2.Актуализация знаний.
| «Роль леса в жизни человека» Внимание, внимание! Первое задание: О роли леса схему здесь нарисовать И все по схеме рассказать. (Слайд 4) Индивидуальный ответ по теме «Роль леса в природе и жизни людей» с дополнениями одноклассников. Дым костра, углей сиянье, Серый пепел и зола. Дразнит наше обонянье Дух картошки у костра. Чтоб от костра в лес Не пришла беда, Вы составили памятки, «Как разводить костер»? – Да! (Слайд 5) Зачитываются три памятки. Дети читают памятки, составленные дома. - Как вы считаете, какая из памяток самая подробная? (Ответы детей.) (Слайд 6) Раз иду я через двор И слышу такой разговор: «Мы на солнечной поляне Загорали, жгли костер, Пили квас, консервы ели, Хоровые песни пели... Веселились как могли, Отдохнули и ушли! И остались на полянке У потухшего костра Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки – Словом, мусора гора!». Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. (В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дерном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать, они сгниют.) Тест «Природная зона лесов» (на листиках – 3 мин.) (Слайд 7) 1.Природная зона лесов состоит из ... а) пяти частей; б) двух частей; в) трех частей; г) одной части. 2.Самую большую территорию занимают ... а) смешанные леса; б) хвойные леса в) широколиственные леса. 3.Природные зоны России расположены так: а) тундра, арктическая зона, зона лесов; б) арктическая зона, зона лесов, тундра; в) арктическая зона, тундра, зона лесов. 4.В тайге растут: а) пихты, ели, лиственницы; б) дубы, сосны, ели; в) березы, липы, лиственницы. 5.Лесным исполином называют ... а) благородного оленя; б) лося, в) медведя. 6.В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы: а) овцебык, морж, розовая чайка; б) краснозобая казарка, кречет, стерх; в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. 7.Экологические проблемы лесной зоны связаны ... а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой; б) с неблагоприятными погодными условиями; в) с участившимися лесными пожарами. 8.На территории зоны лесов расположен заповедник: а) Таймырский; б) Кандалакшский; в) Приокско-Террасный; г) остров Врангеля. 9.Фитонциды - это: а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы, б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий. „ Охрана лесов - это: а) обязанность государства; б) обязанность государства и долг каждого гражданина, в) забота самих обитателей леса.
|
3.Мотивация на новую деятельность
Физкультминутка | - Перед тем, как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь: (Слайд 8) _ Это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники; (тундра) - Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники; (лесная зона) - Это природная зона лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники; (Арктические пустыни)
- Рассели животных (растения) по природным зонам: расставь фишки с изображением животных на карте природных зон в атласе. (Дети подходят к доске и расселяют животных по зонам на карте. ) - Впишите в таблицу следствия указанных причин: (Слайд 9)
Причины | Следствия | Вырубка лесных полос | Меньше деревьев, мест обитаний для животных. | Неправильная распашка почвы | Трещины, овраги, эрозия, не задерживается вода в почве. | Смыв почвы водными потоками | Размывание верхнего плодородного слоя земли, вымывание растений, гибель саженцев. |
|
4. Изучение нового материала. Решение постав-ленных исследовательских задач -«Особенности пустыни».
4.1. Введение проблемной ситуации
4.2.Самостоятель ная работа учащихся в группах, используя раздаточные таблицы
4.3.Просмотр кинофрагмента «Пустыни». |
- Покинув бескрайние лесные просторы, мы с вами оказались на самом юге России, точнее, на юго-западе. Солнечный, жаркий Желтый поток Льется в пустыне На желтый песок. В воздухе желтом И плотном, как мед, Желтая птица неслышно плывет. (Слайды 10) Вот так выглядят пустыни (показ видеосюжета «Пустыня»), Какой вы увидели пустыню? (Пустыня - это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окру жают пустота и жара.) -Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница?
На парты раздаются карточки- «помогай-ки»: Работа в группах. 1.Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта. 2.В каком тепловом поясе расположена зона пустынь? 3.Поверхность земли в пустыне. Рассказ ученика: Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспий ского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и распо лагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. - Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (показ фотографий). Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях. - Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. - Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться.) - К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца. (Слайды 11, 12, 13) - Пора включаться в работу нашим ботаникам, зоологам, экологам. Далее работа ведется в группах. Материалы для ботаников: Гербарий, рисунки с изображением растений, атлас- определитель, учебник (стр. 123, 124). Карточка - «помогай-ка»: 1.Общая особенность растений. 2.Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист). 3.Значение в природе. Материалы для зоологов: Рисунки различных животных, населяющих пустыни, книга Нуждиной «Чудо - всюду», энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника на стр. 126-128. Карточка - «помогай-ка»: 1. Приспособленность животных пустыни к природным усло виям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются. 2.Значение в природе. Материалы для экологов: Учебник (стр. 129-131). Карточка- «помогай-ка»: 1.Экологические проблемы пустыни и пути их решения. 2.Охрана редких растений и животных, заповедники. Рассказ ботаников: (Слайд 14) Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка (рисунок и гербарий). У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глу бину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позво ляет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое (закрепление карточки на стенной карте). Джузгун - это не большой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений (рису нок). Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья (рисунок). - Спасибо, уважаемые ботаники! Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например саксаул (ри сунок). Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (Из-за недостатка влаги.) - В пустыне участки вблизи водоемов богаты расти тельностью, их называют оазисами (просмотр видеосюжета об оазисах). |
Самостоятельная работа учащихся в группах, используя раздаточные таблицы | Рассказ зоологов: (Слайд 16) Большинство животных пустыни некрупные, потому что им не где спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, ко гда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка (показ рисунков). Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и уша стый еж имеют большие уши (рисунки). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пус тыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (рисунки). Одни из них роют норы, другие - тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до трех метров в длину. Крупными животны ми считаются сайгаки и верблюды (рисунки). Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из на секомых. в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, жуки- чернотелки, священные скарабеи (рисунки). Карточки животных закрепляются на стенной карте. Учитель может дополнить ответ учащихся рассказом об удиви тельном животном пустыни - верблюде: верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказыва ют сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух мет ров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограм мов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3-4 дня, зато, доб равшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интерес ные животные обитают в пустыне.- Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц - это потому, что птицы плохо переносят жажду. О жуке-скарабее прочитайте дома на стр. 125, и вы узнаете, почему его назы вают священным скарабеем. - Продолжим нашу работу. Заслушаем экологов. Рассказ экологов: (Слайд 17) Освоение пустынь человеком привело к экологическим пробле мам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпа са скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьер ство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком ороситель ные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми (рассказ со провождается видеосюжетами). Для сохранения природы в 1990 го ду в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (по казать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полу пустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди. Составьте схему экологических проблем пустыни. Экологические неумеренное орошение проблемы выпас скота пустыни браконьерство - Спасибо, уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни. И как всегда, виновник создавшихся про блем - человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки. |
4.4.Работа в парах - задания разного уровня сложности по выбору учащихся
| -Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяи на - солнце и ветер? (Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хо зяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.) Природные условия | Способы приспособления |
|
| Растения | Животные |
|
|
| |
|
|
А сейчас предлагаю вам записать в тетрадях особенности пус тыни, ее растительного и животного мира: Игра «Узнай меня» (Слайд 18) 1.Сколько важности в походке! По пустыне-сковородке, По колючкам босиком Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.) 2.Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.) 3.Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.) 4.Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими кор нями удерживаю пески. (Джузгун.) 5.Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.) 6.Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тон кие, как вязальные спицы. (Саксаул.) Самые экстремальные пустыни мира: - Пустыня Намиб. Намибия. Самая старая пустыня в мире; - Пустыня Атакама. Чили. Самая сухая пустыня мира; - Пустыня Уюни. Боливия. Самая соленая пустыня в мире; - Аралкум. Узбекистан и Казахстан. Самая молодая пустыня в мире; - Сахара. Северная Африка. Самая большая пустыня в мире; - Пустыня Какрос. Канада. Самая маленькая пустыня в мире. - Наше путешествие заканчивается. Всем научным группам спа сибо за работу! |