Урок по познанию мира "История моего города"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
К уроку подготовлены материалаы об истории города "Тайынша", стихи, презентация о городе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_moego_goroda.docx | 33.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Северо-Казахстанская область
КГУ «Средняя школа №3 г.Тайынша»
Миняйленко Марина Николаевна
Учитель начальных классов
3 класс
Тема: История моего города.
Цель: вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению истории родного города, формирование навыков исследовательской деятельности.
Задачи: развивать кругозор, устную связную речь учащихся, воспитывать у ребёнка уважение и любовь к тому месту, где он живёт, к Родине.
Оборудование: выставка детских рисунков «Город, что сердцу дорог», интерактивная доска, презентация «Тайынша сегодня и вчера», аудиозапись песни группы «Браво» «Этот город самый лучший», выставка книг «Северо-Казахстанская область».
Ход урока
I.1. Психологический настрой
Я рада этой новой встрече,
Мне интересно с вами, друзья!
Интересные ваши ответы,
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2. Мотивация
-Как называется город, в котором мы живём? (Тайынша)
- В каком государстве находится этот город?
-Как по-другому можно назвать Казахстан? (Родина, Отечество)
-Любите ли вы свою Родину?
-С чего начинается любовь к Родине? (Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, родному городу)
Учащийся читает стихотворение
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот
Или степь от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
-Нужно ли человеку знать историю своего города?
-Для чего?
3. Постановка цели урока.
-Сегодня на уроке, речь пойдет о нашем родном городе, узнаете его историю, учащиеся расскажут о той информации, которую они нашли, прочитают свои сочинения.
4. Проверка домашнего задания: чтение стихотворений, сочинений о Тайынше.
Учащийся читает стихотворение
У Чаглинки реки
Городок наш родной,
Имя носит он древнее очень.
Мы зовём его все Тайынша,
Тайынша –
Наш любимый, наш ласковый город.
(В. Посполита, жительница города)
Дети зачитывают сочинения о городе.
II.1.Рассказы детей о городе (соповождаются презентацией)
Проектная деятельность учащихся.
В Казахстане насчитывается 60 малых городов, в которых проживает не более 50 тыс. человек. К таким городам относится и Тайынша.
Тайынша (Станция Таинча) — город в Северном Казахстане, являющийся административным и культурным центром Тайыншинского района Северо-Казахстанской области. Тайыншинский район расположен на юге области, граничит с Акмолинской областью. В районе 20 сельских округов, 89 сельских населенных пунктов. Район в основном расположен в степной зоне, восточная и юго-восточная части районов - в лесостепной зоне. Почвенный покров – чернозем.
Аким города Тайынша – Калабаев Батырбек Курманханович
По данным переписи населения, в Тайынше проживает не многим более 12000 человек. Люди разных национальностей проживают здесь.
Значительная часть города занята под приусадебные участки и огороды. Преобладает частный сектор.
На территории города действует ТОО «Тайынша-Энерго», элеватор на 75200тонн зерна, нефтебаза, завод СОМ, ТОО «Казтрансавто», завод «Биохим», мясокомбинат, свинокомплекс, функционируют мельничные комплексы: ТОО «Баско», ЧП «Балаев», ЧП «Муканов», ЧП « Сельмурзаев» с производительностью до 20 тонн муки в сутки каждый. Действуют пекарни: ЧП «Сергеев», ЧП «Пак», ЧП «Голиков», ТОО «Орбита», ТОО «Жаксылык», выдавая до 500 булок хлеба в сутки каждый. В городе 6 АЗС, где реализуется бензин, керосин, дизтопливо. Снабжение города сжиженным газом осуществляется двумя пунктами. Теплоснабжение многоэтажных домов, больниц, школ, детских садов осуществляется котельными, использующими твёрдое топливо. Крупным теплопроизводителем является ТОО «Прометей». В городе проведен водопровод.
В городе действует районная поликлиника, больница, 5 школ, 2 детских сада, почта, телеком, милиция, находится городской и районный акимат, суд, 2 нотариуса оказывают услуги населению в оформлении ценных и деловых бумаг, сеть магазинов, оптовых баз, ресторанов, кафе, районный дом культуры, парикмахерские, бани, банки, имеется вокзал, автостанция, детско-юношеская спортивная школа, автошкола и другие обьекты.
Учащийся читает стихотворение
Тайынша – районный город,
Тайынша – мой мирный уголок.
Крупный в области район,
Не один в нём регион.
Тайынша – районный город,
Пятьдесят нынче ему,
Возмужал он в целину.
Тайынша – районный городок
Здесь когда-то аксакал
Тайыншой его назвал.
2.Физминутка
3.Вводное слово учителя.
Города возникают не сразу. Они формируются десятилетиями, столетиями, тысячелетиями. Каждое поколение вписывает в их историю свою строку. Крупицы труда, оставленные предками, пусть даже самые малые, заслуживают уважения, обогащают нас опытом, позволяют глубже разобраться в исторических событиях, пробуждают любовь к родной земле. Минувшее - это и назидание, и завещание нам, о чем мы не имеем права забывать. Память о прошлом должна оставаться с людьми.
Города растут, меняют облик. Что-то отмирает, уходит в небытие, а что-то нарождается, занимая его место.
Сверкают одетые в асфальт современные проспекты. Мчатся автомашины. Выстроились большие дома. Разбросили ветви молодые деревья. Кажется, так было всегда. Но всегда ли? Троньте историю - и вы увидите, что места эти когда-то выглядели по-другому, что и до вас здесь тоже кто-то жил, только жизнь ушедших была иной, не похожей на вашу. И вы невольно спросите: "А что тут было раньше? Как выглядели постройки? Какие люди ходили, что их волновало, какие они вершили дела?". Вопросов много, и каждый из них заслуживает того, чтобы на него ответили.
4.Рассказы детей.
Первые поселения людей в этих местах появились ещё в каменном веке. Стоянки людей располагались на берегах рек Ишим и Чаглинки. Жилища людей были в виде шалашей.
С казахского языка «тайынша» переводилось как годовалая тёлка, корова. У многих людей возникает вопрос о том, не могли ли придумать другое название. Корни этого названия уходят в далёкое прошлое.
Когда исчезло Казахское ханство, организация территорий Казахстана равнялась на российские. Сначала появились округа, затем территория делилась на генерал-губернаторства.
В Казахстан стали приезжать безземельные крестьяне из России и Украины. В степи начала возрождаться торговля. Появились большие торговые центры-крепости Петропавловск, Акмолинск, Семипалатинск, Оренбург. В основном торговали скотом, однако животными в крепостях торговать запрещалось. Поэтому в начале XIX века начали организовывать торговые ярмарки. Ярмарка длилась больше месяца и являлась настоящим культурным центром. Здесь проводились айтысы акынов, конные скачки, борцовские турниры. В середине XIX века Акмолинская область стала центом ярмарочной торговли. Одной из самых известных была Тайчикульская ярмарка. Тайчикуль – озеро Тайынша. Официально проводилась она с 1 июля по 25 сентября, но торговля продолжалась 3 месяца. В народе её называли «сентябрдің базары», то есть сентябрьским рынком. По окончании ярмарки воцарялась тишина. На месте оставляли сторожа охранять лавки и склады.
С началом первой мировой войны ярмарка закрылась. Во время НЭПа торговля начала возрождаться, но с коллективизацией вновь закрылась и с этого времени ярмарка уже не работала.
В начале века xx века, где сейчас располагается станция Таинча с её зданиями и жилыми домами, не было ни одного строения. Здесь шумела ковыльная степь.
В 1903 – 1905 годах бедные и обездоленные крестьяне Украины отправились на поиски лучшей жизни и именно тогда появились первые переселенцы на землях нашего района.
По берегам реки Чаглинки располагали переселенцы землянки. Сильные зимние бураны задували землянки по самые крыши. После того как переселенцы приняли в гости генерала губернатора Омской губернии Сухотино, его имя присвоили поселению на берегу реки.
В весеннее половодье землянки оказались затопленными, и переселенцы вынуждены были переселиться в более безопасные места. Так появились сёла Ново-Приречное, Многоцветное, Ново-Сухотино.
Сюда же стали переселяться и зажиточные крестьяне.
Селение на берегу реки стали называть Старо-Сухотино.
В 1912 году, после сильного голода, правительство предоставило крестьянам зерновую ссуду. Крестьяне сеяли зерно, стали вести торговлю хлебом. Зерно приходилось возить в город Петропавловск, на лошадях или быках для того, чтобы продать. Крестьяне отдавали купцам зерно за бесценок. На месте, где сейчас располагается железнодорожная станция, проводились ярмарки, где за товары первой необходимости. Купцы могли выменять зерно и скот у крестьян. За коробку спичек, метр ситца, килограмм гвоздей купцы выменивали у крестьян скот, кожу, зерно.
В 1917 году пронеслась радостная весть о победе Великой Октябрьской революции. В стране был голод. Правительство приняло решение изъять у кулаков излишки сельхозпродуктов. Чтобы ускорить поставку хлеба, было принято решение о строительстве железной дороги. 1921 году построена железная дорога сообщением «Петропавловск-Кокшетау».
В1922 году станция Тайынча соединилась железной дорогой с Петропавловском и Кокчетавом.
В то время здесь был один вагончик, где жили рабочие. Позднее построили небольшое деревянное здание вокзала, водокачку, несколько бараков под общежитие.
Отсюда пошли зерно, мясо, а навстречу промышленные товары.
Во время гражданской войны здесь проходили бои. Во время отступления, красноармейцы оставили у местного населения 12 человек. Кулаки их выдали и их расстреляли. В центре города Тайынша находится братская могила погибших.
В 1936году сюда прибыли эшелоны поездов с поляками, выселенными с территории Украины.
В 1954 году приехало много людей на поднятие целины.
В период освоения целинных земель расширилось строительство, возникли новые организации. Новостройки станции и села Ново-Сухотино двинулись навстречу друг другу. Село и станция объединились в один рабочий посёлок.
На основании Указа Президиума Верховного Совета Каз.ССР, в июле 1960 года образовался посёлок Таинча, в 1962 году переименованный в г.Красноармейск.
В период освоения целинных земель расширилось строительство, возникли новые организации.
Основными предприятиями города были: мебельная фабрика, ремзавод, завод железо-бетонных изделий, сухого молока. Функционировали кинотеатры, детские сады, школы, больницы. Развивалась служба быта, начало которой положили кустарные ремёсла.
Указом Президента РК от 2 мая 1997 года, город Красноармейск переименован в город Тайынша.
III.Заключительная часть
1.Учащийся читает стихотворение
Посади в своём городке деревцо,
Пусть он краше и чище станет,
Тайынша – родной город и наше лицо.
И пусть время его не состарит,
Ты – оазис в пустыне степей.
город мой:
Пятьдесят всё растёшь, хорошеешь.
И любую судьбу разделю я с тобой.
Знаем мы, ты подняться сумеешь!
Русский, немец, поляк, украинец,
казах –
Каждый должен трудиться на благо твоё.
Ну, зачем, нам мечтать о других городах?
В Тайынше найдем место под солнцем
своё.
(Е.Думанская, жительница г.Тайынша)
2. Украшение голой ветки зелёными листиками (ветка стоит в вазе на столе) (Под песню гр. «Браво»)
Задание по рядам.
На парте лежат зелёные листья из бумаги, нужно написать на листке и прикрепить к ветке:
1 ряд - за что я люблю свой город,
2ряд – как люди могут нарушить экологию города,
3ряд – советы людям по поводу отношения к своему городу.
3. Заключительное слово учителя.
-Часто бывает так, что на то, что нас окружает, мы подчас не обращаем внимания. А ведь именно в этом городе многие из вас родились, здесь вы растёте. Где бы ни пришлось вам жить, бывать в будущем, город, где прошло ваше детство, вы будете помнить всегда.
Сегодня на уроке мы постарались сформировать представление о городе Тайынша, об его истории.
Я надеюсь, что урок разовьет у вас интерес к родному городу, у вас возникнет желание ещё больше узнать о родном городе, вы ещё больше будете любить и беречь свою малую родину и сделаете всё, что зависит от вас для процветания и развития нашего города.
-Что вы изобразили на своих рисунках?
-Обратите внимание на выставку книг. Свои знания вы можете пополнить, поинтересовавшись в библиотеке книгами о Северо-Казахстанской области.
4. Итог урока.
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
-Понравился ли вам урок? Чем?
-Как история нашего города отражена в памятниках?
-В чём главные богатства города?
-Каким бы вы хотели видеть город в будущем?
-Какие бы предложения вы внесли по благоустройству города?
5. Домашнее задание. Узнать в чью честь названа улица Зебницкого, Чапаева, собрать, подготовить материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краски моего города
Проект....
Обобщающее занятие кружка "Краеведение" по теме "История моей семьи в истории моего города".
Работаю над разработкой программы и учебно-методического комплекса по краеведению. Хочу поделиться конспектом одного занятия.Это занятие было итоговым в ходе работы над проектом "Судьба моей семь...
конспект - урока по познанию мира 1 класс "Профессии села и города"
интегрированный урок по познанию мира и трудовому обучению...
Исследовательская работа обучающегося "История моего города в истории моей страны"
Данная исследовательская работа знакомит с историей города Ртищево....
Урок по краеведению "История моего города" (Воронеж)
История на карте. Цели урока: 1. Организовать деятельность обучающихся с целью изучения...
"Вклад моего прадеда в историю моего города". (исследовательский реферат)
Я уверена, что для каждого человека самая близкая история – это жизнь его семьи. У каждой семьи своя собственная история. Вот и в моей семье была история, из которой я узнала о жизни моего праде...
Проект «Храмы моего города» (по организации поиска и сбора информации о храмах города Вышний Волочек)
Цель проекта: собрать материал о храмах города Вышний Волочек.Задачи проекта:1.Сбор материала о храмах.2.Повышение престижа у подрастающего поколения к значимости родного города.3.Развитие познаватель...