущий.
А теперь еще одна загадка.
Домик прячется в лесу,
Все к нему жильцы несут:
И травинку, и хвоинку,
И какую-то личинку.
Есть в том доме сторожа –
Чутки усики дрожат.
Угадай же поскорей,
Кто живет в нем?.. (Муравей.)
Правильно. -А из чего муравьи строят муравейник? (Ответы команд. За правильные ответы они могут заработать дополнительные баллы.) А вот у вас нет ни веточек, ни хвоинок. Но вы должны найти любой предмет, всего лишь один (это может быть ботинок, шнурок и т. д.), для строительства своего муравейника.
Команды строятся в две колонны на линии старта. На некотором расстоянии от них лежат два обруча. Ведущий дает сигнал к началу соревнований. Первый игрок каждой команды относит выбранный им предмет в обруч, возвращается к команде и передает эстафету второму игроку. Тот, в свою очередь, должен найти другой предмет и отнести его в обруч. И т. д. Когда все игроки команды сложат в обруч свои вещи, эстафета продолжается в обратном порядке: игроки должны по очереди забрать свои предметы из обруча. Если по ошибке игрок берет из обруча чужой предмет, то со счета команды снимается 1 балл. Выигравшая команда получает 5 баллов.
Ведущий. А теперь у вас есть шанс заработать дополнительные баллы.
-Кто самый сильный на свете? (Муравей.) Верно, он несет груз, превышающий свой собственный вес в пятьдесят раз.
-В муравейнике ходы открыты и заметно бойкое движение муравьев на куче. Какую погоду сулит данная примета? (Хорошую.)
-А перед каким явлением природы муравьи прячутся в свой муравейник? (Перед грозой или сильным дождем.)
-Какую пользу природе приносят муравьи? (Муравьи защищают лес от вредных насекомых: листоедов, короедов.) С весны до осени трудятся муравьи, неся в муравейник личинок, гусениц, жуков, мошек. И как трудятся! До двадцати пяти тысяч вредных насекомых в день приносят неутомимые добытчики к себе домой! И это только в один муравейник! Поэтому лес, в котором много муравьев, здоровый и чистый. Муравьи - санитары леса! Помните об этом, ребята!
Ведущий подводит итоги эстафеты.
Ведущий. Итак, следующая загадка и следующая эстафета.
Наткет, наплетет,
Сядет и добычу ждет. (Паук.)
-Вы сейчас тоже на время станете паучками.
Все игроки команд, кроме капитанов, берутся за руки и «плетут паутину» - запутываются как можно сильнее, не расцепляя при этом рук. По сигналу ведущего капитаны должны распутать команду соперников. Кто быстрее? Выигравшая команда получает 5 баллов.
Ведущий. А теперь несколько вопросов командам. Паук усиленно плетет свои сети. К какой погоде эта примета? (К сухой.)
-Пауки прячутся. Что сулит данное явление? (Дождь.)
Ведущий подводит итоги эстафеты.
Эстафета «Трудолюбивые пчёлки»
Ведущий.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела.)
Ученые-энтомологи подсчитали, что рабочая пчела за минуту облетает двенадцать цветков, а это значит, что за рабочий день она посетит не менее семи тысяч цветков. Приблизительные подсчеты показывают, что пчелы одной семьи в день опыляют не менее трехсот шестидесяти миллионов цветков. А за целое лето?
Команды строятся в две колонны на линии старта. У каждого игрока в руках небольшое ведерко. На некотором расстоянии от команд на полу разложены кубики-«цветочки». По сигналу ведущего первый игрок каждой команды бежит к кубикам, кладет пять кубиков в ведерко, возвращается к команде и передает ведерко второму игроку. И т.д. Выигравшая команда получает 5 баллов. Если в ходе эстафеты игрок уронит из ведра кубик, то со счета команды снимается 1 балл.
Ведущий. А вы знаете какие-нибудь приметы, связанные с пчелами? Пчела возвращается в улей поздно вечером. К какому явлению? (К дождю.) Перед дождем пчелы летают вблизи улья, а перед хорошей погодой они летят далеко в поле.
Ведущий.
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик.)
-Теперь все превращаются в кузнечиков!
Команды строятся в две колонны на линии старта. По сигналу ведущего первый игрок каждой команды прыжками на двух ногах двигается до ориентира, огибает его, возвращается к команде и передает эстафету второму игроку. И т. д. Выигравшая команда получает 5 баллов.
Ведущий. У вас есть возможность заработать дополнительный балл.
Конкурс «Командный прыжок»
Первый номер каждой команды выполняет прыжок с места от линии старта. Ведущий мелом фиксирует длину прыжка. От этой линии выполняет свой прыжок второй игрок. И т. д. Выигрывает команда, у которой общий прыжок окажется длиннее. Она получает дополнительный балл. 1
Конкурс «Гусеница»
Ведущий.
Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все ж не может. (Гусеница.)
-А мы попробуем! Игроки каждой команды цепляются за пояс впереди стоящего игрока - получается «гусеница»». Вот так, сцепленными, надо оббежать вокруг стула и вернуться на прежнее место. Команда-победитель получает 5 баллов.
Ведущий. А теперь вы должны вспомнить все конкурсы нашей программы. А название самой программы вы помните? И если вы внимательны, то найдете мою ошибку в подборе одного конкурса. (Ответы детей.) Правильно, был конкурс, посвященный паукам. А пауки к насекомым не относятся.
А теперь последний конкурс.
Конкурс «Борьба за последний балл»
Команды по очереди называют насекомых (повторяться нельзя). Команда, игрок которой последним называет насекомое, получает 1 балл.
Подведение итогов. Награждение победившей команды.
Ведущий. Неважно, кто победил в этой эстафете. Важно то, что вы немного отдохнули и пополнили свои знания о такой многочисленной семье - классе насекомых. Подсчитано, что на каждого человека приходится более двухсот миллионов разных насекомых. В настоящее время каждый год открывается примерно десять тысяч видов насекомых. Энтомологи держат коллекции в специальных ящиках. Если на осмотр каждого экземпляра тратить всего по минуте, то на знакомство со всей коллекцией нам бы потребовалось шесть лет чистого времени, без перерывов на обед и выходных дней.
Я предлагаю вам почитать (показывает) книгу М. А. - Козлова «Не просто букашки». В ней вы найдете не только яркие иллюстрации, но и много интересного о насекомых, известных и не известных вам. Всего вам доброго! До следующей встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН для 1 класса (предметная неделя по окружающему миру)
Материал включает в себя презентацию и документ с заданиями и ответами...
Файнворды к проведению предметной недели по окружающему миру на тему "Птицы"
Файнворд содержит спрятанные в тексте названия птиц...
Предметная неделя по окружающему миру для уч.ся 3 класса.
Материал предсиавляет разработку предметной недели....
описание собственного практического опыта по организации и проведению предметных недель
данный материал содержит описание собственного опыта по подготовке и проведению предметных недель в начальной школе...
материалы для проведения предметной недели по окружающему миру
план проведения недели окружающего мира,сценарий открытия недели,олимпиадные задания для 2-4 классов,аналитическая справка по результатам предметной недели...
План проведения предметной недели по окружающему миру
quot;Посмотри, как хорош, мир, в котором ты живешь!"...
Отчет о проведении предметной недели по окружающему миру в 1 классе.
Отчет о проведении предметной недели по окружающему миру в 1 классе....