Окружающий мир 3 класс "Экологическая безопасность"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Тема урока. Экологическая безопасность.
Урок окружающего мира, 3 класс.
Личностно-ориентированный урок (групповая работа).
Цели и задачи урока:
Знать: понятия «Экология, «Эколог», «Цепь загрязнения», «Экологическая безопасность».
Уметь: составлять памятки экологической безопасности, выполнять правила экологической безопасности, собирать водяной фильтр.
Воспитывать: бережное отношение к окружающей природе, доказать детям, что земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье, экологически грамотное поведение в природе.
Развивать: познавательный интерес школьников, используя данные о применении объекта в окружающей природе, новостях науки через справочную литературу и компьютер; умения выполнять правила личной экологической безопасности.
Урок, ориентированный на действие предполагает самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определенной ситуации, с обязательным выполнением всех фаз полного действия. Информирование, планирование, исполнение, контроль и оценка являются фазами полного рабочего действия, который должен выполнить каждый учащийся.
Структура личностно-ориентированного урока выглядит следующим образом:
- Информирование.
- Планирование
- Принятия решения
- Выполнение
- Контроль
- Оценка
Данная структура приводит к тому, что каждый учащийся вовлечен в деятельность, развивает познавательный интерес, умение самостоятельно добывать информацию, планировать деятельность для достижения поставленной задачи, принимать необходимые решения, работать самостоятельно и в группе, контролировать выполненную работу, оценивать свою работу, работу группы в целом.Тема урока. Экологическая безопасность.
Урок окружающего мира, 3 класс.
Личностно-ориентированный урок (групповая работа).
Цели и задачи урока:
Знать: понятия «Экология, «Эколог», «Цепь загрязнения», «Экологическая безопасность».
Уметь: составлять памятки экологической безопасности, выполнять правила экологической безопасности, собирать водяной фильтр.
Воспитывать: бережное отношение к окружающей природе, доказать детям, что земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье, экологически грамотное поведение в природе.
Развивать: познавательный интерес школьников, используя данные о применении объекта в окружающей природе, новостях науки через справочную литературу и компьютер; умения выполнять правила личной экологической безопасности.
Урок, ориентированный на действие предполагает самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определенной ситуации, с обязательным выполнением всех фаз полного действия. Информирование, планирование, исполнение, контроль и оценка являются фазами полного рабочего действия, который должен выполнить каждый учащийся.
Структура личностно-ориентированного урока выглядит следующим образом:
- Информирование.
- Планирование
- Принятия решения
- Выполнение
- Контроль
- Оценка
Данная структура приводит к тому, что каждый учащийся вовлечен в деятельность, развивает познавательный интерес, умение самостоятельно добывать информацию, планировать деятельность для достижения поставленной задачи, принимать необходимые решения, работать самостоятельно и в группе, контролировать выполненную работу, оценивать свою работу, работу группы в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_bezopasnost_3_klass_okruzhayushchiy_mir.docx | 147.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Тема урока. Экологическая безопасность.
Урок окружающего мира, 3 класс.
Личностно-ориентированный урок (групповая работа).
Цели и задачи урока:
Знать: понятия «Экология, «Эколог», «Цепь загрязнения», «Экологическая безопасность».
Уметь: составлять памятки экологической безопасности, выполнять правила экологической безопасности, собирать водяной фильтр.
Воспитывать: бережное отношение к окружающей природе, доказать детям, что земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье, экологически грамотное поведение в природе.
Развивать: познавательный интерес школьников, используя данные о применении объекта в окружающей природе, новостях науки через справочную литературу и компьютер; умения выполнять правила личной экологической безопасности.
Урок, ориентированный на действие предполагает самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определенной ситуации, с обязательным выполнением всех фаз полного действия. Информирование, планирование, исполнение, контроль и оценка являются фазами полного рабочего действия, который должен выполнить каждый учащийся.
Структура личностно-ориентированного урока выглядит следующим образом:
- Информирование.
- Планирование
- Принятия решения
- Выполнение
- Контроль
- Оценка
Данная структура приводит к тому, что каждый учащийся вовлечен в деятельность, развивает познавательный интерес, умение самостоятельно добывать информацию, планировать деятельность для достижения поставленной задачи, принимать необходимые решения, работать самостоятельно и в группе, контролировать выполненную работу, оценивать свою работу, работу группы в целом.
Учебник. А.А.Плешаков «Мир вокруг нас», 3 класс, часть I, М.: Просвещение, УМК «Школа России»
Оборудование: карточки для составления метоплана, информационные листы, понятийный словарь, листы с заданиями, листы планирования, карточки для составления памятки, план для составления фильтра, материалы для сборки фильтра (пластиковая бутылка, соломка для коктейля, вата, камушки, песок, промокательная бумага), рисунки, оценочные листы, таблица перевода баллов в отметку, мультимедийная установка, компьютер, презентация.
Урок окружающего мира в 3 классе
Ход занятия.
Этапы занятия | Цели | Содержание деятельности | Формы и методы | Средства обучения |
1. Постановка темы и целей | Мотивировать учащихся на активную познавательную деятельности | Формирование целей | Фронтальная беседа | Метаплан на доске |
2. Проверка домашнего задания | ||||
3. Постановка задачи | Воспринять и осмыслить задание | Ознакомление с заданием. Выяснение возможности его выполнения | Фронтальная беседа | Приложение «Задание 1» |
4. Информирование | Усвоить новую информацию. Знать: понятия «Экология», «Эколог», «Цепь загрязнения», «Экологическая безопасность». Уметь: составить памятки экобезопасности, выполнять правила экобезопасности, собирать водяной фильтр. | Работа с информационным материалом, понятийным словарем, рисунком, материалом в учебнике | Индивидуальная работа. Групповая работа | Информационный лист, понятийный словарь, схема, рисунок, учебник «Мир вокруг нас», Зкласс, с.31-33 |
5. Планирование и приятие решения | Уметь рационально использовать полученную информацию, аргументировать собственную точку зрения, распределять время | Составление плана действий | Самостоятельная работа | Приложение «Лист планирования» |
6. Выполнение | Уметь: составлять памятку экобезопасности, собирать водяной фильтр | Выполнение заданий | Работа в группах | Приложение «Задание 2» |
7. Контроль | Проверить полноту и правильность выполненного задания | Сравнение с эталоном. Выявление собственных ошибок | Самоконтроль. Контроль педагога | Эталон |
8. Оценка | Уметь оценивать деятельность в соответствии с критериями | Заполнение оценочного листа | Работа в группах | Приложение «Баллы», «отметка за урок» |
9 . Рефлексия | Уметь анализировать результативность урока | Выяснение проблем и трудностей, возникших при работе | Индивидуальная работа |
Методико-дидактическое
обеспечение (МДО) занятия
по теме «Экологическая безопасность»
№ п/п | Содержание | Лист |
Задание 1 | Д1 | |
Информационный лист | Д2 | |
Понятийный словарь | Д3 | |
Рисунок | Д4 | |
Лист-планирование | Д5 | |
Схема | Д6 | |
Задание 2 | Д7 | |
Оценочный лист | Д8 | |
Таблица перевода баллов в отметку | Д9 |
Д 1
Задание 1.
Используя информационный лист 1, рисунок 1 и понятийный словарь, дайте определение терминам:
- экология;
- эколог;
- цепь загрязнения;
- экологическая безопасность.
Заполни схему 1, которая показывает, каким образом в организм человека попадают вредные вещества.
Д 2
Информационный лист 1
Люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее обычно называют цепью загрязнения.
Человек вынужден дышать загрязненным воздухом, пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества. Может ли он при этом оставаться здоровым? Нет, конечно.
Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины XX века человечество всерьез приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Все живое на Земле взаимосвязано, причем так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.
Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.
Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины. Для развития сельского хозяйства распахиваются все новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружаются плотины, изменяются русла рек, затапливаются большие территории. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений.
В городе Нью-Йорке с населением в 16 миллионов жителей в сутки образуется 15 миллионов килограммов отходов!
Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа...
Человек выбросил ведро мусора в компостную кучу. Прошел год, и мусор превратился в компост, который затем используют для подкормки растений. Природа сама справится с этим вопросом.
Но заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для всего живого веществ: газов и пыли. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие все живое. Новая экологическая беда.
Д 3
Понятийный словарь
«Экое» по-гречески значит «дом», «логос» - «ученье, наука».
Экология - наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде. Это наука о нашем общем доме.
Эколог - специалист по экологии, который не допускает загрязнения окружающей среды.
Цепь - последовательность от одного к другому.
Цепь загрязнения - загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.
Экологическая безопасность - это защита от вредного действия загрязненной окружающей среды.
Рис. 1 Д4
Д 5
Лист – планирование
Спланируйте свои действия в соответствии с заданием.
Экология _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эколог ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Цепь загрязнения __________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экологическая безопасность _________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполни схему 1 поступления загрязняющих веществ в организм человека.
Схема 1 Д 6
Д7
Задание 2.
(группа 1)
- Используя учебник с.31-32, подумай, как защититься от загрязненного воздуха?
- Составьте памятки экологической безопасности воздуха. Используй карточки (соедини начало фраз и их окончания).
1.Если есть в городе предприятие с вредным производством нужно …
2. Нельзя заниматься физкультурой и спортом вблизи автомобилей, …
3. Разводи комнатные растения - …
4. Посади как можно больше деревьев, кустарников и цветов - …
5. Проси взрослых …
…предвидеть возможные неприятности и знать, как защитить себя.
…т.к. будешь вдыхать большое количество вредных газов.
…они очищают воздух в помещении.
…они очищают воздух в городе.
…не курить в квартире.
Д7
Задание 2.
(группа 2)
- Используя учебник с. 33, подумайте, как защититься от вредных веществ в продуктах питания.
- Составьте памятки экологической безопасности продуктов питания. Используй карточки (соедини начало фраз и их окончания).
1. Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы …
2. Перед едой фрукты и овощи …
3. Не ешь продукты у которых…
… вблизи автомагистралей, свалок, заводов.
… мой в теплой кипяченой воде.
… истек срок хранения.
Д7
Задание 2.
(группа 3)
- Используя учебник с.32-33, подумай, как защититься от загрязненной воды?
- Используя план, выполни практическую работу по сборке водяного фильтра. Проведи опыт.
Д7 Практическая работа
по изготовлению водяного фильтра
План
- Возьмите большую пластиковую бутылку с завинчивающейся пробкой. В крышке проделайте отверстие диаметром равным толщине соломки для коктейлей (отверстие заранее проделывается учителем).
- Вставьте соломку в дырочку так, чтобы снаружи осталось всего четыре сантиметра.
- Отрежьте у бутылки донную часть, и переверни горлышком вниз.
- На дно горловой части положи слой ваты, на него поочередно слой камушков, затем слой песка. Все это накрой вырезанным по диаметру кружком промокательной бумаги.
Проведи опыт:
Вылейте на промокашку грязную воду, то есть воду, смешанную с грязью. Видишь, что полилось из соломки? Совершенно чистая вода.
Вывод: Но не пей ее! Она не питьевая! Сделанный фильтр не способен очистить ее от химических примесей, а только от механической грязи.
Д8
Оценочный лист
№ п/п | Фалимия, имя | Баллы | Оценка | ||
Задание1 | Задание2 | Всего | |||
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. | |||||
7. | |||||
8. | |||||
9. |
Д9
Таблица перевода баллов в отметку
Баллы | Отметка |
4 | 5 |
3 | 4 |
2 | 3 |
1 | 2 |
Урок окружающего мира
3 класс
Программа «Школа России»
Тема. Экологическая безопасность
Знать: понятия «Экология, «Эколог», «Цепь загрязнения», «Экологическая безопасность».
Уметь: составлять памятки экологической безопасности, выполнять правила экологической безопасности, собирать водяной фильтр.
Воспитывать: бережное отношение к окружающей природе, доказать детям, что земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье, экологически грамотное поведение в природе.
Развивать: познавательный интерес школьников, используя данные о применении объекта в окружающей природе, новостях науки через справочную литературу и компьютер; умения выполнять правила личной экологической безопасности.
Оборудование: карточки для составления метоплана, информационные листы, понятийный словарь, листы с заданиями, листы планирования, карточки для составления памятки, план для составления фильтра, материалы для сборки фильтра (пластиковая бутылка, соломка для коктейля, вата, камушки, песок, промокательная бумага), рисунки, оценочные листы, таблица перевода баллов в отметку, мультимедийная установка, презентация.
Ход урока. | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
(самоопределение к деятельности) - Наш урок начнем с приветствия: Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не пропадет, Тот никого не подведет. - Улыбнитесь и поприветствуйте друг друга. - Садитесь. - Я смотрю, как вы готовы к учебной деятельности. - Сегодня на уроке, как всегда, вам предстоит сделать очень важное открытие. Будем работать в группах. - Желаю вам творческих успехов!
Распределяемся на 3 группы. Внимание! Мы начинаем! На обсуждение каждого вопроса даётся 30 секунд. Одна команда отвечает, другие могут дополнять. Вопросы задаёт преподаватель. Итак, внимание на экран (слайд 4). Вопрос для 1 группы: Назовите правила поведения во время грозы. Вопрос для 2 группы: Как уберечься от неё? Вопрос для 3 группы: Назовите правила общения с ними. По описанию угадайте ядовитые растения (слайд 5). Вопрос для 1 группы: Вопрос для 2 группы: Вопрос для 3 группы: - Проверка (слай6)
Сегодня нам на уроке понадобится ваше внимание, поддержка, помощь. - Закройте глаза, вслушайтесь в слова: Темно. Вы ничего не видите. Ничего раньше и не было, кроме тьмы, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля. Жизнь начинается. И важно, чтобы всё продолжалось вечно.
1.Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле? 2.Вещество, которое есть на нашей планете в 3-х состояниях? 3.Плодородный слой Земли. 4.Смесь газов - Как обобщить следующие слова: солнце, воздух, вода, почва? - К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности. - Кто в этом повинен? - Но и сам человек нуждается в защите. IV. Постановка задачи Тема нашего урока "Экологическая безопасность". - Мы будем говорить о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды. V. Информирование Задание1. Используя информационный лист 1, рисунок 1 и понятийный словарь, дайте определение терминами терминам: - экология; - эколог; - цепь загрязнения; - экологическая безопасность. Заполните схему 1, которая показывает, каким образом в организм человека попадают вредные вещества. VI. Планирование и принятие решения - Составление плана действий. Проверка (слайд 10, 11,12,13, 14) VIII. Физминутка (слайд15) VII. Выполнение - Вот откуда поступают загрязнённые вещества в организм человека? (слайд16) - Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества. Может ли он при этом оставаться здоровым? Нет, конечно (слайд17). Задание2. Работа в группах. 1 группа Как защититься от загрязненного воздуха? (с.31-32) Составь памятки экологической безопасности воздуха. 2 группа Как защититься от загрязненной воды? (с.32-33) Выполни практическую работу по сборке водяного фильтра. Проведи опыт. 3 группа Как защититься от вредных веществ в продуктах питания? (с.33) Составь памятки экологической безопасности продуктов питания IX. Контроль Сравнение с эталоном, выявление собственных ошибок. - Что мы можем сказать о состоянии воздуха и воды в нашем городе?
Игра "Экологические ситуации" (слайд 27). - А сейчас мы займёмся покупкой продуктов.
X. Итог урока - Что такое экологическая безопасность? Самое важное - каждому из нас надо соблюдать правила личной экологической безопасности, чтобы сберечь своё здоровье и окружающую среду (слайд 28). XI.Оценивание
XII. Рефлексия Если вы считаете, что ваша группа работала дружно, в полную силу - поднимите вверх две руки XIII.Домашнее задание (слайд 30) Подготовить сообщение о том, каким я себе представляю экологически чистый город? | - Дети приветствуют друг друга, соприкасаясь пальцами и ладонями Распределение учащихся на 3 группы Ответы учащихся на вопросы по группам
Окружающий мир Работа с Д1, Д2, Д3, Д4(рис.1) Д5 (лист-планирование) Д6(схема1) Д7 Выполнение работы по заданию 2. Представление выполненной работы. 1 группа – слайды 19, 20, 21 2 группа – слайды – 22,23,24,25 3 группа – слайды 26 Проведение опыта Д8 Д9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Экологическая безопасность"
План-конспект урока по теме "Экологическая безопасность" в 3 классе. Представлен подробный план урока. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. Цель урока: дать перво...
Разработка урока по окружающему миру "Экологическая безопасность". 3 класс. Учебник А.А.Плешакова.
Разработка урока содержит презентацию, конспект урока, тест, раздаточный материал....
Урок окружающего мира «Экологическая безопасность» 3 класс
Цели: ознакомить с понятием «экологическая безопасность», формировать представление о «цепи загрязнения» в природе.Задачи:Научить выявлять проблему, находить способы её решения, строить логические рас...
Урок окружающего мира "Экологическая безопасность" 3 класс
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: дать представление о взаимосвязи человека с окружающей средой, создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать п...
Презентация к учебному проекту по окружающему миру "Азбука безопасности"
Проект "Азбука безопасности" выполнен учащимися 3-го класса по теме "Правила безопасного поведения в природе"...
Открытый урок окружающий мир Экологическая безопасность 3 класс
Урок познакомит детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог», поможет представить нашу планету общим домом и научит бережно к ней относиться, на...
Информационная карта урока окружающего мира «Экологическая безопасность»
Контингент : учащиеся 3 класса (9 лет), количество учащихся в классе 33 человека. На уроке применяются следующие технологии:Игровая технология. Принцип технологии: активация учебной деятельности ...