"Охрана животных", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Сингизова Альфинур Вафиевна

Урок по окружающему миру (Плешаков А.А.) в 3 классе с презентацией и видеофильмом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc85.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt620.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya_k_uroku.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Описание  конкурсных материалов

Автор (ФИО, ОУ, должность)

Сингизова Альфинур Вафаевна;

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 МР Учалинский район РБ;

Учитель начальных классов

Название

  • Как прекрасен этот мир!
  • По страницам «Красной книги»…

Форма

Мультимедийная презентация

Учебный предмет, класс

Окружающий мир, 3 класс

Название темы или раздела учебного курса

Раздел: Эта удивительная природа

Тема: Охрана животных

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

Windows Movie Maker – Презентация № 1

Microsoft Office PowerPoint 2003 – Презентация № 2

Цели, задачи дидактического материала

  • дополнить и расширить возможности учебника;
  • улучшить эффективность изучения темы;
  • повысить качество наглядности;
  • сделать урок эмоциональным и запоминающимся.

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

Презентация № 1: демонстрация  фотографий, которые напомнят о красоте и богатстве природы нашей планеты, на фоне инструмен-тальной музыки Э. Морриконе «Одинокий пастух» (в обработке Дж. Ласт);

Презентация № 2: содержит демонстрационно-иллюстративный материал, сопровождаемый звуковыми файлами и пояснениями, который позволит преподнести тему доступно и увлекательно.

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

  • текстовая информация;
  • образные объекты (фото, рисунки);
  • аудиоинформация (музыка, звуки животных);

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

  • Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. М.: «ВАКО», 2005, 320 с. – (В помощь школьному учителю);
  •  Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября»,  2001. - 256с.: ил.
  •   Интернет

Фотографии:

http:// www.sunhome.ru/image/112636

http:// www.fotokritik.ru

http:// www.bashklip.ru/photo

фото из семейного архива;

Рисунки животных из Красной книги:

http:// www.nature.ok.ru

Звуки животных:

http:// www.zooklub.ru/voice/

http:// www.tatarovo.ru/sound.html

Сведения об охране природы Башкортостана:

http:// www.bashedu.ru/encikl/st25_ohr.htm

Музыка Э.Морриконе:

http:// www.jetune.ru

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися

Педагог:

  • введение в тему урока;
  • изучение новой темы;
  • закрепление.

Учащиеся:

  • закрепление.

    Представленный урок воспитывает в детях бережное отношение к животному миру, беспокойство о судьбе природы.  Расширяет представления детей о мерах по защите и охране фауны. Формирует целостное восприятие окружающего мира,

Тема: Охрана животных.

Цели: 1) познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё внесены;  

                рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять  люди;

           2) развивать логическое мышление, внимание, память; расширять кругозор;

           3) воспитывать бережное отношение к животным, экологическую культуру  

               учащихся.

Оборудование: компьютерные приложения: Презентация № 1 «Как прекрасен

                            этот мир!»;   Презентация № 2  «По  страницам «Красной книги»…»;  

                            «Красная книга» (России, Башкортостана),  учебники, рабочие

                            тетради, карточки для самостоятельной  работы (тесты, кроссворды,

                            задание для решения скаутской задачи).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.

3-й ряд работает самостоятельно по карточкам (тест);

1-й и 2- й ряды – коллективно.

- В начале урока мы с вами вспомним, что говорили о животных на предыдущих  

   уроках. Подумайте и ответьте на вопросы:

- Как называется наука о животных?

- Кто такие животные?

- Какая из цепей питания указана правильно? (на доске)

         а) сосна → дятел → жук-короед;

         б) слизни → капуста → жаба;

         в) рожь → мышь → змеи → орлы;

- Что будет, если в цепи питания «рожь →  мышь → лисы», люди уничтожат лис?

- Подумайте и вставьте пропущенное слово:

         а) яйцо → личинка → …………. → бабочка (куколка);

         б) икринка → ………… → лягушка (головастик);

         в) …… → малёк → взрослая рыба (икринка).

III. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока «Охрана животных»

IV. Работа по теме урока.

1. Введение в тему – лекция учителя (в начале урока предлагаю посмотреть Презентацию № 1, затем – ввожу в тему урока)

Презентация №1.

- Действительно: как прекрасен этот мир! Не правда ли прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: некоторые из них оказались на страницах Красной книги

и  им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. (Включить Презентацию № 2, слайд №1).

  Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. Некоторые из них вымерли по вине человека, например, морская корова, странствующие голуби. Эти животные исчезли навсегда.

2. Знакомство с Красной книгой.

    Люди поняли, что необходимо охранять природу. По этому поводу было решено принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.

    В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали человеческой заботы.

   Тогда же была создана специальная комиссия по редким видам. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений,  которым грозит исчезновение. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой.

    - Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой или синей?

    Красный цвет – это символ беды, опасности, наступательной агрессии. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях.

    - Для чего нужна Красная книга?

    Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение  в беде. Его надо охранять.

    Страницы Красной книги разного цвета. Красные листы содержат сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения,  на  жёлтых –  уязвимые виды,  на белых – сведения о редких видах,  на серых – о малоизученных,  на зелёных – о восстановленных и находящихся вне опасности видах животных и растений.

   Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она переиздавалась. Как вы думаете, почему?

    Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.

3. Работа по сигнальным карточкам.

    - А теперь поработаем в тетрадях. Расскажите с помощью этих знаков, почему многие виды диких животных становятся редкими.

(Рабочая тетрадь, стр. 51, задание 2)

4. По страницам Красной книги России и Башкортостана.

     Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям. Как вы думаете, почему?

    Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озёра, поля и луга – это дом. Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие животные.

    А сейчас мы послушаем  сообщения о некоторых из этих животных, которые   нуждаются в охране и занесены в Красную книгу (заранее подготовленные ученики читают о соболе – слайд №2, белом медведе – слайд №3, журавле – слайд №4, тигре – слайд №5, розовом фламинго – слайд №6, выхухоле – слайд №7, лебеде – слайд №8).

   

   Некоторые из этих животных занесены и в Красную книгу Башкортостана. Она была издана в 1984 году и называлась «Красная книга Башкирской АССР». В 1987 году переиздавалась.  

    В нашей республике проводится  много мероприятий по охране природы. Давайте прочитаем об этом. Слайд № 9

    - А что такое заповедник,  заказник?

 

    Кроме заповедников и заказников помогают охране животных и зоопарки. (Читаем статью из учебника «Что такое зоопарк?»). Благодаря зоопаркам удалось спасти, например, бобра, зубра, выдру, барсука.

5. Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки) -
Полосатенький бочок (поглаживают себя по бокам).
Хомка раненько встает (движения на растяжку),
Щечки моет, шейку трет (потирание лица и шеи).
Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)
И выходит на зарядку  (марширование на месте):
Раз, два, три, четыре, пять  (3-4 движения, имитирующих зарядку)
Хомка хочет сильным стать  (напряжение мышц рук).

6. Экологические правила.

  А)  - Ребята, посмотрите на экран. К нам по электронной почте пришли письма – жалобы от животных. Давайте их прочитаем и отгадаем от кого они пришли.

Жалоба №1 (слайд №10). «Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».

   Кто это? (Сова – слайд №11).

    Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Жалоба №2 (слайд №12). «Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».

   А это кто так жалуется? (Жаба – слайд №13).

    Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме заводились тараканы, люди приносили жабу в дом – и они исчезали.

    Б) (Слайд №14) Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много, которые не внесены пока в Красную книгу. Их жизнь часто зависит и от каждого из вас, от вашего поведения в природе. Конечно, разорять птичьи гнёзда, убивать лягушек, жаб,  ловить шмелей, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники недопустимо! Если вы бегаете по лесу, шумите, лазаете по деревьям – вы беспокоите лесных жителей. Это особенно опасно для них во время размножения – весной и в начале лета. Многие птицы, например, не могут из-за этого построить гнёзда, или же покидают гнездо, в которое уже отложили яйца. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут, - окружающую их среду.

    В) Работа с учебником (стр.115).

    Откроем учебники  на стр. 115 и прочитаем «Правила друзей природы».

    Г)- Ребята, как вы считаете, какие качества должен развивать человек  для того, чтобы стать экологически развитой личностью?  (ответы учащихся)

    - Найдите ответ на  скаутскую задачку и узнаете ещё одно слово, характеризующее таких людей. (Приложение к уроку)

    Прочитайте получившееся слово – ответственность.

    Надеюсь, что вы будете ответственно относиться к природе и вообще станете ответственными людьми.

V. Итог урока.

    Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили и разгадайте кроссворд.

    Слайд № 15, слайд № 16, слайд № 17

    Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце. (БЕРЕГИ!)

    К чему оно призывает? (слайд №18)

    Берегите природу, а это -  животные, растения, воздух, вода, почва…

VI. Домашнее задание

   1. Прочитать в учебнике статью «Охрана животных» (стр. 112-115); подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (стр.116).

   2. Выполнить задания 3,5,7 (рабочая тетрадь, стр. 52-54)

   

  • Если останется время, урок можно завершить стихотворением «Береги природу!»
  • Если нет Рабочих тетрадей, то сигнальные карточки (к пункту №3 урока) можно нарисовать на альбомных листах и вынести на доску


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                                                 Приложения к уроку

1. Сообщения о животных

Соболь (слайд №2)

   Соболь – ценный пушной зверёк. Средняя длина тела 50 см, масса – 1-1,5 кг. Живёт в глухой тёмной тайге. Очень долго живёт на одном участке. Покидает его в самом крайнем случае: при лесном пожаре, недостатке корма, рубке лесного массива.

    Днём соболь плохо видит, но ночью становится ловким. Грызуны – его основная пища. Также питается бурундуками, зайцами, ящерицами, лягушками, насекомыми, моллюсками. Летом поедает ягоды, очень любит кедровые орешки.

    Соболь обладает превосходным мехом, который высоко ценится. В далёком прошлом соболи населяли всю тайгу царской России. Но затем началось хищническое истребление, и запасы соболя катастрофически упали. Ему грозило полное исчезновение в природе. Охота была запрещена.

   В 1929 году в Московском зоопарке был получен приплод от соболей и их стали разводить на зверофермах. Сейчас общая численность превышает 700 тысяч голов.

Белый медведь (слайд №3)

   Белый медведь – владыка Арктики. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу. Там проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Они слегка покрыты белой шёрсткой, глаза у них не видят, уши не слышат, весит медвежонок 800 грамм, а длина туловища – 30 см. Подошвы лапок голые, коготки прозрачные, а нос розовый.

    Белый медведь питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. В небольших количествах поедают и растительную пищу.

     Издавна люди охотились на белых медведей. Они используют их мясо, жир и шкуру. В результате началось сокращение их численности. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас их численность растёт.

Журавль (слайд №4)

  Всего в мире 14 видов журавлей, в нашей стране обитает семь: серый, красавка, канадский, даурский, чёрный, белый (или стерх), японский. Японский, даурский, чёрный и белый внесены в Красную книгу.

   Журавли стройны, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Этим клювом они добывают насекомых, семена, зёрна моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги.

   В 2-3 года журавли образуют пары и  никогда уже  не расстаются. Гнёзда строят на земле. Журавлих откладывает 2 яйца. Птенцы, выбравшись из яйца, уже умеют стоять на ногах. Глазки открыты.

    Около двух месяцев журавлята ходят в оранжевых и жёлтых «кафтанчиках», а к осени оперяются, начинают летать.

Тигр (слайд №5)

В конце 19-го века тигров было около 100 тысяч особей. Затем их количество резко сократилось. Некоторые убивали их из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости, слабости, когти тигра служили талисманами.

   Тигр – крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров, весит около 390 кг. Это -бродяга-одиночка. Питается крупно-копытными животными. Тигрица задерживается на одном месте только во время родов и выхаживания молодняка. Она выбирает пещеру для гнезда. У неё рождаются 2-4 тигрёнка. Малыши рождаются слепыми, они покрыты тонкой шёрсткой с полосами. Весят от 700 граммов до 1 кг, длина тигрёнка с хвостом 40-50 см. Тигрята растут быстро. Живут  25-30 лет.

Розовый фламинго (слайд №6)

   Эта птица стала редкой, поскольку многие годы подвергалась преследованию ради вкусного мяса, пера и пуха.

   Живут фламинго 25-30 лет. Это очень интересная птица. Тело её высотой до 1,5 м, вес 4 кг. Самка откладывает 2 яйца белого цвета с зеленоватым оттенком. Птенцы смешные: ноги толстые, красные, клюв прямой – тоже красный. Одеты они в серый пух. Через 3-4 месяца они вырастают до размеров своих родителей. Первое оперение у них серое с розоватым оттенком. Такие «платья» носит молодняк 2 года, а потом одевается в розовый наряд.

Выхухоль (слайд №7)

   Выхухоль – небольшой зверёк, длина его около 20 см, а вес примерно полкилограмма. Мех мягкий, шелковистый, очень прочный, почти не намокает, так как смазан жиром.

   На суше выхухоль беспомощен. Зато хорошо плавает, ныряет, может долго не показываться на поверхности.

    Норы делают на берегу, но вход в них всегда расположен под водой. В норах хранят запасы и поедают пойманную добычу. Питается выхухоль животной и растительной пищей. А находит её, уткнув свой длинный хоботок в ил или помогая себе передними лапками.

    Выхухоля можно увидеть весной, когда половодье выгоняет его из убежища. В это время он становится добычей для ондатры или норки. Иногда они гибнут в норах во время половодья. Поэтому этого малоизученного, но очень ценного зверька строго охраняют.

Лебедь (слайд №8)

   Лебедь одна из самых крупных и сильных птиц. Это – символ красоты, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях.

  Лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун может лишь неторопливо гоготать. Глухие и торжественные звуки издаёт лебедь-кликун.

   Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густейших камышах – это чуткие и осторожные птицы.

   Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена.

2. Тест для самостоятельной работы

1. Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?

А) звери;                    б) птицы;                      в) рыбы.

2. Какое слово пропущено: икринка – …………. – взрослая рыба?

А) личинка;               б) малёк;                       в) головастик.

3. Какое слово пропущено: яйцо – личинка – ……………. – бабочка?  

А) куколка;                б) птенец;                     в) икринка.

4. Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?

А) у всех насекомых бывают куколки;

Б) у кузнечиков нет стадии куколки;

В) из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое – большое и с крыльями.

5. В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?

А) весной;                   б) осенью;                     в) зимой.

   

3. Кроссворд

1

2

3

4

5

6

4. Скаутская задача

         

О

Т

В

Е

Т

С

Т

В

Е

Н

Н

О

С

Т

Ь

     Изменив в этих словах первые буквы, вы получите новые слова:

1)Уценка                       5)Корт                 9)Узда             12)Усвоение

2)Печь                           6)Бачок               10)Соль            13)Гардина

3)Доля                           7)Салон               11)Дочь           14)Баран

4)Ода                             8)Морс  

          Изменив в этих словах первые буквы, вы получите новые слова с такими значениями:

1) Её получает каждый школьник – оценка;

2) Бывает у корабля или лодки – течь;

3) О ней мечтает птица в клетке – воля;

4) Бывает вкусная, бывает и нет – еда;

5) Бывает бисквитный, песочный, с кремом – торт;

6) Им можно поймать насекомое – сачок;

7) С ним ходят на приём к врачу – талон;

8) Бывает у шерстяных вещей – ворс;

9) Быстрая на лошади – езда;

10) Говорят, что он без палочки – ноль;

11) Тёмная после дня и вечера – ночь;

12) Обычно это делают с неизведанными территориями – освоение;

13) Такая рыбка – сардина;

14) Такой бывает боевой приём – таран;

5. Стихотворение «Береги природу!»

1-й чтец:

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полёт прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

2-й чтец:

Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То всё равно б взмывали ввысь.

Ведь небо – это их стихия!

Ведь небо – это их свобода!

Ведь небо – это вся их жизнь!

3-й чтец:

А в небе – стая журавлей,

Так грустно над землёй кружится.

Земля… скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

4-й чтец:

Тогда б мёртвым стало небо.

И – тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи чёрной саранчи…

5-й чтец:

Я не хочу такого мира,

Где всё так серо, всё уныло…

Опомнись, вздрогни, человек.

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами чёрными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мёртвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

6-й чтец:

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц весёлой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по предмету "окружающий мир" в начальных классах. Тема: Охрана животных. Животные Красной книги.

Цели урока:продолжать знакомство с Красной книгой, с животными, которые в нее внесены;учить бережно относиться к животным;рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;формиро...

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...

Проверочные работы по предмету "окружающий мир" для 2 - 3 классов по темам: "Домашние и дикие животные", "Охрана животных", "Культурные и дикорастущие растения", "Здоровье - наше богатство", "Планеты и звезды".

Проверочные работы по предмету "окружающий мир" для 2 - 3 классов по темам: "Домашние и дикие животные", "Охрана животных", "Культурные и дикорастущие растения", "Здоровье - наше богатство", "Планеты ...

Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Тема: Охрана животных РК «Охрана животных Крыма»

Цель: обеспечить осознанное усвоение понятий, познакомить учащихся с представителями животных Красной книги Крыма.Закрепить навыки и умения применять полученную информацию на практике...