Конспект урока "Ордынское нашествие" 3 класс Система Л.В. Занкова Учитель I категории: Печёркина Хана Владимировна
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цели:
- познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России;
- развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь;
- воспитывать интерес к истории нашей страны, чувство патриотизма, чувство любви и гордости за родное Отечество.
Ход урока.
1. Приветствие. Здравствуйте. Я вам желаю сегодня добра. Вы мне желаете сегодня добра. Если будет трудно, я помогу.
2.Актуализация базовых знаний, подведение к самостоятельному формулированию темы урока.
-Какие умения нам потребуются сегодня на уроке? (думать, рассуждать, доказывать, слушать, работать с картой, работать с лентой времени)
Вы уже несколько уроков путешествуете по далёкому прошлому нашей страны. Как она тогда называлась?
-А о каком временном периоде идёт речь? Покажите на ленте времени.
-Что же произошло с Киевской Русью в Х11 веке?
- Обратимся к картинной ленте времени, последний кадр
- На что была похожа Киевская Русь, если посмотреть на карту того времени? (лоскутное одеяло, лоскутное- состоящее из отдельны лоскутков, кусочков)
-Сегодня мы двинемся в путь дальше и окажемся уже в Х111в.(показ на ленте)
Я хочу рассказать вам одну историю (притчу)(Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»).
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, а они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: "Сломайте!".
Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья по одиночке. Отец и говорит:- Так и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь,- вас всякий легко погубит. (на доске).
Так вот, если бы русские князья и были этими сыновьями, как вы думаете, выполнила ли они наказ отца?
3. Подведение к самостоятельному формулированию темы урока.
-А теперь сделайте предположение, что могло произойти дальше после разделения государства на отдельные княжества?
- Кот уже догадался, о чём сегодня пойдёт речь? ( нападение, вторжение, нашествие- вторжение неприятеля в страну.
- Какое древнее государство напало на Киевскую Русь? (обратимся к карте).
- Далеко на востоке, в центральной Азии жили монголо-татары. Они были прекрасными наездниками. Занимались скотоводством. Но племя это было исключительно враждебным. Даже между собой они редко жили в мире, а уж с другими народами постоянно враждовали. Государство монголо-татаров называлось Золотая Орда. Они и напали на Русь. Поэтому нашествие и назвали Ордынским.
-Так как же звучит тема нашего сегодняшнего урока? (Ордынское нашествие)
Я забегу вперёд и скажу, что ордынское нашествие закончилось победой монголо-татаров, а мы сегодня на уроке выясним, почему это случилось.
- Может быть они были лучше вооружены? (Просмотр слайдов оружия русских и монголо-татаров)
- Маленькие необыкновенно выносливые лошадки легко покрывали большие расстояния. Сами монголы отличались неприхотливостью и большим терпением, могли не есть по два, три дня, легко переносили жару и холод. У монгольских всадников было по два-три лука, колчан со стрелами, копьё с крюком –стаскивать с коней неприятельских воинов (показ монголо-татарского воина), у богатых была сабля. В арсенале русского воина были меч, лук и стрелы. Кольчуга, щит и шлем были его защитой (показ иллюстрации русского воина).
4. Изучение нового материала.
-Как вы думаете, из каких источников вы сможете узнать новое сегодня на уроке?
Учебник, рассказ учителя, энциклопедия, компьютер.
Работа с учебником с 117, показ слайдов.
-Как вы думаете, как мы сейчас будем работать? (читать, составлять план), (работа с памяткой)
1)Чтение первого абзаца, подбор заголовка. Страшная угроза. Чиегисхан.
Показ портрета Чингисхана,1223г.(слайд)
Показ на карте места битвы.
– Покажите на ленте времени.
2)Чтение 2 абзаца. Страшный разгром. Хан Батый 1237г.
Показ слайдов «Взятие Рязани», «Оборона Владимира», «Сражение» (сопровождается рассказом)
А через 14 лет…
Шёл 1237. На юго-восточных рубежах Киевской Руси высились мощные земляные валы города Рязани. Деревянные стены с башнями недёжно защищали дома. Но отчего же у горожан озабоченные лица? Только что примчался гонец: по направлению к Рязани движется огромное войско. Во главе его стоит внук Чингисхана – хан Батый. Послал за помощью рязанский князь к князьям Владимира и Чернигова, но не откликнулись они, не пришли на помощь
3)Чтение 3 абзаца. Русь под чужеземным игом.
Русь была вынуждена отдавать десятую часть всех своих богатств в Золотую Орду. Дань собирали специальные люди баскаки. (слайд «Баскаки»)
4)Чтение 4 абзаца. 240 лет ордынского господства. (последний слайд)
5. Первичное закрепление.
Посмотрите, правильно ли записан план на доске?
Русь под чужеземным игом.
Страшный разгром.
240 лет ордынского господства.
Страшная угроза.
- Восстановите план.
Расскажите по составленному плану об ордынском нашествии. (Памятка для пересказа по плану).
6. Закрепление.
Мы с вами много узнали сегодня о печальных исторических событиях, которые произошли в Киевской Руси более 700 лет тому назад.
- Откуда люди узнали об этом? (археологические находки, древние книги. даже наш современный русский язык несёт на себе печать 240-летнего господства монголо-татаров).
-А какие учёные разгадывают тайны прошлого? (археологи, историки, лингвисты).
Мы с вами сейчас тоже превратимся в учёных. Одна группа будет учёными-археологами, а другая учёными-лингвистами.
Учёным-археологам удалось обнаружить при раскопках несколько древних предметов, относящихся к периоду монголо-татарского нашествия. Рассортируйте эти предметы на группы.
А учёные-лингвисты произведут исследование нескольких выражений нашего современного языка и попытаются обнаружить в них следы пребывания монголо-татаров.
Проверка.
–У кого получилось?
–Кому понравилась эта работа?
7. Итог.
8. Д/з.
-Какое задание вы бы хотели выполнить?
Подготовить сообщение.
Составить кроссворд.
Прочитать учебник и уметь рассказать об ордынском нашествии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
этот урок разработан лично Печёркиной Х.В. в 2006 году , имею авторское подтверждение | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России;
- развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь;
- воспитывать интерес к истории нашей страны, чувство патриотизма, чувство любви и гордости за родное Отечество.
Ход урока.
1. Приветствие. Здравствуйте. Я вам желаю сегодня добра. Вы мне желаете сегодня добра. Если будет трудно, я помогу.
2.Актуализация базовых знаний, подведение к самостоятельному формулированию темы урока.
-Какие умения нам потребуются сегодня на уроке? (думать, рассуждать, доказывать, слушать, работать с картой, работать с лентой времени)
Вы уже несколько уроков путешествуете по далёкому прошлому нашей страны. Как она тогда называлась?
-А о каком временном периоде идёт речь? Покажите на ленте времени.
-Что же произошло с Киевской Русью в Х11 веке?
- Обратимся к картинной ленте времени, последний кадр
- На что была похожа Киевская Русь, если посмотреть на карту того времени? (лоскутное одеяло, лоскутное- состоящее из отдельны лоскутков, кусочков)
-Сегодня мы двинемся в путь дальше и окажемся уже в Х111в.(показ на ленте)
Я хочу рассказать вам одну историю (притчу)(Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»).
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, а они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: "Сломайте!".
Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья по одиночке. Отец и говорит:- Так и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь,- вас всякий легко погубит. (на доске).
Так вот, если бы русские князья и были этими сыновьями, как вы думаете, выполнила ли они наказ отца?
3. Подведение к самостоятельному формулированию темы урока.
-А теперь сделайте предположение, что могло произойти дальше после разделения государства на отдельные княжества?
- Кот уже догадался, о чём сегодня пойдёт речь? ( нападение, вторжение, нашествие- вторжение неприятеля в страну.
- Какое древнее государство напало на Киевскую Русь? (обратимся к карте).
- Далеко на востоке, в центральной Азии жили монголо-татары. Они были прекрасными наездниками. Занимались скотоводством. Но племя это было исключительно враждебным. Даже между собой они редко жили в мире, а уж с другими народами постоянно враждовали. Государство монголо-татаров называлось Золотая Орда. Они и напали на Русь. Поэтому нашествие и назвали Ордынским.
-Так как же звучит тема нашего сегодняшнего урока? (Ордынское нашествие)
Я забегу вперёд и скажу, что ордынское нашествие закончилось победой монголо-татаров, а мы сегодня на уроке выясним, почему это случилось.
- Может быть они были лучше вооружены? (Просмотр слайдов оружия русских и монголо-татаров)
- Маленькие необыкновенно выносливые лошадки легко покрывали большие расстояния. Сами монголы отличались неприхотливостью и большим терпением, могли не есть по два, три дня, легко переносили жару и холод. У монгольских всадников было по два-три лука, колчан со стрелами, копьё с крюком –стаскивать с коней неприятельских воинов (показ монголо-татарского воина), у богатых была сабля. В арсенале русского воина были меч, лук и стрелы. Кольчуга, щит и шлем были его защитой (показ иллюстрации русского воина).
4. Изучение нового материала.
-Как вы думаете, из каких источников вы сможете узнать новое сегодня на уроке?
Учебник, рассказ учителя, энциклопедия, компьютер.
Работа с учебником с 117, показ слайдов.
-Как вы думаете, как мы сейчас будем работать? (читать, составлять план), (работа с памяткой)
1)Чтение первого абзаца, подбор заголовка. Страшная угроза. Чиегисхан.
Показ портрета Чингисхана,1223г.(слайд)
Показ на карте места битвы.
– Покажите на ленте времени.
2)Чтение 2 абзаца. Страшный разгром. Хан Батый 1237г.
Показ слайдов «Взятие Рязани», «Оборона Владимира», «Сражение» (сопровождается рассказом)
А через 14 лет…
Шёл 1237. На юго-восточных рубежах Киевской Руси высились мощные земляные валы города Рязани. Деревянные стены с башнями недёжно защищали дома. Но отчего же у горожан озабоченные лица? Только что примчался гонец: по направлению к Рязани движется огромное войско. Во главе его стоит внук Чингисхана – хан Батый. Послал за помощью рязанский князь к князьям Владимира и Чернигова, но не откликнулись они, не пришли на помощь
3)Чтение 3 абзаца. Русь под чужеземным игом.
Русь была вынуждена отдавать десятую часть всех своих богатств в Золотую Орду. Дань собирали специальные люди баскаки. (слайд «Баскаки»)
4)Чтение 4 абзаца. 240 лет ордынского господства. (последний слайд)
5. Первичное закрепление.
Посмотрите, правильно ли записан план на доске?
Русь под чужеземным игом.
Страшный разгром.
240 лет ордынского господства.
Страшная угроза.
- Восстановите план.
Расскажите по составленному плану об ордынском нашествии. (Памятка для пересказа по плану).
6. Закрепление.
Мы с вами много узнали сегодня о печальных исторических событиях, которые произошли в Киевской Руси более 700 лет тому назад.
- Откуда люди узнали об этом? (археологические находки, древние книги. даже наш современный русский язык несёт на себе печать 240-летнего господства монголо-татаров).
-А какие учёные разгадывают тайны прошлого? (археологи, историки, лингвисты).
Мы с вами сейчас тоже превратимся в учёных. Одна группа будет учёными-археологами, а другая учёными-лингвистами.
Учёным-археологам удалось обнаружить при раскопках несколько древних предметов, относящихся к периоду монголо-татарского нашествия. Рассортируйте эти предметы на группы.
А учёные-лингвисты произведут исследование нескольких выражений нашего современного языка и попытаются обнаружить в них следы пребывания монголо-татаров.
Проверка.
–У кого получилось?
–Кому понравилась эта работа?
7. Итог.
- Пригодились ли вам те умения, которые вы назвали в начале урока?
8. Д/з.
-Какое задание вы бы хотели выполнить?
Подготовить сообщение.
Составить кроссворд.
Прочитать учебник и уметь рассказать об ордынском нашествии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест на тему "Живая и неживая природа" 1 класс система Л. В.Занкова учитель МОУ гимназия №1 Смородинова Елена Эдуардовна город Комсомольск -на - Амру Хабаровский край
Тест по теме "Живая и неживая природа", способствует проверке знаний по теме....
Презентация Картинный словарь"1 2 класс система Л.В. Занкова учитель Смородинова Елена Эдуардовна МОУ Гимназия №1 город Комсомольск - на -Амуре Хабаровский край
В презентации использованы картинки словарных слов: арбуз, помидор, морковь. берёза, огурец, апельсин...
Конспект урока математики в 1 классе (система Л.В.Занкова) «Значение суммы. Чтение и запись сумм, определение их значений».
Конспект урока математики в 1 классе (система Л.В.Занкова) «Значение суммы. Чтение и запись сумм, определение их значений»....
Конспект урока по русскому языку 2 класс. Система Л.В.Занкова
Урок русского языка во 2 классе по теме "Перенос слов". Это второй урок по данной теме. Тема урока "Перенос слов с буквой й".Урок разработан по системе Л.В. Занкова, автор учебника А.В.Пол...
конспект урока "Безударная гласная в корне слова", 3 класс (Система Л.В Занкова)
Конспект урока по рускому языку с использованием электронных образовательных ресерсов....
План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)
Урок плановый. Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...
Обобщение опыта работы по системе Л.В.Занкова учителя начальных классов первой квалификационной категории Титовой Татьяны Алексеевны
Обобщение опыта работы по системе Л.В.Занкова учителя начальных классов первой квалификационной категории...