организация и проведение предметной недели по окружающему миру в 4 классе
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

данный материал поможет учителю, воспитателю при организации и проведении предметной недели по окружающему миру в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   Бал  цветов

                                                                          (Экологическая  игра)

Оборудование:

  • листы, ручки;
  • конверты с буквами для складывания названий цветов.

Звучит «Вальс цветов» П. Чайковского.

Ведущий. Ребята, сегодняшняя игра посвящена цветам. Ведь на земле нет ничего прекраснее и нежнее, чем цветы и нет ничего поэтичнее и живописнее цветов — этой удивительной гармонии форм и линий красоты. О цветах складывают легенды, сказки, пишут стихи и сочиняют песни.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Цветы встречаются повсюду: в лесу, в саду, в полях. Букеты цветов мы дарим на день рожденья или на праздник, с ним мы начинаем и заканчиваем учебный год. А чтобы проверить ваши знания о цветах, проведем несколько конкурсов. Все наши конкурсы будут оцениваться в ромашках, которые будут приклеиваться на полянку, находящуюся на столе у каждой команды.

Конкурс «Вспомни  цветы»

Ведущий. Каждая команда пишет на листочках названия цветов. Какая команда больше напишет, та и победила в конкурсе.

Конкурс «Заморочки  из  бочки»

1.Как звали человека, который хотел создать каменный цветок? (Данила-мастер.)

2.Какой цветок прославил Сергей Аксаков? (Аленький цветочек.)

3.От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан? (Огненный цветок.)

4.Ботаники этот цветок называют виолой, а как его называют в народе? (Анютины глазки.)

5.Какие цветы чрезвычайно популярны в сфере крупного рогатого скота? (Клевер.)

6.Какой цветок служит для гадания? (Ромашка)

7.Какой стиральный порошок называется так же, как и цветок? («Лотос», «Астра».)

8.Какой цветок растет на полях в злаках и произошел, вероятно, от мужского имени?                

          (Василек.)

9.Из какого цветка появилась Дюймовочка? (Тюльпан.)

10.Какие цветы выращивали на подоконнике Кай и Герда? (Розы.)

11.Запах каких цветов усыпил льва в сказке Волкова «Волшебник Изумрудного города»?  

    (Маков.)

12.За какими цветами отправила мачеха падчерицу в сказке «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками.)

13.Какой комнатный цветок бесцеремонно ел козел в сказке «Кошкин дом»? (Герань.)

14.Какой цветок помог девочке Жене побывать на Северном полюсе? (Цветик-семицветик.)

15.Какой цветок помог Гансу снять проклятие в сказке «Карлик Нос»? (Одуванчик.)

16.Какой цветок подружился с Маленьким принцем? (Роза.)

Конкурс «Сложи  цветок»

Каждая команда получает конверт с набором букв. Задача — составить из них названия цветов.

  1. Василек. Колокольчик.
  2. Ромашка. Одуванчик.

Конкурс  «Загадкино»

*Под водой — змея таится,

Над водой — краса-девица

В блузке белоснежной,

Близ травы прибрежной.

(Большая кувшинка.)

*Посреди двора —

Красная голова. (Мак.)

*И матушка родная

И мачеха злая

 Бок о бок живут —

Через черточку. (Мать-и-мачеха.)

*Белые горошки

На зеленой ножке. (Ландыш.)

*Белая корзинка,

Золотое донце.

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. (Ромашка.)

*У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник.)

*Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (Колокольчики.)

*Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик.)

*Твой глазок на ножке твердой

 Затерялся в колосках.

Все же ты, красавец гордый,

Гость ненужный на полях. (Василек.)

*Этот цветок называют «звездой».

Так бы вы его назвали сами,

В нем лепестки разбежались лучами

От сердцевинки совсем золотой. (Астра.)

Конкурс  «Найди  пять  цветов»

А

К

Р  О

Н

Ч

И

А

Л

С

Т

А

Д

А

С

К

К

А

П

Р

О

У

В

Ш

Ы

Д

Н

Р

А

Л

А

Н

О

Р

А

К

Л

И

Л

И

Я

К

У

П

Р

Г

Л

В

А

Л

И

В

Ы

Д

В

И

Я

К

А

Ч

А

О

В

О

З

Д

И

Ш

П

О

П

Н

  1. Ландыш. 2. Лилия. 3. Гвоздика. 4. Одуванчик.
  1. Астра.

Конкурс  «Ц веточный  калейдоскоп»

-А сейчас вам придется разделить цветы на три группы:

1.Полевые.

2.Садовые

3.Комнатные.

Цветы: гладиолус, клевер, георгин, бегония, василек, пион, каланхоэ, флокс, кактус, тюльпан, нарцисс, одуванчик, лютик, хлорофитум, астра, незабудка.

Конкурс «Угадай цветок»

- О цветах сложено много сказок, мифов, преданий, легенд. Сейчас по описанию вам предстоит распознать цветок.

  1. Происходит он из Средней Азии, где его за бокаловидную форму цветка назвали тюрбаном. Большое распространение и популярность с давних времен он получил в Турции. В Европу цветок попал в XVI веке и быстро распространился по всем странам. (Тюльпан.)
  2. В Голландии за луковицу особенно красивых цветов отдавали дома и лавки.

Изящная красота этого цветка запечатлелась в легендах и мифах. В одном древнегреческом мифе рассказывается о судьбе очень красивого юноши. Он, увидев свое отражение в воде, так залюбовался собой, что не мог оторваться и зачах. Но милосердие богов не дало ему исчезнуть, он превратился в чудесный цветок, венчик которого склоняется книзу. Как бы стремясь разглядеть себя в воде. (Нарцисс.)

  1. У древних римлян существовала легенда о том, что белый цветок вырос из капли молока богини Юноны. Крестоносцы привезли его из Италии, и он распространился по всей Европе. Белизна цветков этого растения стала символом правды, чистоты. Во Франции трилистник цветка стал эмблемой королевской власти. Позднее цветок сделался клеймом для преступников. (Лилия. Древнеримская легенда.)
  2. В христианском мире эти цветы посвящали Богоматери, красные плоды —это слезы богоматери, которые она проливала у креста распятого Иисуса. В Англии верят, что он растет там, где сказочные богатыри одерживали победы над драконами, или что это бусинки, потерянные Белоснежкой. А во Франции по сей день первую субботу или воскресение мая отмечают праздник этого цветка. (Ландыш.)
  3. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно и грустно. Тогда несколько снежинок сжалились над ней, упали на землю и превратились в цветы. Увидев их, Ева обрадовалась и повеселела, у нее появилась надежда. (Подснежник.)
  4. Название этого цветка происходит от русского имени крестьянина, которого полюбила красавица русалка, и он ответил ей взаимностью. Были они очень счастливы, только никак не могли договориться, где им лучше жить. Русалка звала его в милые сердцу прохладные воды реки, а молодой пахарь хотел поселиться у родных полей. Тогда русалка решилась на последнюю крайность: превратила своего возлюбленного в скромный голубой цветок. Но тот так и не пришел в водяной дом, по сей день он крепко держится корнями за пашню и неразлучен с родными полями. (Василек.)

Конкурс  «Цветочная  фантазия»

-А сейчас подведём итоги конкурса рисунков.

 (подведение итогов, награждение победителей)

 -Сегодня на нашем балу проигравших нет, потому что тот, кто посадил хотя бы один цветок, уже сделал мир ярче и прекраснее, а у вас их целые поляны! Давайте же  дадим  друг другу обещание любить, беречь и охранять растения нашей земли, а весной пусть каждый из вас в своем саду посадит самый заветный цветок.



Предварительный просмотр:

                               Игровая программа «Туристы»

Цель: -проверить и углубить полученные  на уроках окружающего мира  знания;

       - развивать память, мышление, расширять кругозор и эрудицию обуч-ся

                Ход мероприятия

-Ребята, сегодня у нас открытие недели окружающего мира.

План нашей работы таков:

1.Игровая программа «Туристы»

2.Экологическая игра «Бал цветов»

3. Экологическая викторина «Птицы нашего края»

4.Спортивная эстафета насекомых

5.Олимпиада по окружающему миру «Знатоки Природы»

В течение недели мы подведём итоги конкурсов рисунков и поделок из природных материалов.

-Открывает нашу неделю игровая программа «Туристы». Вашему вниманию я предлагаю просмотр мультфильма о лесных жителях.

( просмотр  м\ф «По дороге с облаками»)

Конкурс »Привал в стране Вежливости»

-Представьте себе, что многие животные решили стать вежливыми и при встрече всегда стали здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга звери, которые живут в нашей местности.

-И конечно, как истинные туристы вы должны знать правила вежливости в лесу. Найдите ошибку:

1)Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2) В лесу можно поиграть: листьями  побросаться,  венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени - ещё вырастет!

                              ***

1)Наконец-то можно пошуметь, покричать,  поаукать  и, главное, никому не мешаешь!

2)Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

                         ***

1)Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

2) Звери всякие важны - звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

Конкурс- викторина «Загадки леса»

А) загадки о деревьях:

*Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, её клюют.(рябина)

*Хоть неплохо я одета я.

Бьёт меня озноб всегда.

И весной, и жарким летом

Вся дрожу, как в холода.(осина)

*Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустили вырос.

Стоя высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.(дуб)

*Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.(берёза)

*С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд

А меня все обижают-

Шкурку тонкую сдирают.(липа)

-Назовите лиственные и хвойные деревья.

-Назовите съедобные и несъедобные грибы.

-Скажите, чем питаются дикие животные.

-Чем дикие животные отличаются от домашних?

Конкурс «Природа и фантазия»

Выставка  поделок  из природного материала.

Конкурс «Целебное лукошко»

-Вы знаете, что лес не только дом для животных, но и аптека для нас. Многие травы обладают лечебными свойствами. Назовите лечебные травы, которые вы знаете.

Спортивно-игровая эстафета »Самые меткие»

-Как вы думаете, животным нужна меткость?

Докажите это на примере.

Дети бросают в ведёрко небольшие мячики с расстояния 2 м.

Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

                                   Птицы нашего края

                                                           экологическая  игра-викторина

Цели:

  • проверить и углубить полученные на уроках окружающего мира знания;
  • выявить лучших знатоков птиц;
  • развивать память, мышление, расширять кругозор и эрудицию учащихся;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Оформление, оборудование и реквизит:

  • таблички с цифрами от 1 до 8 (8 штук);
  • записи голосов птиц;
  • плакаты с изображениями птиц;
  • зашифрованное слово;
  • кроссворд;

Предварительная подготовка: дети готовят сообщения о птицах.

                                                                                  Ход  игры

Звучит запись голосов птиц.

Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы проводим викторину, посвященную нашим пернатым друзьям - птицам. Они дороги  нам как часть природы нашей Родины. В нашем крае насчитывается около 340 видов птиц. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение радуют наш слух и глаз. Без птиц природа мертва! А какую еще пользу приносят птицы? (Ответы учащихся: охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, разносят семена и т.д.).

-Послушайте наших гостей.

Дятел: Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущие в корне и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипы. Мелкие насекомые прилипают к языку, а больше всего нанизывается на острый кончик языка. Питаюсь я так же семенами хвойных деревьев. Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев. На ногах имеются острые когти, которые помогают мне прочно держаться за кору деревьев.

Синица: Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, я маленькая, как воробышек. У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда выбираю в старом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником-дятлом.

Зимой поедаю семена ели, сосны и других растений.

Воробей: Голодом страшна зима птица, а не холодом. Сыта птаха– и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, от нас, воробьёв мало пользы?

Нет, мы главные защитники – сторожа парков, садов, огородов. Своё потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.

Я - сова, съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и полёвок и этим спасла 20 тонн зерна.

Мы - скворцы, тоже приносим большую пользу сельскому и лесному хозяйству. Мы поедаем огромное число гусениц, майских жуков, бабочек и других вредных насекомых.

А вот   я – кукушка - уничтожаю мохнатых гусениц и охраняю Вам леса. А знаете ли вы, что 100 кукушек могут истребить за 1 час 30-40 тысяч вредных гусениц.

Ведущий. Прежде чем начать игру, в которой определится победитель - лучший знаток птиц, поделимся на команды, дадим им название и выберем капитанов.  Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои вопросы.

Конкурс «Разминка»

Ведущий.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица? (Воробей.)

 

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона.

Кто она? (Ворона.)

 

Он по-рабочему одет

Удобно, просто, ловко,

На нем малиновый берет

И пестрая спецовка. (Дятел.)

 

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растенья.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения. (Жаворонок.)

 

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым:

- Клё! клё! клё! - поет со свистом.

Кто эта птица? (Клёст.)

 

В зимний день среди ветвей

Стол накрыт для гостей. (Кормушка.)

 

Никогда не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка.)

 

Угадайте, что за птица -

Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,

И как будто два хвоста. (Ласточка.)

Первый тур

На доске плакат, на котором изображены следующие

птицы:

  1. Ласточка.
  2. Снегирь.
  3. Дятел.
  4. Голубь.
  5. Кукушка.
  6. Синица.
  7. Сова.
  8. Скворец.

Ведущий. Внимательно посмотрите на этих птиц и вспомните все, что вы о них знаете. Отвечая на вопросы, по моей команде нужно поднять табличку с нужной цифрой-ответом.

Вопросы:

  1. Какая птица прилетает к нам с наступлением зимы, любит питаться рябиной? (№ 2. Снегирь.)

Ведущий. Эти красногрудые птицы летом живут далеко на севере, а в первой половине зимы, улетая от сильных морозов, появляются в наших лесах. Некоторые остаются у нас на всю зиму. Часто их можно увидеть на снегу - как красные яблоки, рассыпанные у дорог, сидят они под деревьями.

  1. Птица-почтальон, символ мира. (№ 4. Голубь.)

Ведущий. В далеком прошлом эти птицы жили в горах,

поэтому любят гнездиться на чердаках и крышах домов.

  1. Какой птице хвост помогает не только в полете, но и при добывании пищи? (№ 3. Дятлу.)

Ведущий. Перья на хвосте у дятла прочные, ими можно упираться в выступы коры. Клюв длинный и крепкий, острый. Ударяет им дятел только там, где под корой сидит гусеница. Проделает клювом дырку, вытащит гусеницу и съест. Любит расклевывать еловые и сосновые шишки.

  1. Подвижная и ловкая птица с зеленоватой спинкой и желтым брюшком. (№ 6. Синица.)

Ведущий. Синицы не улетают на зиму в теплые страны. В лютую стужу они прилетают к домам людей подкормиться. Весной и летом, перелетая с дерева на дерево, синицы обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день до ста двадцати гусениц. Выкармливая птенцов, пара синиц прилетает к гнезду до пятисот раз в день, принося тысячу разных насекомых.

  1. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (№ 5. Кукушка.)

Ведущий. Кукушка за лето уничтожает двести семьдесят тысяч крупных гусениц и майских жуков. Все птицы вьют гнезда, высиживают птенцов, кроме кукушки. Она же дожидается, когда улетит какая-нибудь птица от гнезда за кормом, и подбросит свое яйцо в чужое гнездо.

  1. Эта птица устраивает свои гнезда в обрывах над рекой. (№ 1. Ласточка.)

Ведущий. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона насекомых-вредителей. Прилетают к нам ласточки, как и стрижи, весной. Свой домик строят из глины и своей слюны в обрывах над рекой. Летом выводят птенцов, учат их ловить мух и мошек, стрекоз и других насекомых.

  1. Какая птица любит кататься на спинах коров, лошадей, овец? Так она ищет себе корм - насекомых и их личинок. (№ 8. Скворец.)

Ведущий. Семья скворцов за день уничтожает до трехсот пятидесяти гусениц, жуков, улиток, спасая от вредителей наши поля, сады и огороды.

  1. Какую птицу называют «ночной кошкой»? (№ 7. Сову.)

Ведущий. Ночью бесшумно сова пролетает над лесной поляной. Метнется мышь, зашуршит листвой, сова поймает ее и снова возвратится в дупло. С 1964 года совы находятся под охраной. Одна сова уничтожает за лето до тысячи мышей-полевок, сберегая нам при этом тонну зерна! Ни одна кошка не может соперничать с совой.

Подведение итогов первого тура. Подсчет жетонов.

Второй  тур

конкурс «Птичьи  профессии».

Ведущий. Как много на нашей планете людей и как много профессий. Люди занимаются различным трудом: работают в больницах, школах, магазинах, на заводах... Птицы тоже не отстают от своих старших братьев, у каждой птицы есть своя профессия, которую она любит и с удовольствием выполняет.

Чуть свет - птицы на крыло. Скворец работает в сутки 17 ч, ласточка -18 ч, стрижи -19 ч, горихвостка - 20 ч. А у людей рабочий день продолжается всего-то 8 часов.

Вот так добросовестно несут вахту наши пернатые друзья, работая больше светового дня. Да меньше им работать и нельзя. Ведь чтобы накормить своих детей, стриж должен принести корм за день не меньше 30-35 раз, скворец - 200 раз, ласточка - 300 раз, а горихвостка свыше 450 раз. Работают, не покладая... крыльев.

Ведущий. Попробуйте определить  профессии  птиц.

Ласточки - ... (строители, они строят гнезда из веточек и глины без молотка и топора).

Грачи - ... (первооткрыватели, они первые прилетают; и санитары - они уничтожают все ненужное, очищают нашу планету).

Соловей -... (певец, артист - он радует красивой песней людей).

Дятел - ... (кузнец - в лесу можно слышать его размеренное постукивание; санитар - уничтожает насекомых, жучков, паучков и продлевает жизнь могучим соснам, елям, дубам).

Конкурс «Почтовый ящик».

Учитель. Ребята, на наш адрес пришло четыре  письма. Угадайте, кто их написал.

Учитель читает письмо-описание для каждой команды, учащиеся должны отгадать птицу.

Описание первое:

«У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем  все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»

О т в е т: синица.

Описание второе:

«Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм  под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?»

О т в е т: поползень.

Описание третье:

«Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего можно меня увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь.

Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?»

О т в е т: щегол.

  1. Я  птица - дитя ночи.

Во тьме блистают очи,

Обличье человечье,

Да два крыла в заплечье!

Полет мой беззвучен,

Весь лес насквозь изучен,

И клюв, и коготь прочен,

И слух мой так же  точен –

 Малейший шорох слышу.

Притихла мышь - не дышит...

Напрасно прячешься ты, мышь,

Ты от меня не убежишь –

Я с тьмой кромешной так в ладу,

Что без очков тебя найду.

(Сова.)

4-й конкурс: «Птичьи разговоры».

А вы знаете, как птицы  разговаривают? Сейчас мы это проверим: соедините название птицы с её голосом.

Команды получают к а р т о ч к и:

Гуси                крякают

Соловьи                кричат

Журавли         гогочут

Утки                свистят

Вороны                ухают

Ласточки        воркуют

Голуби                 каркают

Синицы                щебечут

Совы                пищат

Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает.

Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.

О т в е т ы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

Жюри оценивает конкурс.

Игра «Прилетели птицы».

Учитель. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)

Учитель. Что неправильно, почему?

Ученики. Мухи – это насекомые.

Учитель.  Продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны. (Дети хлопают.)

Учитель.  Начинаем снова.

Прилетели птицы:

Голуби, куницы. (Дети хлопают.)

Учитель.  Продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки. (Дети хлопают.)

Учитель.  Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы…

– Все вы молодцы!

Конкурс «Заморочки из бочки»

Команды по очереди отвечают на вопросы.

  1. Наука, изучающая птиц. (Орнитология.)
  2. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
  3. Самая большая птица. (Страус.)
  4. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.)
  5. Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь.)
  6. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, куропатки.)
  7. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на ветки, ни на воду? (Стрижи.)
  8. Покров птицы. (Перья.)
  9. Наружный слой яйца. (Скорлупа.)
  10. Самая маленькая птичка наших лесов. (Королек.)
  11. Какая птица не вьет гнезда? (Кукушка.)
  12. Зачем грачи ходят по полю за пахарем? (Собирают личинки насекомых.)
  13. Хорошо ли слышат совы? (Да.)
  14. Дерево, которое поит дятла. (Береза.)
  15. Эта птица превосходно плавает, а летать не может. (Пингвин.)
  16. Какая птица самая находчивая? (Синица.)
  17. Какая птица издает звуки, похожие на смех человека? (Филин.)
  18. Различают ли птицы запахи? (Различают, но плохо.)
  19. Какая птица самая упрямая? (Аист.)
  20. Европейская столица, которую, согласно легенде, спасли гуси. (Рим.)

Конкурс «Кто внимательный»

Каждой команде дается листок с текстом, в котором «спрятались» восемь птиц. Задание - в течение двух минут найти их. Какая команда больше?

Текст. «Девочка устраивала столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор, оказалось тут удобнее, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая - высоко, лучше для мелких птичек, а над ней - ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кЬр- мушку не достать».

Конкурс капитанов

Ведущий. Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. (Сорока.)

Задание - из букв слова «сорока» за две минуты составить как можно больше новых слов (имена существительные в именительном падеже единственного числа). (Примеры: коса, кора, рак, сок, сор, роса, рок, оса, срок и др.)

По  истечении двух минут финалисты по очереди называют составленные слова. Побеждает участник, назвавший слово последним.

Ведущая.  – Итак, подведем итоги. Со счетом … победила команда …

Молодцы! Вот и подошла к концу наша викторина. Спасибо всем, кто принял в нем участие. Но другие команды тоже играли весело, дружно, показали хорошие знания. Мне хотелось бы, чтобы сегодня, возвращаясь домой из школы, вы, увидев птиц, понаблюдали бы за их поведением и в будущем никогда не забывали, что птицы нуждаются в нашей помощи и защите.



Предварительный просмотр:

                                                Эстафета насекомых

             (Спортивно-познавательная  игра для учащихся  начальной школы)

Цели:

  • пополнение экологических знаний учащихся в процессе игры;
  • развитие физических способностей, укрепление здоровья.

Оформление, оборудование и реквизит:

  • иллюстрации насекомых, о которых идет речь в ходе мероприятия;
  • два обруча;
  • два ведерка и кубики;
  • карточки со словами.

Место проведения - спортзал или спортивная площадка.

                                                                      Ход мероприятия

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Нашу сегодняшнюю встречу мы посвящаем насекомым. Вы даже не можете представить, как много на Земле представителей этого класса! Насекомых в мире намного больше, чем остальных животных, населяющих нашу планету. Существует отдельная наука, изучающая насекомых. Называется она энтомология.

Сейчас я предлагаю вам провести веселую эстафету. На некоторое время вам предстоит побывать в роли некоторых насекомых. Разделимся на команды. (Жеребьевка.) Итак, у нас есть две команды.

Представление команд. Команды выбирают названия и капитанов.

Эстафета  «Весёлый комарик»

Ведущий загадывает командам загадку. Игрок, отгадавший ее, приносит 1 балл своей команде. Ведущий следит, чтобы дети не выкрикивали отгадку хором, а, дослушав до конца, подняли руку.

Летит - пищит,

Ножки длинные тащит.

Случай не упустит –

 Сядет и укусит. (Комар.)

Ведущий. Но мы кусаться не будем! А вот бегать и пищать - да! Итак, первый конкурс - эстафета «Веселый комарик».

Команды строятся в две колонны на линии старта. Ведущий дает сигнал к началу соревнований. Первый игрок каждой команды, разведя руки в стороны и пища, как комар, должен добежать до стены, коснуться ее рукой, вернуться обратно и передать эстафету второму игроку. И т.д. Выигравшая команда получает 5 баллов.

Ведущий. А теперь несколько вопросов командам. Отвечая на них, вы можете заработать дополнительные баллы.

-Для чего природе комары? (Например, являются пищей для насекомоядных животных.)

-Все ли комары - кровопийцы, то есть все ли они кусаются и пьют кровь? (Нет, только самки, чтобы отложить потомство, а комар-самец опыляет растения.)

-Перед каким явлением природы комары звенят громче и пронзительнее? (Перед дождем.)

Ведущий подводит итоги эстафеты.

Эстафета «Муравьи»

Ведущий.

А теперь еще одна загадка.

Домик прячется в лесу,

Все к нему жильцы несут:

И травинку, и хвоинку,

И какую-то личинку.

Есть в том доме сторожа –

 Чутки усики дрожат.

Угадай же поскорей,

Кто живет в нем?.. (Муравей.)

Правильно. -А из чего муравьи строят муравейник? (Ответы команд. За правильные ответы они могут заработать дополнительные баллы.) А вот у вас нет ни веточек, ни хвоинок. Но вы должны найти любой предмет, всего лишь один (это может быть ботинок, шнурок и т. д.), для строительства своего муравейника.

Команды строятся в две колонны на линии старта. На некотором расстоянии от них лежат два обруча. Ведущий дает сигнал к началу соревнований. Первый игрок каждой команды относит выбранный им предмет в обруч, возвращается к команде и передает эстафету второму игроку. Тот, в свою очередь, должен найти другой предмет и отнести его в обруч. И т. д. Когда все игроки команды сложат в обруч свои вещи, эстафета продолжается в обратном порядке: игроки должны по очереди забрать свои предметы из обруча. Если по ошибке игрок берет из обруча чужой предмет, то со счета команды снимается 1 балл. Выигравшая команда получает 5 баллов.

Ведущий. А теперь у вас есть шанс заработать дополнительные баллы.

-Кто самый сильный на свете? (Муравей.) Верно, он несет груз, превышающий свой собственный вес в пятьдесят раз.

-В муравейнике ходы открыты и заметно бойкое движение муравьев на куче. Какую погоду сулит данная примета? (Хорошую.)

-А перед каким явлением природы муравьи прячутся в свой муравейник? (Перед грозой или сильным дождем.)

-Какую пользу природе приносят муравьи? (Муравьи защищают лес от вредных насекомых: листоедов, короедов.) С весны до осени трудятся муравьи, неся в муравейник личинок, гусениц, жуков, мошек. И как трудятся! До двадцати пяти тысяч вредных насекомых в день приносят неутомимые добытчики к себе домой! И это только в один муравейник! Поэтому лес, в котором много муравьев, здоровый и чистый. Муравьи - санитары леса! Помните об этом, ребята!

Ведущий подводит итоги эстафеты.

Конкурс «Паук»

Ведущий. Итак, следующая загадка и следующая эстафета.

Наткет, наплетет,

 Сядет и добычу ждет. (Паук.)

-Вы сейчас тоже на время станете паучками.

Все игроки команд, кроме капитанов, берутся за руки и «плетут паутину» - запутываются как можно сильнее, не расцепляя при этом рук. По сигналу ведущего капитаны должны распутать команду соперников. Кто быстрее? Выигравшая команда получает 5 баллов.

Ведущий. А теперь несколько вопросов командам. Паук усиленно плетет свои сети. К какой погоде эта примета? (К сухой.)

-Пауки прячутся. Что сулит данное явление? (Дождь.)

Ведущий подводит итоги эстафеты.

Эстафета «Трудолюбивые пчёлки» 

Ведущий.

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

 Он поделится медком. (Пчела.)

       Ученые-энтомологи подсчитали, что рабочая пчела за минуту облетает двенадцать цветков, а это значит, что за рабочий день она посетит не менее семи тысяч цветков. Приблизительные подсчеты показывают, что пчелы одной семьи в день опыляют не менее трехсот шестидесяти миллионов цветков. А за целое лето?

Команды строятся в две колонны на линии старта. У каждого игрока в руках небольшое ведерко. На некотором расстоянии от команд на полу разложены кубики-«цветочки». По сигналу ведущего первый игрок каждой команды бежит к кубикам, кладет пять кубиков в ведерко, возвращается к команде и передает ведерко второму игроку. И т.д. Выигравшая команда получает 5 баллов. Если в ходе эстафеты игрок уронит из ведра кубик, то со счета команды снимается 1 балл.

Ведущий. А вы знаете какие-нибудь приметы, связанные с пчелами? Пчела возвращается в улей поздно вечером. К какому явлению? (К дождю.) Перед дождем пчелы летают вблизи улья, а перед хорошей погодой они летят далеко в поле.

Эстафета «Кузнечики»

Ведущий.

Прыгает пружинка –

 Зеленая спинка –

С травы на былинку,

С ветки на тропинку. (Кузнечик.)

-Теперь все превращаются в кузнечиков!

Команды строятся в две колонны на линии старта. По сигналу ведущего первый игрок каждой команды прыжками на двух ногах двигается до ориентира, огибает его, возвращается к команде и передает эстафету второму игроку. И т. д. Выигравшая команда получает 5 баллов.

Ведущий. У вас есть возможность заработать дополнительный балл.

Конкурс «Командный прыжок»

Первый номер каждой команды выполняет прыжок с места от линии старта. Ведущий мелом фиксирует длину прыжка. От этой линии выполняет свой прыжок второй игрок. И т. д. Выигрывает команда, у которой общий прыжок окажется длиннее. Она получает дополнительный балл.        1

Конкурс «Гусеница»

Ведущий.

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все ж не может. (Гусеница.)

-А мы попробуем! Игроки каждой команды цепляются за пояс впереди стоящего игрока - получается «гусеница»». Вот так, сцепленными, надо оббежать вокруг стула и вернуться на прежнее место. Команда-победитель получает 5 баллов.

Ведущий. А теперь вы должны вспомнить все конкурсы нашей программы. А название самой программы вы помните? И если вы внимательны, то найдете мою ошибку в подборе одного конкурса. (Ответы детей.) Правильно, был конкурс, посвященный паукам. А пауки к насекомым не относятся.

А теперь последний конкурс.

Конкурс «Борьба  за  последний балл»

Команды по очереди называют насекомых (повторяться нельзя). Команда, игрок которой последним называет насекомое, получает 1 балл.

Подведение итогов. Награждение победившей команды.

Ведущий. Неважно, кто победил в этой эстафете. Важно то, что вы немного отдохнули и пополнили свои знания о такой многочисленной семье - классе насекомых. Подсчитано, что на каждого человека приходится более двухсот миллионов разных насекомых. В настоящее время каждый год открывается примерно десять тысяч видов насекомых. Энтомологи держат коллекции в специальных ящиках. Если на осмотр каждого экземпляра тратить всего по минуте, то на знакомство со всей коллекцией нам бы потребовалось шесть лет чистого времени, без перерывов на обед и выходных дней.

Я предлагаю вам почитать (показывает) книгу М. А. - Козлова «Не просто букашки». В ней вы найдете не только яркие иллюстрации, но и много интересного о насекомых, известных и не известных вам. Всего вам доброго! До следующей встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН для 1 класса (предметная неделя по окружающему миру)

Материал включает в себя презентацию и документ с заданиями и ответами...

Файнворды к проведению предметной недели по окружающему миру на тему "Птицы"

Файнворд содержит спрятанные в тексте названия птиц...

Предметная неделя по окружающему миру для уч.ся 3 класса.

Материал предсиавляет разработку  предметной недели....

описание собственного практического опыта по организации и проведению предметных недель

данный материал содержит описание собственного опыта по подготовке и проведению предметных недель в начальной школе...

материалы для проведения предметной недели по окружающему миру

план проведения недели окружающего мира,сценарий открытия недели,олимпиадные задания для 2-4 классов,аналитическая справка по результатам предметной недели...

План проведения предметной недели по окружающему миру

quot;Посмотри, как хорош, мир, в котором ты живешь!"...

Отчет о проведении предметной недели по окружающему миру в 1 классе.

Отчет о проведении предметной  недели  по окружающему миру в 1 классе....