Конспекты уроков окружающего мира.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Лыкова Наталья Александровна

Работая по методичекому комплекту "Образовательная система "Школа 2100", мне пришлось изучить системно - деятельностный подход и принцып минимакса. В связи с этим я разработала конспекты уроков и провела эти уроки. кроме этого в данных уроках представлены методические приёмы работы в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «От Древней Руси к Московскому государству»

Учебная цель: повторить и закрепить знания о том, как образовалась Древняя Русь и Московское государство. Закрепить понятия: государство, Родина, век, общество, закон, история, Древняя Русь, культура, Московское государство.

Развивающая цель: развивать логическое мышление, память , речь, образное мышление, внимание.

Воспитывающая цель: воспитывать культуру поведения, культуру общения, патриотизм.

Развитие УУД. 

Личностные: проявлять интерес к изучаемому предмету; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;

Регулятивные: принимать и сохранять учебный материал и активно включаться в учебную деятельность на уроке; определять цель учебной деятельности самостоятельно; составлять план действий при отработке способа; сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять устно свою речь; учиться подтверждать аргументы фактами; прогнозировать последствия коллективных решений; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные: выполнять анализ; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие.

Играет музыка из кантаты «Александр Невский» Г.Свиридова.

- Какая музыка звучит? Почему?

  1. Тема и целеполагание.

- Сегодня урок повторения, как вы думаете, что будем делать? (отвечать на вопросы, вспоминать исторические события, даты, работать с «рекой времени», рассказывать о памятниках культуры и истории и др.)

- Наши герои со страниц учебника Анюта и Илюша поспорили. Анюта говорит, что историю изучать не нужно. А Илюша утверждает, что история нужна. Как вы думаете? (ответы детей)

- Какой вопрос возникает на уроке?

Для чего нужно изучать историю родной страны?

- Мы начали изучать историю, и первые полученные знания мы покажем сегодня на уроке. К этому вопросу мы вернёмся в конце урока.

  1. Актуализация знаний.

-        Этот этап урока проходит в форме игры. Заранее учащиеся разбиты  на группы и определены лидеры в группах. Было дано домашнее задание: придумать название команды, связанное с историческим понятием и оформить его красочно.

-        Игра состоит из 7 раундов. Каждый раунд содержит вопросы на определённую тему. За верные и полные ответы команда будет получать жетоны. Каждый жетон будет идти в зачёт команде и лично отвечающему.

-        необходимо вспомнить правила работы в группе: дети говорят:

- слушай внимательно партнера по общению;

- переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял;

- отмечай прежде всего положительное;

- уважай чужие ошибки. Вежливо объясни свое мнение;

- старайся работать хорошо;

- при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой просит об этом;

- результатом работы пары/группы является ваше общее мнение;

- помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;

- поблагодари партнера за работу.

Раунд 1.

Представление команд.

Каждый командир говорит название своей команды и почему так назвал.

1 команда: Цари

2 команда: Князья

3 команда: Фрески

4 команда: Бояре.

Жетон выдаётся каждой команде, командиру или тому, кто придумывал название.

-        Чтобы выполнить это задание, необходимо знать эти понятия.

-         Для чего нам нужно знать понятия по истории?

Раунд 2

Река времени.

Работа в рабочей тетради стр. 28 и в учебнике стр.6-7. Каждой группе выдаются конверт с заданием. Дети совещаются, и показывают на Реке времени.

1 группа: покажите на реке времени времена Киевской или древней Руси. IX – VIII века.

2 группа: покажите на реке времени времена Московского государства XIV – XVII в.в.

3 группа: покажите на реке времени  Современное время 2013 г.

4 группа: покажите на реке времени Батыево нашествие 1237 – 1242 г.г.

- Для чего необходимо знать и уметь находить на реке времени события?

Раздаются жетоны.

Раунд 3

В конвертах №3  каждой группе выдаются даты. Необходимо определить событие.

1 группа: 1380 г., 882 г. - ?

2 группа: 1237 г, 1480г. - ?

3 группа: 988г., 1242г.- ?

4 группа: 1185г., 1612г - ?

-        Для чего нам нужно знать даты и события?

Жетоны за правильные ответы.

  1. Физкультминутка под музыку
  2. Раунд 4

Имена и лица.

В конвертах №4 написаны имена. Показать на слайде портрет, короткий рассказ об этом человеке.

1 группа: Иван Грозный

2 группа: Александр Невский

3 группа: Дмитрий Донской

4 группа: Сергий Радонежский

Итог: Для чего мы узнаём об исторических личностях?

Выдаются жетоны.

Раунд 5

Памятники культуры.

Задания в конвертах №5. Необходимо рассказать об этом памятнике, где он расположен, зачем его воздвигли?

1 группа: памятник «Тысячелетие России»

2 группа: памятник Минину и Пожарскому

3 группа: памятник Ивану Фёдорову

4 группа: Колокольня Ивана Великого

Итог: - для чего люди ставят памятники?

Жетоны за правильные ответы.

Раунд 6

Исторические понятия.

В конвертах даны понятия, объясните их смысл.

1 группа: закон

2 группа: государство

3 группа: родина

4 группа: общество

Итог: для чего мы изучаем понятия?

За правильные ответы выдаются жетоны.

Раунд 7

Ответьте на вопросы.

В конвертах вопросы:

1 группа: Почему на Руси было введено Христианство?

2 группа: кто такие славяне? Какие славяне жили на территории Древнерусского государства?

3 группа: какие народы жили на территории республики Коми в периоды Древней Руси и Московского государства?

4 группа: почему очень долго длилось Татаро – Монгольское иго?

Итог. Жетоны за верные ответы.

  1. Итоги урока.

Отвечаем на главный вопрос урока: для чего необходимо изучать историю? (Перенимать опыт предков, знать свои корни, традиции, «всё новое – это хорошо забытое старое», учит решать проблемы не силой, напоминает, что войны ведут к разрухе, ущербу, голоду и смерти)

- Какая музыка звучала на уроке? Почему? Какая она по характеру.

  1. Рефлексия.

Что получилось на уроке?

В чём было затруднение?

Почему оно возникло?

Самооценка.

  1. Итоги игры.

Подсчёт жетонов.

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе.

                Приложение 1.

Урок  в  4  классе  по  теме  «Горные  породы  и  минералы»

Цель: сформировать  у  учеников  понятие  о  горных  породах  и  минералах,  их  свойствах,  использование  людьми.

Развитие УУД. 

Личностные: проявлять интерес к изучаемому предмету; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;

Регулятивные: принимать и сохранять учебный материал и активно включаться в учебную деятельность на уроке; определять цель учебной деятельности самостоятельно; составлять план действий при отработке способа; сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять устно свою речь; учиться подтверждать аргументы фактами; прогнозировать последствия коллективных решений; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные: выполнять анализ; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений.

Оборудование: иллюстрации  горных  пород  и  минералов и способы  их  использования  и  добычи,  коллекция  горных  пород  и  минералов,  стакан,  коллекция  «Гранит  и  его  состав».

                             

                          Ход  урока.

1.Орг.  момент.

Проверить  подготовку  детей  к  уроку.

2. Актуализация  знаний  и  постановка  проблемы.

- Назовите  компоненты  неживой  природы   (камень,  вода,  солнце,  воздух,  планеты).

-  Какие  3  оболочки  покрывают  Землю?  (атмосфера,  гидросфера,  литосфера)

-   Что  такое  гидросфера?  (водная  оболочка  Земли).

-  Перечислите  свойства  воды.  (текучесть,  несжимаемость,  растворитель,  расширяется  при  нагревании,  закон  сообщающихся  сосудов)

-  Что  такое  атмосфера?  (воздушная  оболочка)

-  Назовите  свойства  воздуха  (упругость,  плохо  проводит  тепло,  при  нагревании  расширяется)

-  Что  такое  литосфера?  (каменная  оболочка)

-  Из  каких  компонентов  она  состоит?  (глина,  песок,  камни…)

-  Как  они  называются?  (дети  затрудняются  ответить)

-  Какой  возникает  вопрос?  (что  такое  камни,  глина,  песок…)

- Как  вы  думаете,  какая  будет  тема  урока?  (предполагают:  твердая  оболочка,  про  камни  и  др.)

-  Откройте  учебник  на  странице  30  и  прочитайте  тему.

-  Догадались  ли  вы?  (мы  были  близки)

3. Открытие  новых  знаний.

-  Что  такое  горные  породы  и  минералы?  (затруднение)

-  Прочитаем  диалог  Лены  и  Миши  в  учебнике  и  ответим  на  вопрос.

(чтение)

-  Что  узнали  нового  из  этого  диалога?

-  Приведите  примеры  горных  пород  и  минералов.

 Отгадывание  и  описание  г.п.  и  м.

  1. Эта  горная   порода очень  распространена   повсеместно,  используют  в  строительстве,  привозят  на  детские  площадки, сыпучий.

(песок)

Демонстрация,  пересыпать  из  стакана  в  стакан.

-  Какой  он?  (сыпучий,  жёлтый,  белый)

-  Где  используется? (в  строительстве,  изготавливают  кирпичи).

2) Другая  горная  порода  -  если  её  намочить,  она  станет  липкой,  можно  изготавливать  фигурки.

(глина)

-  Какая  она  бывает?  (красная,  голубая,  белая).

-  Где  используется?  (изготавливают  керамическую,  фаянсовую  посуду,  кирпичи,  гончарное  дело…)

3)Эта  горная  порода  есть  в  школе,  белого  цвета,  пишут  на  доске.

(мел)

-  Где  добывают  мел?  Из  чего  он  образован.

  1. Физкультминутка.

Открытие  новых  знаний.  (продолжение)

Работа в парах. Повторим правила сотрудничества. Задание:

    -  Сейчас  вы  внимательно  прочитаете  текст  учебника.  Отметите  горные  породы  и  минералы,  про  какие  ещё  не  говорили. Коротко  скажете  о  них.

-  После  прочтения  беседа  о  мраморе,  лабрадоре,  известняке,  алмазе,  поваренной  соли,  граните  по  плану:

      1. Описание.

      2.Где  применяется.

      3.Демонстрация.  

Затем  учитель  предлагает  рассмотреть  на  доске  схемы,  чтобы  легче  детям  было  осознать,  что  горные  породы  состоят  из  минералов:

ГРАНИТ                               ИЗВЕСТНЯК       ПОВАРЕНАЯ  СОЛЬ

полевой  шпат                      кальцекс

слюда                                                              

кварц

  1. Самостоятельное  применение  знаний.

Задания  в  учебнике  с  1-9  на  страницах  30-33.

6. Рефлексия.

-  Что  узнали  нового  на  уроке?

-  Какое  задание  было  трудным?

-  Как  удалось  найти  ответ?

-  Что  не  удалось  сделать  на  уроке?

-  Как  это  можно  выполнить?

-  Что  унесёте  с  урока  домой?

-  Чем  поделитесь  с  родителями?

7.Итог  урока.

-  Сделайте  короткий  вывод  по  уроку.

Выставление  оценок  за  урок,  запись  домашнего  задания.      

                                             

 Приложение

Урок  в  3  классе  «Прирождённые  разрушители»  (грибы)

Цель:  сформировать  представление  у  школьников  о  том,  что  грибы  являются  отдельным  царством  живой  природы,   о  строение  гриба  и  многообразии  данных  живых  организмов.

Развивать память, мышление, воображение, логику.

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, уважение к старшим, уважение к сверстникам.

Развитие УУД:

Личностные: проявлять интерес к изучаемому предмету; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;

Регулятивные: принимать и сохранять учебный материал и активно включаться в учебную деятельность на уроке; определять цель учебной деятельности самостоятельно; составлять план действий при отработке способа; сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять устно свою речь; учиться подтверждать аргументы фактами; прогнозировать последствия коллективных решений; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные: выполнять анализ; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений.

Оборудование:  макеты  грибов,  таблица  «Строение  гриба», «Грибы», изображение животного и растения.

Ход  урока.

1.Орг.  момент.

2.Актуализация  знаний  и  постановка  проблемы.  

Стр. учебника 120. Откройте её. Читаем диалог героев.

           Лена: Грибы   растут,  как  растения.  Они  не  бегают,  как  животные!

Миша: Грибы  не  зеленые  и  у  них  нет  фотосинтеза,  значит,  они  как  животные.

             Учитель

Ученики

- Что вас удивляет в диалоге наших героев? (побуждение к осознанию противоречия)

-Какой вопрос возникает?  (побуждение к формулированию проблемы)

-Итак, как звучит тема урока?

-Лена и Миша  по - разному говорят про грибы (осознание

противоречия)

- Кто из них прав? Грибы – это растения или животные?

-Грибы  (проблема как тема)

3. Поиск решения проблемы.

Учитель

Ученики

- Как вы  думаете  по  этому  поводу?

( побуждение  к  гипотезам)

- Кто  согласен  с этим мнением? Объясните.(побуждение к проверке)

- Кто думает иначе? Объясните.

(подсказка к контраргументу)

-  Тогда что такое грибы? (побуждение к новой гипотезе)

- Почему вы так считаете? (побуждение к проверке)

- Кто не считает, что грибы относятся к животным? Почему? (подсказка к контраргументу)

 -Какие ещё будут гипотезы?

(побуждение к гипотезе)

- Наводящая схема на доске:

                    ГРИБЫ- ?

РАСТЕНИЯ-?         ЖИВОТНЫЕ-?

-Давайте соберём доказательства этого (побуждение к аргументам)

  Наводящие вопросы:

- Рассмотрите строение на таблице.

- Какая  «профессия» у грибов в экосистеме?

- Могут ли свободно двигаться?

-Есть фотосинтез?

- Как растут?

Как взаимосвязаны с другими организмами?

- Грибы - это  растения (ошибочная  гипотеза)

- Грибы  растут как растения  и питаются  из почвы.

- НО грибы не фотосинтезируют, в них нет хлорофилла, строение совсем отличается от растений.

- Это животные.

- У них, как и у животных, нет фотосинтеза, они питаются, как и животные, органическими веществами.

- Они не похожи по строению и не могут двигаться как животные.

- Молчат.

-Может грибы образуют свою отдельную группу живых организмов. (решающая гипотеза)

- Грибы имеют собственное строение

- В экосистеме являются разрушителями.

- Нет свободы движений как у животных.

- Нет фотосинтеза как у растений.

- Растут с большой скоростью при благоприятных условиях.

- Могут жить в содружестве с другими живыми организмами.

4. Физкультминутка.

Мы с корзинками идём.

Грибов много наберём.

Белый гриб и красный гриб.

Вот опёнок, трутовик,

Сыроежка, масленник,

А мухомор – опасный.

5. Поиск ответа подтверждения в учебнике на стр. 120.    

После  обсуждения  версий  детей  учитель  просит  проверить  их  правильность  с  помощью  книги.  Чтение по-цепочке.

  1. Самостоятельное применение знаний.

Работа   в рабочих тетрадями на стр. 60.

  Учащиеся   в  процессе  поиска  ответа  могут обратиться к      книге.  

Для  поиска  ответов  дети  могут  использовать популярную  литературу.

  1. Фронтальных  вопросов,  

Откроем учебник  на стр.122 и ответим на вопросы.

Групповое  обсуждение  вопросов. Для  этого  ученики  должны  сесть  группами  по  4-6  человек  и  выбрать  капитана,  который  руководит  обсуждением  версий. Повторяем правила работы в группе.

После обсуждения в группах учитель проверяет:

- Что  произошло  бы  на  Земле,  если  бы  исчезли  все  грибы?

- С  деятельностью  каких  грибов  ты  знаком?

- Какое  правило  должны  помнить  все  грибники?

- Какие грибы растут в нашей местности?  

   8. Подведение  итогов.  

-  Вспомните  важнейшие  понятия,  с  которыми  познакомились  на  уроке.  

-    Как они  связаны  друг  с  другом  и  с  другими  темами?

- Поделитесь  опытом  решения  задач  из  учебника-тетради.  

  9. Рефлексия.  

- что я узнал нового?

- в чём было затруднение?

- где было легко?

10. Выставление оценок.

11. Д.з. (Р.т. стр. 60, № 5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...