Методическая тема по самообразованию
методическая разработка по окружающему миру по теме
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
2013-2014учебный год
Методическая тема по самообразованию
«Метод проектов по окружающему миру
в начальной школе.»
Учитель начальной школы
Лоханкина Ольга Александровна
Введение
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, – одна из основных практических задач современного образования. Проблема исследования заключается в том, что технология проектной деятельности не проработана в методике начального обучения. В то время как существует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе. При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения .
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Эту проблему в начальной школе можно решать через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Попробуем определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе, исследуя следующие задачи:
– Раскрыть сущность и историю технологии проектного обучения.
– Дать классификацию учебных проектов, используемых в начальной школе.
– Определить специфику организации проектной деятельности учащихся начальных классов.
Сущность и история технологии проектного обучения.
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Он считал, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания окружающего мира. Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884–1916 гг. в различных учебных заведениях его учениками и последователями – американскими педагогами Е. Паркхерст и В. Килпатриком. Одним из путей внедрения идей Дьюи стало «обучение по методу проектов”. Дети выполняли “проекты” – конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний при этом был сужен. Основная идея – организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся.
В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П.Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П.Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый– педагог С.Т.Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте. С. Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить, – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод».
Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Сущность метода проектов заключается в следующем: Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Актуальность использования метода проектов возникает в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности – стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления. Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления”.(в терминологии Джона Дьюи ) Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то существует необходимость найти конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Классификация и основные требования к проекту.
Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
Основные этапы построения проекта подразумевали:
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической. На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности, по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора. При этом учитываются психофизические особенности детей , их уровень мышления, наличие определённых умений, знаний. При реализации проекта группы должны находится в равных условиях. Каждый ребёнок должен реализовать себя, попробовать свои силы и внести свой вклад в решение поставленной задачи перед группой. Всем этим я руководствовалась при делении класса на две группы- группы «музеи» и группы «памятники» на подготовительном этапе своего проекта. Сначала ребятам была дана возможность самим поделиться на группы, а в процессе мною были внесены корректировки.
2. Планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта с определения вида продукта и формы презентации. Важно мнение детей, их предложения, пути решения поставленной задачи. 3. Поиск информации в соответствии с запрашиваемой проблемой. На этом этапе необходимо качественное и правильное выполнение поисково-исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта. Вот на этом этапе мы столкнулись с проблемой- отсутствие у детей младшего школьного возраста умения поисковой деятельности. . Одним из особенностей является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Она связана с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения. Всему этому мы только начинаем учиться. Поэтому очень важна помощь учителя и родителей на этом этапе. Я, как учитель, со своей стороны старалась строить вопросы для групп очень точные, краткие, понятные для детей. Информация и обобщенный материал находился в двух источниках на уроке, чтобы дети могли быстро найти ответы на поставленные вопросы. В таком случае перед учащимися стояла более простая задача: найти ответ в одном источнике. Также были даны рекомендации родителям по нахождению материалов для докладов, нахождению картинок изображений. Опять же все задания были распределены в группах с учетом возможностей ребят. После того, как ответ найден, его нужно обсудить. При этом важен направляющая деятельность учителя, который может дополнить ответы учащихся, желательно получая ответы от самих учащихся. 4.Непосредственно результат (продукт) решения поставленной задачи, который по возможности должен обработан и представлен в виде защиты, презентации. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.
Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:
-кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение. В моем случае для проведения защиты результатов своей деятельности учащимся было задано дополнительное домашнее задание: с помощью родителей написать доклады по музеям и памятникам Твери, нарисовать проект памятника любимому персонажу, изобразить возможные экспонаты музеев. Весь собранный материал был систематизирован и с моей помощью, составлены презентации групп. Рефлексия работы над проектом осуществлялась через размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, как работали над проектом в группах, качество выполненных работ, что вызывало затруднение.
На каждом этапе деятельность учителя и детей распределяется следующим образом:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1 .Формулирует проблему (цель). 2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3.Формулирует задачу | 1 .Вхождение в проблему. 2.Вживание в игровую ситуацию. 3.Принятие задачи. 4.Дополнение задач проекта |
2 этап | 1.Помогает в решении задачи. 2.Помогает спланировать деятельность. 3.Организует деятельность | 1 .Объединение детей в рабочие группы. 2.Распределение ролей |
3 этап | 1 .Практическая помощь (по необходимости). 2.Направляет и контролирует осуществление проекта | Формирование специфических знаний, умений, навыков |
4 этап | 1 .Подготовка к презентации. 2.Презентация | 1 .Подготовка проекта деятельности к презентации. 2.Представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности |
Можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение); б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло); в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности); е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Классификацию проектов можно разделить по нескольким критериям. Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.
1.Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: -внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности.
1.Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
2.Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
3.Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
4.Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Основные особенности метода проектов у младших школьников
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы многих педагогов, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. Младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности , однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. а) Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.
б) Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
в) Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
г) Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»
д) Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны», выставка работ, рисунков и т.д.
е) Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте. После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.
Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.
ж ) Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.
Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения. Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.
Литература.
- Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007.
- Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
- Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С.Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.
- Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.
- Панскова Г.В. Все дело в мыслях. Материалы олимпиад для учащихся начальных классов инновационных школ.- Чебоксары: Изд-во Л.А.Наумова. 2007.
- Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./ Под ред. Е.С.Полат.-М.,2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические компоненты программы самообразования по ФГОС для учителя начальных классов/ Как организовать рабочий процесс по самообразованию.
Повышение уровня профессионализма — это способ непрерывного развития личности педагога Образовательным стандартом определены основные направления самообразования: изучение новой информации и передов...
План работы над методической темой самообразования
План работы над методической темой самообразования....
Отчет о работе учителя начальных классов ГеньО.В. МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» над индивидуальной методической темой самообразования «Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР, как условие успешного обучения» за 2021-2022 учебный год
отчет учителя начальных классов по самообразованию за учебный год...
ПЛАН РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование успешной социальной адаптации обучающихся с расстройством аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности»
Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны...
Методическая копилка интересных приемов к индивидуальной теме по самообразованию: «Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР, как условие успешного обучения"
Методическая копилка интересных приемов формирования учебной мотивации...
Методическая тема самообразования 2023-2024
Использование ИКТ технологий в деятельности учителя начальных классов...