Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Ясиновская Марина Витальевна

         Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико - ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. 
        В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
                       
  Данная рабочая программа составлена на 68 часов  в год:  2 часа в неделю, составлена на основе учебного комплекта «Школа 2100», обеспечена учебниками « Окружающий мир»  для 3 класса. авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурская,  Раутиан А.С.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Программа  курса окружающего мира

 соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.

                                                                     

                                                                         Пояснительная записка

 Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

      Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимый для целостного видения мира в его важнейших взаимосвязях.  

Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира  – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

                  Цель изучения курса в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе рационально- научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с  людьми и природой; духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что  ученик сумеет воспользоваться картиной мира.

Цели и задачи курса по окружающему миру  соответствуют целям и задачам школы  и МО.
     
     Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
       Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». В этом случае предлагаемое нами содержание курса естествознания в начальной школе – слишком объемное.     Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей средней школы.  
Авторы хотят познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учетом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
       В этом случае используется  
принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
       
           
Задача курса – поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует.
        У учеников должно развиваться
умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
     
       Начиная с 3-го класса, в конце урока помещен перечень понятий, который должны усвоить школьники. Часть этих понятий, выделенных шрифтом, относится к программному минимуму, который должны знать все школьники. А вот другая часть понятий (она не выделена) не входит в минимум. Эту группа условно называется понятиями «минимакса». К ней относятся часто встречаемые в окружении ребенка слова, которые тем не менее не обязательно им знать. Надо добиться их понимания на уроке всеми учениками, а вот на дальнейших уроках применять их на этапе актуализации не обязательно. Кому они покажутся важными, запомнят их, остальные могут забыть. Но в самостоятельные работы, проводимые в конце темы (раз в 3–4 урока), они включены и на уроке по данной теме должны присутствовать.
       Наконец к третьей категории понятий –
максимуму – относятся те, которые есть в тексте учебника, но не помещены в конце урока, они тем более не отражены в программных требованиях. Их не только не обязательно знать, но и не обязательно включать в материал урока.


   Программа создана на основе:

 1.   Закона об образовании РФ.

           2.    Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.

 3.    Базисного учебного плана.

          4.    Образовательной программы по предмету «Окружающий мир», авторы  А.А. Вахрушев, О.В.Бурский, Раутиан А.С. 

          5.    Примерной программы по окружающему миру. Москва «Просвещение» 2010г              

                         Данная программа классифицируется как компилятивная.                         

          В рамках Образовательной системы «Школа 2100» школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

         Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико - ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.  

        В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
                       

  Данная рабочая программа составлена на 68 часов  в год:  2 часа в неделю, составлена на основе учебного комплекта «Школа 2100», обеспечена учебниками « Окружающий мир»  для 3 класса. авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурская,  Раутиан А.С.

                   В том числе:        - плановых контрольных работ — 4  ч.

                                                                            - проверочных работ — 4  ч.

                                                                                                     

                           

                                        Список  литературы  для   учащихся,  учебники.  

                           Для реализации программного материала используют следующие учебные пособия:

  1. Учебник. Окружающий мир. «Обитатели Земли» Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.3-й класс. Учебник – 144 с., ил.. – М.: Баласс, 2118.
  2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.Окружающий мир. «Моё Отечество» 3-й класс. Учебник – 144 с., ил.. – В 4 частях. – М.: Баласс, 2011.
  3. Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., СизоваЕ.В.Рабочая тетрадь  к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса. – М.: Баласс, 2011.
  4.  Сизова Е.В., Харитонова Н.В.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса - М.: Баласс, 2011.

                                                           Методические пособия для учителя.

Методические рекомендации для учителя по учебнику «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Москва

« Баласс» 2010г  (Образовательная  система « Школа 2100)  -М: Баласс 2010г;

Асташенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края», «Баро-Пресс», 2003г.

Изучение разнообразия природы. Л.В. Коваленко. Лицей.2002г.

Настольная книга учителя. В.П. Шульгина.

                                            СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

п/п

Наименование

разделов

Элементы содержания

 Раздела

Кол – во

часов

Планируемые

 Результаты

Система оценки

Дата

1.

                                     Обитатели Земли.

Тела естественные и искусственные Вещество состоит из молекул. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.

  Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветковых растений. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль

. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого

36 ч

  •  приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  действий энергии;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов;
  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

Контрольная работа по теме «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью»  12.10

Контрольная работа по теме  «Экологическая система. Живые участники круговорота веществ». 28.12

05.09-18.01

2.

                                      Моё Отечество.

  Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославовиче.

Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.

32 ч

  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

  • по году определять век, место события в прошлом;

 

  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

  •  учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Проверочная работа №1 «Золотые ворота» в Древнюю Русь» 20.02

Контрольная работа по теме «Времена Древней Руси. Времена Московского государства» 20.03

Проверочная работа №2 «Император- освободитель» 24.04

Проверочная работа №3 «Через тернии к звездам» 15.05

Контрольная работа по теме «Времена Российской империи, Советской России и СССР. Современная Россия»  22.05

Проверочная работа №4 Кто в государстве самый главный? 29.05

23.01-31.05

                                         

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100

рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа 2100

календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс школа 2100

Данная разработка содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"

Программа  по окружающему миру  для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на  основании Общеобразовательной программ...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс. "Школа 2100"

Рабочая программа по окружающему миру для 4-го класса составлена в рамках ОС "Школа 2100", рассчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса....