Конспекты уроков окружающего мира.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Работая по методичекому комплекту "Образовательная система "Школа 2100", мне пришлось изучить системно - деятельностный подход и принцып минимакса. В связи с этим я разработала конспекты уроков и провела эти уроки. кроме этого в данных уроках представлены методические приёмы работы в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытые уроки по окружающему миру | 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «От Древней Руси к Московскому государству»
Учебная цель: повторить и закрепить знания о том, как образовалась Древняя Русь и Московское государство. Закрепить понятия: государство, Родина, век, общество, закон, история, Древняя Русь, культура, Московское государство.
Развивающая цель: развивать логическое мышление, память , речь, образное мышление, внимание.
Воспитывающая цель: воспитывать культуру поведения, культуру общения, патриотизм.
Развитие УУД.
Личностные: проявлять интерес к изучаемому предмету; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;
Регулятивные: принимать и сохранять учебный материал и активно включаться в учебную деятельность на уроке; определять цель учебной деятельности самостоятельно; составлять план действий при отработке способа; сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять устно свою речь; учиться подтверждать аргументы фактами; прогнозировать последствия коллективных решений; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные: выполнять анализ; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений.
Ход урока.
- Организационный момент. Приветствие.
Играет музыка из кантаты «Александр Невский» Г.Свиридова.
- Какая музыка звучит? Почему?
- Тема и целеполагание.
- Сегодня урок повторения, как вы думаете, что будем делать? (отвечать на вопросы, вспоминать исторические события, даты, работать с «рекой времени», рассказывать о памятниках культуры и истории и др.)
- Наши герои со страниц учебника Анюта и Илюша поспорили. Анюта говорит, что историю изучать не нужно. А Илюша утверждает, что история нужна. Как вы думаете? (ответы детей)
- Какой вопрос возникает на уроке?
Для чего нужно изучать историю родной страны?
- Мы начали изучать историю, и первые полученные знания мы покажем сегодня на уроке. К этому вопросу мы вернёмся в конце урока.
- Актуализация знаний.
- Этот этап урока проходит в форме игры. Заранее учащиеся разбиты на группы и определены лидеры в группах. Было дано домашнее задание: придумать название команды, связанное с историческим понятием и оформить его красочно.
- Игра состоит из 7 раундов. Каждый раунд содержит вопросы на определённую тему. За верные и полные ответы команда будет получать жетоны. Каждый жетон будет идти в зачёт команде и лично отвечающему.
- необходимо вспомнить правила работы в группе: дети говорят:
- слушай внимательно партнера по общению;
- переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял;
- отмечай прежде всего положительное;
- уважай чужие ошибки. Вежливо объясни свое мнение;
- старайся работать хорошо;
- при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой просит об этом;
- результатом работы пары/группы является ваше общее мнение;
- помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;
- поблагодари партнера за работу.
Раунд 1.
Представление команд.
Каждый командир говорит название своей команды и почему так назвал.
1 команда: Цари
2 команда: Князья
3 команда: Фрески
4 команда: Бояре.
Жетон выдаётся каждой команде, командиру или тому, кто придумывал название.
- Чтобы выполнить это задание, необходимо знать эти понятия.
- Для чего нам нужно знать понятия по истории?
Раунд 2
Река времени.
Работа в рабочей тетради стр. 28 и в учебнике стр.6-7. Каждой группе выдаются конверт с заданием. Дети совещаются, и показывают на Реке времени.
1 группа: покажите на реке времени времена Киевской или древней Руси. IX – VIII века.
2 группа: покажите на реке времени времена Московского государства XIV – XVII в.в.
3 группа: покажите на реке времени Современное время 2013 г.
4 группа: покажите на реке времени Батыево нашествие 1237 – 1242 г.г.
- Для чего необходимо знать и уметь находить на реке времени события?
Раздаются жетоны.
Раунд 3
В конвертах №3 каждой группе выдаются даты. Необходимо определить событие.
1 группа: 1380 г., 882 г. - ?
2 группа: 1237 г, 1480г. - ?
3 группа: 988г., 1242г.- ?
4 группа: 1185г., 1612г - ?
- Для чего нам нужно знать даты и события?
Жетоны за правильные ответы.
- Физкультминутка под музыку
- Раунд 4
Имена и лица.
В конвертах №4 написаны имена. Показать на слайде портрет, короткий рассказ об этом человеке.
1 группа: Иван Грозный
2 группа: Александр Невский
3 группа: Дмитрий Донской
4 группа: Сергий Радонежский
Итог: Для чего мы узнаём об исторических личностях?
Выдаются жетоны.
Раунд 5
Памятники культуры.
Задания в конвертах №5. Необходимо рассказать об этом памятнике, где он расположен, зачем его воздвигли?
1 группа: памятник «Тысячелетие России»
2 группа: памятник Минину и Пожарскому
3 группа: памятник Ивану Фёдорову
4 группа: Колокольня Ивана Великого
Итог: - для чего люди ставят памятники?
Жетоны за правильные ответы.
Раунд 6
Исторические понятия.
В конвертах даны понятия, объясните их смысл.
1 группа: закон
2 группа: государство
3 группа: родина
4 группа: общество
Итог: для чего мы изучаем понятия?
За правильные ответы выдаются жетоны.
Раунд 7
Ответьте на вопросы.
В конвертах вопросы:
1 группа: Почему на Руси было введено Христианство?
2 группа: кто такие славяне? Какие славяне жили на территории Древнерусского государства?
3 группа: какие народы жили на территории республики Коми в периоды Древней Руси и Московского государства?
4 группа: почему очень долго длилось Татаро – Монгольское иго?
Итог. Жетоны за верные ответы.
- Итоги урока.
Отвечаем на главный вопрос урока: для чего необходимо изучать историю? (Перенимать опыт предков, знать свои корни, традиции, «всё новое – это хорошо забытое старое», учит решать проблемы не силой, напоминает, что войны ведут к разрухе, ущербу, голоду и смерти)
- Какая музыка звучала на уроке? Почему? Какая она по характеру.
- Рефлексия.
Что получилось на уроке?
В чём было затруднение?
Почему оно возникло?
Самооценка.
- Итоги игры.
Подсчёт жетонов.
Выставление оценок.
- Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе.
Приложение 1.
Урок в 4 классе по теме «Горные породы и минералы»
Цель: сформировать у учеников понятие о горных породах и минералах, их свойствах, использование людьми.
Развитие УУД.
Личностные: проявлять интерес к изучаемому предмету; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;
Регулятивные: принимать и сохранять учебный материал и активно включаться в учебную деятельность на уроке; определять цель учебной деятельности самостоятельно; составлять план действий при отработке способа; сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять устно свою речь; учиться подтверждать аргументы фактами; прогнозировать последствия коллективных решений; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные: выполнять анализ; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений.
Оборудование: иллюстрации горных пород и минералов и способы их использования и добычи, коллекция горных пород и минералов, стакан, коллекция «Гранит и его состав».
Ход урока.
1.Орг. момент.
Проверить подготовку детей к уроку.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Назовите компоненты неживой природы (камень, вода, солнце, воздух, планеты).
- Какие 3 оболочки покрывают Землю? (атмосфера, гидросфера, литосфера)
- Что такое гидросфера? (водная оболочка Земли).
- Перечислите свойства воды. (текучесть, несжимаемость, растворитель, расширяется при нагревании, закон сообщающихся сосудов)
- Что такое атмосфера? (воздушная оболочка)
- Назовите свойства воздуха (упругость, плохо проводит тепло, при нагревании расширяется)
- Что такое литосфера? (каменная оболочка)
- Из каких компонентов она состоит? (глина, песок, камни…)
- Как они называются? (дети затрудняются ответить)
- Какой возникает вопрос? (что такое камни, глина, песок…)
- Как вы думаете, какая будет тема урока? (предполагают: твердая оболочка, про камни и др.)
- Откройте учебник на странице 30 и прочитайте тему.
- Догадались ли вы? (мы были близки)
3. Открытие новых знаний.
- Что такое горные породы и минералы? (затруднение)
- Прочитаем диалог Лены и Миши в учебнике и ответим на вопрос.
(чтение)
- Что узнали нового из этого диалога?
- Приведите примеры горных пород и минералов.
Отгадывание и описание г.п. и м.
- Эта горная порода очень распространена повсеместно, используют в строительстве, привозят на детские площадки, сыпучий.
(песок)
Демонстрация, пересыпать из стакана в стакан.
- Какой он? (сыпучий, жёлтый, белый)
- Где используется? (в строительстве, изготавливают кирпичи).
2) Другая горная порода - если её намочить, она станет липкой, можно изготавливать фигурки.
(глина)
- Какая она бывает? (красная, голубая, белая).
- Где используется? (изготавливают керамическую, фаянсовую посуду, кирпичи, гончарное дело…)
3)Эта горная порода есть в школе, белого цвета, пишут на доске.
(мел)
- Где добывают мел? Из чего он образован.
- Физкультминутка.
Открытие новых знаний. (продолжение)
Работа в парах. Повторим правила сотрудничества. Задание:
- Сейчас вы внимательно прочитаете текст учебника. Отметите горные породы и минералы, про какие ещё не говорили. Коротко скажете о них.
- После прочтения беседа о мраморе, лабрадоре, известняке, алмазе, поваренной соли, граните по плану:
1. Описание.
2.Где применяется.
3.Демонстрация.
Затем учитель предлагает рассмотреть на доске схемы, чтобы легче детям было осознать, что горные породы состоят из минералов:
ГРАНИТ ИЗВЕСТНЯК ПОВАРЕНАЯ СОЛЬ
полевой шпат кальцекс
слюда
кварц
- Самостоятельное применение знаний.
Задания в учебнике с 1-9 на страницах 30-33.
6. Рефлексия.
- Что узнали нового на уроке?
- Какое задание было трудным?
- Как удалось найти ответ?
- Что не удалось сделать на уроке?
- Как это можно выполнить?
- Что унесёте с урока домой?
- Чем поделитесь с родителями?
7.Итог урока.
- Сделайте короткий вывод по уроку.
Выставление оценок за урок, запись домашнего задания.
Приложение
Урок в 3 классе «Прирождённые разрушители» (грибы)
Цель: сформировать представление у школьников о том, что грибы являются отдельным царством живой природы, о строение гриба и многообразии данных живых организмов.
Развивать память, мышление, воображение, логику.
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, уважение к старшим, уважение к сверстникам.
Развитие УУД:
Личностные: проявлять интерес к изучаемому предмету; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;
Регулятивные: принимать и сохранять учебный материал и активно включаться в учебную деятельность на уроке; определять цель учебной деятельности самостоятельно; составлять план действий при отработке способа; сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять устно свою речь; учиться подтверждать аргументы фактами; прогнозировать последствия коллективных решений; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные: выполнять анализ; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений.
Оборудование: макеты грибов, таблица «Строение гриба», «Грибы», изображение животного и растения.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний и постановка проблемы.
Стр. учебника 120. Откройте её. Читаем диалог героев.
Лена: Грибы растут, как растения. Они не бегают, как животные!
Миша: Грибы не зеленые и у них нет фотосинтеза, значит, они как животные.
Учитель | Ученики |
- Что вас удивляет в диалоге наших героев? (побуждение к осознанию противоречия) -Какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы) -Итак, как звучит тема урока? | -Лена и Миша по - разному говорят про грибы (осознание противоречия) - Кто из них прав? Грибы – это растения или животные? -Грибы (проблема как тема) |
3. Поиск решения проблемы.
Учитель | Ученики |
- Как вы думаете по этому поводу? ( побуждение к гипотезам) - Кто согласен с этим мнением? Объясните.(побуждение к проверке) - Кто думает иначе? Объясните. (подсказка к контраргументу) - Тогда что такое грибы? (побуждение к новой гипотезе) - Почему вы так считаете? (побуждение к проверке) - Кто не считает, что грибы относятся к животным? Почему? (подсказка к контраргументу) -Какие ещё будут гипотезы? (побуждение к гипотезе) - Наводящая схема на доске: ГРИБЫ- ? РАСТЕНИЯ-? ЖИВОТНЫЕ-? -Давайте соберём доказательства этого (побуждение к аргументам) Наводящие вопросы: - Рассмотрите строение на таблице. - Какая «профессия» у грибов в экосистеме? - Могут ли свободно двигаться? -Есть фотосинтез? - Как растут? Как взаимосвязаны с другими организмами? | - Грибы - это растения (ошибочная гипотеза) - Грибы растут как растения и питаются из почвы. - НО грибы не фотосинтезируют, в них нет хлорофилла, строение совсем отличается от растений. - Это животные. - У них, как и у животных, нет фотосинтеза, они питаются, как и животные, органическими веществами. - Они не похожи по строению и не могут двигаться как животные. - Молчат. -Может грибы образуют свою отдельную группу живых организмов. (решающая гипотеза) - Грибы имеют собственное строение - В экосистеме являются разрушителями. - Нет свободы движений как у животных. - Нет фотосинтеза как у растений. - Растут с большой скоростью при благоприятных условиях. - Могут жить в содружестве с другими живыми организмами. |
4. Физкультминутка.
Мы с корзинками идём.
Грибов много наберём.
Белый гриб и красный гриб.
Вот опёнок, трутовик,
Сыроежка, масленник,
А мухомор – опасный.
5. Поиск ответа подтверждения в учебнике на стр. 120.
После обсуждения версий детей учитель просит проверить их правильность с помощью книги. Чтение по-цепочке.
- Самостоятельное применение знаний.
Работа в рабочих тетрадями на стр. 60.
Учащиеся в процессе поиска ответа могут обратиться к книге.
Для поиска ответов дети могут использовать популярную литературу.
- Фронтальных вопросов,
Откроем учебник на стр.122 и ответим на вопросы.
Групповое обсуждение вопросов. Для этого ученики должны сесть группами по 4-6 человек и выбрать капитана, который руководит обсуждением версий. Повторяем правила работы в группе.
После обсуждения в группах учитель проверяет:
- Что произошло бы на Земле, если бы исчезли все грибы?
- С деятельностью каких грибов ты знаком?
- Какое правило должны помнить все грибники?
- Какие грибы растут в нашей местности?
8. Подведение итогов.
- Вспомните важнейшие понятия, с которыми познакомились на уроке.
- Как они связаны друг с другом и с другими темами?
- Поделитесь опытом решения задач из учебника-тетради.
9. Рефлексия.
- что я узнал нового?
- в чём было затруднение?
- где было легко?
10. Выставление оценок.
11. Д.з. (Р.т. стр. 60, № 5)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.
Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....
Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс
Урок окружающего мира « Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».
-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...