Экосистема Кареллии
учебно-методический материал (окружающий мир) по теме
Экосистемы и биогеоценозы открытый урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekosistemy_i_biogeotsenozy_otkrytyy_urok.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Экосистемы и биогеоценозы. Многообразие экосистем Карелии. Лес как типичный биогеоценоз (деловая игра).
Цели: закрепить понятия “биогеоценоз”, “экологическая система”; выявить признаки и структуру биогеоценоза на примере леса; изучить типы лесов, их значение в жизни человека, вопросы охраны лесных сообществ.
Оборудование: физико-географическая карата Карелии, гербарии и коллекции видов обитателей леса, самодельные плакаты, рисунки.
Методические рекомендации
Занятие проводится по результатам самостоятельной работы учащихся в группах по теме “Лес”. Во время учебного года ученики распределяются на исследовательские группы по 5–6 человек и, работая в библиотеке, посещая различные учреждения, совершая экскурсии в лес, собирают информацию по следующим вопросам:
1 группа — Растения леса.
2 группа — Животные леса.
3 группа — Лес — сырьевая база промышленности.
4 группа — Лес — кладовая пищевых запасов, витаминов, лекарственного сырья.
5 группа — Лес — это красиво.
Внутри группы ученики распределяют между собой конкретные задания. Например, в 1-й группе необходимо изучить растения по отделам: мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные. А в отделе покрытосеменных дать характеристику различных жизненных форм: деревьев, кустарников, кустарничков, трав однолетних и многолетних. У каждого ученика в группе свои объекты исследования. Подробно изучаются представители царства грибов и симбиотические организмы — лишайники. Рассказ о них сопровождается подготовленными к занятию коллекциями. Так ведется подготовка материала в каждой из групп.
Ход занятия
I. Вводная беседа.
В природе отдельные виды не могут существовать изолированно. Они вступают во взаимосвязи с другими обитателями данной территории и находятся под влиянием факторов среды. Такие комплексы взаимосвязанных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования, образуют биогеоценоз.
— Какие биогеоценозы, характерные для территории Карелии, вы знаете?
— Кем было введено в науку понятие “биогеоценоз”?
— Что называют экосистемой? Кем введено в науку это понятие?
Мы будем рассматривать биогеоценоз леса как частный случай экосистемы с относительно однородной растительностью. Вспомним основные структурные компоненты биогеоценоза и внесем их в схему:
Лес — биогеоценоз
Между отдельными компонентами биогеоценоза создаются взаимосвязи, обеспечивающие его жизнедеятельность. Биогеоценоз — это открытая система, поэтому необходим приток энергии извне и ее выход. Биотоп — это участок абиотической среды, которую занимает биоценоз. Биоценоз —группировки совместно обитающих и взаимно связанных организмов.
II. Выступления учащихся по темам исследований.
Учащиеся выступают по группам, по ходу их рассказа заполняется на доске и в тетрадях схема “Лес” (игровое поле).
От 1-й группы выступают “ученые-биологи”, “сотрудники” различных лабораторий Института леса. Поскольку изучение проводилось на примере ельника, в первую очередь, слушается сообщение о ели европейской как о доминирующем виде. Все названные виды демонстрируются и записываются на игровом поле.
Ученики 2-й группы — это “ученые-зоологи”: “энтомологи”, “орнитологи” и т.д. Они характеризуют основные виды животных елового леса, расселяют их по экологическим нишам, демонстрируют плакаты в защиту охраняемых видов.
3-я группа — это “экономисты”, “работники” лесообрабатывающей, бумагоделательной и химической промышленности. Их выступления — о том, что можно получить из ели, используя ее от корня до кроны.
В 4-й группе — “работники” оздоровительных учреждений, “народные целители”. Они рассказывают о целебных свойствах растений леса, демонстрируют коллекцию лекарственного сырья, угощают “витаминными” салатами и лекарственными чаями.
Ученики 5-й группы рассказывают о лесе как о месте отдыха человека, о звуках и красках леса, красоте растений, животных, лесных пейзажей. В этой группе — “фотографы”, “художники”, “искусствоведы”. По ходу выступлений демонстрируются картины известных художников, фотоальбомы, рисунки детей.
Завершает конференцию “эколог” рассказом о правилах поведения в лесу.
В результате выступлений участников каждой группы заполняется игровое поле. За информацию об одном виде обитателей леса на игровое поле вносится 1 балл, за сообщение исследовательского характера — до 5 баллов.
Игровое поле “Лес”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.
Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме....
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб
Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...
Анимационный кроссворд по окружающему миру "Экосистема"
Анимационный кроссворд "Экосистема" по окружающему миру по программе "Школа 2100" к разделу "Наша планета Земля" (2 класс)...
План-конспект урока по теме "Экосистема леса"
Проект рекомендован учителям начальных классов для проведения урока окружающего мира в третьем классе при изучении экосистемы леса на этапе сообщения новых знаний с целью эффективности усвоения мат...
Экосистема Черного моря
Интегрированный урок (английский язык - окружающий мир) в рамках недели Черного моря....
для детей "Экосистема Черного моря"
личные касрточки для детей...
презентация к уроку "Экосистема Черного моря"
презентация к интегрированному уроку "Экосистема Черного моря"...