Луг - природное сообщество. Окружающий мир для 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Резанова Татьяна Анатольевна

Урок содержит графический диктант, для проверки домашнего задания. Во время урока обучающие работают в группах - поиск информации по теме. Составлены схемы природного сообщества луг и круговорота веществ на лугу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

3 класс

Учитель: Резанова Т.А.

Тема: Луг – царство цветов и насекомых

Цели:

  1. Сформировать представление о природном сообществе, его зависимости от неживой природы и его охране.
  2. Ввести: — правила охраны природных сообществ;
  3. Учить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Метапредметные УУД

Познавательные умения:

— различать природные сообщества и обосновывать своё мнение;

— определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать своё мнение;

— определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать своё мнение;

— находить взаимосвязь живого и неживого в природных сообществах и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении рассказа о покосе.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку, взаимооценку и самооценку учебного задания;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению;

— формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

• Рассказывать:

— о природном сообществе луга и о расположении организмов;

— о круговороте веществ луга;

— о правилах охраны богатств природы;

— о хозяйственной деятельности людей в старину и в наше время.

• Определять участников природного сообщества луга.

• Составлять схему цепи питания сообщества «луг».

• Иллюстрировать круговорот веществ природного сообщества луга.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка Д/З

1. Пересказ текста

Является ли лес природным сообществом? Докажи.

Назови самые крошечные организмы, живущие в почве.

Расскажи о роли бактерий.

2. Я читаю утверждение, а вы ставите «+»  – если согласны и «-»  – если не согласны.

1) Самый верхний ярус леса образован деревьями.         +

2) Средний ярус – это мхи и лишайники.                         _

3) Дуб – короед – дятел – правильная цепь питания.         +

4) На дереве обитают кроты и землеройки.                         _

5) Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.         +

6) Дятел является наземным животным.                        _

7) Лесные травы не могут жить в тени деревьев.                _

8) Лисы, ласки, совы являются хищниками.                        +

9) Работу бактерий в почве облегчают насекомые и их личинки.                 +

Самопроверка, самооценка.

Ответы:+   -   +   -   +   -   -   +   +

III. Введение в тему урока

1. Работа в группах

У вас на партах лежат картинки. Разделите их на 2 группы. Подумайте по какому признаку вы это сделаете (растения луга и леса).                                                                см. Приложение

2. Послушайте стихотворение. Посмотрите иллюстрации.        

Нынче удались цветы повсюду;

Вволю им дано покрасоваться

Я смотрю на землю, как на чудо,

Просто не могу налюбоваться,

Вот раскрылся лютик милый,

А на, холм, где расцвела ромашка,

Где калина руки заломила

Вышел клевер в розовой рубашке.

                                                                                        Слайд 1,2,3 (голоса луга)

Определите тему урока

Луг – царство цветов и насекомых

IV Работа по теме урока

1.        Что такое луг?

Чем отличается луг от леса?

Как вы думаете, какие растения произрастают на лугу?                                 Слайд 4

Как вы думаете, какие животные встречаются на лугу?                                 Слайд 5

2. Работа по группам

Сейчас, пользуясь учебником, атласом определителем, приготовьте рассказ об обитателях луга.

1 группа: готовит сообщение о растениях луга (работа с гербарием).                        Звучит музыка

2 группа: готовит сообщение о насекомых луга.

3 группа: готовит сообщение о зверях луга.

4 группа: готовит сообщение о птицах луга.

5группа: готовит сообщение о земноводных и пресмыкающихся

Слушаем сообщения, записываем в ТПО с . 70 № 1

6 группа – эксперты, анализируют работу групп, делают вывод:

Могут ли на лугу жить те же животные и расти те же растения, что и в лесу? Почему?

ТПО с. 70 № 2 п.1 (только назовём, клеить будете дома)

ТПО с. 71 № 2 п.2

3.         Есть ли на лугу природное сообщество? Докажите.

        Работа в паре (на доске выстраивается контрольная схема)

Постройте схему луг - природное сообщество (см. образец про лесное сообщество).

Природное сообщество – тесная связь живых организмов между собой и с неживой природой.

                                        Схема

                                Природное сообщество

                        Растение (еда, укрытие, удобрение)

                                        Насекомое (еда)

                                Птицы (удобрение, распространение)

Есть ли связь в сообществе между живой природой и неживой? Что добавим к схеме? (      , вода, почва)

Каково значение природного сообщества луг для человека?

4. Работа в тетради

Стр. 72 № 3

Взаимопроверка

На лугу, как и в лесу происходит круговорот веществ.

Стр. 72 № 4  (у доски составляется контрольная схема)

Круговорот веществ

Минеральные соли                         Растение

Перегной                                                         Животные

Бактерии                                             остатки растений, животных

Сравните с круговоротом веществ в лесу.

5. НРК

Стр. 72 № 5

6. Экологические проблемы луга

«Великан на поляне», рассказ «Не ловите насекомых для коллекций»

Стр. 73 № 7

Вывод: Мы любим гулять на лугу. Нас радует разнообразие красок. Но луг - не только украшение земли. Луга имеют большое значение для сельского хозяйства. Многие из них служат пастбищами для дом. животных, а на других – заготавливают сено. Чтобы эти растения не исчезали, работники сельского хозяйства подсевают их семенами или оставляют нескошенными часть лугов.

Нужно помнить, что неумеренный выпас скота очень вреден для мира. Из-за этого исчезают многие растения, а иногда остаётся голая вытоптанная почва.

Те участки лугов, где много лекарственных трав, насекомых занесённых в красную книгу, люди берут под охрану.

«Великан на поляне», рассказ «Горит трава».

Весной люди поджигают на лугах сухую прошлогоднею траву. Делать этого нельзя! Вместе с сухой травой сгорают молодые ростки, семена растений, в огне погибают гнёзда шмелей, птиц, божьи коровки. Нарушается круговорот веществ (перегной).

А бездумное распахивание лугов человеком? Повреждаются гнёзда шмелей, некому опылять клевер.

Вот видите, ребята, что может произойти, если человек бездумно вмешивается в природу, тем самым нарушая природное равновесие луга.

А что мы с вами можем делать, чтобы облегчить экологически сложное положение луга?

V. Итог урока

Полезно ли весенней порой поджигать сухую траву на лугах? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что цветы не являются домом для насекомых? Обоснуйте своё мнение.

Возможен ли круговорот веществ на лугу без насекомых? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что луговые травы растут на одном уровне? Обоснуйте своё мнение.  (Луговые травы растут ярусами — этажами; выше всех — светолюбивые, ниже — теневыносливые.)

Составьте свое высказывание (кратко и быстро)

Сегодня:

- Я узнал

- Я понял

- Я смог

VI. Домашнее задание

Учебник с. 104-107, пересказ, ТПО с. 70-73 доделать

Игра «Узнай меня».

Какое животное могло бы о себе так сказать?

* «Пою» крыльями, «слушаю» ногами. (кузнечик)

* Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою,  сяду – землю рою. (жук)

* Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю.   (пчела)

* Я трижды за жизнь меняю облик, прежде, чем  стать взрослой. (бабочка)

* Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми  волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба.  (шмель)

*Осенью в щель забьюсь, а весной проснусь. Я - Цокотуха? (муха)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лес-природное сообщество"(конспект урока, 4 класс)

Конспект  составлен в соответствии  с требованиями ФГГОС  2  поколения...

Окружающий мир "Природное сообщество пресных вод". 4 класс "Школа России"

ПРоверочная работа по окружающему миру в 4 классе. УМК "Школа России", Плешаков А.А....

Разработка по окружающему миру для 1 класса «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»

Разработка по окружающему миру для 1  класса  «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»...

Природное сообщество луг. Тест 4 класс

Природное сообщество луг. Тест 4 класс...