Рабочая программа по предмету Окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
В программу входят: пояснительная записка, отражающая общую характеристику учебного предмета, результаты изучения (личностные, метапредметные и предметные), требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 3 класса, рекомендации по оцениванию ответов учащихся, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по предмету Окружающий мир | 112.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено Согласовано
Директор школы заместитель директора по УВР
__________________________ __________________________
« _____» ______________ 2013года « _____» ____________ 2013года
Владимирская область
город Меленки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Класс: 3 «А»
Учитель: Волкова Ирина Ивановна
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться и на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2013 г.)
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный курс «Окружающий мир» в 3 классе соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» базисного учебного плана.
Цель изучения предмета: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Основными задачами реализации содержания программы являются:
-формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
-осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
Отбор содержания осуществлен на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру;
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем;
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил;
Описание учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом начального общего образования и авторской программы под под редакцией А.А. Плешакова предмет окружающий мир изучается в 3 классе по 2 часа в неделю, общий объем учебного времени составляет 68 учебных часов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этической и национальной принадлежности; формирование ценностей и многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, кмения на создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Метапредметные результаты
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек и праа каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( втом числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
-осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьеберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
Содержание учебного предмета.
Содержание учебного предмета включает в себя 6 разделов:
- Как устроен мир - 7 часов.
- Эта удивительная природа – 19 часов.
- Мы и наше здоровье – 10 часов.
- Наша безопасность – 8 часов.
- Чему учит экономика – 12 часов.
- Путешествие по городам и странам – 12 часов.
В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе, как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а так же об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизировано и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема: «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке, как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая - «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, о взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно увязан с естественно - научным и экологическим материалом курса и рассматривается как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке. Подобную интегративную функцию выполняет тема: «Путешествие по городам и странам», которой завершается программа 3 класс. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествия по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а так же по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая при этом в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
По окончании 3 класса учащиеся должны знать/понимать:
-человек часть природы и общества;
-что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
-основные свойства воздуха и воды. Круговорот воды в природе;
-основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных( насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
-взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
-взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
-строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
-правила гигиены: основы здорового образа жизни;
-правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
-потребности людей: товары и услуги;
-роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
-некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией( с опорой на карту); страны зарубежной Европы ( с опорой на карту);
-название нашей планеты; родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города, села;
-государственную символику России, государственные праздники;
Уметь:
-распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
-проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
-объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
-выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
-выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
-владеть элементарными приемами чтения карты;
-приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- Установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- Ухода за растениями (животными);
- Выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасности поведения;
- Оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- Удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Рекомендации по оцениванию ответа ученика
Отметка «5» ставится, если в ответе ученик показывает знания основных теорий, законов, логично излагает основные положения и принципы закономерностей, признаки б объектов, процессов и явлений, раскрывает их сущность и взаимосвязь; конкретизирует теоретические положения примерами, научными фактами, составляющими основу выводов, обобщений и доказательств; демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать объекты и процессы и на основе этого делает выводы. Учащийся в ответе не допускает ошибок и неточностей.
Отметка «4» ставится, если в ответе ученик не полностью раскрывает теоретические положения и недостаточно широко их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений, допускает неточности, негрубые ошибки.
Отметка «3» ставится, если ученик имеет неполные фрагментарные знания об основных признаках живого, проявляющихся на всех уровнях организации, об особенностях строения и жизнедеятельности разных царств живой природы, неверно трактует понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы, допускает искажения в установлении причины и следствия явления.
Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник допускает грубые ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
Период обучения | Количество часов | Диагностический и практический материал |
1 четверть | 18 часов | Практических работ – ; экскурсий - |
2 четверть | 14 часов | Практических работ – ; экскурсий – ; тест - |
3 четверть | 20 часов | Практических работ – ; тестов - |
4 четверть | 16 часов | Практических работ – ; экскурсий – ; тестов - |
Итого: | 68 часов (2 часа в неделю) | Практических работ – ; экскурсий – ; тестов - |
Виды и типы уроков: комбинированный урок;
- открытие новых знаний;
- обобщающий урок;
- урок закрепления;
- нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, телепередача, заочная экскурсия, урок- подарок от волшебника, живая газета, устный журнал;
- работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
- проведение фенологических наблюдений;
- выполнение практических работ и мини-исследований;
- моделирование объектов и процессов;
- дидактические игры;
- уроки в музеях;
- уроки на улицах города;
- уроки-путешествия; кратковременные предметные экскурсии.
- уроки с элементами исследования;
Формы организации урока:
- коллективная; фронтальная; групповая; индивидуальная работа;
Специфика предмета «Окружающий мир» в 3 классе состоит в том, что:
- имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;
- имеет ярко выраженный интегративный характер;
- соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;
- даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение окружающего мира в 3 классе направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
- овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
- формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
- систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
- освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
- знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
- существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
- работа в парах.
В результате изучения окружающего мира учащиеся должны
знать:
- сведения о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе;
- основные сведения о своём городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
- строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
- основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
уметь:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 классе
№ п/п | Тема урока | Кол - во час | Формируемые общеучебные умения и способы деятельности | Стр. У; Т | Вид контроля, Измерител. | Дата прове- дения | Лист коррек- ции |
1 четверть 18 ч | |||||||
Как устроен мир (7 ч) | |||||||
Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
| |||||||
1 | Природа. Ценность природы для людей. Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, грибы, бактерии, животные). Ценность природы для людей. | Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей; анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.4-9 Т.с.3-5 | Фронтальный; индивидуальный | |||
2 | Человек. Человек – часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека; работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.10-15 Т.с.6-7 | Фронтальный; индивидуальный | |||
3 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | В ходе выполнения проекта дети учатся: определять цель проекта; распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете; подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы. | У.с.16-17 | Индивидуальный | |||
4 | Общество. Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане России. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; сопоставлять формы правления в государствах мира; работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.18-23 Т.с.7-8 | Фронтальный; индивидуальный | |||
5 | Что такое экология. Мир глазами эколога. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы, работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.24-28 Т.с.8-10 | Фронтальный; индивидуальный | |||
6 | Природа в опасности! Охрана природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь - примеры исчезнувших животных по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые территории. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; готовить сообщение о заповедниках и национальных парках; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.29-34 Т.с.10- 12 | Фронтальный; | |||
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.154-160 Т.с.13 | Фронтальный; | |||
Эта удивительная природа (19 ч) | |||||||
Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
| |||||||
8 | Тела, вещества, частицы. Знакомство с целями и задачами раздела. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества; приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества; высказывать предположения объясняющие результат опыта; доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и в-ва, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.35-40 Т.с.14-15 | Фронтальный; индивидуальный работа в группах и парах | |||
9 | Разнообразие веществ. Разнообразие в-в в природе. Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Кислотные дожди. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, кислоты, крахмала, различать их по характерным признакам; наблюдать опыт по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; работать в группе; работать в паре; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.41-45 Т.с.16-18 | Фронтальный; индивидуальный работа в группах и парах | |||
10 | Воздух и его охрана. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздуха. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; анализировать схему с целью определения состава воздуха; наблюдать опыт о свойствах воздуха, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; высказывать предположения; работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.46-50 Т.с.18-20 | Фронтальный; индивидуальный работа в парах | |||
11 | Вода. Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воды; проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.51-54 Т.с.20-22 | Фронтальный; индивидуальный работа в парах | |||
12 | Превращения и круговорот воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;наблюдать в ходе научного эксперимента образование капель при охлаждении пара; высказывать предположения о состояниях воды в природе; формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.55-58 Т.с.23-25 | Фронтальный; индивидуальный работа в парах | |||
13 | Берегите воду! Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; наблюдать опыт фильтрация воды; высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить цифровые данные из учебника; доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам; работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.59-63 Т.с.25-26 | Фронтальный; индивидуальный работа в парах | |||
14 | Что такое почва Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать процессы образования и разрушения почвы; анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете»; высказывать предположения о плодородии почвы; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.64-68 Т.с.26-28 | Фронтальный; индивидуальный работа в группах | |||
15 | Разнообразие растений Группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Ботаника – наука о растениях. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; классифицировать группы растений; приводить примеры разнообразия растений; работать в группе: определение растения с помощью «Атласа-определителя»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.69-73 Т.с.29-31 | Фронтальный; индивидуальный | |||
16 | Солнце, растения и мы с вами. Дыхание и питание растений, связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать процессы питания и дыхания растений; выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.74-77 Т.с.32-33 | Фронтальный; индивидуальный работа в парах | |||
17 | Размножение и развитие растений. Опыление. Рол насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения семян. Развитие растений из семян. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения; приводить примеры распространения семян в природе, выявлять роль животных в распространении семян; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.78-81 Т.с.34-36 | Фронтальный; индивидуальный работа в группах | |||
18 | Охрана растений. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, Красная книга; правила поведения человека в природе (обсуждение материала книги «Великан на поляне»); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.82-86 Т.с. 37-39 | Фронтальный; индивидуальный | |||
2 четверть 14 ч | |||||||
19 | Разнообразие животных Многообразие животного мира, классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные. Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Зоология – наука о животных. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать группы животных; классифицировать животных из предложенного списка; приводить примеры животных разных групп; работать с электронным приложением к учебнику; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.87-93 Т.с.40-42 | Фронтальный; индивидуальный | |||
20 | Кто что ест Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать животных по типу питания; классифицировать животных по типу питания; приводить примеры цепей питания; наблюдать опыт; высказывать предположения; доказывать на основе опыта; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.94-97 Т.с.43-46 | Фронтальный; индивидуальный работа в парах | |||
21 | Наша проекты: «Разнообразие природы родного края» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | определять цель и этапы работы; распределять обязанности; совместно со взрослыми определять с помощью атласа – определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки; находить в литературе материалы о природе родного края; | У.с.98-99 Т.с.47 | Фронтальный; работа в группах и парах | |||
22 | Размножение и развитие животных Размножение и развитие животных разных групп. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать животных разных групп по способу размножения; моделировать стадии размножения животных разных групп; приводить примеры как заботятся домашние животные о своем потомстве; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.100-105 Т.с.48-50 | Фронтальный; индивидуальный | |||
23 | Охрана животных Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; обсуждать меры по охране животных; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.106-111 Т.с.51-54 | Фронтальный; индивидуальный | |||
24 | В царстве грибов Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Съедобные, несъедобные грибы и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать понятия строение шляпочных грибов; классифицировать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы; приводить примеры грибов-двойников; высказывать предположения и обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.112-117 Т.с.54-55 | Фронтальный; индивидуальный работа в группах | |||
25 | Великий круговорот жизни Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители; приводить примеры круговорота веществ; обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.118-120 Т.с.56 | Фронтальный; индивидуальный | |||
26 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа. | определять цель и этапы работы; распределять обязанности; совместно со взрослыми определять интересные природные объекты, делать фотографии, зарисовки; находить в литературе материалы о природе родного края; | У.с.160-165 | Индивидуальный работа в группах и парах | |||
Мы и наше здоровье (10ч) | |||||||
Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
| |||||||
27 | Организм человека Анатомия, физиология. Гигиена как науки. Понятие об органах, системе органов тела человека: нервная, кровеносная, пищеварительная системы. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать системы органов тела; обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены; работать в паре во время проведения опыта; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.121-125 Т.с.57-58 | Фронтальный; работа в парах | |||
28 | Органы чувств Глаза, уши нос, язык, кожа, их рол в восприятии мира. Гигиена органов чувств. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать правила гигиены органов чувств; работать в группе: самостоятельно изучить материал темы и подготовить рассказы по предложенному плану; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.126-129 Т.с.58-59 | Фронтальный; индивидуальный | |||
29 | Надежная защита организма Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи, Гигиена кожных покровов. Первая помощь при обмораживании, ожогах, ранах, ушибах | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать средства гигиены и уход за кожей; формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи; работать в паре: осваивать приемы первой помощи при повреждениях кожи; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.130-133 Т.с.59-60 | Фронтальный; работа в парах | |||
30 | Опора тела и движение Опорно-двигательная система, ее роль в организме человека. Осанка и ее роль. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; доказывать необходимость правильной осанки для здоровья человека; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.134-137 Т.с.60-61 | Фронтальный; индивидуальный | |||
31 | Наше питание Питательные вещества, необходимые организму ( белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся . Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения; моделировать строение пищеварительной системы; приводить примеры правильного питания; составлять меню здорового питания; | У.с.138-141 Т.с.61-62 | Фронтальный; индивидуальный работа в группах | |||
32 | Наши проекты «Школа кулинаров» Подготовка к выполнению проекта. | работать с терминологическим словариком; готовиться к выполнению проекта; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.142-143 Т.с.63 | Фронтальный; | |||
3 четверть 20 ч | |||||||
33 | Дыхание и кровообращение Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс и его частота | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме; доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы; работать в паре: формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.144-146 Т.с.64-65 | Фронтальный; индивидуальный работа в парах | |||
34 | Умей предупреждать болезни Закаливание как фактор предупреждения заболеваний, способы закаливания. Правила поведения в случае заболевания. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать факторы закаливания; приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку; работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.147-149 Т.с.65-66 | Фронтальный; индивидуальный работа в парах | |||
35 | Здоровый образ жизни Понятие о ЗОЖ, правила ЗОЖ для школьников | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать понятие ЗОЖ; формулировать правила ЗОЖ; приводить примеры факторов влияющих на укрепление здоровья и наоборот; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.150-153 Т.с.66 | Фронтальный; индивидуальный | |||
36 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа. | выполнять тесты с выбором ответа, оценивать правильность работы; адекватно оценивать свои знания. | У.с.166-170 Т.с. | Фронтальный; индивидуальный | |||
Наша безопасность (8 ч). Часть 2 | |||||||
Предметные результаты.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
| |||||||
37 | Огонь, вода и газ. Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры; анализировать схему эвакуации; наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.3-7 Т.с.3-4 | Фронтальный; индивидуальный | |||
38 | Чтобы путь был счастливым. Правила поведения по дроге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, транспорте. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения; обсуждать предложенные ситуации, моделировать правила поведения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.8-13 Т.с.5-8 | Фронтальный; индивидуальный работа в группах | |||
39 | Дорожные знаки Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; классифицировать дорожные знаки; моделировать в виде схемы безопасный путь в школу; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.14-17 Т.с.8-11 | Фронтальный; индивидуальный работа в группах и парах | |||
40 | Проект «Кто нас защищает». Подготовка к выполнению проекта. | интервьюировать ветеранов ВОВ, МЧС, полиции и др; оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | У.с.18-19 | Фронтальный; индивидуальный | |||
41 | Опасные места Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте. На стройплощадке, пустыре, в парке, лесу ит.д. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.20-24 Т.с.12-13 | Фронтальный; индивидуальный; работа в парах | |||
42 | Природа и наша безопасность. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать опасности природного характера; находить в атласе определители информацию о ядовитых растениях и грибах; характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.25-30 Т.с.14-16 | Фронтальный; индивидуальный; работа в группах и парах | |||
43 | Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения; обсудить проблему экологической ситуации; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.31-36 Т.с.17-20 | Фронтальный; индивидуальный | |||
44 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа. | выполнять тесты с выбором ответа, оценивать правильность работы; адекватно оценивать свои знания. | У.с.154-158 | Фронтальный; индивидуальный; | |||
Чему учит экономика (12 ч) | |||||||
Предметные результаты.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
| |||||||
45 | Для чего нужна экономика Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.37-41 Т.с.21-23 | Фронтальный; индивидуальный; работа в группах | |||
46 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; приводить примеры использование природных богатств; прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; раскрывать роль науки в экономическом развитии; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.42-45 Т.с.24-25 | Фронтальный; индивидуальный; работа в группах | |||
47 | Полезные ископаемые. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи охрана полезных ископаемых. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; актуализировать знания о полезных ископаемых полученные в 1-2 классах; определять полезные ископаемые с помощью атласа определителя; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.46-50 Т.с.25-28 | Фронтальный; индивидуальный; работа в парах | |||
48 | Растениеводство. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях полученные в 1-2 классах; различать и классифицировать культурные растения; определять их с помощью атласа определителя; выявлять связь растениеводства и промышленности; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.51-55 Т.с.29-30 | Фронтальный; индивидуальный; работа в группах | |||
49 | Животноводство. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные. Содержание и разведение сельскохозяйственных животных. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; актуализировать знания о диких и домашних животных полученные в 1-2 классах; классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.56-59 Т.с.31-34 | Фронтальный; индивидуальный; работа в группах и парах | |||
50 | Какая бывает промышленность. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; соотносить продукцию и отросли промышленности; выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; работать с терминологическим словариком; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.60-63 Т.с.34-36 | Фронтальный; индивидуальный; работа в парах | |||
51 | Проект «Экономика родного края». Подготовка к выполнению проекта. | собирать информацию об экономике своего края; оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | У.с.64-65 Т.с.37 | Фронтальный; индивидуальный; работа в группах и парах | |||
52 | Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля – продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать понятия виды обмена товарами; моделировать ситуации бартера и купли – продажи; раскрывать роль денег в экономики; различать денежные единицы разных стран; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.66-70 Т.с.38-39 | Фронтальный; индивидуальный; | |||
4 четверть 16 ч | |||||||
53 | Государственный бюджет. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать государственный бюджет, его расходы и доходы; выявить взаимосвязь между доходами и расходами государства; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.71-74 Т.с.39-41 | Фронтальный; индивидуальный; работа в парах | |||
54 | Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; определить какие доходы и из каких источников может иметь семья; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.75-78 Т.с.41-42 | Фронтальный; индивидуальный; работа в группах и парах | |||
55 | Экономика и экология. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду; полученные в 1-2 классах; характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.79-84 Т.с.43-44 | Фронтальный; индивидуальный; работа в парах | |||
56 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; раскрыть взаимосвязь между экономикой и экологией; обсудить необходимость экологической экспертизы при осуществлении любого экономического проекта; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | У.с.159-163 Т.с.44 | Фронтальный; индивидуальный; | |||
Путешествия по городам и странам (15 ч) | |||||||
Предметные результаты.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
| |||||||
57 | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца – Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов и их достопримечательности. | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | У.с.85-88 Т.с.45-46 | Фронтальный; индивидуальный; работа в парах | |||
58 | Золотое кольцо России. Города Золотого кольца – Ярославль, Кострома и их достопримечательности. | У.с.89-92 Т.с.467 | Фронтальный; индивидуальный; работа в группах и парах | ||||
59 | Города Золотого кольца – Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечательности. | У.с.93-97 Т.с.49 | Фронтальный; индивидуальный; | ||||
60 | Проект «Музей путешествий» Подготовка к выполнению проекта. | собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); оформлять экспозицию музея; готовить сообщения (экскурсии по музею); презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов | У.с.98-99 | Фронтальный; индивидуальный; работа в группах и парах | |||
61 | Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы. | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | У.с.100 -107 Т.с.50-54 | Фронтальный; индивидуальный; работа в парах | |||
62 | На севере Европы Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) , их столицы, государственное устройство. государственные языки, флаги и т.д. | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; соотносить государства и их флаги; узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | У.с.108 -117 Т.с.55-59 | Фронтальный; индивидуальный; работа в группах и парах | |||
63 | Что такое Бенилюкс? Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | У.с.118 -124 Т.с.60-62 | Фронтальный; индивидуальный; работа в группах и парах | |||
64 | В центре Европы. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария; их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | У.с.125-131 Т.с.63-67 | Фронтальный; индивидуальный; работа в группах и парах | |||
65 | Путешествие по Франции и Великобритании Франция, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции и Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; описывать достопримечательности Франции и Великобритании по фотографиям; соотносить государства и их флаги; узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей; составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | У.с.132 -141 Т.с.68-73 | Фронтальный; индивидуальный; работа в группах и парах | |||
66 | На юге Европы. Страны юга Европы: Греция, Италия; их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | У.с.142 -148 Т.с.74-77 | Фронтальный; индивидуальный; работа в группах и парах | |||
67 | По знаменитым местам Мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства. Являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы). | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; обсуждать цели международного туризма; работать с картой; описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности: формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | У.с.149 -153 Т.с.78-80 | Фронтальный; индивидуальный; работа в парах | |||
68 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся; формирование адекватной оценки своих достижений. | У.с. 164-170 | Фронтальный; индивидуальный; работа в группах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащихся третьего класса Гридинской основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стан...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", "Школа России", учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир" - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общег...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" (учебник А. А. Плешакова, программа "Школа России")
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" составлена в соответствии с ФГОС и отражает содержание учебника А. А. Плешакова. Окружающий мир. - М. : Просвещение, 2019....