Окружающий мир 3 класс "Экологическая безопасность"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

 

Тема урока. Экологическая безопасность.

Урок окружающего мира, 3 класс.

Личностно-ориентированный урок (групповая работа).

Цели и задачи урока:

Знать: понятия «Экология, «Эколог», «Цепь загрязнения», «Экологическая безопасность».

Уметь: составлять памятки экологической безопасности, выполнять правила экологической безопасности, собирать водяной фильтр.

Воспитывать: бережное отношение к окружающей природе, доказать детям, что земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье, экологически грамотное поведение в природе.

Развивать: познавательный интерес школьников, используя данные о применении объекта в окружающей природе, новостях науки через справочную литературу и компьютер; умения выполнять правила личной экологической безопасности.

Урок, ориентированный на действие предполагает самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определенной ситуации, с обязательным выполнением всех фаз полного действия. Информирование, планирование, исполнение, контроль и оценка являются фазами полного рабочего действия, который должен выполнить каждый учащийся.

Структура личностно-ориентированного урока выглядит следующим образом:

  1. Информирование.
  2. Планирование
  3. Принятия решения
  4. Выполнение
  5. Контроль
  6. Оценка

Данная структура приводит к тому, что каждый учащийся вовлечен в деятельность, развивает познавательный интерес,  умение самостоятельно добывать информацию, планировать деятельность для достижения поставленной задачи, принимать необходимые решения, работать самостоятельно и в группе, контролировать выполненную работу, оценивать свою работу, работу группы в целом.Тема урока. Экологическая безопасность.

Урок окружающего мира, 3 класс.

Личностно-ориентированный урок (групповая работа).

Цели и задачи урока:

Знать: понятия «Экология, «Эколог», «Цепь загрязнения», «Экологическая безопасность».

Уметь: составлять памятки экологической безопасности, выполнять правила экологической безопасности, собирать водяной фильтр.

Воспитывать: бережное отношение к окружающей природе, доказать детям, что земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье, экологически грамотное поведение в природе.

Развивать: познавательный интерес школьников, используя данные о применении объекта в окружающей природе, новостях науки через справочную литературу и компьютер; умения выполнять правила личной экологической безопасности.

Урок, ориентированный на действие предполагает самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определенной ситуации, с обязательным выполнением всех фаз полного действия. Информирование, планирование, исполнение, контроль и оценка являются фазами полного рабочего действия, который должен выполнить каждый учащийся.

Структура личностно-ориентированного урока выглядит следующим образом:

  1. Информирование.
  2. Планирование
  3. Принятия решения
  4. Выполнение
  5. Контроль
  6. Оценка

Данная структура приводит к тому, что каждый учащийся вовлечен в деятельность, развивает познавательный интерес,  умение самостоятельно добывать информацию, планировать деятельность для достижения поставленной задачи, принимать необходимые решения, работать самостоятельно и в группе, контролировать выполненную работу, оценивать свою работу, работу группы в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_bezopasnost_3_klass_okruzhayushchiy_mir.docx147.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тема урока. Экологическая безопасность.

Урок окружающего мира, 3 класс.

Личностно-ориентированный урок (групповая работа).

Цели и задачи урока:

Знать: понятия «Экология, «Эколог», «Цепь загрязнения», «Экологическая безопасность».

Уметь: составлять памятки экологической безопасности, выполнять правила экологической безопасности, собирать водяной фильтр.

Воспитывать: бережное отношение к окружающей природе, доказать детям, что земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье, экологически грамотное поведение в природе.

Развивать: познавательный интерес школьников, используя данные о применении объекта в окружающей природе, новостях науки через справочную литературу и компьютер; умения выполнять правила личной экологической безопасности.

Урок, ориентированный на действие предполагает самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определенной ситуации, с обязательным выполнением всех фаз полного действия. Информирование, планирование, исполнение, контроль и оценка являются фазами полного рабочего действия, который должен выполнить каждый учащийся.

Структура личностно-ориентированного урока выглядит следующим образом:

  1. Информирование.
  2. Планирование
  3. Принятия решения
  4. Выполнение
  5. Контроль
  6. Оценка

Данная структура приводит к тому, что каждый учащийся вовлечен в деятельность, развивает познавательный интерес,  умение самостоятельно добывать информацию, планировать деятельность для достижения поставленной задачи, принимать необходимые решения, работать самостоятельно и в группе, контролировать выполненную работу, оценивать свою работу, работу группы в целом.

Учебник. А.А.Плешаков «Мир вокруг нас», 3 класс, часть I, М.: Просвещение, УМК «Школа России»

Оборудование: карточки для составления метоплана,  информационные листы, понятийный словарь, листы с заданиями, листы планирования, карточки для составления памятки, план для составления фильтра, материалы для сборки фильтра (пластиковая бутылка, соломка для коктейля, вата, камушки, песок, промокательная бумага), рисунки, оценочные листы, таблица перевода баллов в отметку, мультимедийная установка, компьютер, презентация.

Урок окружающего мира в 3 классе

        

        

        

        

        

        

Ход занятия.

Этапы занятия

Цели

Содержание деятельности

Формы и методы

Средства обучения

1.

Постановка темы и целей

Мотивировать    учащихся    на активную         познавательную деятельности

Формирование целей

Фронтальная беседа

Метаплан на доске

2.

Проверка домашнего задания

3.

Постановка задачи

Воспринять       и       осмыслить задание

Ознакомление              с заданием.     Выяснение возможности             его выполнения

Фронтальная беседа

Приложение «Задание 1»

4. Информирование

Усвоить новую информацию. Знать:    понятия    «Экология», «Эколог», «Цепь загрязнения», «Экологическая безопасность». Уметь:      составить      памятки экобезопасности,      выполнять правила           экобезопасности, собирать водяной фильтр.

Работа                           с информационным материалом, понятийным  словарем, рисунком,   материалом в учебнике

Индивидуальная работа. Групповая работа

Информационный лист,    понятийный словарь,        схема, рисунок,     учебник «Мир вокруг нас», Зкласс, с.31-33

5. Планирование       и приятие решения

Уметь                      рационально использовать          полученную информацию, аргументировать собственную     точку     зрения, распределять время

Составление         плана действий

Самостоятельная работа

Приложение «Лист планирования»

6. Выполнение

Уметь:     составлять     памятку экобезопасности,         собирать водяной фильтр

Выполнение заданий

Работа в группах

Приложение «Задание 2»

7.

Контроль

Проверить          полноту          и правильность      выполненного задания

Сравнение с эталоном. Выявление собственных ошибок

Самоконтроль. Контроль педагога

Эталон

8.

 Оценка

Уметь оценивать деятельность в соответствии с критериями

Заполнение оценочного листа

Работа в группах

Приложение

«Баллы»,   «отметка за урок»

9                                                                                                        .

 Рефлексия

Уметь                  анализировать результативность урока

Выяснение  проблем  и трудностей, возникших при работе

Индивидуальная работа

                                                                                                                                                                                                                  Методико-дидактическое

обеспечение (МДО) занятия

по теме «Экологическая безопасность»

п/п

Содержание

Лист

Задание 1

Д1

Информационный лист

Д2

Понятийный словарь

Д3

Рисунок

Д4

Лист-планирование

Д5

Схема

Д6

Задание 2

Д7

Оценочный лист

Д8

Таблица перевода баллов в отметку

Д9

Д 1

Задание 1.        

Используя информационный лист 1, рисунок 1 и понятийный словарь, дайте определение терминам:

  • экология;
  • эколог;
  • цепь загрязнения;
  • экологическая безопасность.

Заполни схему  1, которая показывает, каким образом в организм человека попадают вредные вещества.

Д 2

Информационный лист 1

Люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее обычно называют цепью загрязнения.

Человек вынужден дышать загрязненным воздухом, пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества. Может ли он при этом оставаться здоровым? Нет, конечно.

Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины XX века человечество всерьез приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Все живое на Земле взаимосвязано, причем так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.

Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины. Для развития сельского хозяйства распахиваются все новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружаются плотины, изменяются русла рек, затапливаются большие территории. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений.

В городе Нью-Йорке с населением в 16 миллионов жителей в сутки образуется 15 миллионов килограммов отходов!

Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа...

Человек выбросил ведро мусора в компостную кучу. Прошел год, и мусор превратился в компост, который затем используют для подкормки растений. Природа сама справится с этим вопросом.

Но заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для всего живого веществ: газов и пыли. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие все живое. Новая экологическая беда.

Д 3

Понятийный словарь

«Экое» по-гречески значит «дом», «логос» - «ученье, наука».

Экология - наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде. Это наука о нашем общем доме.

Эколог - специалист по экологии, который не допускает загрязнения окружающей среды.

Цепь - последовательность от одного к другому.

Цепь загрязнения - загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.

Экологическая безопасность - это защита от вредного действия загрязненной окружающей среды.

Рис. 1                                Д4

Д 5

Лист – планирование

Спланируйте свои действия в соответствии с заданием.

Экология _________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эколог ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Цепь загрязнения __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экологическая безопасность _________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполни схему 1 поступления загрязняющих веществ в организм человека.

Схема 1                                        Д 6

Д7

Задание 2.

(группа 1)

  1. Используя учебник с.31-32, подумай, как защититься от загрязненного воздуха?
  2. Составьте памятки экологической безопасности воздуха. Используй карточки (соедини начало фраз и их окончания).

1.Если есть в городе предприятие с вредным производством нужно …

2. Нельзя заниматься физкультурой и спортом вблизи автомобилей, …

3. Разводи комнатные растения - …

4. Посади как можно больше деревьев, кустарников и цветов - …

5. Проси взрослых …

…предвидеть возможные неприятности и знать, как защитить себя.

…т.к. будешь вдыхать большое количество вредных газов.

…они очищают воздух в помещении.

…они очищают воздух в городе.

…не курить в квартире.

Д7

Задание 2.

(группа 2)

  1. Используя учебник с. 33, подумайте, как защититься от вредных веществ в продуктах питания.
  2. Составьте памятки экологической безопасности продуктов питания. Используй карточки (соедини начало фраз и их окончания).

1. Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы …        

2. Перед едой фрукты и овощи …

3. Не ешь продукты у которых…

… вблизи автомагистралей, свалок, заводов.

… мой в теплой кипяченой воде.

… истек срок хранения.

Д7

Задание 2.

(группа 3)

  1. Используя учебник с.32-33, подумай, как защититься от загрязненной воды?
  2. Используя план, выполни практическую работу по сборке водяного фильтра. Проведи опыт.

Д7 Практическая работа

по изготовлению водяного фильтра

План

  1. Возьмите большую пластиковую бутылку с завинчивающейся пробкой. В крышке проделайте отверстие диаметром равным толщине соломки для коктейлей (отверстие заранее проделывается учителем).
  2. Вставьте соломку в дырочку так, чтобы снаружи осталось всего четыре сантиметра.
  3. Отрежьте у бутылки донную часть, и переверни горлышком вниз.
  4. На дно горловой части положи слой ваты, на него поочередно слой камушков, затем слой песка. Все это накрой вырезанным по диаметру кружком промокательной  бумаги.

Проведи опыт:

Вылейте на промокашку грязную воду, то есть воду, смешанную с грязью. Видишь, что полилось из соломки? Совершенно чистая вода.

Вывод: Но не пей ее! Она не питьевая! Сделанный фильтр не способен очистить ее от химических примесей, а только от механической грязи.

Д8

Оценочный лист

п/п

Фалимия, имя

Баллы

Оценка

Задание1

Задание2

Всего

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Д9

Таблица перевода баллов в отметку

Баллы

Отметка

4

5

3

4

2

3

1

2

Урок окружающего мира

3 класс

Программа «Школа России»

Тема.  Экологическая безопасность

Знать: понятия «Экология, «Эколог», «Цепь загрязнения», «Экологическая безопасность».

Уметь: составлять памятки экологической безопасности, выполнять правила экологической безопасности, собирать водяной фильтр.

Воспитывать: бережное отношение к окружающей природе, доказать детям, что земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье, экологически грамотное поведение в природе.

Развивать: познавательный интерес школьников, используя данные о применении объекта в окружающей природе, новостях науки через справочную литературу и компьютер; умения выполнять правила личной экологической безопасности.

Оборудование: карточки для составления метоплана,  информационные листы, понятийный словарь, листы с заданиями, листы планирования, карточки для составления памятки, план для составления фильтра, материалы для сборки фильтра (пластиковая бутылка, соломка для коктейля, вата, камушки, песок, промокательная бумага), рисунки, оценочные листы, таблица перевода баллов в отметку, мультимедийная установка, презентация.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

(самоопределение к деятельности)

- Наш урок начнем с приветствия:

         Кто в дружбу верит горячо,

         Кто рядом чувствует плечо,

         Тот никогда не пропадет,

         Тот никого не подведет.

- Улыбнитесь и поприветствуйте друг друга.

- Садитесь.

 - Я смотрю, как вы готовы к учебной деятельности.

- Сегодня на уроке, как всегда, вам предстоит сделать очень важное открытие. Будем работать в группах.

- Желаю вам творческих успехов!

  1. Проверка домашнего задания.

Распределяемся  на 3 группы.

Внимание! Мы начинаем!  На обсуждение каждого вопроса даётся 30 секунд. Одна команда отвечает, другие могут дополнять. Вопросы задаёт преподаватель.

Итак, внимание на экран  (слайд 4).

Вопрос для 1 группы:
Что опаснее: гром или молния?

Назовите правила поведения во время грозы.

Вопрос для 2 группы:
О каком животном идёт речь?
По земле ползёт, а к себе не подпускает.

Как уберечься от неё?

Вопрос для 3 группы:
Безобидны ли домашние животные?

Назовите правила общения с ними.

По описанию угадайте ядовитые растения

(слайд 5).

Вопрос для 1 группы:
Однолетнее травянистое растение Листья очередные, крупные, яйцевидные. Цветки одиночные, верхушечные или пазушные, крупные, белые, пахучие, на коротких цветоножках. Плод — крупная яйцевидная коробочка, густо покрытая неравными шипами. Семена матово-черные, сплюснуто-почковидные. Растение ядовито.

Вопрос для 2 группы:
- Растение очень опасное, ядовитое. Его единственная ягода сизовато - чёрного цвета, похожа на глаз птицы. Животные обходят его стороной. А вот птицы его склёвывают. Наверное, лечатся.

Вопрос для 3 группы:
Он цветёт в возрасте 7 лет. И за свою долгую жизнь растение цветёт всего 2-3 раза. Цветки опыляют пчёлы и шмели. Плод - круглая оранжево-красная ягода. Всё растение ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян - лекарство, которое укрепляет и улучшает работу сердца.

- Проверка (слай6)

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Сегодня нам на уроке понадобится ваше внимание, поддержка, помощь.

- Закройте глаза, вслушайтесь в слова:

Темно. Вы ничего не видите. Ничего раньше и не было, кроме тьмы, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля. Жизнь начинается. И важно, чтобы всё продолжалось вечно.

  • Откройте глаза. (слайд 7).
  • А без чего невозможна жизнь, вспомним, отгадав кроссворд 

1.Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле?  

2.Вещество, которое есть на нашей планете  в 3-х состояниях?

3.Плодородный слой Земли.  

4.Смесь газов

- Как обобщить следующие слова: солнце, воздух, вода, почва?

- К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности.

- Кто в этом повинен?

- Но и сам человек нуждается в защите.

IV. Постановка задачи

Тема нашего урока

"Экологическая безопасность". 

- Мы будем говорить о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды.

V. Информирование

Задание1.

Используя информационный лист 1, рисунок 1 и понятийный словарь, дайте определение терминами терминам:

- экология;

- эколог;

- цепь загрязнения;

- экологическая безопасность.

Заполните схему 1, которая показывает, каким образом в организм человека попадают вредные вещества.

VI. Планирование и принятие решения

- Составление плана действий.

Проверка (слайд 10, 11,12,13, 14)

VIII. Физминутка (слайд15)

VII. Выполнение

- Вот откуда  поступают загрязнённые вещества в организм человека? (слайд16)

- Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества. Может ли он при этом оставаться здоровым? Нет, конечно (слайд17).

Задание2.

Работа в группах.

1 группа

Как защититься от загрязненного воздуха? (с.31-32)

Составь памятки экологической безопасности воздуха.

2 группа

Как защититься от загрязненной воды? (с.32-33)

Выполни практическую работу по сборке водяного фильтра. Проведи опыт.

3 группа

Как защититься от вредных веществ в продуктах питания? (с.33)

Составь памятки экологической безопасности продуктов питания

IX. Контроль

Сравнение с эталоном, выявление собственных ошибок.

- Что мы можем сказать о состоянии воздуха и воды в нашем городе? 

  • Ребята, давайте вернёмся к цепи загрязнения. Почему человек оказался на больничной койке?

Игра "Экологические ситуации" (слайд 27).

- А сейчас мы займёмся покупкой продуктов.

  • Продавцы выкрикивают и зазывают покупателей.
  • Моя рыбка хоть и мала, но поймал я её в прозрачной речке.
  • А моя большая рыбка плавала по тёплому каналу пруда-охладителя.
  • Мои грибочки из берёзового лесочка.
  • А я в лес не ходила, ноги не била, в посадке у дороги их находила.
  • Я свои яблочки нарвала в деревне у бабушки.
  • А мои красные яблочки привезены из-за границы.

X. Итог урока

- Что такое экологическая безопасность?

Самое важное - каждому из нас надо соблюдать правила личной экологической безопасности, чтобы сберечь своё здоровье и окружающую среду (слайд 28).

XI.Оценивание

  • Как вы оцениваете свою работу?  Заполните оценочный лист.
  • Используя таблицу, переведите баллы в отметку.

 XII. Рефлексия

Если вы считаете, что ваша группа работала дружно,  в полную силу - поднимите вверх две руки
- Если работала хорошо – одну руку.
- Могли бы лучше – не поднимайте руки (слайд 29).

XIII.Домашнее задание (слайд 30)

Подготовить сообщение о том, каким я себе представляю экологически чистый город?

- Дети приветствуют друг друга, соприкасаясь пальцами и ладонями

Распределение учащихся на 3 группы

Ответы учащихся на вопросы по группам

  1. солнце
  2. вода
  3. почва
  4. воздух

Окружающий мир

Работа с Д1, Д2, Д3, Д4(рис.1)

Д5 (лист-планирование)

Д6(схема1)

Д7

Выполнение работы по заданию 2.

Представление выполненной работы.

1 группа – слайды 19, 20, 21

2 группа – слайды – 22,23,24,25

3 группа – слайды 26

Проведение опыта

Д8

Д9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Экологическая безопасность"

План-конспект урока по теме "Экологическая безопасность" в 3 классе. Представлен подробный план урока. Формы работы учащихся:  фронтальная,  групповая, индивидуальная. Цель урока: дать перво...

Разработка урока по окружающему миру "Экологическая безопасность". 3 класс. Учебник А.А.Плешакова.

Разработка урока содержит презентацию, конспект урока, тест, раздаточный материал....

Урок окружающего мира «Экологическая безопасность» 3 класс

Цели: ознакомить с понятием «экологическая безопасность», формировать представление о «цепи загрязнения» в природе.Задачи:Научить выявлять проблему, находить способы её решения, строить логические рас...

Урок окружающего мира "Экологическая безопасность" 3 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: дать представление о взаимосвязи человека с окружающей средой, создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать п...

Презентация к учебному проекту по окружающему миру "Азбука безопасности"

Проект "Азбука безопасности" выполнен учащимися 3-го класса по теме "Правила безопасного поведения в природе"...

Открытый урок окружающий мир Экологическая безопасность 3 класс

Урок познакомит детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог», поможет представить нашу планету общим домом и научит  бережно к ней относиться, на...

Информационная карта урока окружающего мира «Экологическая безопасность»

Контингент : учащиеся 3 класса (9 лет), количество учащихся в классе 33 человека. На уроке применяются следующие технологии:Игровая технология. Принцип технологии: активация учебной деятельности ...