Урок по окружающему миру в 1 классе «Как зимой помочь птицам?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок
по окружающему миру в 1 классе
«Как зимой помочь птицам?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kostenko_yu._v.rar | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок
по окружающему миру в 1 классе
«Как зимой помочь птицам?»
( УМК «Школа России»)
Выполнил: учитель начальных классов
Костенко Юлия Владимировна
Тема урока: « Как зимой помочь птицам»
Цель урока: научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).
Личностные УУД:
- формировать интерес к изучению родной природы;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты:
1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
2) Правильно подбирать корм для птиц;
3) Уметь изготовить простейшую кормушку;
4) Знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование:
1) ПК, презентации (электронный ресурс) “Покормите птиц зимой” презентация “Как зимой помочь птицам?”.
2) Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.
3) Рабочая тетрадь А.А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.
4) Компьютер
5) Таблица с изображением птиц.
6) Иллюстрации с изображением зимующих птиц.
8) Пустые коробки из-под молока.
9) Ножницы, нитки, карандаш.
10) Ободки с изображением птиц для инсценирования.
11)Корм для показа.
Дополнительная литература:
1. Атлас-определитель. Раздел “Птицы” (дано краткое описание внешности птицы).
2. “Птицы наших лесов” (иллюстрации и небольшие статьи о повадках птиц).
План – конспект урока по окружающему миру в 1 классе.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Время |
1. Организационный момент | – Дорогие ребята. Мы начинаем наш урок . Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык. Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают. Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают. Головка думает, а язычки говорят. Не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума. – Как вы понимаете это? (Высказывания детей) | Слушают учителя Не выкрикиваем. | Регулятивные УУД: - организация своего рабочего места Личностные УУД: - формировать интерес к изучению родной природы; - повышать уровень мотивации учебной деятельности. | 1 минута. На данном этапе происходит создание благоприятной обстановки, положительного настроя. |
2. Актуализация знаний и постановка проблемы | - Читает стихотворение ребенок: Морозы жесткие В этом году… Тревожно за яблоньку В нашем саду. Тревожно за жучку- В её конуре Такой же морозище, Как на дворе. Но больше всего Беспокойно за птиц, За наших воробышков, Галок, синиц: Ведь очень уж холодно В воздухе им. Поможем ли мы Беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить, И тогда Им будет легко Пережить холода. - О чем стих? - Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой? -Кому тяжело в стихотворении? | Слушание и осмысление стихотворения - О птицах и о том, как им трудно выжить зимой. | Познавательные УУД: -общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках зимы, - логические – осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта). | 4минуты. На данном этапе используется фронтальная форма работы |
3. Подготовка к активному восприятию и усвоению материала | Для того чтобы узнать вам о чем мы будем говорить на уроке, предлагаю отгадайть загадкуи : Муравишки (слайд 2) Маленький мальчишка В сером армячишке, По полю шныряет Крохи подбирает. Черногрудый, (слайд 3) красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды- С первым снегом Тут как тут! -Где вы видели этих птиц? -Какое сейчас время года? -Как вы думайте, а легко ли приходится этим птицам сейчас? -А почему? - А как можно им помочь? (Чтение стихотворения дети.) - Ребята о чем пойдет речь на уроке? - Прочтем тему урока на стр.74. - Какие учебные задачи ставим на уроке? - Для того чтобы помочь птицам мы должны потрудится и выполнить для них кормушки. | - Воробей. - Снегирь . Ответы детей. | Личностные УУД: - повышать уровень мотивации учебной деятельности. Коммуникативные УУД: - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные УУД: - проявление интереса к новому учебному материалу. Регулятивные УУД: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | 2 минуты. На данном этапе в игровой форме повышается уровень мотивации учебной де Формулируется тема и цель урока. |
4.Изучение нового материала. | - Ребята, вспомните каких птиц вы видели зимой в наших краях? - А где остальные птицы? - Рассмотрите в учебнике на стр. 74. Птиц. - Прочитайте их название? - Найдите отличие? - Зачитайте из атласа- определителя коротко о некоторых из них. Ребята посмотрите Муравишка что-то прячет за спиной. Здесь и там, и птичье пенье. Здесь есть даже угощенье: Крошки хлеба и пшено. Отгадайте что это? - посмотрим какие бывают кормушки.( стр.74), ( слайд). - А для чего нужны кормушки? | Отвечают на вопросы учителя. -Улетели в теплые края. кормушка Положить корм для птиц. | Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; - наблюдать и делать выводы; - дополнение и расширение имеющихся знаний; - знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц; Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); - приводить свои примеры из жизненных ситуаций; | 7 минут. На этом этапе дети знакомятся с зимующими птицами. Использовала словесные, наглядные методы обучения. |
5. Физкульминутка | Скачет шустрая синица Ей на месте не сидится Прыг-скок, Прыг-скок, Завертелась как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку, И с дорожки на плетень: Тири- тири, тень-тень-тень. | Повторяют движения за учителем. - (Дети прыгают на месте,) - (Приседают) - (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд) - (Дети садятся за столы) | Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, самостоятельное оценивание правильности выполнения действий. | 2 минуты. Здоровьесберегающая технология. Физкультминутка подобрана в соответствии с темой урока. |
6. Практическая работа | -Трудно приходится зимой птицам поэтому нам нужно им помочь, а как это сделать? - И теперь мы с вами попробуем выполнить кормушки. - Для этого мы с вами разделимся на 3 группы. Каждая группа выполнит свою кормушку. 1-гр. Воспользуется рабочей тетрадью стр.53. 2-гр. Воспользуется слайдом. 3-гр. Выполнит кормушку по схеме. - А чтобы кормушки получились прочные, и понравились птицам работайте в своих группах дружно. Чтение стихотворения (ребенок): Мы кормушки смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь – сосед, Будет вам зимой обед! В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краёв- Стая жадных воробьёв. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Налетело семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Прилетел гонец весенний- Путешественник- скворец… Вот и зимушке конец. | -Выполнить кормушки. - Определение учащимися материалов из которых выполнены кормушки. Дети проговаривают, как правильно пользоваться ножницами. - Коробка из-под сока и верёвка Дети выставляют свои кормушки на столик. | Познавательные УУД: - чтение и слушание; - умение извлекать нужную информацию; - дополнение и расширение имеющихся знаний | 10 минут. На данном этапе обучающиеся под руководством учителя по плану изготавливали кормушку для птиц своими руками. |
4.Продолжение изучение нового материала. | - Конечно ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы не редко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, мороза. -Что же должны делать люди, что бы помочь зимующим птицам? -Кормушки у нас готовы? А чего же в них не хватает? -Чем можно покормить птиц? -Ребята Муравишка прослышал какой-то разговор (учащийся выходит к доске в шапках птиц). Сценка. Сорока: Тра-та-та-та! Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут. Привередничают и капризничают! Щегол: Семечки в столовой не давленые. Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке. Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера не раскопаю! Хоть бы навес сделали, что ли! Синица: Сало салу рознь! Могли бы вывесить не соленое, у нас от саленного животы болят. Ворона: Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушки без бортиков? Ветер у него в голове! Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, где арбузные и дынные семечки? -Успокойтесь птицы! Все будет в порядке. -Как видите ребята , мало сделать кормушку нужно в неё еще правильно насыпать корм. Какой корм им нужен. - Учитель показывает корм в мешочках и объясняет (семечки, просо, зерно, сало). -Прочитайте текст на стр. 75 . -Кого видите в красной рамке? -Прочитайте про них. Стих читает ребенок. Прикормите птиц зимой, Чтоб со всех концов К вам слетались, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть одна нужна. Горсть одна- и не страшна Будет им зима. Приручите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. | Ответы детей. Читают текст. | Познавательные УУД: - отбирать информацию. Коммуникативные УУД: -аргументировать свою позицию; - участвовать в диалоге на уроке Предметные: - получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (изготавливать кормушки); обобщать жизненные наблюдения. Личностные УУД: - осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам. | 7 минут. На этом этапе урока использовала коллективную форму работы. Закрепили знания по выбору корма для птиц. . При помощи презентации обучающиеся знакомятся с особенностями выбора корма для птиц. |
9. Обобщение полученных знаний. | - А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Подними карточку верно», благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока. Я читаю вопрос , а вы поднимаете карточку. Если согласны « +», если нет «-«. 1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+) 2. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (-) 3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+) 4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+) 5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (-) . Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием. | Ученики по карточкам отвечают на вопросы, поднимая "+", если ответ правильный, "-", если ответ неверный | Регулятивные УУД: - применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений и выводов. | 4 минуты. На этом этапе урока при помощи игры обобщаются полученные знания . Использовала индивидуальную форму работы . |
10. Рефлексия. | - Вот и подошёл к концу наш урок. - Как бы вы оценили свою работу на уроке? - Поднимите руки те, кто: работал в полную силу; работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему? | Оценивают свою работу. | Регулятивные УУД: - прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и оценивают результат своей работы. | 1 минуты. Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность. |
11. Домашнее задание. | - Вместе со взрослыми смастерите кормушки, дома, и повесите их положите в них корм. Не забывайте класть корм постоянно. | 1 минута. | ||
12. Итог урока. | - Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке? - Что показалось вам наиболее интересным? - С каким настроением вы заканчиваете урок? - Поднимите свои карточки настроения. (смайлы) - Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников. Спасибо за урок! | Личностные УУД: - понимают значение знаний для человека и принимают его. | 1 минута. Время, отведённое на все этапы урока, было соблюдено. Все поставленные задачи удалось реализовать: познакомились с зимующими птицами, условиями жизни зимой; научились делать кормушки из подручного материала. На этом уроке воспитывалось гуманное отношение к природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир, 1 класс. "Как зимой помочь птицам?"
Тип урока: изучение нового материала.Технологии: информационно-коммуникационная, личностноориетированнаяФорма проведения: групповая, индивидуальная.Оборудование: медиа - проектор, ноутбук, запис...
Веб-квест по окружающему миру.На тему "Как зимой помочь птицам?"
Веб-квест по окружающему миру. Для учащихся 1 класса....
Урок окружающего мира, 1 класс "Где зимуют птицы"
Цели и задачи урока:расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях;познакомить с перелетными птицами;учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;сформиро...
Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Когда зимой помочь птицам?"
конспект+презентация...
Урок окружающего мира 1 класс "Где зимуют птицы?"
Урок окружающего мира программа «Перспектива» 1 класс....
Конспект урока по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам"...
Конспект урока окружающего мира по теме: «Как зимой помочь птицам?» 1 класс УМК "Школа России"
Учащиеся научатся распознавать зимующих птиц с помощью наглядности и в природе, изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц....