Урок "Животные пустыни" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Формирование представления об особенностях приспособленности животных к природной зоне пустыни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymbrylova_ts.d._urok.doc.docx22.18 КБ
Файл dymbrylova_ts.d._prezentatsiya.ppt.pptx2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Проект учебного занятия по окружающему миру.

УМК: «Начальная школа 21 века»

Класс: 4-й

Тема учебного занятия: Животные пустыни.

Место урока в теме: 2-й урок по теме «Пустыня».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создать условия для формирования представления об особенностях приспособленности животных к природной зоне пустыни.

Задачи урока:

1.предметные

-  усвоение и актуализация  знаний о природной зоне пустыни;

- формирование целостного взгляда о зависимости растительного и животного мира от тепла и влаги;

- овладение основами экологической грамотности;

2. метапредметные:

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- способность регулировать свою  учебную деятельность, овладение навыками работы в группах;

3.личностные:

- осознание себя как личности, которая может воздействовать на природу, у которой есть чувство ответственности за ее сохранение.

Оборудование к уроку: карта, проекционная система (проектор, экран), компьютер, энциклопедии,  учебники, электронная презентация урока.

Содержание и технология урока:

1. Актуализация знаний обучающихся.

Звучит музыка.

- о какой природной зоне поется в песне? ( о пустыне).

- какие пустыни вы знаете, покажите на карте.(Каракумы, Сахара, Гоби)

Слайд 2. 

Мы сегодня продолжим наше путешествие по пустыне.

- вы можете определить природную зону пустыни по характерным особенностям?

Слайд 3. Задание : убрать лишние словосочетания, не характерные для пустыни. (убираются со слайда по щелчку).

словосочетания: горячий песок, влажно, жарко, мало воды, барханы, изобилие растений, много воды, бедность видов растений.

Слайд 4. Вывод: Пустыня- это природная зона, где мало воды, много солнца, бедность видов растений. Солнце – хозяин, потому что там всегда жарко. Вода – это жизнь, хоть будет ее очень мало, даже капелька. Значит, есть в пустыне жизнь.

-  Как вы думаете, трудно ли жить в пустыне?

-  Да, надо уметь приспосабливаться к трудным условиям этой природной зоны.

- Теперь мы должны убедиться, что вы хорошо усвоили особенности приспособленности растений к условиям пустыни.

Работа в группах. Детям раздаются иллюстрации растений. Задание: выбрать растения пустыни, рассказать об их приспособленности к условиям пустыни, прикрепить иллюстрации к карте.

(Саксаул, верблюжья колючка, кактусы).

Слайд 5.Вывод: у растений сильно развитые корни; вместо листьев колючки, чешуйки; растения низкорослые).

2.Целеполагание.

    Продолжается  наше путешествие по пустыне. Можно  сказать, что вы все знаете о природной зоне пустыни? О чем вы еще не узнали?

( о животном мире, об их приспособленности к условиям  пустыни).

- вы догадались, о ком будут исследования на уроке?

- какова цель  нашего урока? (узнать особенности приспособленности животных к природной зоне пустыни).

- Давайте наметим план наших действий по достижению цели урока.

План исследования:

1. питание животных;

2. образ жизни;

3. способ передвижения;

4. особые приспособления к жизни в пустыне.

     Начнем исследование животного мира пустыни, будем работать в группах.

- Какими источниками будете пользоваться?

Ответы детей: учебником, рабочей тетрадью, энциклопедиями, своими знаниями.

Звучит музыка. На чем можно путешествовать по пустыне? (верблюд)

- Кто живет по принципу: «Тише едешь, дальше будешь». (черепаха)

- Угадайте, кто это? Называюсь на «я», жалю опасно, исчезаю мгновенно. (ящерица)

Группы выбирают одно животное по желанию из трех угаданных (верблюд, черепаха, ящерица), о котором они будут вести исследование.

3. Открытие  новых знаний.

Работа в группах, нахождение нужной информации из разных источников, установление логических связей.

Презентация групп по своим исследованиям.

Слайд 6-7. Верблюд. Приспособленность: жир в горбах, мозолистые

подошвы ног, умение долго обходиться без воды.

Слайд 8. Черепаха. Приспособленность: ночной образ жизни, панцирь,

долгое время может обходиться без воды.

Слайд 9. Ящерица. Приспособленность: тело покрыто чешуйками,

 умение быстро зарываться в песок.

Слайд10. Вывод: Как приспособились к жизни в пустыне животные?

    Некоторые  ведут ночной образ жизни, много насекомых, пресмыкающихся и небольшое количество млекопитающихся,  долгое время обходятся без воды, могут переносить жару, впадают в спячку, имеют защитные функции (окраска, панцирь, чешуйки), быстро передвигаются, могут быстро зарываться в песок.

    Давайте заселим нашу пустыню. Каких животных вы еще сюда заселили бы?

(детям предлагаются иллюстрации жука, скорпиона, пауков, змей).

Звучит музыка. Скажите, какие же цветы посадил герой песни в пустыне?

(Маки). Слайд11.

- Где же  могли вырасти такие  маки в пустыне?

Ответы детей: Оазис. (информацию можно найти в учебнике).

- Давайте познакомимся с оазисом. Как могли появиться оазисы среди бескрайней  пустыни?

Ответы детей:  Близость к экватору оказывает свое влияние на климат пустыни. (если дети затрудняются, предложить обратить внимание на карту).

Слайд 12-13.  Оазис – это участки вблизи водоемов , богатые растительностью , где растут финиковые пальмы, живут люди.

Чем занимаются люди в пустыне?

- орошением земель;

- разведением животных, охотой;

Самостоятельная работа учащихся  по учебнику.

Беседа по содержанию:

- Назовите причины возникновения экологических проблем в пустыне. Из-за деятельности человека мелеют реки(неумелое орошение), катастрофически мелеет Аральское море.

Неумелое орошение приводит к другой беде: в почвах накапливается много соли. Страдают культурные растения. Другая проблема – браконьерство.  Скот подолгу пасут на одном месте – растения полностью съедаются и пески не закрепляются – стало больше подвижных песков).                                                                                орошение – много соли в почве

Проблемы пустынь        неумеренный выпас скота – подвижность песков

                                  браконьерство – исчезновение животных

Вывод по уроку: (совместно с детьми)

  1. Люди осваивают пустыню. Но нужно делать так, чтобы не нанести вред  природе.
  2. Самая главная особенность пустыни – недостаток влаги и жара. Но мы узнали, что растения и животные приспособились к жизни в таких условиях.

4.Формирование первичных умений  на основе самоконтроля.

Детям предлагаются тесты по изученной теме. Обратная связь: сигнальные карточки  с цифрами 1,2.

Домашнее задание:

Слайд 14.  Как называется природная зона, где много-много солнца и много-много воды? (тропики)

Найдите информацию о тропиках, попробуйте провести свое расследование о тропиках.

Приложение 1.

Почему  у верблюда горбы становятся мягкими и свисают на бок?

  1. В них кончается жир.
  2. В них кончается вода.

(ответ: 1)

Как животные приспособились к жизни в пустыне?

  1. Долгое время могут обходиться без пищи.
  2. Долгое время могут обходиться без воды.
  3. Долгое время  могут обходиться без жира.

(ответ: 2)

Оазис – это

  1. Место в пустыне, где есть вода.
  2. Место в пустыне, где много солнца.

(ответ: 1)

К чему приводит неумеренный выпас скота?

  1. Исчезают  виды растений.
  2. Подвижность песков.

(ответ: 2)

Чем служат уши-локаторы для лисицы-фенька?

    1.Улавливают звуки.

    2.Улавливают звуки и спасают от жары.

    3. спасают от жары.

(ответ: 2)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Чиндалейская средняя общеобразовательная школа» Животные пустыни . 4 класс Дымбрылова Цындыма Дашиевна, учитель начальных классов.

Слайд 3

Пустыня Много воды Изобилие растений Горячий песок жарко Бедность видов растений Мало воды барханы влажно

Слайд 5

Как приспособились растения к жизни в пустыне? длинный корень листья-колючки низкорослые растения Растения пустыни

Слайд 6

Караван верблюдов в пустыне

Слайд 7

Приспособленность: жир в горбах, мозолистые подошвы ног, умение долго обходиться без воды.

Слайд 8

черепаха Приспособленность: ночной образ жизни, панцирь, долгое время может обходиться без воды.

Слайд 9

Приспособленность: тело покрыто чешуйками, умение быстро зарываться в песок. ящерица

Слайд 10

Как приспособились к жизни в пустыне животные? Животные пустыни впадают в спячку быстро передвигаются защитная окраска некрупные животные ночной образ жизни

Слайд 12

оазис

Слайд 13

Финиковые пальмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. «ПУСТЫНИ»

Основной метод обучения: дидактическая игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игров...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс "Пустыни"

Разработка урока по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыни". Тип урока - комбинированный. Цель урока: сформировать у учащихся представлние о природной зоне пустынь, познакомить с географическим пол...

"Пустыни" 4 класс

Разработка урока ознакомления с окружающим миром. (Плешаков 4 класс) "Пустыни". Повторение предусматривает различные виды опроса в зависимости от уровня знаний учащихся....

Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

Урок окружающего мира по теме "Пустыни России", 4 класс

Тема урока: Пустыни России.  Урок построен по схеме традиционного урока с элементами развивающего обучения. Автор учебника А.А. Плешаков. Имеется презентация к данному уроку....

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России» Тема: Пустыни

Цели урока:            Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.Познакомить с географическим положением зоны пустынь, её о...

От ледяной пустыни к пустыне песчаной

Открытый урок "Природные зоны России"...