Урок по теме "Болото" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Изучение значимости болот.
Урок с применением ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon boloto_3_klass.doc265 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение образования

 «Гимназия №5 г. Витебска»

Растения и животные болот.

Значение  болот в природе.

3 класс

        

                                                   

Учитель: Кушнерёва Анна Григорьевна,

учитель начальных классов

Витебск

2013

Учебный предмет: Человек и мир

Класс: 3 класс.

Тема урока: «Растения и животные болот. Значение болот в природе».

Цель урока: познакомить учащихся с обитателями болот, растениями, их ролью в жизни человека.

Задачи:

Формировать у учащихся представление о болоте как территории с постоянном излишним увлажнением и специфической растительностью;

Создавать условия для усвоения знаний о растениях и животных болота, их разнообразии, приспособленности к условиям жизни;

Содействовать осознанию учащимися роли болот в природе («лёгкие Европы», «кладовая» воды, торфа и т.д.);

Содействовать воспитанию гуманного отношения ко всему живому, чувства восхищения удивительной приспособленностью растений к сложным условиям жизни.

Тип урока: изучение нового материала.  

Формы работы на уроке: фронтальная,  индивидуальная, групповая.

Планируемый  результат.  

Предметные. Уметь правильно формулировать изучаемые понятия.                            

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

     Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

     Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

     Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь; презентация по данной теме; раздаточный материал (карточки), компьютеры с выходом в Интернет, видеозапись беседы с мелиораторами,  костюмы лягушки, комара, клюквы.

Ход урока

Деятельность учителя и учащихся

Характеристика деятельности учащихся, слайды презентации.

I. Организационный момент

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на урок.

     У. Начинается урок,

          Он пойдёт вам, детки, впрок.

          Постарайтесь всё понять,

          Интересное узнать.

Слайд 1. Заголовок урока

II. Целеполагание и мотивация

Цель - актуализировать знания,  которые понадобятся для открытия нового знания.

Несколько учеников работают по индивидуальным карточкам.

  1. Перечисли, в каком состоянии может находиться вода.

   2. Закончи предложения.

Начало реки называется ...

     Место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называется…

     Фронтальный опрос.

Учитель. Какой раздел мы изучаем?

Дети. Водоёмы.

У. Что такое водоём?

Д. Большое углубление, заполненное водой.

У. Какое значение в природе имеют водоёмы?

Д. Дают воду для питья и полива, служат водными дорогами, кормят нас рыбой, дают нам электроэнергию, лекарства, место отдыха.

У. Какие водоёмы мы изучили?

Д. Океан, море, река, озеро, пруд.

У. Отгадайте загадку:

Я высок и могуч,

Достаю почти до туч,

Укрываю всех зверей я,

Грибов и ягод не жалею,

У меня много чудес.

Я зелёный друг ваш- …

Д:(Лес)

У. Совершенно верно. Это- лес. А сейчас мы проведём небольшую викторину. Называется она «Зелёный друг».

1. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (ель, сосна, лиственница, можжевельник)

2. Чем ценна древесина лиственницы? (устойчива к гнили, поэтому применяется для подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолётов, в машиностроении).

3. Лесоводы иногда называют берёзу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца)

4. Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели- нет? (Сосна- светолюбивое растение)

5. В старину об этом дереве пели:

Это дерево- о четыре дела.

Первое дело- мир освещать;

А второе дело- крик утешать;

А третье дело- больных исцелять;

Четвертое дело- чистоту соблюдать. (Берёза)

6. Почему погиб лес, когда вырубили дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых)

У. Соберите из слов пословицу. Как вы понимаете неё смысл?

 

Д. Много леса- не губи, мало леса- береги, нет леса- посади.

Самостоятельно ставить учебные цели.

Слайд 2

Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности.

Строить рассуждения.

Излагать своё мнение.

Слушать собеседника.

Анализировать.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

III. Сообщение темы урока.

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановки задач урока.

  - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда- вы должны узнать сами. Закройте глаза и послушайте. Угадайте, в какую местность вы попали?

У. Предметом нашего изучения будет водоём. А вот какой? Отгадайте загадку:

Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто,

           Здесь осока, кочки, мхи,

        Нет опоры для ноги.

Д. Болото.  

У. Сегодня мы заглянем на болото, узнаем, что это такое, как образуются болота, познакомимся с особенностями его растительного и животного мира. Изучать болото 6удем. по плану (на слайде).

1. Болото в природе.

2. Болотная растительность и её особенности.

3. Животный мир болот.

4. Значение болот и их охрана.

Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, нам необходимо запастись знаниями. Если человек чего-то не знает к чему он может обратиться?

Д. К энциклопедии.

У. Совершенно верно! Вот и мы с вами сейчас обратимся к электронной энциклопедии. Сейчас вы все сядете за компьютеры, где в сети Интернет найдёте в электронной энциклопедии следующие понятия:

Болото

Растения болот

Животные болот

Мелиорация

Слайд 6. Звукозапись болота

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять средства её осуществления.

Слайд 7.

Интернет

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Слайд 8.

IV. Учебно-познавательная деятельность

1. Болото в природе

1. Рассказ учителя

2. Первичное закрепление.

У. Какое открытие вы сделали?

        д. Образуются болота на местах зарастающих водоёмов или в пониженных местах, где скапливается вода и местность заболачивается.

У. Что такое болото? Что вы знаете о болотах?

Дети отвечают. Выступления подготовленных учеников.

У. А как вы думаете, зачем нам столько болот? Может быть их просто осушить? Какая наука этим занимается?

Д. Мелиорация

У. Правильно. А ответ на этот вопрос мне помогли получить  молодые мелиораторы РУП «Витебскгипроводхоз»

Приложение 1

Воспринимать на слух рассказ учителя.

    Слайд 9

Уметь задавать учебные вопросы.

Приложение 4

Слайд 10. Видео

2. Знакомство с растительным миром болот

У. Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?

        д. Являются пищей и домом для животных, вырабатывают кислород.

У. Есть ли растительный мир на болоте?

Д. Да.

У. Но деревья - хилые, чахлые, низкорослые, их мало видов: сосна, ольха, береза .  Растут деревья и кустарники очень медленно. Корни стелющиеся по верху, вглубь не идут. Почему?

д. На глубине много воды и дышать трудно.

 У.       О, сколько бусинок багряных

Рассыпано - не сосчитать!

Мхи на болотистых полянах

Коврами кажутся опять. (П.Бровка)

О чём идет речь в этом стихотворении?

д. О ягодах.  

У. Назовите ягоды, которые растут на болоте.

д. Клюква, морошка.

У. Об этих ягодах в народе говорят: «В доме, в котором едят эти ягоды, врачу делать нечего». Как вы понимаете эту поговорку?

Дети объясняют.

У. Но не только ягоды растут на болотах – есть и другие травянистые растения.

     Послушайте отрывок из произведения В. Бианки - «Страшное растение», в котором описывается растение – багульник.  «Комарик сел на листочек, опустил нос в капельку, а капелька липкая, клейкая. Влип комариный нос. Вдруг реснички зашевелились, как щупальца, схватили комарика. А когда раскрылись, упала на землю пустая комариная шкурка».

д.    Дети слушают подготовленные сообщения о росянке и багульнике.

У. Багульник - вечнозеленый невысокий кустарник. Он выделяет в воздух пахучие вещества, от которых может заболеть голова. Багульник ядовитое растение. Животные обычно его не трогают.

 У. На болоте можно увидеть еще удивительное растение  - мох сфагнум.

У. Назовите главные особенности этого растения. Чем мхи отличаются от другой болотной растительности?

 Д. Стебли травянистые, корни неглубокие, растут в воде, размножаются мелкими спорами - особыми видами пыльцы, которые разносятся ветром. 

Найдите общие черты у всех этих болотных растений.

        Дети отвечают.

  Делается вывод:

        - Рост - небольшой, так как неустойчивая опора.

  - Корни - стелющиеся, так как на глубине много воды, и дышать им трудно.

          - Листья - особой формы, чаще узкие, жесткие.

Слайд 11-13. Растения болот. Деревья

Отвечать на вопросы по содержанию.

Конструировать монологическое высказывание: логично и последовательно строить высказывание, отбирать выразительные средства языка.

Слайд 14-16. Растения болот . Ягоды, травянистые растения, мох

Находить информацию в справочных источниках.

Слайд17.

Делать выводы.

Устанавливать причинно-следственную связь.

Давать характеристику рассматриваемому объекту.

Излагать своё мнение.

Слушать собеседника.

Анализировать.

V. Физкультминутка

На болоте две подружки –

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Лапками топали, лапками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Вам, друзья, физкультпривет.

Слайд 19-38

       или

Приложение 2

Учебно-познавательная деятельность (продолжение)

3. Знакомство с животным миром болот

1. Проблемная ситуация.

У. Какие виды животных вы знаете?

Д. Звери, птицы, рыбы, насекомые.

У. Где в природе бывает много животных?

д. Там, где есть пища и надёжное укрытие.

У. Подумайте, много ли подходящей пищи для зверей на болотах?

д. Хотя на болотах много травянистых растений, они грубые, невкусные, да и ходить по болотам трудно.

   2. Рассказ учителя (Приложение 3).

   3. Закрепление изученного материала.

У. Что общего во внешнем виде этих птиц?

 Д. Длинные ноги, чтобы удобнее было ходить по болоту. Длинные клювы помогают доставать      пищу из воды. Все эти птицы летают, а дикие утки ещё и плавают. На болоте можно увидеть кулика, чибиса, куропатку.

Слайд 39-44

Участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них.

Воспринимать на слух рассказ учителя.

Сравнивать свои ответы с ответами    одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу услышанного и увиденного

4. Значение болот и их охрана

Инсценировка

Выходят дети  в костюмах лягушки, комара, клюквы и рассказывают о себе и о том, что было бы на земле, если бы осушили болота.

Игра «Пищевые цепи»

1. Лягушка- комар- аист

2. комар- лягушка- гадюка

3. слепень - росянка

У. Ребята, давайте подумаем, можем ли мы нарушить эту взаимосвязь?

Что произойдёт, если из цепи питания убрать всех насекомых?

Что можно сказать обо всех обитателях болот? (живут сообща)

Какой вывод можно сделать? (Болото- это природное сообщество, которое нельзя нарушать)

Домашнее задание.

Рабочая тетрадь, тема «Животные и растения болота», стр.56-57

Слайд 45

Приложение 5

Уметь работать по предложенному учителем плану.

Сравнивать свои ответы с ответами    одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу услышанного и увиденного

 

Слайд 46

Строить монологическое высказывание.

VI. Рефлексия, оценивание

                               Запомнил  

                                  узнал        

          Я                               повторил          

                                  научился      

                                 затрудняюсь

Вы сегодня очень хорошо поработали, поэтому обитатели болот приготовили вам вкусный подарок- клюкву в сахаре. Попробуйте, какие вкусные и полезные ягоды растут на болотах Беларуси.

Слайд 47.

Слайд 48

Высказывать свою точку зрения.  Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое  высказывание по поводу темы занятия.

Приложение 1

Я  не море, не земля

Корабли не плавают

И ходить нельзя.

         Конечно же, это о болоте. На земном шаре очень много болот. Чаще всего они образуются в низинах со стоячими водами. Представьте себе озеро, которое не имеет стока. И в глубину земли вода просочиться не может - препятствует водонепроницаемый слой глины. Вода в таком озере застаивается и постепенно зарастает водорослями, ряской, камышом, осокой, мхами. Каждую зиму зеленые :части этих растений погибают, а  летом  вырастают новые.

         Так на поверхности озера образуется толстый, зыбкий, чавкающий под ногами растительный слой,  ходить по которому опасно. Впадающие в озеро ручьи и речки наносит песок и глину. И вот перед нами, уже не озеро, а болото. Образуются болота и там, где необдуманно вырубают леса.

Приложение 2

                                             Физкультминутка

На болоте три подружки –

Три зелёные лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Лапками топали,

Лапками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет,

Вам, друзья, физкультпривет!

Приложение 3

          Животный мир болот не так богат, как животный мир лесов. Здесь очень много насекомых. Стрекоз и водомерок здесь рой - они хищники, питаются  другими насекомыми - мошками и комарами. Вы, наверное, видели, как легко и изящно скользит по воде водомерка. Все тело и лапы водомерки покрыты волосками, смоченными жиром. Волоски не намокают. Вот почему водомерка не тонет и легко бежит по воде. Быстро ей бегать необходимо, чтобы ловить насекомых.

        Стрекоза имеет большие заслуги в авиации. После изобретения скоростных реактивных самолётов люди столкнулись с трудной задачей: когда самолёт набирал скорость, равную скорости распространения звука в воздухе, самолёт начинало трясти, как в лихорадке. Явление это ученые назвали «флаттер». Флаттер погубил много самолётов, погибло немало прекрасных лётчиков. Тогда авиаконструкторы обратились к природе. Они стали изучать крылья птиц и насекомых. Самым необычным было крыло у стрекозы. Когда попробовали дать самолёту крылья, похожие в сечении на крыло стрекозы, флаттер исчез. Сейчас самолёты летают быстрее звука в 2-3 раза - всё в порядке.

Приложение 4

  • Самые древние болота Беларуси находятся на Полесье. Их возраст- около 11 тыс. лет. В Витебской области болота моложе. Они не старше 5-6 тысяч лет.
  • Глубина большинства болот Беларуси в среднем составляет от полутора до трёх метров. Но есть места глубиной до 9 метров.
  • Всемирный день водно-болотных угодий отмечается 2 февраля.

Приложение 5

Главная ягода болот- клюква. Она может долго храниться. В ней содержатся витамины С., РР, В1, В2, каротин, лимонная, яблочная и другие полезные кислоты. Клюквенный морс пьют при воспалительных заболеваниях и высокой температуре. Он утоляет жажду  и снижает температуру. При простудах, ангинах, очень полезна клюква с мёдом. Из клюквы делают пастилу, начинку для конфет, готовят компоты, квас, разные напитки, варенье. Если исчезнут болота- исчезну и я!

Я- Лягушка, коренной житель болот. Там сыро и тихо, для меня очень подходящее место. Я приношу много пользы людям и самим болотам- поедаю комаров и слепней, вредных насекомых, которые губят слабые растения болот. Но исчезнут болота- исчезну и я!

Я- комар. Многие бы сказал, что я- бесполезное, вредное существо, но без меня не смогут жить лягушки! Вместе мы обитаем в сырых местах, болото- как раз то, что нам нужно. Не будет меня- не будет лягушек!

Вместе: Берегите болота!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)

На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...