Урок по окружающему миру 4 класс "Природное сообщество пресного водоёма"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Природное сообщество пресного водоёма»
Цель:
- уточнить представление учащихся об условиях жизни в местах пресных водоёмах, расширить представления о разнообразии растений и животных водоёма, показать связи животных водоёмов с растениями и друг с другом;
-развивать кругозор учащихся, умение работать самостоятельно;
-воспитывать любовь к родным местам, чувство бережного отношения к водоёмам.
Оборудование: гербарии, карточки, карта пресного водоёма, карта Краснодарского края.
Тип урока: изучение нового материала (предметный).
Ход урока
- Организация внимания учащихся.
(класс разделён на 3 группы)
- приветствие;
- посадка.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Минутка календаря.
- Какое сегодня время года?
- Почему вы так решили?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Какие апрельские приметы вы знаете?
- Какие стихотворения о весне вы знаете?
IY. Проверка домашнего задания.
- Индивидуальные задания.
Составить цепи питания.
ВОДОРОСЛИ- КАРАСЬ-ЩУКА
КАМЫШ- КОМАР- СТРЕКОЗА
ЭЛОДЕЯ- ГОЛОВАСТИК- ЖУК- ПЛАВУНЕЦ
- Найдите гербарии растений водоёма.
Фронтальный опрос:
- Какие водоёмы вы знаете? (искусственные, естественные; пресные, солёные)
- В чём различие между искусственным и естественным?
- Какие водоёмы в Краснодарском крае вы знаете? (показать на карте)
- какое значение имеет водоём в природе?
-В жизни людей?
- Почему водоём называют природным сообществом? (В нём совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой. )
Y. Работа над новым материалом.
- Ребята, вы знаете, что в водоёме имеется всё необходимое для жизни: свет, тепло, воздух, питательные вещества. Однако условия здесь такие благоприятные, как на лугу или в лесу. Самые благоприятные условия сложились в прибрежной части водоёма. Поэтому здесь встречается много разнообразных растений и животных.
- Ребята, сейчас нам нужно заселить водоём растениями, животными, насекомыми.
У вас на столах картинки обитателей разных водоёмов. Вам нужно выбрать только тех, которые обитают в пресном водоёме и прикрепить на карту пресного водоёма:
I II III
Стрекоза Жук-плавунец Водомерка
Рогоз Камыш Тростник
Кувшинка Кубышка Рдест плавающий
Рак Беззубка Головастик
Щука Окунь Карась
Лягушка Утка (кряква) Кулик
Чайка Тюлень Морж
- Ребята, послушайте короткое сообщения о некоторых обитателях водоёма приготовленные детьми, которые приготовили их ранее. (О бобрах. О цапле. О водомерке. О стрекозе. О рогозе. О кувшинке.)
- Ребята, сейчас мы вместе составим краткую характеристику растений пресного водоёма, в которой отмечаются особенности: стеблей (крепкий, прямой стебель, стоит прямо не гнётся. Н-р рогоз), листьев (узкие и длинные, Н-р у рогоза и круглые у кувшинок), цветков (коричневая узкая шишка рогоза, красивые белые и жёлтые цветки кувшинки, кубышки), плоды (кувшинчики, мягкий белый пух).
-Ребята, охарактеризуем особенности животных обитающих в пресных водоёмах и их приспособленность к среде обитания.
- Какая форма тела? (обтекаемая у зверей, рыб)
-Что за приспособление есть у рыб (плавники)
- У лягушек? (перепонки между пальцами задних ног у лягушек)
- У кого ещё можно встретить это приспособление? (у водоплавающих птиц, зверей)
- Длинный голый хвост? (у зверей)
- Какую роль он выполняет? (роль руля)
YI. Закрепление.
- Ребята, для каждой части водоёма характерны свои цепи питания. Составим в прибрежной части водоёма.
Рогоз – комар- лягушка- уж
Камыш- комар- стрекоза
- В толще воды складываются другие цепи питания:
Водоросли- карась-щука
Рдест плавающий – головастик- жук-плавунец
- Ребята, как живут все обитатели водоёма между собой? (сообща)
- Какой из этого можно сделать вывод о пресном водоёме? (пресный водоём – это природное сообщество)
- Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит?
- Какие беды принёс человек водоёму?
(отлов рыбы привёл к увеличению количества больных рыб. Уничтожение двусторонних моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных, загрязнение водоёмов отходами продуктов и т.д.)
- Что нужно делать, чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось? (охранять редкие растения (кубышку и кувшинку), не ловить раков санитаров, моллюсков- фильтров, не губить головастиков и лягушек).
- Молодцы! Думаю, что именно так вы и будете поступать.
YII. Итог.
- Что нового узнали на уроке?
- Отгадайте загадки:
Ползает наоборот, У родителей и деток Пёстрая крякушка
Задом наперёд, Вся одежда из монеток. Ловит лягушек,
Всё под водой (рыбы) Ходит вразвалочку-
Хватает клешнёй (рак) Спотыкалочку. (утка)
YIII. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - путешествие "Пресное сообщество - пресный водоём"
Природное сообщество- пресный водоёмдля 4 класса...
Урок по окружающему миру. Урок- театрализованное представление" Жизнь пресного водоёма"
Работа на уроках окружающего мира может быть самой разнообразной. Здесь большая возможность для учителя и детей показать свои знания. Я стараюсь как можно больше привлекать к работе детей. Где возможн...
Природное сообщество пресного водоёма
Урок «Природоведение» по учебнику А.А.Плешакова, 4 классЦели урока: Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма; познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов, с ...
Конспект урока по окружающему миру "Природные сообщества" 3 класс Программа Школа XXI
Технологическая карта к уроку по окружающему миру на тему "Природные сообщества" 3 класс . Урок проведён в соответствии с ФГОС...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе: "Водоёмы нашего края"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе: "Водоёмы нашего края". Цель урока: сформировать представления учащихся о водоемах нашего края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами...
Технологическая карта урока по окружающему миру: "Природные сообщества"
Технологическая карта урока по окружающему миру:« Природные сообщества»...
Конспект урока по окружающему миру "Природное сообщество - болото", 3 класс
Цель: Создать условия для первоначального формирования понятия о болоте; познакомить с наиболее типичными представителями растительного и животного мира болот; рассказать об использо...