Разработка урока по окружающему миру 4 класс "Пустыни"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Пистун Наталья Владимировна

Разработка урока по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыни". Тип урока - комбинированный. Цель урока: сформировать у учащихся представлние о природной зоне пустынь, познакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растительным и животным миром, деятельностью людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_pustyni.docx56.15 КБ

Предварительный просмотр:

Российский конкурс профессионального мастерства

педагогов "Мой лучший урок"

в 2011- 2012 учебном году

Номинация

«Начальная школа»

Предмет

Окружающий мир

Тема урока

Авторский  медиапродукт – презентация

4 класс

Г. Кореновск

МОАУ СОШ № 17

Пистун Наталья Владимировна

учитель начальных классов

                 

Пистун  Наталья Владимировна  учитель начальных классов

МОАУСОШ №17  г. Кореновска.

Тема:  Зона пустынь.

Особенности природы, взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания, особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы природной зоны, охрана природы, виды растений и животных, занесенных в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Практическая работа: поиск и показ изучаемых географических объектов на карте природных зон России, рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков приспособленности к условиям жизни.

Цели урока: (Слайд 3)

1.Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.

2.Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.

3.Развивать умение работать с географической картой, атласом-определителем, гербарием, дополнительной литературой.

4.Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Оборудование:

Карта природных зон, картины и рисунки с изображением изучаемых объектов, видеосюжеты «Пустыня», «Оазисы», мультимедиа.

   

Этап урока

Ход урока

1. Мобилизующий этап. Формулирование темы урока

                             -Снова пришел долгожданный миг –

                              Нам пора в дорогу.

                              Он зовет нас, в загадочный мир,

                              Таинственный мир природы.

Местоимение

2-го лица, ед. числа

- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. Разгадайте ребус:                                                       

                                                             

Ответ – Пустыни. Слайды № 1,2,3.

2.Актуализация знаний.

«Роль леса в жизни человека»

                        Внимание, внимание! Первое задание:

                        О роли  леса схему здесь нарисовать

                        И все по схеме рассказать. (Слайд 4)

Индивидуальный ответ по теме «Роль леса в природе и жизни людей» с дополнениями одноклассников.

                         Дым костра, углей сиянье,

                         Серый пепел и зола.

                         Дразнит наше обонянье

                        Дух картошки у костра.

                        Чтоб от костра в лес

                         Не пришла беда,

                         Вы составили памятки,

                        «Как разводить костер»? – Да! (Слайд 5)

Зачитываются три памятки. Дети читают памятки, составленные дома.

- Как вы считаете, какая из памяток самая подробная? (Ответы детей.)

(Слайд 6)

Раз иду я через двор

И слышу такой разговор:

«Мы на солнечной поляне

Загорали, жгли костер,

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели...

Веселились как могли,

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки –

Словом, мусора гора!».

Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. (В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дерном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать, они сгниют.)

Тест «Природная зона лесов» (на листиках – 3 мин.) (Слайд 7)

1.Природная зона лесов состоит из ...

а) пяти частей;        б) двух частей;             в) трех частей;        г) одной части.

2.Самую большую территорию занимают ...

а) смешанные леса;         б) хвойные леса         в) широколиственные леса.

3.Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов;

б) арктическая зона, зона лесов, тундра;

в) арктическая зона, тундра, зона лесов.

4.В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы;           б) дубы, сосны, ели;              в) березы, липы, лиственницы.

5.Лесным исполином называют ...

а)  благородного оленя;       б)  лося,           в)  медведя.

6.В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка;

б)  краснозобая казарка, кречет, стерх;

в)  зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

7.Экологические проблемы лесной зоны связаны ...

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;

б)  с неблагоприятными погодными условиями;

в) с участившимися лесными пожарами.

8.На территории зоны лесов расположен заповедник:

а) Таймырский;         б) Кандалакшский;      в) Приокско-Террасный;        

 г) остров Врангеля.

9.Фитонциды - это:

а)  особые вещества, убивающие болезнетворные микробы,

б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий. „

Охрана лесов - это:

а)  обязанность государства;

б)  обязанность государства и долг каждого гражданина,

в)  забота самих обитателей леса.

3.Мотивация  на новую деятельность

Физкультминутка

- Перед тем, как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь: (Слайд 8)

_ Это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники; (тундра)

- Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники; (лесная зона)

- Это природная зона лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники; (Арктические пустыни)

- Рассели  животных (растения) по природным зонам: расставь фишки с изображением животных на карте природных зон  в  атласе. (Дети подходят к доске  и расселяют животных по зонам на карте. )

- Впишите в таблицу следствия указанных причин: (Слайд 9)

Причины

Следствия

Вырубка лесных полос

Меньше деревьев, мест обитаний для животных.

Неправильная распашка почвы

Трещины, овраги, эрозия, не задерживается вода в почве.

Смыв почвы водными потоками

Размывание верхнего плодородного слоя земли, вымывание растений, гибель саженцев.

4. Изучение нового материала. Решение постав-ленных исследовательских задач -«Особенности пустыни».

4.1. Введение проблемной ситуации

4.2.Самостоятель

ная работа учащихся в группах,  используя раздаточные      

 таблицы

4.3.Просмотр кинофрагмента «Пустыни».

- Покинув бескрайние лесные  просторы, мы с вами оказались на самом  юге России, точнее, на юго-западе.                                                  

                                                                      Солнечный, жаркий

Желтый поток

Льется в пустыне

На желтый песок.

В воздухе желтом

И плотном, как мед,

Желтая птица неслышно плывет.

(Слайды 10)

    Вот так выглядят пустыни (показ видеосюжета «Пустыня»), Какой вы увидели пустыню? (Пустыня - это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окру жают пустота и жара.)

-Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница?

На парты раздаются карточки- «помогай-ки»: Работа в группах.

1.Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон  горизонта.

2.В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?

3.Поверхность земли в пустыне.

Рассказ ученика:

Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспий ского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и распо лагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.

   - Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (показ фотографий). Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.

 - Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.

- Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться.) - К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца. (Слайды  11, 12, 13)

- Пора включаться в работу нашим ботаникам, зоологам, экологам. Далее работа ведется в группах.

Материалы для ботаников:

Гербарий, рисунки с изображением растений, атлас- определитель, учебник (стр. 123, 124). Карточка - «помогай-ка»:

1.Общая особенность растений.

2.Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).

3.Значение в природе.

Материалы для зоологов:

Рисунки различных животных, населяющих пустыни, книга Нуждиной «Чудо - всюду», энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника на стр. 126-128. Карточка - «помогай-ка»:

1. Приспособленность животных пустыни к природным усло виям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

2.Значение в природе.

Материалы для экологов: Учебник (стр. 129-131). Карточка- «помогай-ка»:

1.Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

2.Охрана редких растений и животных, заповедники. 

Рассказ ботаников: (Слайд 14)        

           Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка (рисунок и гербарий). У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глу бину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позво ляет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое (закрепление карточки на стенной карте). Джузгун - это не большой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений (рису нок). Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья (рисунок).

        - Спасибо, уважаемые ботаники! Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например саксаул (ри сунок). Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (Из-за недостатка влаги.)

      - В пустыне участки вблизи водоемов богаты расти тельностью, их называют оазисами (просмотр видеосюжета об оазисах).

Физкультминутка

Слайд 15  (под музыку произвольные движения.)

- Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного от дохнуть!

- А сейчас предоставим слово нашим зоологам.

Самостоятельная работа учащихся в группах,  используя раздаточные         таблицы 

Рассказ зоологов: (Слайд 16)

         Большинство животных пустыни некрупные, потому что им не где спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, ко гда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка (показ рисунков). Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и уша стый еж имеют большие уши (рисунки). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пус тыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (рисунки).

Одни из них роют норы, другие - тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до трех метров в длину. Крупными животны ми считаются сайгаки и верблюды (рисунки). Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из на секомых. в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, жуки- чернотелки, священные скарабеи (рисунки).

Карточки животных закрепляются на стенной карте.

             Учитель может дополнить ответ учащихся рассказом об удиви тельном животном пустыни - верблюде: верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказыва ют сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух мет ров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограм мов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3-4 дня, зато, доб равшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интерес ные животные обитают в пустыне.- Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц - это потому, что птицы плохо переносят жажду.

        О жуке-скарабее прочитайте дома на стр. 125, и вы узнаете, почему его назы вают священным скарабеем.

           - Продолжим нашу работу. Заслушаем экологов.

Рассказ экологов: (Слайд 17)

            Освоение пустынь человеком привело к экологическим пробле мам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпа са скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьер ство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком ороситель ные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми (рассказ со провождается видеосюжетами). Для сохранения природы в 1990 го ду в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (по казать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полу пустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.

Составьте схему экологических проблем пустыни.

             Экологические       неумеренное орошение

                      проблемы       выпас скота

                        пустыни       браконьерство

         - Спасибо, уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни. И как всегда, виновник создавшихся про блем - человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки.

4.4.Работа в парах - задания разного уровня сложности по выбору учащихся

         -Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяи на - солнце и ветер? (Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хо зяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.)

Природные условия

Способы приспособления

Растения

Животные

 

А сейчас предлагаю вам записать в тетрадях особенности пус тыни, ее растительного и животного мира:

Игра «Узнай меня» (Слайд 18)

1.Сколько важности в походке!

    По пустыне-сковородке,

    По колючкам босиком

   Кто идет с горбом-мешком?  (Верблюд.)

 2.Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост  льва. (Тушканчик.)

3.Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.)

4.Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими кор нями удерживаю пески. (Джузгун.)

5.Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.)

6.Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тон кие, как вязальные спицы. (Саксаул.)

Самые экстремальные пустыни мира:

- Пустыня Намиб. Намибия. Самая старая пустыня в мире;

- Пустыня Атакама. Чили. Самая сухая пустыня мира;

-   Пустыня Уюни. Боливия. Самая соленая пустыня в мире;

-   Аралкум. Узбекистан и Казахстан. Самая молодая пустыня в мире;

-  Сахара. Северная Африка. Самая большая пустыня в мире;

-  Пустыня Какрос. Канада. Самая маленькая пустыня в мире.

- Наше путешествие заканчивается. Всем научным группам спа сибо за работу!

5.Подведение итогов занятия. Рефлексия

- С какой природной зоной мы познакомились на уроке?

- Чему вы научились на уроке, что нового вы узнали о пустынях?

-Как животные приспосабливаются к условиям жизни в пустыни?

6.Домашнее задание

Стр. 122-131. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"

Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»

Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...