Авторская программа внеурочной деятельности "История родного края."
рабочая программа по истории (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности рассчитана на 4 года обучения -1 час в неделю. Программу могут использовать в своей работе учителя начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rodnogo_kraya.doc | 201 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №17 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«История родного края»
Учитель:
Голубева Т.А.
Пояснительная записка
Программа кружка «История родного края» представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков, воспитание уважения к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить.
Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы «История родного края», ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.
Ведущей идеей программы «История родного края» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю.
Общая характеристика программы:
Цель:
- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
• формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:
воображения, памяти, мышления, речи;
• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Воспитательные:
• воспитывать уважение и любовь к родному краю;
• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;
• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.
Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Использование широкого спектра методических приемов и форм создаст условия для самореализации учащихся:
- беседа, экскурсии;
- творческие работы;
- работа с картой России, Самарской области, родного города Сызрани;
- сообщения учащихся на различные темы;
- конкурсы, игры, праздники;
-встречи с интересными людьми;
-проекты;
-компьютерные презентации и др.
В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:
• инициирование и поддержание самоуправления в группах;
• организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;
• организация воспитывающей предметно - эстетической среды, окружающей школьников;
• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта
подражания;
• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;
• организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
.
Программа кружка «История родного края» рассчитана на 33 часа в 1 классе и 34 часа во 2 – 4 классах (1 час в неделю)
Курс рассчитан на 4 года. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: библиотеки, краеведческий музей, театр, выставочный зал, другие культурные учреждения, предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, не перегружая детей младшего возраста излишней информацией, с включением в ее содержание такого материала, который поможет ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение.
Программа состоит из четырёх разделов: «Ты – член семьи и общества», «Сызрань православная от начала до сегодняшнего дня», «Природа нашего края», «Культура края», На изучение каждого раздела указано примерное количество часов.
Содержание программы.
Классы | Разделы | ||||
Ты - член семьи и общества | Сызрань православная от начала до сегодняшнего дня. | Природа нашего края | , Культура края | Всего часов | |
1 класс | 7 | 9 | 8 | 9 | 33 |
2 класс | 8 | 10 | 8 | 8 | 34 |
3 класс | 8 | 12 | 9 | 5 | 34 |
4 класс | 7 | 12 | 9 | 6 | 34 |
I.
Ты член семьи и общества.
1 класс (7 ч.)
С чего начинается Родина? Моя семья. Состав семьи, сколько поколений живет в семье. Ф.И.О. моих родителей. Где и кем они работают. Взаимопомощь в семье. Уважение и внимание к старшим. Забота о младших. Совместный труд и отдых. Конкурс рисунков «Моя семья»
2 класс (8 ч.)
Моя семья. Профессии моих родителей. Взаимоотношения в семье. Почитание родителей. Составление родословной. Что я знаю о своих бабушках и дедушках. История моей семьи. Традиции и праздники моей семьи.
3 класс (8 ч.)
Моя семья. Мои ближайшие родственники и предки. Традиции празднования именин. Вклад моих родителей в развитие города. Конкурс сочинений «Все работы хороши…» Конкурс «Я - фоторепортёр». Оформление фотоальбома «Сохраните семейный альбом». Семья – это семь я.
4 класс (7 ч.)
Твоя родословная. Христианская семья. Библейские истории о взаимоотношениях в семье. Конкурс сочинений о семье. Защитники Отечества в моей семье. Создание презентации «Моя семья»
II.
Сызрань православная от начала до сегодняшнего дня.
1 класс (9 ч.)
Моему городу 335 лет. История возникновения Сызрани. Казанский кафедральный собор(1866г). Экскурсия в Казанский кафедральный собор. Сызрань сегодня. Конкурс рисунков «Мой город». Чьи имена носят улицы нашего города.
2 класс (10 ч.)
С чего всё начиналось. Основатель г.Сызрани – воевода Г. Козловский. Город-крепость. Христорождественский собор. Экскурсия. Первые постройки. Вознесенский мужской монастырь. Экскурсия. Небесные покровители и спасители земли русской. Явление иконы Феодоровской Божией матери. Святой источник иконы Феодоровской Божией матери (1713г, с.Кашпир) Экскурсия. Просмотр презентации «Сызрань – моя малая родина»..
3 класс (12ч.)
Сызрань – главный город в нашем крае в 18 веке. Храмы Самарской области, которым более 100 лет. Церковь Илии Пророка (г.Сызрань, 1776г.) Экскурсия. Храм Рождества Христова п.Волжский (1702г.) Храм Богоявления Господня с.Курумоч (1912г.) Церковь Михаила Архангела с.Красноармейское (1849г). Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь с.Винновка (1770г.) Экскурсия в Выставочный зал. Сызрань – торговый центр Поволжья. Железнодорожный узел г.Сызрани. Царский мост.
4 класс (12ч.)
Современные православные храмы города Сызрани. Свято-Троицкий православный храм. (2000г.) Экскурсия. Православный Приход храма во имя святой мученицы Татианы.(2011г.) Экскурсия. Пантелеимоновский храм г.Сызрани (2003г)Экскурсия. Храм Георгия Победоносца. (2007г). Труженики тыла г.Сызрани фронту. Наши земляки-защитники Отечества в годы Великой Отечественной войны. Исследовательские проекты «Спасибо деду за победу!» Экскурсия к Вечному огню. Автобусная экскурсия по городу. Экскурсия в краеведческий музей.
III.
Природа нашего края.
1 класс (8ч.)
Погода нашей местности (тепло, холод, облачность, осадки). Времена года. Основные особенности и отличия каждого времени года.
Растения сада и огорода. Милосердное отношение к животным. Животные вокруг нас. Бережное отношение к растениям и животным.
2 класс (8ч.)
Деревья, кустарники, травы нашей местности. Дикорастущие и культурные растения в Сызранском районе. Дикие и домашние животные. Охрана растений и животных. Правила поведения в природе. Природа-это родной дом и Божий храм.
Растения и животные нашей местности, включенные в Красную Книгу. Лекарственные растения нашей местности. Птицы нашей местности. Забота о птицах.
3 класс (9ч.)
Полезные ископаемые нашей местности. Почвы. Растениеводство и животноводство края. Основные культуры, выращиваемые в крае. Основные сельскохозяйственные животные края. Красная книга Самарской области. Заповедники и заказники Самарской области. Конкурс презентаций «Береги родной край!»
4 класс (9ч.)
Поверхность нашего края. Водоемы: реки, родники, озера, пруды. Леса и луга. Их охрана. Природные ресурсы края. Что дает наш край стране.
Конкурс сочинений «Будущее моего края». Экологические проблемы края. Экскурсия на промышленные предприятия г.Сызрани.
IV.
Культура края.
1 класс ( 9ч.)
Разучивание песни "Наш край", музыка Д.Кабалевского. Культурные памятники нашего города. Посещение драматического театра. Посещение библиотеки №18. Чтение рассказов о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны. Встреча с писателями и поэтами г.Сызрани. Посещение филиала музея имени Н.Рериха.
2 класс (8ч.)
Экскурсия в школьный музей. Посещение драматического театра. Изучение фольклора русского народа. Традиционные праздники русского народа "Масленица", "Святки". Традиционные праздники татарского народа "Сабантуй". Праздник «Сызранский помидор». Встреча с писателями и поэтами города Сызрани.
3 класс (5ч.)
Экскурсия в Сызранский музей краеведения. Посещение драматического театра. Изучение сборника стихов местных поэтов-земляков. Возложение цветов к памятнику Г.Жукова. Посещение центральной библиотеки г.Сызрани
Разучивание гимна г.Сызрани (слова В. Суркова, музыка С.Иванченко.)
4 класс (6ч.)
Экскурсия по г.Сызрани. Посещение драматического театра. Писатели и поэты нашего края. Просмотр видеофильма о Самарской земле. Знакомство с достопримечательностями Самарской области.
Тематическое планирование.
1 класс – 33часа
№ | Темы занятий | Кол-во часов |
1-2 | С чего начинается Родина? Моя семья. Состав семьи, сколько поколений живет в семье | 2 |
3 | Ф.И.О. моих родителей. Где и кем они работают. | 1 |
4 | Взаимопомощь в семье. Уважение и внимание к старшим. Забота о младших. | 1 |
5 | Проект «Моя семья» | 1 |
6 | Совместный труд и отдых в семье. | 1 |
7 | Конкурс рисунков «Моя семья» | 1 |
8 | Кто мои соседи? Взаимоотношения с соседями | 1 |
9 | Моему городу 335 лет. | 1 |
10 | История возникновения Сызрани. | 1 |
11-12 | Казанский кафедральный собор г.Сызрани. Экскурсия | 2 |
13 | Сызрань сегодня. Просмотр презентаций. | 1 |
14 | Конкурс рисунков «Мой город». | 1 |
15 | Чьи имена носят улицы нашего города | 1 |
16-17 | Проект «Улицы моего города» | 2 |
18 | Погода нашей местности (тепло, холод, облачность, осадки). | 1 |
19 | Осенняя экскурсия в парк. | 1 |
20 | Викторина "Сезонные изменения в природе". | 1 |
21 | Растения и животные вокруг нас. Бережное отношение к растениям и животным. Милосердное отношение к братьям нашим меньшим. | 1 |
22 | Растения сада и огорода | 1 |
23 | Разучивание песни «Наш край» | 1 |
24 | Культурные памятники нашего города | 1 |
25 | Посещение драматического театра. | 1 |
26-27 | Посещение библиотеки №18. | 2 |
28 | Встреча с писателями и поэтами г.Сызрани. | 1 |
29 | Посещение филиала музея имени Н.Рериха. | 1 |
30-31 | Чтение рассказов о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны. | 1 |
32 | Встреча с интересными людьми города Сызрани | 1 |
33 | КВН "Хочу всё знать". | 1 |
2 класс - 34 часа
№ | Темы занятий. | Кол-во часов |
1 | Моя семья. Профессии моих родителей. | 1 |
2 | Взаимоотношения в семье. Чтение стихов о маме, папе, бабушке и дедушке. | 1 |
3 | Почитание родителей. Чтение библейских историй. | 1 |
4 | Составление родословной. Что я знаю о своих бабушках и дедушках. | 1 |
5-6 | Проект «Родословная моей семьи» | 2 |
7 | История моей семьи. | 1 |
8 | Традиции и праздники моей семьи. Выставка поделок. | 1 |
9 | Составление кроссворда «Профессии моих родственников» | 1 |
10 | С чего всё начиналось. Основатель г Сызрани – Г. Козловский. | 1 |
11 | Город-крепость. | 1 |
12 | Христорождественский собор. Экскурсия. | 1 |
13-14 | Просмотр презентаций «Сызрань – моя малая родина». | 2 |
15 | Первые постройки. | 1 |
16 | Вознесенский мужской монастырь. | 1 |
17 | Небесные покровители и спасители земли русской. Явление иконы Феодоровской Божией матери. | 1 |
18 | Святой источник иконы Феодоровской Божией матери, с.Кашпир. | 1 |
19 | Деревья, кустарники, травы нашей местности. | 1 |
20 | Дикорастущие и культурные растения в Сызранском районе. | 1 |
21 | Дикие и домашние животные. Охрана растений и животных. | 1 |
22 | Реки: Волга, Сызранка, Крымза, Кубра. Охрана реки. Проект «Водоёмы нашего края» | 1 |
23 | Беседа о состоянии зеленых насаждений около дома. Уход за саженцами. Оказание посильной практической помощи. | 1 |
24 | Лекарственные растения нашей местности. Птицы нашей местности. Забота о птицах. | 1 |
25-26 | Чтение экологических сказок. Правила экологической безопасности. Экология нашего города. | 2 |
27 | Посещение библиотеки №18 | 1 |
28 | Экскурсия в школьный музей. | 1 |
29 | Традиционные праздники русского народа "Масленица", "Святки". | 1 |
30 | Посещение драматического театра. | 1 |
31 | Традиционные праздники татарского народа "Сабантуй". | 1 |
32 | Знакомство с произведениями местных писателей: сказка Е.Панфиловой | 1 |
33 | Знакомство с произведениями местных поэтов Г Цыплёнковой, Е.Мироновой, встречи с ними | 1 |
34 | Традиционные праздники города. Живописное место, где проходит праздник "Сызранский помидор". | 1 |
3 класс - 34 часа
№п/п | Темы занятий. | Кол-во часов. |
1 | Моя семья. Мои ближайшие родственники и предки. | 1 |
2 | Традиции празднования именин. | 1 |
3 | Вклад моих родителей в развитие города. | 1 |
4-5 | Конкурс сочинений «Все работы хороши» Оформление фотоальбома «Сохраните семейный альбом». | 2 |
6 | Семья – это семь я. Что для меня семья. Взаимоотношения в семье. Помощь старшим. Забота о младших. | 1 |
7 | Моя семья. Интересное в биографии моих родителей. | 1 |
8 | История моей семьи в истории моей страны. | 1 |
9 | Ссоздание проекта «Моя семья» | 1 |
10 | Храмы Самарской области, которым более 100 лет. Церковь Ильи Пророка. г.Сызрань | |
11 | Храм Рождества Христова. п.Волжский | |
12 | Храм Богоявления Господня. с.Курумоч | |
13 | Церковь Михаила Архангела.с.Красноармейское | |
14 | Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь.с.Винновка | |
15 | Сызрань – главный город в нашем крае в 18 веке | 1 |
16 | Экскурсия в Выставочный зал | 1 |
17 | Сызрань – торговый центр Поволжья. | 1 |
18 | Железнодорожный узел Сызрани. Царский мост. | 1 |
19 | Районные центры и города Самарской области. Достопримечательности Самары (просмотр видеофильма). | 1 |
20 | Народы моей области. Дружеское отношение к людям разных национальностей. Проект «Города Самарской области» | 1 |
21 | Полезные ископаемые нашей местности. | 1 |
22 | Растениеводство и животноводство края. | 1 |
23 | Основные культуры, выращиваемые в крае. | 1 |
24 | Основные сельскохозяйственные животные края. | 1 |
25 | Красная книга Самарской области | |
26 | Заповедники и заказники Самарской области | 1 |
27 | Конкурс «Знаешь ли ты свой край?» | 1 |
28 | Участие в посадке деревьев (практическая работа). | 1 |
29 | Экскурсия в Сызранский музей краеведения. | 1 |
30 | Посещение драматического театра. | 1 |
31 | Проект «Национальные костюмы народов нашего края» | 1 |
32 | Писатели и поэты нашего края. Разучивание гимна гСызрани | 1 |
33 | Посещение центральной библиотеки г.Сызрани | 1 |
34 | Возложение цветов к Памятнику Г.Жукова | 1 |
4 класс - 34 часа
№п/п | Темы занятий. | Кол-во часов. |
1-2 | Твоя родословная. Проекты. | 2 |
3 | Христианская семья. Библейские истории о взаимоотношениях в семье. | 1 |
4 | Конкурс сочинений о семье. | 1 |
5-6 | Защитники Отечества в моей семье. Проекты. | 2 |
7 | Создание презентации «Моя семья» | 1 |
8 | Современные православные храмы города Сызрани. Свято-Троицкий православный храм | 1 |
9 | Православный Приход храма во имя святой мученицы Татианы | 1 |
10 | Пантелеимоновский храм | 1 |
11 | Храм Георгия Победоносца. | 1 |
12-13 | Наши земляки-защитники Отечества в годы Великой Отечественной войны. | 2 |
14 | Труженики тыла г.Сызрани фронту. | 1 |
15-16 | Исследовательские проекты «Спасибо деду за Победу!» | 2 |
17 | Экскурсия к Вечному огню. | 1 |
18 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 |
19 | Автобусная экскурсия по городу. | 1 |
20 | Поверхность нашего края . Подземные богатства края, их охрана. | 1 |
21 | Водоёмы нашего края. | 1 |
22 | Леса и луга нашего края. | 1 |
23 | Охрана природы. | 1 |
24 | Что даёт наш край стране. | 1 |
25 | Экскурсия на промышленные предпрятия города | 1 |
26 | Символы города Сызрани. | 1 |
27 | Символы города Самары. | 1 |
28 | Каким бы ты хотел видеть родной край в будущем. Конкурсы рисунков и сочинений. | 1 |
29 | Люди, прославившие наш город. | 1 |
30 | Экологические проблемы Самарской области. Пути их решения. | 1 |
31 | Экскурсия на промышленные предприятия города | 1 |
32 | Презентация – викторина «Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей!» | 1 |
33 | Посещение драматического театра | 1 |
34 | Просмотр видеофильма о Самарской земле. Достопримечательности Самарской области | 1 |
Список использованной литературы для учителя.
- Антонов Ю.Е. "Как научить детей любить Родину", М., Аркти, 2003 г.
- Зенина Т.Н. "Подружись с природой", М.; ООО "Такер ТМ", 2003 г.
- Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. "Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры": Учебн.-метод.пособие.-М.:"Гуманитарный изд.центр"Владос", 2002 г.
- Юдина И.Г. "Природоведение" "Нестандартные уроки и творческие задания", 1-4 классы, издательство "Учитель -АСТ", Волгоград, 2002 г.
- Сызранская бывальщина: Сказы, легенды, были о Сызрани. – Сызрань, 1994.
- Горелов М.С. Природа Куйбышевской области. Куйбышевское книжное издательство 1990г.
- Введение в Самарское краеведение 2003г.
- Самарский край в судьбах России 2006г
- Матвеева Г.И. Край Самарский 1984г
- Виданов М.П. Памятники Самарского края . Программа и методическое пособие. Самара 2001г.
- Сызрань. Годы. Люди.
- Самарская область. География и история, экономика и культура. Учебное пособие. Самара, «Самарский Дом печати», 2001.
- И.Б.Васильев, Г.И.Матвеева «У истоков истории Самарского Поволжья», Куйбышевское книжное издательство, 1986г.
- Самарская летопись. Очерки истории Самарского края с древнейших времён до наших дней. В трёх книгах. «Самарский университет», 1993, 1998гг.
- Презентация «Моя Самара»
- Презентация – викторина «Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей!»
- . Учебная программа курса «Основы Православной культуры». Самара.ООО Медиа-книга, 2014. Автор: архимандрит Георгий(Шестун) и др.
Список использованной литературы для учащихся.
- Сызранская бывальщина: Сказы, легенды, были о Сызрани. – Сызрань, 1994г.
- Е.Соляник «Ангелы наши спасители и покровители» Белгород, 2015г.
- «Самарский край», Самара, 1996г
- С.Аксаков «Рассказы о родной природе», М. «Мир искателя», 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"
Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...
Авторская программа элективных курсов "Мой край родной, моя земля"
Именно с детских лет, взрослые приучают маленького человека любить и гордиться Родиной, какой бы она ни была. Они учат уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стр...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"
Рабочая программа к курсу «Родной край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Курс введен в часть ...
Программа внеурочной деятельности "Мой край родной..."
Данная программа направлена на изучение младшим школьником особенностей природы Краснодарского края. Они узнают об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, ко...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс
Программа содержит календарно-тематическое планирование на 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"
Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...
Авторская программа внеурочной деятельности по родному (татарскому) языку "В мире слов"
В настоящее время популяризация и более глубокое изучение родного языка является неоспоримым фактом. Чтобы развить у учащихся интерес к предмету, пробудить желание лучше знать свой родной язык, необхо...