Авторская программа внеурочной деятельности "История родного края."
рабочая программа по истории (1, 2, 3, 4 класс)

Голубева Тамара Александровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности рассчитана на 4 года обучения -1 час в неделю. Программу могут использовать в своей работе учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_rodnogo_kraya.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №17 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

                                     

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«История родного края»

Учитель:

Голубева Т.А.

Пояснительная записка

         Программа  кружка «История родного края» представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков, воспитание  уважения к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить.

Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества  в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы «История родного края», ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.

Ведущей идеей программы «История родного края» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание  активной  жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю.

        Общая характеристика программы:

Цель:

- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к  историческим и культурным ценностям края, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

• формировать у младших школьников представления  об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;

• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.

Развивающие:

• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:

воображения, памяти, мышления, речи;

• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.

Воспитательные:

• воспитывать уважение и любовь к родному краю;

• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к    историческим, культурным и природным ценностям села, города;

• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

        В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной  культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.

Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.

Содержание курса  является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу  строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

Использование широкого спектра методических приемов и форм  создаст условия для самореализации учащихся:

- беседа,  экскурсии;

- творческие  работы;

- работа с картой России, Самарской области, родного города Сызрани;

- сообщения учащихся на различные темы;

- конкурсы, игры, праздники;

-встречи с интересными людьми;

-проекты;

-компьютерные презентации и др.

        В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:

• инициирование и поддержание самоуправления в группах;

• организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;

• организация воспитывающей  предметно  - эстетической среды, окружающей школьников;

• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта

подражания;

• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;

• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;

• организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.

           В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

     При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

          При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

• различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

• выражать речь в устной и письменной форме;

• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

.

Программа кружка «История родного края»  рассчитана на  33 часа в 1 классе и 34 часа во 2 – 4 классах  (1 час в неделю)

Курс рассчитан на 4 года. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: библиотеки, краеведческий музей, театр, выставочный зал, другие культурные учреждения, предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Программа  составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, не перегружая детей младшего возраста излишней информацией, с включением в ее содержание такого материала,  который  поможет ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение.

Программа состоит из четырёх разделов: «Ты – член семьи и общества», «Сызрань православная  от начала до сегодняшнего дня», «Природа нашего края», «Культура края», На  изучение каждого раздела указано примерное количество часов.

Содержание программы.

Классы

Разделы

Ты - член семьи  и общества

Сызрань православная от начала до сегодняшнего дня.

Природа

нашего края

,

Культура

края

Всего

часов

1 класс

7

9

8

9

33

2 класс

8

10

8

8

34

3 класс

8

12

9

5

34

4 класс

7

12

9

6

34

I.

Ты член семьи и общества.

1 класс (7 ч.)

С чего начинается Родина? Моя семья. Состав семьи, сколько поколений живет в семье. Ф.И.О. моих родителей. Где и кем они работают. Взаимопомощь в семье. Уважение и внимание к старшим. Забота о младших. Совместный труд и отдых. Конкурс рисунков «Моя семья»

2 класс (8 ч.)

Моя семья. Профессии  моих родителей. Взаимоотношения в семье. Почитание родителей. Составление родословной. Что  я знаю о своих бабушках и дедушках. История моей семьи. Традиции и праздники моей семьи.

3 класс (8 ч.)

Моя семья. Мои ближайшие родственники и предки. Традиции празднования именин. Вклад моих родителей в развитие города. Конкурс сочинений «Все работы хороши…»  Конкурс «Я - фоторепортёр». Оформление фотоальбома «Сохраните семейный альбом».  Семья – это семь я.

4 класс (7 ч.)

Твоя родословная.  Христианская семья. Библейские истории о взаимоотношениях в семье. Конкурс сочинений о семье. Защитники Отечества  в моей семье. Создание презентации «Моя семья»

II.

Сызрань православная от начала до сегодняшнего дня.

1 класс (9 ч.)

Моему городу 335 лет. История возникновения Сызрани. Казанский кафедральный собор(1866г). Экскурсия в Казанский кафедральный собор.  Сызрань сегодня. Конкурс рисунков «Мой город». Чьи имена носят улицы нашего города.

2 класс (10 ч.)

        С чего всё начиналось. Основатель г.Сызрани – воевода Г. Козловский.   Город-крепость. Христорождественский собор.  Экскурсия. Первые постройки. Вознесенский мужской монастырь. Экскурсия. Небесные покровители и спасители земли русской. Явление иконы Феодоровской Божией матери. Святой источник иконы Феодоровской Божией матери (1713г, с.Кашпир) Экскурсия.   Просмотр презентации «Сызрань – моя малая родина»..

3 класс (12ч.)

          Сызрань – главный город в нашем крае в 18 веке. Храмы Самарской области, которым более 100 лет. Церковь Илии Пророка (г.Сызрань, 1776г.) Экскурсия. Храм Рождества Христова п.Волжский (1702г.) Храм Богоявления Господня с.Курумоч (1912г.) Церковь Михаила Архангела с.Красноармейское (1849г). Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь с.Винновка (1770г.) Экскурсия в Выставочный зал. Сызрань – торговый центр Поволжья. Железнодорожный узел г.Сызрани. Царский мост.

4 класс (12ч.)

         Современные православные храмы города Сызрани. Свято-Троицкий православный храм. (2000г.) Экскурсия.  Православный Приход храма во имя святой мученицы Татианы.(2011г.) Экскурсия. Пантелеимоновский храм г.Сызрани (2003г)Экскурсия. Храм Георгия Победоносца. (2007г). Труженики тыла г.Сызрани фронту. Наши земляки-защитники Отечества в годы Великой Отечественной войны. Исследовательские проекты «Спасибо деду за победу!» Экскурсия к Вечному огню.   Автобусная экскурсия по городу. Экскурсия в краеведческий музей.  

III.

Природа нашего края.

1 класс (8ч.)

Погода нашей местности (тепло, холод, облачность, осадки). Времена года. Основные особенности и отличия каждого времени года.

Растения сада и огорода. Милосердное отношение к животным. Животные вокруг нас. Бережное отношение к растениям и животным.

2 класс (8ч.)

Деревья, кустарники, травы нашей местности. Дикорастущие и культурные растения в Сызранском районе. Дикие и домашние животные. Охрана растений и животных. Правила поведения в природе. Природа-это родной дом и Божий храм.

 Растения и животные нашей местности, включенные в Красную Книгу. Лекарственные растения нашей местности. Птицы нашей местности. Забота о птицах.

3 класс (9ч.)

Полезные ископаемые нашей местности. Почвы. Растениеводство и животноводство края. Основные культуры, выращиваемые в крае.  Основные сельскохозяйственные животные края. Красная книга Самарской области. Заповедники и заказники Самарской области. Конкурс презентаций «Береги родной край!»

4 класс (9ч.)

Поверхность нашего  края. Водоемы: реки, родники, озера, пруды. Леса и луга. Их охрана. Природные ресурсы края. Что дает наш край стране.

Конкурс сочинений «Будущее моего края».   Экологические проблемы края. Экскурсия на промышленные предприятия г.Сызрани.

IV.

Культура края.

1 класс ( 9ч.)

Разучивание песни "Наш край", музыка Д.Кабалевского. Культурные памятники  нашего города. Посещение драматического театра.  Посещение библиотеки №18. Чтение рассказов о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны. Встреча с писателями и поэтами г.Сызрани. Посещение филиала  музея имени Н.Рериха.

2 класс (8ч.)

Экскурсия в школьный музей. Посещение драматического театра. Изучение фольклора русского   народа. Традиционные праздники русского народа "Масленица", "Святки". Традиционные праздники татарского народа "Сабантуй". Праздник «Сызранский помидор». Встреча с писателями и поэтами города Сызрани.

3 класс (5ч.)

Экскурсия в Сызранский музей краеведения. Посещение драматического театра.  Изучение сборника стихов местных поэтов-земляков. Возложение цветов к памятнику Г.Жукова. Посещение центральной библиотеки г.Сызрани

Разучивание гимна г.Сызрани (слова В. Суркова, музыка С.Иванченко.)

4 класс (6ч.)

Экскурсия по г.Сызрани. Посещение драматического театра. Писатели и поэты нашего края. Просмотр видеофильма о Самарской земле. Знакомство с достопримечательностями  Самарской области.

Тематическое планирование.

1 класс – 33часа

Темы занятий

Кол-во часов

1-2

С чего начинается Родина? Моя семья. Состав семьи, сколько поколений живет в семье

2

3

Ф.И.О. моих родителей. Где и кем они работают.

1

4

Взаимопомощь в семье. Уважение и внимание к старшим. Забота о младших.

1

5

Проект «Моя семья»

1

6

Совместный труд и отдых в семье.

1

7

Конкурс рисунков «Моя семья»

1

8

Кто мои соседи? Взаимоотношения с соседями

1

9

Моему городу 335 лет.

1

10

История возникновения Сызрани.

1

11-12

Казанский кафедральный собор г.Сызрани. Экскурсия

2

13

Сызрань сегодня. Просмотр презентаций.

1

14

Конкурс рисунков «Мой город».

1

15

Чьи имена носят улицы нашего города

1

16-17

Проект «Улицы моего города»

2

18

Погода нашей местности (тепло, холод, облачность, осадки).

1

19

Осенняя экскурсия в парк.

1

20

Викторина "Сезонные изменения в природе".

1

21

Растения и животные вокруг нас. Бережное отношение к растениям и животным. Милосердное отношение к братьям нашим меньшим.

1

22

Растения сада и огорода

1

23

Разучивание песни  «Наш край»

1

24

Культурные памятники нашего города

1

25

Посещение драматического театра.  

1

26-27

Посещение библиотеки №18.

2

28

Встреча с писателями и поэтами г.Сызрани.

1

29

Посещение филиала  музея имени Н.Рериха.

1

30-31

Чтение рассказов о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны.

1

32

Встреча с интересными людьми города Сызрани

1

33

КВН "Хочу   всё  знать".

1

2 класс - 34 часа

Темы занятий.

Кол-во часов

1

Моя семья. Профессии  моих родителей.

1

2

Взаимоотношения в семье. Чтение стихов о маме, папе, бабушке и дедушке.

1

3

Почитание родителей. Чтение библейских историй.

1

4

Составление родословной. Что  я знаю о своих бабушках и дедушках.

1

5-6

Проект «Родословная моей семьи»

2

7

История моей семьи.

1

8

Традиции и праздники моей семьи. Выставка поделок.

1

9

Составление кроссворда «Профессии моих родственников»

1

10

С чего всё начиналось. Основатель г Сызрани – Г. Козловский.

1

11

Город-крепость.

1

12

Христорождественский собор. Экскурсия.

1

13-14

Просмотр презентаций «Сызрань – моя малая родина».

2

15

Первые постройки.

1

16

Вознесенский мужской монастырь.

1

17

Небесные покровители и спасители земли русской. Явление иконы Феодоровской Божией матери.

1

18

Святой источник иконы Феодоровской Божией матери, с.Кашпир.

1

19

Деревья, кустарники, травы нашей местности.

1

20

Дикорастущие и культурные растения в Сызранском районе.

1

21

Дикие и домашние животные. Охрана растений и животных.

1

22

Реки:  Волга, Сызранка, Крымза, Кубра. Охрана реки.

Проект «Водоёмы нашего края»

1

23

Беседа о состоянии зеленых насаждений около дома. Уход  за саженцами. Оказание посильной практической помощи.

1

24

Лекарственные растения нашей местности. Птицы нашей местности. Забота о птицах.

1

25-26

Чтение экологических сказок. Правила экологической безопасности. Экология нашего города.

2

27

Посещение библиотеки №18

1

28

Экскурсия в школьный музей.

1

29

Традиционные праздники русского народа "Масленица", "Святки".

1

30

Посещение драматического театра.  

1

31

Традиционные праздники татарского народа "Сабантуй".

1

32

Знакомство с произведениями местных писателей: сказка Е.Панфиловой

1

33

Знакомство с произведениями  местных поэтов  

 Г Цыплёнковой, Е.Мироновой,  встречи с ними

1

34

Традиционные праздники города. Живописное место, где проходит праздник "Сызранский помидор".

1

3 класс - 34 часа

№п/п

Темы занятий.

Кол-во часов.

1

Моя семья. Мои ближайшие родственники и предки.

1

2

Традиции празднования именин.

1

3

Вклад моих родителей в развитие города.  

1

4-5

Конкурс сочинений «Все работы хороши»   Оформление фотоальбома «Сохраните семейный альбом».

2

6

Семья – это семь я. Что для меня семья. Взаимоотношения в семье. Помощь старшим. Забота о младших.

1

7

Моя семья. Интересное в биографии моих родителей.

1

8

История моей семьи в истории  моей страны.

1

9

Ссоздание проекта «Моя семья»

1

10

Храмы Самарской области, которым более 100 лет. Церковь Ильи Пророка. г.Сызрань

11

Храм Рождества Христова. п.Волжский

12

Храм Богоявления Господня. с.Курумоч

13

Церковь Михаила Архангела.с.Красноармейское

14

Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь.с.Винновка

15

Сызрань – главный город в нашем крае в 18 веке

1

16

Экскурсия в Выставочный зал

1

17

Сызрань – торговый центр Поволжья.

1

18

Железнодорожный узел Сызрани. Царский мост.

1

19

Районные центры и города  Самарской области. Достопримечательности Самары (просмотр видеофильма).

1

20

Народы моей области.  Дружеское отношение к людям разных  национальностей.  Проект «Города Самарской  области»  

1

21

Полезные ископаемые нашей местности.

1

22

Растениеводство и животноводство края.

1

23

Основные культуры, выращиваемые в крае.  

1

24

Основные сельскохозяйственные животные края.

1

25

Красная книга Самарской области

26

Заповедники и заказники Самарской области

1

27

Конкурс «Знаешь ли ты свой край?»

1

28

Участие в посадке деревьев (практическая работа).

1

29

Экскурсия в Сызранский музей краеведения.

1

30

Посещение драматического театра.  

1

31

Проект «Национальные костюмы народов нашего края»

1

32

Писатели и поэты нашего края. Разучивание гимна гСызрани

1

33

Посещение центральной библиотеки г.Сызрани

1

34

Возложение цветов к Памятнику Г.Жукова

1

4 класс - 34 часа

№п/п

Темы занятий.

Кол-во часов.

1-2

Твоя родословная. Проекты.

2

3

Христианская семья. Библейские истории о взаимоотношениях в семье.

1

4

Конкурс сочинений о семье.

1

5-6

Защитники Отечества  в моей семье. Проекты.

2

7

Создание презентации «Моя семья»

1

8

Современные православные храмы города Сызрани. Свято-Троицкий православный храм

1

9

Православный Приход храма во имя святой мученицы Татианы

1

10

Пантелеимоновский храм

1

11

Храм Георгия Победоносца.

1

12-13

Наши земляки-защитники Отечества в годы Великой Отечественной войны.

2

14

Труженики тыла г.Сызрани фронту.

1

15-16

Исследовательские проекты «Спасибо деду за Победу!»

2

17

Экскурсия к Вечному огню.  

1

18

Экскурсия в краеведческий музей.  

1

19

Автобусная экскурсия по городу.

1

20

Поверхность нашего края . Подземные богатства края, их охрана.

1

21

Водоёмы нашего края.

1

22

Леса и луга нашего края.

1

23

Охрана природы.

1

24

Что даёт наш край стране.

1

25

Экскурсия на промышленные предпрятия города

1

26

Символы города Сызрани.

1

27

Символы города Самары.

1

28

Каким бы ты хотел видеть родной край в будущем. Конкурсы рисунков и сочинений.

1

29

Люди, прославившие наш город.

1

30

Экологические проблемы Самарской области. Пути их решения.

1

31

Экскурсия на промышленные предприятия города

1

32

Презентация – викторина «Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей!»

1

33

Посещение драматического театра

1

34

Просмотр видеофильма о Самарской земле. Достопримечательности Самарской области

1

Список использованной литературы для учителя.

  1. Антонов Ю.Е. "Как научить детей любить Родину", М., Аркти, 2003 г.
  2. Зенина Т.Н. "Подружись с природой", М.; ООО "Такер ТМ", 2003 г.
  3. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. "Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры": Учебн.-метод.пособие.-М.:"Гуманитарный изд.центр"Владос", 2002 г.
  4. Юдина И.Г. "Природоведение" "Нестандартные уроки и творческие задания", 1-4 классы, издательство "Учитель -АСТ", Волгоград, 2002 г.
  5. Сызранская бывальщина: Сказы, легенды, были о Сызрани. – Сызрань, 1994.
  6. Горелов М.С. Природа Куйбышевской области. Куйбышевское книжное издательство 1990г.
  7. Введение в Самарское краеведение 2003г.
  8. Самарский край в судьбах России 2006г
  9.  Матвеева Г.И. Край Самарский 1984г
  10.  Виданов М.П. Памятники Самарского края . Программа и методическое   пособие. Самара 2001г.
  11. Сызрань. Годы. Люди.
  12. Самарская область. География и история, экономика и культура. Учебное пособие. Самара, «Самарский Дом печати», 2001.
  13. И.Б.Васильев, Г.И.Матвеева «У истоков истории Самарского Поволжья», Куйбышевское книжное издательство, 1986г.
  14. Самарская летопись. Очерки истории Самарского края с древнейших времён до наших дней. В трёх книгах. «Самарский университет», 1993, 1998гг.
  15.  Презентация «Моя Самара»
  16. Презентация – викторина «Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей!»
  17. . Учебная программа курса «Основы Православной культуры». Самара.ООО Медиа-книга, 2014. Автор: архимандрит Георгий(Шестун) и др.

Список использованной литературы для учащихся.

  1. Сызранская бывальщина: Сказы, легенды, были о Сызрани. – Сызрань, 1994г.
  2. Е.Соляник «Ангелы наши спасители и покровители» Белгород, 2015г.
  3. «Самарский край», Самара, 1996г
  4. С.Аксаков «Рассказы о родной природе», М. «Мир искателя», 2012г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"

Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...

Авторская программа элективных курсов "Мой край родной, моя земля"

Именно с детских лет, взрослые приучают маленького человека любить и гордиться Родиной, какой бы она ни была. Они учат уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"

Рабочая программа к курсу «Родной край» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Курс  введен в часть ...

Программа внеурочной деятельности "Мой край родной..."

Данная программа направлена на  изучение  младшим школьником особенностей природы Краснодарского края. Они узнают об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, ко...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс

Программа содержит календарно-тематическое планирование  на 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...

Авторская программа внеурочной деятельности по родному (татарскому) языку "В мире слов"

В настоящее время популяризация и более глубокое изучение родного языка является неоспоримым фактом. Чтобы развить у учащихся интерес к предмету, пробудить желание лучше знать свой родной язык, необхо...