Урок.Птицы зимой.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Ознакомление с птицами, обитающими в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида и голосов зимующих птиц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy_zimoy.docx | 121.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПТИЦы зимой
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с птицами, обитающими в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида и голосов зимующих птиц.
Оборудование загадки про птиц; таблица «Что умеет делать клюв»; ребусы про птиц, голоса птиц.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадку:
Избушка новая – для всех столовая,
Зовёт обедать, крошек отведать.
(Кормушка.)
– Кого мы можем встретить около кормушки? И хотя в лесу студено, но если прислушаться можно услышать птичье щебетание. Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же там живёт и прислушаемся к звукам леса. (Слушаем голоса птиц).Злая волшебница украла все кормушки в лесу. Нам надо будет повесить новые кормушки. А для этого надо хорошо потрудиться.
2. Изучение нового материала.
– Трудно сказать, сколько всего птиц на земном шаре. Приблизительно 100 миллиардов. Самые многочисленные птицы – воробьи. А есть птицы, которые скоро могут исчезнуть: белый журавль, белоснежный альбатрос, японский ибис. Эти птицы нуждаются в охране.
Птицы
перелетные зимующие оседлые
– Что значит перелётные птицы? Назовите перелётных птиц. (Жаворонок, грач, скворец, кукушка, стриж, соловей, ласточка.)
– Какие птицы прилетают к нам зимовать? (Снегирь, свиристель.) Это зимующие птицы.
– Что значит выражение «оседлые птицы»? (Постоянно живут у нас, осели в определённом месте.)
– Каких вы знаете оседлых птиц? (Ворона, воробей, щегол, дятел, поползень, сорока, голубь, клёст, синица, галка.)
– Птицы могут перенести сильные морозы, но от голода они часто гибнут. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из-под снега. Вот здесь-то и нужна ваша помощь тем птичкам, которые остаются без корма.
( На доске кормушка из картона и с каждым сообщением ребенка в кормушку подсаживаем птичку)
Снегирь.
Рассмотрите, кто первый прилетел на нашу кормушку. У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, чёрная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только снегири-папы. Снегири-мамы гораздо скромнее. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и «зеркальца» на крыльях поменьше. Все снегири – неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелетают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, семена ясеня, клёна, репейника, конского щавеля. Чуть подкрепились, передохнули – и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.
Свиристель.
По красоте оперения она не уступает снегирю: розовато-серые крылья, на конце чёрного хвоста жёлтая полоса, на шее – чёрный «шарф», на голове – большой хохол. Птицы облепили куст рябины, весь обсыпанный красными ягодами, а вот те же птицы торопливо клюют калину, боярышник. В отличие от снегирей свиристели глотают плоды целиком. Наедятся, рассядутся на высоких деревьях и тихонько свиристят
Синица.
Головка у этой птички в чёрной шапочке, крылья и хвост тёмно-синие, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: разные зёрнышки, крошки хлеба, варёные овощи. Но больше всего охотница до свежего несолёного сала.
Поползень.
Прилетала ли к вам птица, которая умеет бегать по стволам деревьев вниз и вверх головой? Поднимите руку, кто видел на своей кормушке эту птицу. Как её называют? Такое имя как нельзя лучше подходит этой птице. Она буквально прижимается к дереву и ползает по нему – хоть вверх головой, хоть вниз. Голодно и холодно птицам зимой. Чтобы пережить это трудное время, поползень делает кладовые с запасами. Часто он забывает про них, вот и прилетает на нашу кормушку.
Дятел.
Звуки слышны в нашем зимнем лесу. Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достаёт. У него очень длинный язык – сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий, с твёрдыми зазубринками. Ими дятел и достает насекомых. Может засунуть язык в узкие ходы, которые насекомые проложили в дереве, поэтому и называют дятла лесным доктором. Зимой дятел – кузнец, а летом – доктор.
Клест.( сообщение учителя)
Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это большеголовая птица с красно-коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Да ведь семена шишек – их основная пища. Но достать семечко из закрытой шишки не так-то просто. Как же быть? И что ещё интересно: клёст вьёт гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы – в феврале. Чудеса, да и только! Клёст – единственная птица, которая выводит птенцов зимой.
3. «Всякая птица своим клювом сыта» – утверждает народная мудрость. Что умеет делать клюв?
А)По способам питания и образу жизни птиц условно можно разделить на насекомоядных, зерноядных (в том числе и плодоядных), хищных и водных, значит различается у них и строение клюва.
Рассмотрите форму и строение клювов и сделайте выводы о характере питания этих птиц и способе добывания ими пищи.(презентация)
Описание клюва | Рисунок |
«Хищный» клюв – острый, загнутый вниз, позволяющий разрывать мясо на куски. Птицы с таким клювом – орлы, ястребы, соколы, грифы, совы | |
«Водный» клюв – плоский, с роговыми пластинками и зубчиками. Птицы с таким клювом – гуси, утки, лебеди, фламинго | |
«Зерноядный» клюв – короткий, толстый и сильный, позволяющий развивать значительные сдавливающие усилия. Птицы с таким клювом – щеглы, чечётки, снегири, клесты, дубоносы | |
«Насекомоядный» клюв – острый, тонкий, различной формы и длины. Птицы с таким клювом – стрижи, ласточки, мухоловки, трясогузки |
Б) А теперь посмотрите на другую таблицу. Чьи следы вы видите? (Это следы птиц: воробья, лебедя, дятла.)
Воробей | Лебедь | Дятел |
Физкультминутка
Птички
Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют:
Чик-чирик, чик-чирик.
Птички крошки собирают,
Зернышки клюют.
Перышки почистили,
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили.
Дальше полетели
И на место сели.
Игра «Что это за птица?». Отгадайте загадки про зимующих птиц.
Вот птичка так птичка, Не дрозд, не синичка, Не лебедь, не утка И не козодой. Но эта вот птичка, Хоть и невеличка, Выводит птенцов Только лютой зимой. (Клёст.) Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора? Какая же морока, Когда трещит… (сорока). | Чернокрылый, красногрудый, Он зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом Тут как тут! (Снегирь.)
|
Днём спит, ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин.)
Очень странный почтальон:
Не маг и не волшебник он.
Доставит письма и газеты,
Несёт посылку на край света,
Хранить умеет все секреты.
Крылат, и смел, и зорок он.
Кто же этот почтальон?
(Сова.)
4. Закрепление изученного материала.(парная работа)
ласточка | снегирь |
5.Работа по учебнику и рабочей тетради.
6.Составьте правила отношения к птицам.
Нельзя разорять гнёзда.
Нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов: мама-птица сама позаботится о них.
Нельзя убивать птиц: они не только способны доставить нам радость, но и необходимы природе.
Зимой надо помогать птицам пережить тяжёлые времена: делать кормушки, не забывать класть туда корм.
7.Учитель читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Небогаты их корма – горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
– Ребята, с какой просьбой обращаются к вам птицы?
– А какие советы могли бы дать друг другу люди и птицы?
– Ребята, чем мы помогаем птицам зимой?
8. Итог урока.
Вопросы
1. Какая птица ползает по дереву вниз головой? (Поползень.)
2. Какую птицу можно назвать «лесным доктором»? (Дятел.)
3. В названии какой птицы спряталось «снежное» слово? (Снегирь.)
4. Какая птица – охотница до свежего несоленого сала? (Синица.)
5. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)
– Замечательный писатель М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 2 класс по УМК "Перспектива" Тема урока:Птицы и звери весной
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, на уроке формировались ключевые компетентности: познавательная, информационная, коммуникативная,ценностно - смысловая....
урок "Птицы зимой"
Интересный обучающий урок...
Конспект урока "Птицы зимой"
Разработка урока по предмету окружающий мир...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация
УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...
Презентация к уроку "Птицы зимой"
Презентация к уроку окружающего мираТема "Птицы зимой"УМК "перспектива"Учитель: Иванова Галина Викторовна...
Конспект урока Птицы. Строение птиц.
Цель: Уточнить и расширить представления обучающихся о птицах. Формировать умение правильно оказывать помощь зимующим птицам. Задачи:Об...
Тема урока : «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»
Открытый урок на тема : «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»...