Урок "Животные пустыни" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Формирование представления об особенностях приспособленности животных к природной зоне пустыни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymbrylova_ts.d._urok.doc.docx | 22.18 КБ |
dymbrylova_ts.d._prezentatsiya.ppt.pptx | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект учебного занятия по окружающему миру.
УМК: «Начальная школа 21 века»
Класс: 4-й
Тема учебного занятия: Животные пустыни.
Место урока в теме: 2-й урок по теме «Пустыня».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: создать условия для формирования представления об особенностях приспособленности животных к природной зоне пустыни.
Задачи урока:
1.предметные
- усвоение и актуализация знаний о природной зоне пустыни;
- формирование целостного взгляда о зависимости растительного и животного мира от тепла и влаги;
- овладение основами экологической грамотности;
2. метапредметные:
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- способность регулировать свою учебную деятельность, овладение навыками работы в группах;
3.личностные:
- осознание себя как личности, которая может воздействовать на природу, у которой есть чувство ответственности за ее сохранение.
Оборудование к уроку: карта, проекционная система (проектор, экран), компьютер, энциклопедии, учебники, электронная презентация урока.
Содержание и технология урока:
1. Актуализация знаний обучающихся.
Звучит музыка.
- о какой природной зоне поется в песне? ( о пустыне).
- какие пустыни вы знаете, покажите на карте.(Каракумы, Сахара, Гоби)
Слайд 2.
Мы сегодня продолжим наше путешествие по пустыне.
- вы можете определить природную зону пустыни по характерным особенностям?
Слайд 3. Задание : убрать лишние словосочетания, не характерные для пустыни. (убираются со слайда по щелчку).
словосочетания: горячий песок, влажно, жарко, мало воды, барханы, изобилие растений, много воды, бедность видов растений.
Слайд 4. Вывод: Пустыня- это природная зона, где мало воды, много солнца, бедность видов растений. Солнце – хозяин, потому что там всегда жарко. Вода – это жизнь, хоть будет ее очень мало, даже капелька. Значит, есть в пустыне жизнь.
- Как вы думаете, трудно ли жить в пустыне?
- Да, надо уметь приспосабливаться к трудным условиям этой природной зоны.
- Теперь мы должны убедиться, что вы хорошо усвоили особенности приспособленности растений к условиям пустыни.
Работа в группах. Детям раздаются иллюстрации растений. Задание: выбрать растения пустыни, рассказать об их приспособленности к условиям пустыни, прикрепить иллюстрации к карте.
(Саксаул, верблюжья колючка, кактусы).
Слайд 5.Вывод: у растений сильно развитые корни; вместо листьев колючки, чешуйки; растения низкорослые).
2.Целеполагание.
Продолжается наше путешествие по пустыне. Можно сказать, что вы все знаете о природной зоне пустыни? О чем вы еще не узнали?
( о животном мире, об их приспособленности к условиям пустыни).
- вы догадались, о ком будут исследования на уроке?
- какова цель нашего урока? (узнать особенности приспособленности животных к природной зоне пустыни).
- Давайте наметим план наших действий по достижению цели урока.
План исследования:
1. питание животных;
2. образ жизни;
3. способ передвижения;
4. особые приспособления к жизни в пустыне.
Начнем исследование животного мира пустыни, будем работать в группах.
- Какими источниками будете пользоваться?
Ответы детей: учебником, рабочей тетрадью, энциклопедиями, своими знаниями.
Звучит музыка. На чем можно путешествовать по пустыне? (верблюд)
- Кто живет по принципу: «Тише едешь, дальше будешь». (черепаха)
- Угадайте, кто это? Называюсь на «я», жалю опасно, исчезаю мгновенно. (ящерица)
Группы выбирают одно животное по желанию из трех угаданных (верблюд, черепаха, ящерица), о котором они будут вести исследование.
3. Открытие новых знаний.
Работа в группах, нахождение нужной информации из разных источников, установление логических связей.
Презентация групп по своим исследованиям.
Слайд 6-7. Верблюд. Приспособленность: жир в горбах, мозолистые
подошвы ног, умение долго обходиться без воды.
Слайд 8. Черепаха. Приспособленность: ночной образ жизни, панцирь,
долгое время может обходиться без воды.
Слайд 9. Ящерица. Приспособленность: тело покрыто чешуйками,
умение быстро зарываться в песок.
Слайд10. Вывод: Как приспособились к жизни в пустыне животные?
Некоторые ведут ночной образ жизни, много насекомых, пресмыкающихся и небольшое количество млекопитающихся, долгое время обходятся без воды, могут переносить жару, впадают в спячку, имеют защитные функции (окраска, панцирь, чешуйки), быстро передвигаются, могут быстро зарываться в песок.
Давайте заселим нашу пустыню. Каких животных вы еще сюда заселили бы?
(детям предлагаются иллюстрации жука, скорпиона, пауков, змей).
Звучит музыка. Скажите, какие же цветы посадил герой песни в пустыне?
(Маки). Слайд11.
- Где же могли вырасти такие маки в пустыне?
Ответы детей: Оазис. (информацию можно найти в учебнике).
- Давайте познакомимся с оазисом. Как могли появиться оазисы среди бескрайней пустыни?
Ответы детей: Близость к экватору оказывает свое влияние на климат пустыни. (если дети затрудняются, предложить обратить внимание на карту).
Слайд 12-13. Оазис – это участки вблизи водоемов , богатые растительностью , где растут финиковые пальмы, живут люди.
Чем занимаются люди в пустыне?
- орошением земель;
- разведением животных, охотой;
Самостоятельная работа учащихся по учебнику.
Беседа по содержанию:
- Назовите причины возникновения экологических проблем в пустыне. Из-за деятельности человека мелеют реки(неумелое орошение), катастрофически мелеет Аральское море.
Неумелое орошение приводит к другой беде: в почвах накапливается много соли. Страдают культурные растения. Другая проблема – браконьерство. Скот подолгу пасут на одном месте – растения полностью съедаются и пески не закрепляются – стало больше подвижных песков). орошение – много соли в почве
Проблемы пустынь неумеренный выпас скота – подвижность песков
браконьерство – исчезновение животных
Вывод по уроку: (совместно с детьми)
- Люди осваивают пустыню. Но нужно делать так, чтобы не нанести вред природе.
- Самая главная особенность пустыни – недостаток влаги и жара. Но мы узнали, что растения и животные приспособились к жизни в таких условиях.
4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля.
Детям предлагаются тесты по изученной теме. Обратная связь: сигнальные карточки с цифрами 1,2.
Домашнее задание:
Слайд 14. Как называется природная зона, где много-много солнца и много-много воды? (тропики)
Найдите информацию о тропиках, попробуйте провести свое расследование о тропиках.
Приложение 1.
Почему у верблюда горбы становятся мягкими и свисают на бок?
- В них кончается жир.
- В них кончается вода.
(ответ: 1)
Как животные приспособились к жизни в пустыне?
- Долгое время могут обходиться без пищи.
- Долгое время могут обходиться без воды.
- Долгое время могут обходиться без жира.
(ответ: 2)
Оазис – это
- Место в пустыне, где есть вода.
- Место в пустыне, где много солнца.
(ответ: 1)
К чему приводит неумеренный выпас скота?
- Исчезают виды растений.
- Подвижность песков.
(ответ: 2)
Чем служат уши-локаторы для лисицы-фенька?
1.Улавливают звуки.
2.Улавливают звуки и спасают от жары.
3. спасают от жары.
(ответ: 2)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пустыня Много воды Изобилие растений Горячий песок жарко Бедность видов растений Мало воды барханы влажно
Как приспособились растения к жизни в пустыне? длинный корень листья-колючки низкорослые растения Растения пустыни
Караван верблюдов в пустыне
Приспособленность: жир в горбах, мозолистые подошвы ног, умение долго обходиться без воды.
черепаха Приспособленность: ночной образ жизни, панцирь, долгое время может обходиться без воды.
Приспособленность: тело покрыто чешуйками, умение быстро зарываться в песок. ящерица
Как приспособились к жизни в пустыне животные? Животные пустыни впадают в спячку быстро передвигаются защитная окраска некрупные животные ночной образ жизни
оазис
Финиковые пальмы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. «ПУСТЫНИ»
Основной метод обучения: дидактическая игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игров...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс "Пустыни"
Разработка урока по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыни". Тип урока - комбинированный. Цель урока: сформировать у учащихся представлние о природной зоне пустынь, познакомить с географическим пол...
"Пустыни" 4 класс
Разработка урока ознакомления с окружающим миром. (Плешаков 4 класс) "Пустыни". Повторение предусматривает различные виды опроса в зависимости от уровня знаний учащихся....
Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"
Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1. сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...
Урок окружающего мира по теме "Пустыни России", 4 класс
Тема урока: Пустыни России. Урок построен по схеме традиционного урока с элементами развивающего обучения. Автор учебника А.А. Плешаков. Имеется презентация к данному уроку....
Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России» Тема: Пустыни
Цели урока: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.Познакомить с географическим положением зоны пустынь, её о...
От ледяной пустыни к пустыне песчаной
Открытый урок "Природные зоны России"...